Конспект урока
Дата проведения: 07.12.2022г.
Класс: 3
УМК: «Система Л.В.Занкова»
Предмет: Русский язык
Тема: Глагол как часть речи
Цель – создание условий для расширения знаний о глаголе.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о числе глаголов. Познакомить с временами глаголов. Вырабатывать умение правильно определять время глагола.
2. Развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание; развивать навык чёткого и красивого письма
3. Содействовать воспитанию познавательного интереса к изучению русского языка.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма проведения: урок - путешествие
Вид планируемых УУД |
Формируемые УУД
|
Планируемый уровень достижения |
Предметные УД |
- умение каллиграфически писать буквы - умение писать словарные слова - умение выделять основу слова - умение определять части слова - умение разбирать слово по составу - умение ставить ударение - умение применять правила правописания - умение определять число глаголов - умение определять время глаголов |
1 уровень – ознакомительный |
Регулятивные УУД |
– умение работать по плану – волевая саморегуляция – самоконтроль и взаимоконтроль учебной деятельности - умение осуществлять самооценку, взаимооценку |
2 уровень – репродуктивный |
Познавательные УУД |
– умение анализировать информацию - умение обобщать полученные знания - умение закреплять полученную информацию, делать выводы - умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение - умение ориентироваться в учебнике |
2 уровень – репродуктивный |
Коммуникативные УУД |
- умение отвечать на вопросы учителя – умение слушать, вступать в диалог - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли - умение адекватно реагировать на замечания учителя |
2 уровень – репродуктивный |
Личностные УУД |
- выражение отношения познавательного интереса к изучению русского языка; - выражение любви к чтению;
|
2 уровень – репродуктивный |
Учебная литература:
- учебник: Русский язык 3 класс Нечаева, Яковлева, Ч. 1, с. 139-140
Оборудование: компьютер, проектор, экран, школьная доска, мел
Ход урока русского языка
Этап |
Время |
Содержание урока |
Методические указания |
||||||
I |
00 |
Организационный момент - Добрый день, дорогие дети. Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня мы с вами вновь вместе будем изучать русский язык. - Сначала проверим всё ли у вас готово к работе. Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь, пенал) - Отлично, а как мы сидим ровно, покажите мне. Руки положите на парту, чтобы я увидела вашу готовность. - Вы готовы, значит, можем начинать. |
Слайд 1 Добро пожаловать на урок |
||||||
II |
01 |
Минутка чистописания - Откройте, пожалуйста, ваши тетради. Запишите сегодняшнюю дату, классная работа. - Не забываем про правильность посадки, тетради у нас под наклоном. - Чтобы узнать, какую букву мы сегодня будем прописывать, отгадайте загадку. - Ветер, волк, волна, ватрушка, Вальс, вода, восток, волнушка. Автор выделил везде Все слова на букву … (Буква В) - Давайте пропишем строчку с буквой В в соединениях с другими буквами. Ва, вм, вк, вс, во, ве, пв, лв - Назовите любое слово на букву В. Запишем его в следующей строчке. (верблюд, ворона, вор, волшебник, волк, воробей, вода) Записывают несколько слов - Что общего у этих слов? - Разберем их по составу. - Составим и запишем предложение с любым из этих слов. - Ребята, давайте немного пофантазируем. Скажите, пожалуйста, на что похожа буква В? (Варианты детей) - Молодцы! |
Слайд 2 На что похожа буква В? |
||||||
III |
05 |
Словарная работа - Ребята, какие слова мы называем словарными? (Слова, написание которых нельзя проверить, нужно запомнить) - Итак, запишем слова в следующую строчку под диктовку. - Василек, ромашка, гвоздика. - Поставьте в слова ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить. - Обменяйтесь тетрадями. Обратите внимание на экран. Проверьте, верно ли ваш сосед написал слова. - На полях карандашом нарисуйте смайлика карандашом. Если сосед выполнил все верно – радостного, если нет – грустного. - Скажите мне, пожалуйста, что объединяет все эти слова? (Все перечисленные слова – цветы) - Совершенно верно. Нравятся ли вам цветы, дети? Почему? - Назовите свои любимые цветы. - Нужны ли людям цветы? Зачем? - Почему важно беречь растения? - Составим и запишем предложение со словом гвоздика. Пример: В саду выросла душистая гвоздика. |
Слайд 3 Слова
Слайд 4 Цветы |
||||||
IV |
10 |
