Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема: «Повторяем правописание мягкого знака в словах»
Цель: Совершенствовать навык правописания мягкого знака в словах.
Задачи урока:
Формирование УУД:
Предметные:
Обобщать и систематизировать знания о написании ь в словах.
Метапредметные:
Познавательные: выбирать и группировать слова по заданным основаниям; различать функции ь; устанавливать место и тип орфограммы в слове, выбирать способ проверки. Регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять ошибки.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; осознанно и произвольно строить речевые высказывания и задавать вопросы.
Личностные:
Формирование положительного отношения к учению; воспитание культуры речи; ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности; развитие учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу.
Формы работы:
Индивидуальная, парная, групповая.
Ход урока
I Организационный момент.
Поприветствуйте наших гостей и подарите им улыбку. Теперь подарите улыбку друг другу и с таким хорошим настроением начнем наш урок.
II Актуализация знаний
1) Проверка д/з
-Какое у вас было домашнее задание?
(Нужно было составить небольшой текст, основанный на народной примете, в котором в 1 части – описание, во 2 части вывод, основанный на этой примете)
Дети читают свои тексты и обращаем внимание на рисунки , которые отражают эти приметы.
-Я проверю ваши работы и вы все получите отметки.
III Постановка темы и целей.
1) Минутка чистописания
- Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату:
Семнадцатое марта. Классная работа.
Загадка
( Попробуйте отгадать загадку , какую букву мы напишем в чистописании)
Эту букву не читаем
С нею мы слова смягчаем
В середине , в конце слова
Встретить ее можно снова
Без нее нельзя никак
Это, дети, - Ь знак
(ь знак)
-Напишите ь знак всю строку.
2) Словарная работа
Вставить пропущенную букву сигнальными карточками СЛАЙД
Акварель, щавель, понедельник, тетрадь, апрель, медведь, площадь, воскресенье, учитель.
( 2-3 чел. работают на карточках)
- Что объединяет все эти слова?
3) Формирование темы и целей урока
- Мы не случайно написали ь знак. Как вы думаете почему?
(В русском языке много правил на правописание мягкого знака в словах).
-Мы изучали такие правила? ( да)
-Тема урока связана с правописанием ь знака. Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока?
(Правописание мягкого знака в словах.)
- Эта тема новая или мы уже знакомы с ней?
( Мы изучали эту тему в разных классах)
-Сегодня и уточним и закрепим правописание Ь знака в словах.
- «Повторяем правописание мягкого знака в словах» СЛАЙД
-Поскольку правил правописания ь знака – много, чем же мы будем заниматься на уроке?
(Вспомним все правила и постараемся их не путать и правильно писать слова с ь знаком)
ОБЩИЙ СЛАЙД
IV Формирование знаний и умений.
1) Работа в группах
А)Повторение правил. Ь разделительный знак
Карточка №1
...Разбегайтесь ручьи
Растекайтесь лужи.. .
-Назовите правило правописания Ь знака в выделенном слове.
(Мягкий разделительный знак)
- Назовите правило написания Ь разделительного знака
(Мягкий разделительный знак пишется после согласных в корне или после корня перед гласными Е,Ё, Ю, Я, И)
-Из какого литературного произведения эти строки и кто автор?
(пьеса-сказка « Двенадцать месяцев» С.Я Маршак)
ОБЩИЙ СЛАЙД
Б) Повторение правил . Ь знак показатель мягкости согласных
…Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
- Назовите правило написания ь знака в выделенном слове.
(Ь знак показатель мягкости согласных)
-Из какого литературного произведения эти строки и кто автор?
(басня «Лебедь, Щука и Рак» И.А. Крылов)
ОБЩИЙ СЛАЙД
В) Повторение правил. Ь знак после шипящих.
…Выйдешь – поневоле
Тяжело хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати - поле
Прыгает, как мяч.
- Назовите правило написания ь знака в выделенном слове.
( Правописание мягкого знака после шипящих)
-Из какого литературного произведения эти строки и кто автор?
( «Ласточки пропали» А.А. Фет)
ОБЩИЙ СЛАЙД
2) Работа по учебнику ( групповая работа)
-Сейчас мы попробуем распознать слова на эти правила . Найдите упражнение 1 на с.104 . Прочитаем задание.
Выполнять будем по группам :
1 ряд – будут выписывать слова с Ь разделительным знаком;
2 ряд – слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных;
3 ряд – слова с мягким знаком после шипящих.
ПРОВЕРКА СЛАЙД
1 ряд – Софья, барьер, соловьи, бурьян, колья, жильё, вьюнок.
2 ряд- Деньги, проверь, восемь, шестьдесят, ноябрь, шить.
3 ряд – мышь, спишь, несёшь, сплошь, беречь, дрожь, отрежь.
3) Повторение правила правописания Ь знака после шипящих
А) У существительных после шипящих
Групповая работа
ОБЩИЙ СЛАЙД
Каждая группа получает карточку
1 ряд – 1 группа –
«Полетели,
Зазвенели,
Да к Федоре прямо в печь…»
-Назовите правило правописания Ь знака
(У сущ 3 скл. Ж.р. после шипящих мягкий знак пишется)
-Из какого литературного произведения эти строки и кто автор?
