Составитель |
Студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, группы НОРб-15 Лисовицкая Евгения Олеговна |
Предмет |
Русский язык |
Класс |
6 «Б» |
Раздел |
Морфология |
Тема |
Местоимение как часть речи |
Тип |
Комбинированный урок |
Форма |
Традиционная форма |
Цель |
Научиться выполнять морфологический разбор имени числительного. |
Задачи |
Образовательные: научиться отличать числительные по структуре, правильно их писать, введение в активный словарь обучающихся термина «числительное». Воспитательные: прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе, паре; повышение интереса к предмету, уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку. Развивающие: развивать навык различия чередования гласных с нулем звука, развитие орфографической зоркости; развивать интерес к языку и речевому творчеству, развивать логическое мышление, развить УУД, как психологический составляющий фундаментального ядра, содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе. Формировать УУД: личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение; регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний. |
Планируемые результаты |
Предметные: знать понятие числительное, морфемный разбор, фонетический разбор, разряды числительных; простое и составное числительное; уметь находить числительные в предложении. Метапредметные: совершенствование навыков микроисследования и анализа, умений сравнивать, анализировать. Личностные: стремиться правильно излагать, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логического мышления. |
Основные понятия |
Морфология, морфемный разбор, прилагательное, фонетический разбор, числительное, падеж, порядковое числительное, количественное числительное, простое и составное числительное. |
Внутрипредметные связи |
Морфология (работа с частями речи), орфография (работа с орфограммами). |
Оборудование |
Доска, мел, учебник «Русский язык. Учебник для 6 кл.»/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М., 2016, интерактивная доска, презентация, карточки. |
Организация пространства |
Коллективная работа, самостоятельная работа, распределительный диктант, работа у доски, презентация. |
Этапы урока |
Методы и приемы |
Время |
1)Организационный этап. |
Слово учителя. |
30 сек. |
2) Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. |
Беседа, работа над языковым материалом, устный фронтальный опрос. |
5 мин. |
3) Открытие новых знаний. |
Беседа, слово учителя, наблюдение, фронтальный опрос. |
10 мин. |
4) Закрепление новых знаний. |
Слово учителя, работа у доски, самостоятельная работа, наблюдение. |
20 мин. |
5) Подведение итогов + рефлексия. |
Беседа, слово учителя, фронтальный опрос. |
5 мин. |
6) Информация о домашнем задании. |
Чтение учебника, слово учителя. |
1 мин. |
7) Оценивание. |
Слово учителя. |
2 мин. |
Эскиз доски
|
Шестое марта. Классная работа.
|
Д/з: стр. 63, п. 76, упр. 435 |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный этап. Цель этапа: Включение учащихся в деятельность. |
- Здравствуйте! Рада всех вас видеть. Садитесь!
- Откройте тетради, запишите дату и «классная работа» в тетрадь. |
- Приветствуют, садятся, записывают дату в тетрадь. |
2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. |
- Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, как называется раздел в русском языке, в котором изучается слово как часть речи? - Вспомните, на какие две группы делятся все части речи? - Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным? (Приведите примеры.) |
- Морфология.
- Самостоятельные и служебные. - Самостоятельные: прил., сущ., глаг., наречие, числит.. Служебные: союзы, частицы, предлоги. |
3. Открытие нового Знания. |
- Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи. А с какой именно, вы узнаете, отгадав загадку: Мы предмет не называем, Его признаки скрываем, Прямого не дадим ответа, Скажем: он, ты, мы, этот. Велико же будет удивленье, Если не узнали вы … (Местоимение) -Сформулируйте тему нашего урока. - Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь. - Сформулируйте цель урока.
- Давайте с вами узнаем, каково же значение местоимений. Внимание на доску. (Слайд) - Прочитайте предложение.
Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней. -Итак, вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал? Какая именно погода? Через сколько дней она установится? - Выделенные слова какой частью речи являются? (Исходя из темы урока.) - Давайте изменим предложение. Прочитайте.
Ваня узнал от синоптиков, что пасмурная погода установится через пять дней.