Мотивационно – целевой этап - Обратите внимание на экран. Поспал, проснулся, гулял, пришёл, приготовился - Прочитайте, что можете сказать про все эти слова? - Что вам уже известно о глаголе? - Скажите, кто совершал действия, которые мы прочитали: один человек или несколько? - Верно, действия выполняет один человек, а если их будет несколько, как изменятся глаголы? Перечислите. (Поспали, проснулись, гуляли, пришли, приготовились) - Сегодня, ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Отправимся мы с вами в страну Глагол, чтобы узнать что-то новое об этой части речи. Согласны? - Догадались ли вы, как звучит тема сегодняшнего урока? (Глагол как часть речи) - Да, ребята, сегодня мы начнем изучать эту тему. |
Слайд 5 Слова
|
||||||
V1 |
15 |
Новая тема - Отгадайте, о чем я говорю? Идёт, а без ног. Летит, а без крыльев. Не догнать. Не остановить. (Это время) - Верно, а что вы знаете о времени? Что это такое? - В толковом словаре Владимира Ивановича Даля это слово объясняется так: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками». Время текло до нашего появления, будет жить после того, как исчезнет человечество. Время вечно. - А как вы думаете, может ли быть связаны понятия «время» и «глагол»? Предположите. - Обратите внимание на экран. Прочитайте предложения. На уроке мы писали слова. На уроке мы пишем слова. На уроке мы напишем слова. - Чем похожи предложения? Чем они отличаются? Форма какого слова изменяется при этом? (Глагола). - Найдите в одном из предложений глагол, который обозначает действие, происходящее в настоящее время, то есть сейчас. - На какой вопрос отвечает этот глагол? - Найдите в одном из предложений глагол, который обозначает действие, происходившее в прошедшее время? На какой вопрос отвечает? -Действие, которое произойдет когда – то в будущем. На какой вопрос отвечает? - Итак, вот мы и узнали, что помимо числа, у глаголов есть и времена. Как они называются? На доске карточки с названиями времен - Предлагаю нам поработать всем вместе, для этого откройте учебники на странице 139. Выполним номер 235. - Эпизод какой сказки изображен на рисунке? Посмотрите. (Эпизод сказки «Колобок» - Что необходимо выполнить? (Выбрать ответы на данные вопросы и записать их по группам) - Отлично, первый вопрос звучит так: что делает Колобок сейчас, в настоящий момент? Что запишем? У доски… В настоящий момент: катится, поет - Хорошо. Что он делал в прошлом, до этого момента? У доски … В прошлом: встретился, разговаривал, ушёл. - Молодцы! Что Колобок будет делать после этого момента, в будущем? В будущем: будет прыгать, будет петь - Отлично, вы большие молодцы! Все эти действия совершал кто? (Колобок – он) - Устно назовите эти же действия в сочетании с местоимением она. (Она катится, поет, встретилась, разговаривала, ушла, будет прыгать, будет петь) - Что заметили? Как изменили свою форму глаголы? (Глаголы изменили свою форму только в прошедшем времени) - Верно. Вы молодцы. |
Слайд 6 Определение
Слайд 7 Предложения
|
||||||
|
30 |
Физкультминутка - Предлагаю вам отдохнуть. Встаем. - Я буду называть глаголы. Если это глагол настоящего времени, вы поднимаете руки вверх, прошедшего – приседаете, будущего – подпрыгиваете. Проверим, какие вы внимательные. СЛОВА: гулял, смотрю, буду пить, ушёл, подошел, сказала, будет играть, спал, пишу, поют |
|
||||||
3 |
31 |
Парная работа - Отлично, теперь предлагаю вам поработать в парах и заполнить таблицу. Ваша задача определить, на какое время действия указывают глаголы, записать их в нужную колонку. - Вспомним, как нужно работать в парах. - Время на выполнение – 3 минуты. Приступайте.
Слова: поздоровалась, написала, отвечали, спросила, доказывают, спорят, записываю, обсуждаем, запишут, проверят, порадуемся, предложу. - Закончили. Давайте проверим, что вы написали. Внимание на экран. - Молодцы! Назовите глаголы единственного числа. Теперь множественного. |
Слайд 8 Проверка |
||||||
VI |
38 |
Рефлексивно – оценочный - Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? В какое путешествие мы отправлялись? - Все ли мы с вами успели вспомнить, повторить? - Что было сегодня для вас сложным? - Что вы сегодня узнали? Что вам понравилось? |
|
||||||
VII |
40 |
Итог урока - Домашнее задание стр.140 №237. Откройте, прочитаем, что нужно сделать. - Ребята, сегодня вы большие молодцы, каждый из вас был активен и много работал! Спасибо вам за урок! |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.