Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи" УМК "Система Занкова"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока русский язык Глагол как часть речи.docx

Конспект урока

Дата проведения: 07.12.2022г.

Класс: 3

УМК: «Система Л.В.Занкова»

Предмет: Русский язык

Тема: Глагол как часть речи

Цель – создание условий для расширения знаний о глаголе.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о числе глаголов. Познакомить с временами глаголов. Вырабатывать умение правильно определять время глагола.

2. Развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание; развивать навык чёткого и красивого письма

3. Содействовать воспитанию познавательного интереса к изучению русского языка.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма проведения: урок - путешествие

 

Вид планируемых УУД

Формируемые УУД

 

Планируемый уровень достижения

Предметные УД

- умение каллиграфически писать буквы

- умение писать словарные слова

- умение выделять основу слова

- умение определять части слова

- умение разбирать слово по составу

- умение ставить ударение

- умение применять правила правописания

- умение определять число глаголов

- умение определять время глаголов

1 уровень – ознакомительный

Регулятивные  УУД

– умение работать по плану

– волевая саморегуляция

– самоконтроль и взаимоконтроль учебной деятельности

- умение осуществлять самооценку, взаимооценку

2 уровень – репродуктивный

Познавательные УУД

– умение анализировать информацию

- умение обобщать полученные знания

- умение закреплять полученную информацию, делать выводы

- умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение

- умение ориентироваться в учебнике

2 уровень – репродуктивный

Коммуникативные УУД

-  умение отвечать на вопросы учителя

– умение слушать, вступать в диалог

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли

- умение адекватно реагировать на замечания учителя

2 уровень – репродуктивный

Личностные  УУД

- выражение отношения познавательного интереса к изучению русского языка;

- выражение любви к чтению;

 

2 уровень – репродуктивный

Учебная литература:

- учебник: Русский язык 3 класс Нечаева, Яковлева, Ч. 1, с. 139-140

Оборудование: компьютер, проектор, экран, школьная доска, мел

 

 

Ход урока русского языка

 

Этап

Время

Содержание урока

Методические указания

I

00

Организационный момент

- Добрый день, дорогие дети. Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня мы с вами вновь вместе будем изучать русский язык.

- Сначала проверим всё ли у вас готово к работе.

Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь, пенал)

- Отлично,  а как мы сидим ровно, покажите мне. Руки положите на парту, чтобы я увидела вашу готовность.

- Вы готовы, значит, можем начинать.

 

Слайд 1

Добро пожаловать на урок

II

01

Минутка чистописания

- Откройте, пожалуйста, ваши тетради. Запишите сегодняшнюю дату, классная работа.

- Не забываем про правильность посадки, тетради у нас под наклоном.

- Чтобы узнать, какую букву мы сегодня будем прописывать, отгадайте загадку.

- Ветер, волк, волна, ватрушка,

  Вальс, вода, восток, волнушка.

  Автор выделил везде

  Все слова на букву …

  (Буква В)

- Давайте пропишем строчку с буквой В в соединениях с другими буквами.

Ва, вм, вк, вс, во, ве, пв, лв

- Назовите любое слово на букву В.  Запишем его в следующей строчке.

  (верблюд, ворона, вор, волшебник, волк, воробей, вода)

Записывают несколько слов

- Что общего у этих слов?

- Разберем их по составу.

- Составим и запишем предложение с любым из этих слов.

- Ребята, давайте немного пофантазируем. Скажите, пожалуйста, на что похожа буква В?

  (Варианты детей)

- Молодцы! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

На что похожа буква В?

III

05

Словарная работа

- Ребята, какие слова мы называем словарными?

  (Слова, написание которых нельзя проверить, нужно запомнить)

- Итак, запишем слова в следующую строчку под диктовку.

- Василек, ромашка, гвоздика.

- Поставьте в слова ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.

- Обменяйтесь тетрадями. Обратите внимание на экран. Проверьте, верно ли ваш сосед написал слова.

- На полях карандашом нарисуйте смайлика карандашом. Если сосед выполнил все верно – радостного, если нет – грустного.

- Скажите мне, пожалуйста, что объединяет все эти слова?

  (Все перечисленные слова – цветы)

- Совершенно верно. Нравятся ли вам цветы, дети? Почему?

- Назовите свои любимые цветы.

- Нужны ли людям цветы? Зачем?

- Почему важно беречь растения?

- Составим и запишем предложение со словом гвоздика.

Пример: В саду выросла душистая гвоздика.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

Слова

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

Цветы

IV

10

Мотивационно – целевой этап

- Обратите внимание на экран.

Поспал, проснулся, гулял, пришёл, приготовился

- Прочитайте, что можете сказать про все эти слова?

