Конспект урока русского языка на тему: "Правописание ь знака в словах" 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Оценка 5

Конспект урока русского языка на тему: "Правописание ь знака в словах" 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
17.05.2020
Конспект урока русского языка на тему: "Правописание ь знака в словах" 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Урок обобщение.
Правописание ь знака в словах .docx

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Тема: «Повторяем правописание мягкого знака в словах»

Цель: Совершенствовать навык правописания мягкого знака в словах.

Задачи урока:

  • повторить правила правописания мягкого знака в словах;
  • создать благоприятный микроклимат для восприятия материала урока;
  • развивать орфографическую зоркость, слух:
  • воспитывать бережное отношение к людям, к русскому языку.

Формирование УУД:

Предметные:

Обобщать и систематизировать знания о написании ь в словах.

Метапредметные:

Познавательные: выбирать и группировать слова по заданным основаниям; различать функции ь; устанавливать место и тип орфограммы в слове, выбирать способ проверки. Регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять ошибки.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; осознанно и произвольно строить речевые высказывания и задавать вопросы.

    Личностные:

Формирование положительного отношения к учению; воспитание культуры речи; ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности; развитие учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу.

 

Формы работы:

Индивидуальная, парная, групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I  Организационный момент.

Поприветствуйте наших гостей и подарите им улыбку.  Теперь подарите улыбку друг другу и с таким хорошим настроением начнем наш урок.

II  Актуализация знаний

1)      Проверка д/з

-Какое у вас было домашнее задание?

(Нужно было составить небольшой текст, основанный на народной примете, в котором в 1 части – описание, во 2 части вывод, основанный на этой примете)

Дети читают свои тексты и обращаем внимание на рисунки , которые отражают эти приметы.

-Я проверю ваши работы и вы все получите отметки.  

 

III  Постановка темы и целей.

1)      Минутка чистописания

- Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату:

Семнадцатое марта. Классная работа.

Загадка

( Попробуйте отгадать загадку , какую букву мы напишем в чистописании)

Эту букву не читаем

С нею мы слова смягчаем

В середине , в конце слова

Встретить ее можно снова

Без нее нельзя никак

Это, дети,  - Ь знак

 (ь знак)  

-Напишите ь знак всю строку.

2)      Словарная работа

Вставить пропущенную букву сигнальными карточками     СЛАЙД

 

Акварель, щавель, понедельник, тетрадь, апрель, медведь, площадь, воскресенье, учитель.

 

( 2-3 чел. работают на карточках)

 

- Что объединяет все эти слова?

 

3)      Формирование темы и целей урока

- Мы не случайно написали ь знак. Как вы думаете почему?

(В русском языке много правил на правописание мягкого знака в словах).

-Мы изучали такие правила?  ( да)

-Тема урока связана с правописанием ь знака.  Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока?

(Правописание мягкого знака в словах.)    

- Эта тема новая или мы уже знакомы с ней?

( Мы изучали эту тему в разных классах)

-Сегодня и уточним и закрепим правописание Ь знака в словах.        

- «Повторяем правописание мягкого знака в словах» СЛАЙД

-Поскольку правил правописания ь знака – много, чем же мы будем заниматься на уроке?

(Вспомним все правила и постараемся их не путать и правильно писать слова с ь знаком)

ОБЩИЙ СЛАЙД

 

 

IV Формирование знаний и умений.

1)  Работа в группах

А)Повторение правил.   Ь разделительный знак

Карточка №1

...Разбегайтесь ручьи

Растекайтесь лужи.. .

-Назовите правило правописания Ь знака в выделенном слове.

(Мягкий разделительный знак)

- Назовите правило написания Ь разделительного знака

(Мягкий разделительный знак пишется после согласных в корне или после корня перед гласными  Е,Ё, Ю, Я, И)

-Из какого литературного произведения эти строки и кто автор?

(пьеса-сказка « Двенадцать месяцев» С.Я Маршак)

ОБЩИЙ СЛАЙД

Б) Повторение правил . Ь знак показатель мягкости согласных

…Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в облака,

- Назовите правило написания ь знака в выделенном слове.