-Теперь мы можем ответить на поставленные вопросы? Ответьте на вопросы: - Кто он? - От кого узнал? - Какая погода установится? - Через сколько дней? - Вместо каких слов были употреблены местоимения он, них, такая, несколько?
- А какими частями речи являются эти слова? Определите их значение.
- Ребята, как вы понимаете слово «местоимение»? (Какие корни в этом слове?) - Вместо каких имен местоимение может использоваться в тексте? (Исходя из нашего предложения.)
- Давайте вернемся к нашему первому предложению. Почему же мы не смогли понять его? (Местоимения «он», «них» являются названиями предметов или только указывают на эти предметы?)
- Попробуйте сами сказать, что же такое «МЕСТОИМЕНИЕ».
- На какие вопросы отвечают местоимения в нашем предложении, какими членами предложения являются??
- Определите падеж местоимений из нашего предложения.
- Значит какой вывод мы можем сделать? Как изменяются мест.? - В каком роде и числе стоит местоимение «такая»? - Давайте попробуем изменить это местоимение по родам и числам. - Какую часть речи напоминает это местоимение? - Значит, что мы еще можем сказать о местоимениях? Сделайте вывод. - Но на самом деле не все местоимения изменяются по родам и числам. Какие именно местоимения относятся к таким, вы узнаете позже, в ходе изучения разрядов местоимений. - Откройте 64 страницу учебника, прочитайте правило в красной рамочке. |
- «Местоимение как часть речи».
- Узнать, что такое местоимение, признаки местоимения.
- Непонятно.
- Местоимения.
- Ваня. - От синоптиков. - Пасмурная. - Через пять дней. - Вместо слов Ваня, синоптиков, пасмурная, пять.
- Слова «Ваня, синоптики» – это имена существительные, они обозначают предмет; слово «пасмурная» – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово «пять» – числительное, обозначает количество.
- В этом слове 2 корня: место (вместо) и имя (имение). Местоимение – это то, что употребляется вместо имени. - Вместо имен существительных, прилагательных, числительных.
- Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет. Не «Ваня», а «он»; не от «синоптиков», а от «них»; не «пасмурная», а «такая»; не «пять», а «несколько». - Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их. - «Он» - кто? «От них» - от кого? «Такая» - какая? «Через несколько» - когда? через сколько? - Подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством. - Он (кто?) – Им.п. От них (от кого?) – Р.п. «Такая» погода (что?) – В.п.
- По падежам.
- В ж.р., в ед.ч..
- Такая, такой, такое, такие.
- Прилагательное.
-Что они изменяются по родам и числам. |
4. Закрепление знаний и умений. |
- Перед вами текст. Прочитаем его вслух. Миша пришел к Маше домой. Миша попросил у Маши тетрадь. В тетради было записано домашнее задание. Задание было сложным.
- Какие недочеты вы заметили в этом тексте? - Давайте их исправим, заменив повторяющиеся слова местоимениями.
- Итак, ребята, мы заменили повторяющиеся слова местоимениями. Так для чего же они нам нужны? - Выполним 433 упр.. Прочитайте задание. (Давайте первое предложение выполним вместе. У доски.) (2 и 3 предложения выполните самостоятельно, затем проверим.)
Физкультминутка: - Сейчас мы проверим вашу внимательность. Я прочитаю вам стихотворение, а вы, если услышите в нем местоимение, будете хлопать в ладоши. Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок.. Если все – и я, и ты, Если мы сорвем цветы, То останутся пусты И деревья, и кусты.. И не будет красоты, И не будет доброты, Если только я и ты – Если мы сорвем цветы. - Какие местоимения чаще всего встречались в стихотворении?
- Выполним следующее задание. Сейчас мы запишем предложения, а вам необходимо будет определить, каким членом предложения является местоимение.
- Упр. 436. Прочитайте задание. (Спишите предложения, исправьте ошибки, выделите пропущенные орфограммы.)
(Задание по карточкам) - Восстановите текст, вставляя в текст подходящие по смыслу местоимения и выделите орфограммы в словах. «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина. Раннее утро. Медвежата резво играют в сосновом лесу. _____ пришли сюда недавно. Двое медвежат распол_жились на поваленном дереве. Медведица зорко следит ______. А третий медвеж_нок пр_встал на задние лапы и пр_слушался. Что-то привлекло ____ внимание. Медведям здесь хорошо. И ____ не раз сюда будут пр_ходить.
