Конспект урока русского
языка для 5 класса
по теме «Служебные части речи»
УМК «Русский язык. 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта
Использованные источники:
1. М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. «Русский язык. 5 класс». Учебник + электронное приложение. М.: Дрофа, 2012.
2. В. В. Львов «Поурочное планирование. Русский язык. 5–9 классы». Методическое пособие. - М.,2011
3. Л. Г. Ларионова. «Русский язык. 5 класс».: Рабочая тетрадь.-М.: Дрофа,2012.
Цели урока:
· обобщить и систематизировать знания об известных частях речи, их грамматических свойствах,
· дать объяснение роли служебных частей речи в предложении,
· развитие письменной и устной речи учащихся.
Задачи урока:
обучающие:
· обобщить знания о самостоятельных частях речи;
· дать определение служебным частям речи, их роли в предложении и тексте;
· закрепить навыки нормативного построения предложения и текста;
развивающие:
· развивать творческие способности учащихся;
· развивать языковые и лингвистические компетенции;
· способствовать формированию компонентов информационной культуры;
воспитательные:
· воспитывать уважительное отношение к русской литературе;
· воспитывать умение работать самостоятельно.
Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).
Планируемые результаты в ходе урока:
Личностные:
· развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты
· уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Предметные:
· научить узнавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных.
· дать понятие о «службе» предлогов, союзов, частиц.
· отработка навыка нахождения и употребления предлогов, союзов, частиц в речи,
· закрепление изученного материала по литературе.
Регулятивные:
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Познавательные:
· осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
Коммуникативные:
· уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации;
Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Самостоятельные и служебные части речи”.
Оценивание на уроке производится с помощь сигнальных карточек:
Красный цвет: СТОП! Материал не понят! Испытываю трудности; требуется помощь!
Зеленый цвет: ВПЕРЕД! Нет проблем! Я все понял, могу идти дальше!
Желтый цвет: ВНИАНИЕ! Испытываю затруднения! Справился с помощью учителя.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
1. Слайд 1. Актуализация опорных знаний.
Мотивация обучающихся.Просмотр видеофильма «У лукоморья дуб зеленый»
Учитель: Ребята, просмотрев видеофильм и прослушав аудиозапись, скажите, из чего состоит наша речь? (Из слов).
Давайте посмотрим на экран (слайд 6):
Слова даны в разброс, объедините их в группы:
1. Мороз, поёшь, солнце, интересный, радость.
2. Думаешь, зима, новый, дремлешь, день, видишь.
3. Сердце, чудесный, друг, читаешь, прелестный.
На какие группы подразделены слова? Обоснуйте ответ.
Кто увидел спрятанную здесь строчку из известного всем стихотворения? Кто автор этих строк? (А. С. Пушкин).
2. Введение в тему.
Учитель: Итак, одни слова обозначают предметы, другие – признаки предмета, третьи – действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «части речи».
II. Основная часть урока
Слайд 3. Задания на повторение.
Составьте и запишите предложения из данных слов, употребляя глаголы в форме прошедшего времени, а существительные и прилагательные в нужном падеже.
Арина Родионовна, нянчить, Пушкин.
Она, рассказывала, он, русские, сказки.
Она, быть, верная, “подруга дней суровых”, поэт.
Проверьте свою работу с эталоном. Оцените себя.
Слайд 4. Работа с текстом. Что у нас получилось?
Прочитайте получившийся текст.
Из каких частей речи состоят данные предложения?
Надпишите названия частей речи над словами.
Слайд 5. Задания по новой теме.
Попробуйте составить предложения из данных слов:
в, и, не, от, про, с, а , к, по, за, у, из, о, как
Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?
Ребята, сделайте предположение, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?
Проверьте свои предположения, откройте учебник с._49__ параграф _24___
Запись темы урока:Служебные части речи.
Определите цель нашего урока.
Ребята, давайте составим план нашего урока:
1. Повторить самостоятельные части речи.
2. Определить тему и цель урока
3. Работа над новой темой урока
4. Закрепить полученные знания
5. Оценить свою работу.
Слайд 6. Задания по новой теме.