(Ь знак показатель мягкости согласных)

-Из какого литературного произведения эти строки и кто автор?

(басня «Лебедь, Щука и Рак» И.А. Крылов)

ОБЩИЙ СЛАЙД

В) Повторение правил. Ь знак после шипящих.

Выйдешь – поневоле

Тяжело хоть плачь!

Смотришь – через поле

Перекати  -  поле

Прыгает, как мяч.

- Назовите правило написания ь знака в выделенном слове.

( Правописание мягкого знака после шипящих)

-Из какого литературного произведения эти строки и кто автор?

( «Ласточки пропали»  А.А. Фет)

ОБЩИЙ СЛАЙД

2)      Работа по учебнику   ( групповая работа)

-Сейчас мы попробуем распознать слова на эти правила . Найдите упражнение 1 на  с.104 . Прочитаем задание.

Выполнять будем по группам :

1 ряд – будут выписывать слова с Ь разделительным знаком;

2 ряд – слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных;

3 ряд – слова с мягким знаком после шипящих.

 ПРОВЕРКА          СЛАЙД

1 ряд – Софья, барьер, соловьи, бурьян, колья, жильё, вьюнок.

2 ряд- Деньги, проверь, восемь, шестьдесят, ноябрь, шить.

3 ряд – мышь, спишь, несёшь, сплошь, беречь, дрожь, отрежь.

 

3)      Повторение правила правописания Ь знака  после шипящих

А) У существительных после шипящих

Групповая работа

ОБЩИЙ СЛАЙД

Каждая группа получает карточку

1 ряд – 1 группа –

«Полетели,

Зазвенели,

Да  к Федоре прямо в печь…»

-Назовите правило правописания Ь знака

(У сущ 3 скл. Ж.р.  после шипящих мягкий знак пишется)

-Из какого литературного произведения эти строки и кто автор?

(«Федорино горе»   К.И. Чуковский)

 

2 ряд-2 группа

…А по маминой подушке

Луч крадётся золотой…

-Назовите правило правописания Ь знака

(У сущ 2 скл. М.р.. после шипящих мягкий знак не пишется )

-Из какого литературного произведения эти строки и кто автор?

(Стих. « Посидим в тишине» Елена Благинина)

 

3 ряд-3 группа

Возьмём с собой сушёных груш

И двинемся в лесную глушь

Одни – в далёкий путь…

- Назовите правило правописания Ь знака

(У сущ в Р.п.после шипящих мягкий знак не пишется )

- Из какого литературного произведения эти строки и кто автор?

( стих. «Путешественники» В. Берестов)

- Кто герои этого стихотворения? (мальчики)

- Куда они собрались? (в путешествие)

 - Был ли с ними кто-то из взрослых? (нет)

- Какой рассказ мы читали в этом году, по содержанию схожий с этим  стихотворением?  («Мальчики» А.П. Чехов)

- Как вы оцениваете их поступок? Можно одним отправляться в путешествие? (родители всегда должны знать, где вы находитесь)

Самостоятельная работа

1 и 2 ряд – группа  получают одинаковые карточки , но задания разные.

Замени одним словом с шипящим на конце  и выпиши только:

1 рядсущ.   Ж.р. 3 скл.

2 рядсущ М.р.

Футбольное соревнование   (матч)

Без него не откроешь замок  (ключ)

Маленький ребёнок  ( малыш)

Добыча охотника  (дичь)

Середина ночи  (полночь)

Тихая безветренная погода  (тишь)

Мелкие деньги (мелочь)

Лёгкое непромокаемое пальто  (плащ)

/Проговариваем правило/

 

3 ряд – (задание на слайде)

Выпишите словосочетания, в которых существительное Р.п.

Варенье из груш

Маленький шалаш

Красивая брошь

Выглянуло из-за туч

Яркий луч

/Проговариваем правило/

Синтаксический разбор предложения

Составьте  предложение из слов , которые мы записали , найти грамматическую основу и подписать части речи ( двое на карточках)

ОБЩАЯ ТАБЛИЦА

Б) У прил., наречий , глаголов

Работа в паре

1 ряд – 1 группа

«Этот мальчик

 так  хорош,

Загляденье просто!» 

