Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи"
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи"

Оценка 4.9
doc
01.05.2023
Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи"
местоимение как часть речи.doc

Составитель

Студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, группы НОРб-15 Лисовицкая Евгения Олеговна

Предмет

Русский язык

Класс

6 «Б»

Раздел

Морфология

Тема

Местоимение как часть речи

Тип

Комбинированный урок

Форма

Традиционная форма

Цель

Научиться выполнять морфологический разбор имени числительного.

Задачи

Образовательные: научиться отличать числительные по структуре, правильно их писать, введение в активный словарь обучающихся термина «числительное».

Воспитательные: прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе, паре; повышение интереса к предмету, уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку.

Развивающие: развивать навык различия чередования гласных с нулем звука, развитие орфографической зоркости; развивать интерес к языку и речевому творчеству, развивать логическое мышление, развить УУД, как психологический составляющий фундаментального ядра, содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.

Формировать УУД:

личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний.

Планируемые

результаты

Предметные: знать понятие числительное, морфемный разбор, фонетический разбор, разряды числительных; простое и составное числительное; уметь находить числительные в предложении.

Метапредметные: совершенствование навыков микроисследования и анализа, умений сравнивать, анализировать.

Личностные: стремиться правильно излагать, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логического мышления.

Основные понятия

Морфология, морфемный разбор, прилагательное, фонетический разбор, числительное, падеж, порядковое числительное, количественное числительное, простое и составное числительное.

Внутрипредметные связи

Морфология (работа с частями речи), орфография (работа с орфограммами).

Оборудование

Доска, мел, учебник «Русский язык. Учебник для 6 кл.»/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М., 2016, интерактивная доска, презентация, карточки.

Организация пространства

Коллективная работа, самостоятельная работа, распределительный диктант, работа у доски, презентация.

 

 

 

Этапы урока

Методы и приемы

Время

1)Организационный этап.

Слово учителя.

30 сек.

2) Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

Беседа, работа над языковым материалом, устный фронтальный опрос.

5 мин.

3) Открытие новых знаний.

Беседа, слово учителя, наблюдение, фронтальный опрос.

10 мин.

4) Закрепление новых знаний.

Слово учителя, работа у доски, самостоятельная работа, наблюдение.

20 мин.

5) Подведение итогов + рефлексия.

Беседа, слово учителя, фронтальный опрос.

5 мин.

6) Информация о домашнем задании.

Чтение учебника, слово учителя.

1 мин.

7) Оценивание.

Слово учителя.

2 мин.

 

 

Эскиз доски

 

Шестое марта.

Классная работа.

 

 

Д/з: стр. 63, п. 76, упр. 435

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный этап.

Цель этапа:

Включение учащихся в деятельность.

- Здравствуйте! Рада всех вас видеть. Садитесь!

 

- Откройте тетради, запишите дату и «классная работа» в тетрадь.

- Приветствуют, садятся, записывают дату в тетрадь.

2.

Актуализация

знаний. Создание проблемной ситуации.

- Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, как называется раздел в русском языке, в котором изучается слово как часть речи?

- Вспомните, на какие две группы делятся все части речи?

- Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным? (Приведите примеры.)

- Морфология.

 

 

- Самостоятельные и служебные.

- Самостоятельные: прил., сущ., глаг., наречие, числит.. Служебные: союзы, частицы, предлоги.

3.

Открытие нового

Знания.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи. А с какой именно, вы узнаете, отгадав загадку:

        Мы предмет не называем,

Его признаки скрываем,

Прямого не дадим ответа,

Скажем: он, ты, мы, этот.

Велико же будет удивленье,

Если не узнали вы …

(Местоимение)

-Сформулируйте тему нашего

урока.

- Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

- Сформулируйте цель урока.

 

- Давайте с вами узнаем, каково же значение местоимений. Внимание на доску. (Слайд)

- Прочитайте предложение.

 

Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

-Итак, вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал? Какая именно погода? Через сколько дней она установится?

- Выделенные слова какой частью речи являются? (Исходя из темы урока.)

- Давайте изменим предложение. Прочитайте.

 

Ваня узнал от синоптиков, что пасмурная погода установится через пять дней.

 

-Теперь мы можем ответить на поставленные вопросы?

Ответьте на вопросы:

- Кто он?

- От кого узнал?

- Какая погода установится?

- Через сколько дней?

- Вместо каких слов были употреблены местоимения он, них, такая, несколько?

 

- А какими частями речи являются эти слова? Определите их значение.

 

 

 

 

- Ребята, как вы понимаете слово «местоимение»? (Какие корни в этом слове?)