На какие группы можно разделить эти слова? (на три группы: предлоги, союзы, частицы.). Слов какой части речи больше?
в, и, не, от, про, но, с, а , к, по, за, у, из, о, как, что, бы
Запишите группы слов в тетрадь, сравните свою работу с образцом
(самопроверка). Просигнализируйте карточками, оценивая себя.
ПРОЧИТАЙТЕ ПРАВИЛО с.50
Слайд 7. Редактирование текста.
Прочитайте данный ряд слов. Кто догадался, из какого произведения эти строки?
Голубыми, небесами,
великолепными, коврами,
блестя, солнце, снег, лежит;
прозрачный, лес, один, чернеет,
ель, сквозь иней, зеленеет,
речка, льдом, блестит.
С помощью каких слов можно восстановить стихотворение.
Слайд 8. Самопроверка.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит; (Запись в тетрадь,
Прозрачный лес один чернеет, ВЗАИМОПРОВЕРКА)
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Слайд 9. Задание по теме. Формулировка правила.
Выпишите сочетания “предлог + существительное”.
Слайд 10.
Под небесами, на солнце, подо льдом.
Сделайте вывод: Для чего служат в предложении предлоги?
Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении.
ПРОЧИТАЙТЕ ПРАВИЛО с.50
Слад 11. Задание по теме. Формулировка правила.
Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите союзы сделайте вывод Какую роль в предложении выполняют союзы?
Слайд 12.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.
Слайд 13. Задание по теме. Формулировка правила ПРОЧИТАЙТЕ ПРАВИЛО с.52
Прочитайте предложение.Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин). Как называется это произведение?
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна (ФОНОГРАММА)
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись, глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Этимология
слова «Инда-даже»
Найдите частицу. Сделайте вывод: Какую роль они играют в данном предложении?
ПРОЧИТАЙТЕ ПРАВИЛО с.52
Слайд 14.
Частицы вносят различные оттенки значений в предложение.
1. Физкультминутка:
III. Тренировочные упражнения:
1) Контроль усвоения знаний.
Упр. №156, спишите предложения 3, 4.
Правду молвить, молодица ведь и впрямь была царица.
Как царица отпрыгнёт,
Да как ручкой замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет.
ВЗАИМОПРОВЕРКА. Сравните с эталоном.
Оцените себя. Кто не допустил ни одной ошибки.
2)Подберите к данным словам и запишите подходящие по значению существительные в нужной форме, используя, если нужно предлоги:
Верить (кому?)…, вера (во что?)…., уверенность (в чем?)…., порадоваться (чему?)….,рассказывать ( о чем?)….., примириться (с чем?)….., вернулся из….., живет в……
(запись на доске для трех групп, подходят и записывают)
Соревнование кто быстрее.
3) ТЕСТ
1.Укажи ряд слов, где указаны только части речи?
1)существительное, прилагательное, окончание;
2)глагол, сказуемое, числительное;
3)прилагательное, глагол, существительное;
4)существительное, определение, прилагательное.
2.Укажи ряд слов, где указаны только служебные части речи?
1) Существительное, местоимение, частица;
2) Глагол, частица, прилагательное;
3) Союз, предлог, числительное;
4) Частица, предлог, союз.
3.Укажите ряд слов, где указаны только предлоги:
1) В, на, за, и, не
2) Под, перед, через, из-за, к
3) Из, над, с, бы, а, но
4) Что, от, из-под, ни
4.Укажите ряд слов, где указаны только союзы:
1) А, но, или, потому что, и
2) Не, же, чтобы, за, к
3) Около, если, из-под, по
4) Не, ни, да, или, перед
5.Укажите ряд слов, где указаны только частицы:
1) О, без, для, не
2) Неужели, что за, не, ли, бы
3) С, и, да, но
4) Или, у, в, а, где
КЛЮЧ: 3,4, 2, 1,2
Сверьте со слайдом. Просигнализируйте, как вы справились с заданием.
IV. Итоги урока.
Слайд 15. Подведение итогов урока
Ребята, какая была тема нашего урока?