- Назовите правило правописания Ь знака

( У кратких прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется)

- Из какого литературного произведения эти строки и кто автор?

«Что такое хорошо и что такое плохо?» В.В.  Маяковский

2 ряд – 2 группа

«Мой

Весёлый

 Звонкий

Мяч

Ты куда

Помчался

Вскачь?»

- Назовите правило правописания Ь знака

(У наречий после шипящих пишется Ь знак, кроме слов   УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ)

- Из какого литературного произведения эти строки и кто автор?

(  «Мяч»  С.Я. Маршак)

 

3 ряд-3группа

Польшина Аня читает своё стихотворение «Бабушке»

(у всех карточка 1 на стол)

Скоро  я к тебе приеду,

Обниму тебя,

Ты меня обнимешь нежно,

Поднесешь к лицу

И тихонечко мне скажешь:

- Я тебя люблю.

А потом ты мне расскажешь,

Как меня  ждала,

Угощений кучу

Ты мне напекла.

Про болезнь свою забудешь,

Когда я с тобой.

Как же в твоём доме

Пахнет добротой!

Бабушка родная,

Я тебя люблю!

День за днём считаю,

Увидеться хочу.

- Назовите правило правописания Ь знака

( Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь знак)

-Ребята , а какие ласковые и добрые слова вы можете сказать о своей бабушке?  Какая она? (ласковая, добрая, нежная, заботливая….)

ОБЩИЙ СЛАЙД

Самостоятельная работа  (инд карточки)

Вставить пропущенные буквы в словах. Списать текст

Встанешь до зари и выйдешь на крыльцо. На рассвете воздух пахуч и свеж. Все окна в доме распахнуты настежь. На ясном небе не увидишь туч. Кругом такая тишь!

Проверка.  СЛАЙД

V    Итог урока

1.      Д/з                                  СЛАЙД

        1) Упр. 3, с. 105.

        2) Повторить правила

   3) Придумать  предложение, используя слова с Ь знаком.

 

2.      Рефлексия

А) Я предлагаю вам   выбрать фразеологический оборот, который  характеризует вашу  работу на уроке:

Шевелить мозгами            

Краем уха

Хлопать ушами

Ловить мух

Биться  как рыба об лед

Б) Закончи предложение

-Какие правила мы сегодня повторили?

- Кого бы вы сегодня похвалили?

- Кто больше всех помогал?

-Кому мы можем сказать «спасибо»?

 

Оценка работы учащихся  на уроке учителем (отметки)     

В) Лесенка успеха 

-Оцените свои знания по «Лесенке успеха». Прикрепите смайлик на ту ступеньку, где вы находитесь.

 

1 ступенька: Знаю правила правописания ь знака

           2 ступенька: Умею распознавать правила в словах с ь знаком

3 ступенька: Могу научить одноклассников правильно писать слова с ь знаком.

 

Вы все молодцы! Урок окончен!

 

 

 

 

 

 


 

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

II Актуализация знаний 1)

II Актуализация знаний 1)

Формирование темы и целей урока -

Формирование темы и целей урока -

Двенадцать месяцев» С.Я Маршак)

Двенадцать месяцев» С.Я Маршак)

Софья, барьер, соловьи, бурьян, колья, жильё, вьюнок

Софья, барьер, соловьи, бурьян, колья, жильё, вьюнок

И двинемся в лесную глушь Одни – в далёкий путь… -

И двинемся в лесную глушь Одни – в далёкий путь… -

Выпишите словосочетания, в которых существительное

Выпишите словосочетания, в которых существительное

Назовите правило правописания

Назовите правило правописания

Ребята , а какие ласковые и добрые слова вы можете сказать о своей бабушке?

Ребята , а какие ласковые и добрые слова вы можете сказать о своей бабушке?

Умею распознавать правила в словах с ь знаком 3 ступенька:

Умею распознавать правила в словах с ь знаком 3 ступенька:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2020