- Вместо каких имен местоимение может использоваться в тексте? (Исходя из нашего предложения.)

 

- Давайте вернемся к нашему первому предложению. Почему же мы не смогли понять его?

(Местоимения «он», «них» являются названиями предметов или только указывают на эти предметы?)

 

- Попробуйте сами сказать, что же такое «МЕСТОИМЕНИЕ».

 

 

- На какие вопросы отвечают местоимения в нашем предложении, какими членами предложения являются??

 

 

 

- Определите падеж местоимений из нашего предложения.

 

 

- Значит какой вывод мы можем сделать? Как изменяются мест.?

- В каком роде и числе стоит местоимение «такая»?

- Давайте попробуем изменить это местоимение по родам и числам.

- Какую часть речи напоминает это местоимение?

- Значит, что мы еще можем сказать о местоимениях? Сделайте вывод.

- Но на самом деле не все местоимения изменяются по родам и числам. Какие именно местоимения относятся к таким, вы узнаете позже, в ходе изучения разрядов местоимений.

- Откройте 64 страницу учебника, прочитайте правило в красной рамочке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- «Местоимение как часть речи».

 

 

 

- Узнать, что такое местоимение, признаки местоимения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Непонятно.

 

 

 

- Местоимения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ваня.

- От синоптиков.

- Пасмурная.

- Через пять дней.

- Вместо слов Ваня, синоптиков, пасмурная, пять.

 

 

- Слова «Ваня, синоптики» – это имена существительные, они обозначают предмет; слово «пасмурная» – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово «пять» – числительное, обозначает количество.

 

- В этом слове 2 корня: место (вместо) и имя (имение). Местоимение – это то, что употребляется вместо имени.

- Вместо имен существительных, прилагательных, числительных.

 

 

 

- Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет.

Не «Ваня», а «он»;

не от «синоптиков», а от «них»;

не «пасмурная», а «такая»;

не «пять», а «несколько».

- Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

- «Он» - кто?

«От них» - от кого?

«Такая» - какая?

«Через несколько» - когда? через сколько?

- Подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством.

- Он (кто?) – Им.п.

От них (от кого?) – Р.п.

«Такая» погода (что?) – В.п.

 

- По падежам.

 

- В ж.р., в ед.ч..

 

- Такая, такой, такое, такие.

 

 

- Прилагательное.

 

-Что они изменяются по родам и числам.

4.

Закрепление знаний и умений.

- Перед вами текст. Прочитаем его вслух.

Миша пришел к Маше домой. Миша попросил у Маши тетрадь. В тетради было записано домашнее задание. Задание было сложным.

 

- Какие недочеты вы заметили в этом тексте?

- Давайте их исправим, заменив повторяющиеся слова местоимениями.

 

- Итак, ребята, мы заменили повторяющиеся слова местоимениями. Так для чего же они нам нужны?

- Выполним 433 упр.. Прочитайте задание.

(Давайте первое предложение выполним вместе. У доски.)

(2 и 3 предложения выполните самостоятельно, затем проверим.)

 

 

 

 

Физкультминутка:

- Сейчас мы проверим вашу внимательность.

Я прочитаю вам стихотворение, а вы, если услышите в нем местоимение, будете хлопать в ладоши.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок..

Если все – и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

То останутся пусты

И деревья, и кусты..

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты –

Если мы сорвем цветы.

- Какие местоимения чаще всего встречались в стихотворении?

 

- Выполним следующее задание. Сейчас мы запишем предложения, а вам необходимо будет определить, каким членом предложения является местоимение.

 

 

 

- Упр. 436. Прочитайте задание.

(Спишите предложения, исправьте ошибки, выделите пропущенные орфограммы.)

 

 

 

 

 

(Задание по карточкам)

- Восстановите текст, вставляя в текст подходящие по смыслу местоимения и выделите орфограммы в словах.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина.

Раннее утро. Медвежата резво играют в сосновом лесу. _____ пришли сюда недавно. Двое медвежат распол_жились на поваленном дереве. Медведица зорко следит ______. А третий медвеж_нок пр_встал на задние лапы и пр_слушался. Что-то привлекло ____ внимание. Медведям здесь хорошо. И ____ не раз сюда будут пр_ходить.

 

- Для чего служат местоимения в данном тексте?

 

 

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.

- Выпишите местоимения в столбик вместе с предлогами, определите падеж.

1)Приплыла к нему рыбка и спросила:

“Что тебе надобно, старче?”

2)Пошел он ко своей землянке,

А землянки нет уже и следа;

Перед нею изба со светелкой...

3)Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовет их в гости...

4)Там за речкой тихоструйной,

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора.

Проверим, что у вас получилось. (Слайд )

– У кого так же?