(«Федорино горе» К.И. Чуковский)
2 ряд-2 группа
…А по маминой подушке
Луч крадётся золотой…
-Назовите правило правописания Ь знака
(У сущ 2 скл. М.р.. после шипящих мягкий знак не пишется )
-Из какого литературного произведения эти строки и кто автор?
(Стих. « Посидим в тишине» Елена Благинина)
3 ряд-3 группа
Возьмём с собой сушёных груш
И двинемся в лесную глушь
Одни – в далёкий путь…
- Назовите правило правописания Ь знака
(У сущ в Р.п.после шипящих мягкий знак не пишется )
- Из какого литературного произведения эти строки и кто автор?
( стих. «Путешественники» В. Берестов)
- Кто герои этого стихотворения? (мальчики)
- Куда они собрались? (в путешествие)
- Был ли с ними кто-то из взрослых? (нет)
- Какой рассказ мы читали в этом году, по содержанию схожий с этим стихотворением? («Мальчики» А.П. Чехов)
- Как вы оцениваете их поступок? Можно одним отправляться в путешествие? (родители всегда должны знать, где вы находитесь)
Самостоятельная работа
1 и 2 ряд – группа получают одинаковые карточки , но задания разные.
Замени одним словом с шипящим на конце и выпиши только:
1 ряд –сущ. Ж.р. 3 скл.
2 ряд – сущ М.р.
Футбольное соревнование (матч)
Без него не откроешь замок (ключ)
Маленький ребёнок ( малыш)
Добыча охотника (дичь)
Середина ночи (полночь)
Тихая безветренная погода (тишь)
Мелкие деньги (мелочь)
Лёгкое непромокаемое пальто (плащ)
/Проговариваем правило/
3 ряд – (задание на слайде)
Выпишите словосочетания, в которых существительное Р.п.
Варенье из груш
Маленький шалаш
Красивая брошь
Выглянуло из-за туч
Яркий луч
/Проговариваем правило/
Синтаксический разбор предложения
Составьте предложение из слов , которые мы записали , найти грамматическую основу и подписать части речи ( двое на карточках)
ОБЩАЯ ТАБЛИЦА
Б) У прил., наречий , глаголов
Работа в паре
1 ряд – 1 группа
«Этот мальчик
так хорош,
Загляденье просто!»
- Назовите правило правописания Ь знака
( У кратких прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется)
- Из какого литературного произведения эти строки и кто автор?
«Что такое хорошо и что такое плохо?» В.В. Маяковский
2 ряд – 2 группа
«Мой
Весёлый
Звонкий
Мяч
Ты куда
Помчался
Вскачь?»
- Назовите правило правописания Ь знака
(У наречий после шипящих пишется Ь знак, кроме слов УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ)
- Из какого литературного произведения эти строки и кто автор?
( «Мяч» С.Я. Маршак)
3 ряд-3группа
Польшина Аня читает своё стихотворение «Бабушке»
(у всех карточка 1 на стол)
Скоро я к тебе приеду,
Обниму тебя,
Ты меня обнимешь нежно,
Поднесешь к лицу
И тихонечко мне скажешь:
- Я тебя люблю.
А потом ты мне расскажешь,
Как меня ждала,
Угощений кучу
Ты мне напекла.
Про болезнь свою забудешь,
Когда я с тобой.
Как же в твоём доме
Пахнет добротой!
Бабушка родная,
Я тебя люблю!
День за днём считаю,
Увидеться хочу.
- Назовите правило правописания Ь знака
( Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь знак)
-Ребята , а какие ласковые и добрые слова вы можете сказать о своей бабушке? Какая она? (ласковая, добрая, нежная, заботливая….)
ОБЩИЙ СЛАЙД
Самостоятельная работа (инд карточки)
Вставить пропущенные буквы в словах. Списать текст
Встанешь до зари и выйдешь на крыльцо. На рассвете воздух пахуч и свеж. Все окна в доме распахнуты настежь. На ясном небе не увидишь туч. Кругом такая тишь!
Проверка. СЛАЙД
V Итог урока
1. Д/з СЛАЙД
1) Упр. 3, с. 105.
2) Повторить правила
3) Придумать предложение, используя слова с Ь знаком.
2. Рефлексия
А) Я предлагаю вам выбрать фразеологический оборот, который характеризует вашу работу на уроке:
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
Ловить мух
Биться как рыба об лед
Б) Закончи предложение
-Какие правила мы сегодня повторили?
- Кого бы вы сегодня похвалили?
- Кто больше всех помогал?
-Кому мы можем сказать «спасибо»?
Оценка работы учащихся на уроке учителем (отметки)
В) Лесенка успеха
-Оцените свои знания по «Лесенке успеха». Прикрепите смайлик на ту ступеньку, где вы находитесь.
1 ступенька: Знаю правила правописания ь знака
2 ступенька: Умею распознавать правила в словах с ь знаком
3 ступенька: Могу научить одноклассников правильно писать слова с ь знаком.
Вы все молодцы! Урок окончен!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.