- Что вам уже известно о глаголе?

- Скажите, кто совершал действия, которые мы прочитали: один человек или несколько?

- Верно, действия выполняет один человек, а если их будет несколько, как изменятся глаголы? Перечислите.

  (Поспали, проснулись, гуляли, пришли, приготовились)

- Сегодня, ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Отправимся мы с вами в страну Глагол, чтобы узнать что-то новое об этой части речи. Согласны?

- Догадались ли вы, как звучит тема сегодняшнего урока?

  (Глагол как часть речи)

- Да, ребята, сегодня мы начнем изучать эту тему.

 

 

 

Слайд 5

Слова

 

 

 

 

 

 

V1

15

Новая тема

- Отгадайте, о чем я говорю? Идёт, а без ног. Летит, а без крыльев. Не догнать. Не остановить.

  (Это время)

- Верно, а что вы знаете о времени? Что это такое?

- В толковом словаре Владимира Ивановича Даля это слово объясняется так: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

Время текло до нашего появления, будет жить после того, как исчезнет человечество. Время вечно.

 - А как вы думаете, может ли быть связаны понятия «время» и «глагол»? Предположите.

- Обратите внимание на экран. Прочитайте предложения.

На уроке мы писали слова.

На уроке мы пишем слова.

На уроке мы напишем слова.

- Чем похожи предложения? Чем они отличаются? Форма какого слова изменяется при этом? 

  (Глагола).

- Найдите в одном из предложений глагол, который обозначает действие, происходящее в настоящее время, то есть сейчас.

- На какой вопрос отвечает этот глагол?

- Найдите в одном из предложений глагол, который обозначает действие, происходившее в прошедшее время? На какой вопрос отвечает?

-Действие, которое произойдет когда – то в будущем. На какой вопрос отвечает?

- Итак, вот мы и узнали, что помимо числа, у глаголов есть и времена. Как они называются?

На доске карточки с названиями времен

- Предлагаю нам поработать всем вместе, для этого откройте учебники на странице 139. Выполним номер 235.

- Эпизод какой сказки изображен на рисунке? Посмотрите.

    (Эпизод сказки «Колобок»

- Что необходимо выполнить?

  (Выбрать ответы на данные вопросы и записать их по группам)

- Отлично, первый вопрос звучит так: что делает Колобок сейчас, в настоящий момент? Что запишем?  У доски…

В настоящий момент: катится, поет

- Хорошо. Что он делал в прошлом, до этого момента? У доски …

В прошлом: встретился, разговаривал, ушёл.

- Молодцы! Что Колобок будет делать после этого момента, в будущем?

В будущем: будет прыгать, будет петь

- Отлично, вы большие молодцы! Все эти действия совершал кто?

  (Колобок – он)

- Устно назовите эти же действия в сочетании с местоимением она.

  (Она катится, поет, встретилась, разговаривала, ушла, будет прыгать, будет петь)

- Что заметили? Как изменили свою форму глаголы?

  (Глаголы изменили свою форму только в прошедшем времени)

- Верно. Вы молодцы.

 

 

 

 

 

Слайд 6

Определение

 

 

 

 

Слайд 7

Предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

Физкультминутка

- Предлагаю вам отдохнуть. Встаем.

- Я буду называть глаголы. Если это глагол настоящего времени, вы поднимаете руки вверх, прошедшего – приседаете, будущего – подпрыгиваете. Проверим, какие вы внимательные.

СЛОВА: гулял, смотрю, буду пить, ушёл, подошел, сказала, будет играть, спал, пишу, поют

 

3

31

Парная работа

- Отлично, теперь предлагаю вам поработать в парах и заполнить таблицу. Ваша задача определить, на какое время действия указывают глаголы, записать их в нужную колонку.

- Вспомним, как нужно работать в парах.

- Время на выполнение – 3 минуты. Приступайте.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

 

 

 

Слова: поздоровалась, написала, отвечали, спросила, доказывают, спорят, записываю, обсуждаем, запишут, проверят, порадуемся, предложу.

- Закончили. Давайте проверим, что вы написали. Внимание на экран.

- Молодцы! Назовите глаголы единственного числа. Теперь множественного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

Проверка

VI

38

Рефлексивно – оценочный

- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? В какое путешествие мы отправлялись?

- Все ли мы с вами успели вспомнить, повторить?

- Что было сегодня для вас сложным?

- Что вы сегодня узнали? Что вам понравилось?

 

VII

40

Итог урока

- Домашнее задание стр.140 №237. Откройте, прочитаем, что нужно сделать.

- Ребята, сегодня вы большие молодцы, каждый из вас был активен и много работал! Спасибо вам за урок!

 

 

 

 


 

Посмотрите также