Какая была поставлена цель урока? Как вы считаете достигли ли мы цели урока?
Докажите.
Для чего используют служебные части речи?
1. Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении.
2. Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.
3. Частицы вносят различные оттенки значений в предложение.
А как вы думаете, какой литературной теме был посвящен наш урок:
Слайд Урок посвящен общей теме: “А.С.Пушкин–литературные произведения”, построен на материалах из произведений поэта.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ с помощью сигнальных карточек.
Задание на дом.
Рефлексия деятельности на уроке:
1. Сегодня на уроке я узнал….
2. Сегодня на уроке я научился…..
3. После урока мне захотелось……
4. Сегодня на уроке я похвалил бы себя за……..
Слайд 16. Домашнее задание.
1. Ответьте на вопрос: “В чем сходство и различие самостоятельных и служебных частей речи? ” упр.
2. Напишите мини-сочинение: “Зачем мы употребляем в речи предлоги, союзы и частицы”
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок русского языка
"Служебные части речи". 5 класс
Сегодня важно не только научить предметным знаниям, но и научить школьника использовать эти предметные знания в различных жизненных ситуациях. Важно вооружить ученика универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться.
В настоящее время необходимо изменить подход в обучении, применяя различные приемы, методы, технологии в обучении. В связи с этим при организации учебного процесса нужно нацелить обучающегося на формирование УУД:
-саморазвитие;
-самосовершенствование;
-поиск необходимой информации;
-самостоятельное усвоение новых знаний, обеспечивающих социальную компетентность.
Применяя на уроке «Линию урока», учитель решает задачу развития у обучающихсяумения самостоятельного планирования урока.
Цели урока:
· обобщить и систематизировать знания об известных частях речи, их грамматических свойствах,
· дать объяснение роли служебных частей речи в предложении,
· развитие письменной и устной речи учащихся.
Задачи урока:
обучающие:
· обобщить знания о самостоятельных частях речи;
· дать определение служебным частям речи, их роли в предложении и тексте;
· закрепить навыки нормативного построения предложения и текста;
развивающие:
· развивать творческие способности учащихся;
· развивать языковые и лингвистические компетенции;
· способствовать формированию компонентов информационной культуры;
воспитательные:
· воспитывать уважительное отношение к русской литературе;
· воспитывать умение работать самостоятельно.
Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).
Планируемые результаты в ходе урока:
Личностные:
· развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты
· уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Предметные:
· научить узнавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных.
· дать понятие о «службе» предлогов, союзов, частиц.
· отработка навыка нахождения и употребления предлогов, союзов, частиц в речи,
· закрепление изученного материала по литературе.
Регулятивные:
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Познавательные:
· осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
Коммуникативные:
· уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации;
Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Самостоятельные и служебные части речи”.
Оценивание на уроке производится с помощь сигнальных карточек:
Красный цвет: испытываю трудности; требуется помощь
Зеленый цвет: нет проблем;
Желтый цвет: справился с помощью учителя.
Основные этапы современного урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
4. Постановка цели занятия перед учащимися.
5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.
6. Первичная проверка понимания.
7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.
8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.
10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний. Тест.
11. Домашнее задание к следующему уроку.
12. Подведение итогов урока.
По источнику познания на уроке использовались следующие методы:
· словесный (диалог между учителем и учащимися);
· наглядный (презентация);
· практический (выполнение тренировочных заданий с экрана).
По уровням познавательной деятельности:
· объяснительно-иллюстративный (объясняю, иллюстрируя),
· частично- поисковый (поиск различий между служебными и самостоятельными частями речи),
· проблемный (восстановить стихотворение А.С.Пушкина),
· репродуктивный (воспроизведение правила о роли служебных частей речи в словосочетании, предложении и тексте).
Использование на уроках русского языка мультимедийных презентаций обеспечивает более высокий уровень образовательного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся. Особенностью урока являются задания, построенные на материалах из произведений А.С. Пушкина. Таким образом, превращение содержания учебного материала и самого процесса обучения в факторы освоения нового для ребенка нравственного жизненного опыта, личностного этического развития ученика, его подлинного воспитания. Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.