– Узнали вы сказки? Назовите.

 

 

- Отредактируйте предложения.

1) Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

2) Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх.

3) Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.

 

 

- Выполним 434 упр.. Прочитайте задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Повторение слов в предложении, стоящих рядом.

Миша пришел к Маше домой. Он попросил у нее тетрадь. В ней было записано домашнее задание. Оно было сложным.

- Местоимения нужны для того, чтобы избежать повторений.

 

 

1. Я (Им.п.) услыхал сегодня первый гром, он (Им.п., м.р., ед.ч.) в полдень прогремел из тучки малой.

2. Я (Им.п.) пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно (Им.п., ср.р., ед.ч.) горячим светом по листам затрепетало.

3. Светла, как детский взор, река, и ветви ив склонились к ней (Д.п., ж.р., ед.ч.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Я, ты, мы.

 

 

 

1) Проводник вывел нас на глухую дорогу.

2) Мы пошли по лесной дороге.

3) Мне помогал мой друг.

4) Нам приятно заниматься в нашем классе.

5) Таких людей было много.

 

1. Я заходил к учительнице, но ее (ж.р., ед.ч.) не было дома.

2. После сна первый отряд пошел в лес. Он (м.р., ед.ч.) долго не возвращался.

3. Враг был силен, но он (м.р., ед.ч.) скоро сдался.

4. Собачонке было три недели, и у нее (ж.р., ед.ч.) начали прорезаться глаза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Для избежания повторов.

 

 

 

 

 

 

 

к нему – Д.п.

тебе – Д.п.

он – Им.п.

ко своей – Д.п.

перед нею – Т.п.

их – В.п.

в ней – П.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится (2спр.) весна(повеств., невоскл, двусост., сложн., ССП., полное). Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни (3 скл.), то вам известно блаженное состояние, когда замираешь (1 спр.) от смутных предчувствий и улыбаешься (1 спр.) без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа.

 

Выздоравливали

1) От предчувствий (от чего?) – сущ., т.к. обозн. предмет.

Н.ф. – предчувствие (что?)

2) Постоян.: нариц., неодуш., ср.р., 2 скл..

    Непост.: в Р.п., во мн.ч..

3) (От чего?) от предчувствий.

5. Подведение итогов, рефлексия.

- Какую часть речи мы сегодня изучали?

- Дайте определение понятию «местоимение».

 

 

- Как изменяются местоимения?

 

- Каким членом предложения может являться местоимение?

 

Какие есть вопросы по теме урока?

- Что вы сегодня узнали нового?

- Что было самым трудным для вас?

- Достигли ли мы цели сегодняшнего урока? Какая цель была поставлена?

- Местоимение.

 

- Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и качества, но не называет их.

- По падежам, есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.

- Подлежащим, дополнением, определением.

 

 

 

 

 

 

- Узнать, что такое местоимение.

6. Информация о домашнем задании.

- Откройте свои дневники и запишите, пожалуйста, домашнее задание.

Стр.60 п.76 упр.435

(Вам нужно озаглавить текст, списать его, расставляя пропущенные знаки препинания, выделяя орфограммы. Обозначить падежи выделенных местоимений.)

    

7. Оценивание.

«5» потому что… (активно работал(а) на уроке, отвечал(а) точными и полными формулировками);

 

«4» потому что… (не проявлял(а) особой активности, был(а) не точен(на) в формулировке определений);

«3» потому что… (не проявлял(а) активности, допускал(а) грамматические ошибки).

 

 

 

 

 


Составитель Студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, группы

Составитель Студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, группы

Этапы урока Методы и приемы

Этапы урока Методы и приемы

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся 1

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся 1

Давайте изменим предложение. Прочитайте

Давайте изменим предложение. Прочитайте

Определите падеж местоимений из нашего предложения

Определите падеж местоимений из нашего предложения

Физкультминутка: - Сейчас мы проверим вашу внимательность

Физкультминутка: - Сейчас мы проверим вашу внимательность

А третий медвеж_нок пр_встал на задние лапы и пр_слушался

А третий медвеж_нок пр_встал на задние лапы и пр_слушался

Повторение слов в предложении, стоящих рядом

Повторение слов в предложении, стоящих рядом

Оценивание. «5» потому что… (активно работал(а) на уроке, отвечал(а) точными и полными формулировками); «4» потому что… (не проявлял(а) особой активности, был(а) не точен(на) в формулировке…

Оценивание. «5» потому что… (активно работал(а) на уроке, отвечал(а) точными и полными формулировками); «4» потому что… (не проявлял(а) особой активности, был(а) не точен(на) в формулировке…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2023