- Для чего служат местоимения в данном тексте?
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ. - Выпишите местоимения в столбик вместе с предлогами, определите падеж. 1)Приплыла к нему рыбка и спросила: “Что тебе надобно, старче?” 2)Пошел он ко своей землянке, А землянки нет уже и следа; Перед нею изба со светелкой... 3)Вот на берег вышли гости; Царь Салтан зовет их в гости... 4)Там за речкой тихоструйной, Есть высокая гора, В ней глубокая нора. Проверим, что у вас получилось. (Слайд ) – У кого так же? – Узнали вы сказки? Назовите.
- Отредактируйте предложения. 1) Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру. 2) Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх. 3) Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.
- Выполним 434 упр.. Прочитайте задание.
|
- Повторение слов в предложении, стоящих рядом. Миша пришел к Маше домой. Он попросил у нее тетрадь. В ней было записано домашнее задание. Оно было сложным. - Местоимения нужны для того, чтобы избежать повторений.
1. Я (Им.п.) услыхал сегодня первый гром, он (Им.п., м.р., ед.ч.) в полдень прогремел из тучки малой. 2. Я (Им.п.) пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно (Им.п., ср.р., ед.ч.) горячим светом по листам затрепетало. 3. Светла, как детский взор, река, и ветви ив склонились к ней (Д.п., ж.р., ед.ч.).
- Я, ты, мы.
1) Проводник вывел нас на глухую дорогу. 2) Мы пошли по лесной дороге. 3) Мне помогал мой друг. 4) Нам приятно заниматься в нашем классе. 5) Таких людей было много.
1. Я заходил к учительнице, но ее (ж.р., ед.ч.) не было дома. 2. После сна первый отряд пошел в лес. Он (м.р., ед.ч.) долго не возвращался. 3. Враг был силен, но он (м.р., ед.ч.) скоро сдался. 4. Собачонке было три недели, и у нее (ж.р., ед.ч.) начали прорезаться глаза.
- Для избежания повторов.
к нему – Д.п. тебе – Д.п. он – Им.п. ко своей – Д.п. перед нею – Т.п. их – В.п. в ней – П.п.
С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится (2спр.) весна(повеств., невоскл, двусост., сложн., ССП., полное). Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни (3 скл.), то вам известно блаженное состояние, когда замираешь (1 спр.) от смутных предчувствий и улыбаешься (1 спр.) без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа.
Выздоравливали 1) От предчувствий (от чего?) – сущ., т.к. обозн. предмет. Н.ф. – предчувствие (что?) 2) Постоян.: нариц., неодуш., ср.р., 2 скл.. Непост.: в Р.п., во мн.ч.. 3) (От чего?) от предчувствий. |
5. Подведение итогов, рефлексия. |
- Какую часть речи мы сегодня изучали? - Дайте определение понятию «местоимение».
- Как изменяются местоимения?
- Каким членом предложения может являться местоимение?
Какие есть вопросы по теме урока? - Что вы сегодня узнали нового? - Что было самым трудным для вас? - Достигли ли мы цели сегодняшнего урока? Какая цель была поставлена? |
- Местоимение.
- Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и качества, но не называет их. - По падежам, есть местоимения, которые изменяются по родам и числам. - Подлежащим, дополнением, определением.
- Узнать, что такое местоимение. |
6. Информация о домашнем задании. |
- Откройте свои дневники и запишите, пожалуйста, домашнее задание. Стр.60 п.76 упр.435 (Вам нужно озаглавить текст, списать его, расставляя пропущенные знаки препинания, выделяя орфограммы. Обозначить падежи выделенных местоимений.) |
|
7. Оценивание. |
«5» потому что… (активно работал(а) на уроке, отвечал(а) точными и полными формулировками);
«4» потому что… (не проявлял(а) особой активности, был(а) не точен(на) в формулировке определений); «3» потому что… (не проявлял(а) активности, допускал(а) грамматические ошибки). |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.