РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема."Шипящие согласные ж, ш, ч, щ"
Цели:
· формировать умение распознавать согласные ж, ш, ч, щ и правильно произносить их, писать;
· развивать любознательность, стремление к расширению знаний по русском языку;
· воспитывать умение дружно и организованно работать.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Упражнение для развития слухового восприятия.
Учащиеся выполняют движения в соответствии с услышанным вопросом, отвечая на вопрос «Вот так!».
Как живешь? Вот
так! (пальчик)
Как идешь? Вот так! (шагаем)
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь?
А как даешь?
Как грозишь?
Как молчишь?
Как сидишь?
– А сейчас у нас урок русского языка. Вы готовы со мной работать?
II. Введение материала по теме урока
– Посмотрите на доску (экран).
У.Что вы видите? (Это буквы):
У.Назовите буквы, которые вы заметили.
П, Т, К, Х, Ж, Ш, Ч, Щ, Д, Г
У. У вас на партах такие же буквы.
Работа по рядам (в парах).
Задание: деление на группы по заданному основанию.
– Вспомним правила работы в парах. (Дети называют их: не шуми; выслушай мнение товарища; обоснуй ответ).
Произнесите эти буквы. Есть ли среди них звуки, которые шипят?
У. Произнесем звуки, которые обозначают эти буквы [Ж], [Ш], [Щ], [Ч]
– Что вы можете о них сказать? (они согласные)
- Да ребята, эти звуки согласные и все они относятся к шипящим.
– Сейчас на уроке будем
говорить об этих согласных: распознавать их, правильно
произносить и писать. Откройте тетрадь, запишите число…
III. Чистописание
– А сейчас минутка чистописания. Послушайте стихотворение, постарайтесь ответить, какую букву мы будем писать.
Посмотрите: буква эта
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
– Какой звук часто встречается
в стихотворении?
– Какая буква обозначает этот звук на письме?
На доске: Жж (обращаю внимание на написание, учащийся объясняет, веду указкой; дети прописывают в воздухе, затем в тетради).
Физминутка для рук
– Вернемся к нашей букве и повторим алфавитную скороговорку:
Поглядите, поглядите
Пять соседок в алфавите: Г Д Е Ё Ж
– О ком говорят «буквы». Не знаете почему?
Д. – Где ёж? – Что получилось? (предложение)
- Сколько слов в нем? (два)
Какое оно по интонации? (вопросительное)
Вспомним, как начинаем писать предложение. Запишем это предложение.
1 учащийся у доски. Записывает предложение. Письмо с
комментированием (ошибкоопасное место ежи)
– Сравним произношение и написание: ёж и [йош].
– Сколько в нем звуков? Почему?
– Построим звуковую схему (кубики)
з |
к |
с |
Звукобуквенный анализ слова ЁЖ в тетради.
Учащийся у доски. Ёж – 1 слог, 2 буквы, 3 звука.
Физминутка
Отдохнем и повторим, произнесем еще раз наши шипящие звуки (2 раза)
Чи-чи-чи (3 хлопка)
Черные грачи (руки в стороны, махи руками)
Чок-чок-чок (3 хлопка)
Черный каблучок (руки на пояс, топанье)
Ща-ща-ща (3 хлопка)
Щиплем мы щавель на щи.
IV. Работа по теме урока
Работа с учебником. (стр. 56)
Упражнение 1
Внимательно посмотрите на картинку и скажите, кто нарисован на картинке? (Черепаха, жук, шмель, щенок)
Четко произнеси первый звук каждого слова.
Спиши, вставь пропущенные буквы, подчеркни их.
…ерепаха, …ук, …мель, …енок.
- Ребята, запомните звуки Ж,Ш,Щ,Ч – это шипящие согласные звуки
На доске предложение:
У Шуры жил черный щенок.
Задание. Списать предложение. Найти в нем шипящие согласные и подчеркнуть их. В скобках написать цифру, подсчитав сколько их.
- Проверим: ученик у доски подчеркивает шипящие согласные, остальные сверяют (самопроверка)
Оценим работу:
V. Рефлексия
1. О каких звуках говорили?О шипящих
2. Какие шипящие согласные вы теперь знаете?
3. Что для вас было легко?
4. Что было еще трудно?
VI. Домашнее задание:
1. Выполнить упр.4 на стр.
57
2.* Разработать подсказки, которые могли бы нам помочь на следующем уроке.
Например: Пекарь в пекарне испек печенье.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.