РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема. Ударение в словах. Гласные ударные и безударные.
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Цель. Дать представление учащимся об ударении в слове, научить различать ударные и безударные звуки. Развивать наблюдательность на примере слов, различающихся ударением, фонематический слух, внимание. Воспитывать мотивацию к уроку.
Оборудование.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
УЧИТЕЛЬ.
Проверь–ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, книга и тетрадка?
(садитесь)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Повторение пройденного.
Сколько букв в русском алфавите? (В русском алфавите 33 буквы.)
А сколько гласных букв? (Гласных букв
- 10.)
Каким цветом выделены гласные буквы? (Гласные буквы выделены красным цветом.)
УЧИТЕЛЬ. Молодцы, ребята!
2. Изучение нового материала. Знакомство с ударением.
1) Сообщение темы и цели урока.
Во время чтения стихотворения учителем дети прочитывают слоги, которые в это время показывает учитель, отрабатывая навыки чтения.
Дружат гласная с согласной, Составляя вместе слог. «Ма» и «ша», запомни «Маша», К нам явились на урок. Если слоги встанут рядом, Получаются слова. «Ты» и «ква», А вместе «тыква». «Со» и «ва» - читай: «сова». Соединили мы два слова – И предложение готово! Дождь идет! Гремит гроза! Улетела стрекоза.
- Сегодня на уроке мы будем учиться делить слова на слоги и находить ударный слог
2) Деление слов на слоги. Слог как минимальная произносительная единица. (5 мин.)
- Ранее мы с вами выяснили, что слово состоит из звуков. А можно ли слово поделить на кусочки? (на слоги)
(Учащиеся высказывают свое мнение. Кто-то может заметить, что мы иногда произносим слова по каким-то кусочкам, например, если нам нужно произнести слово медленно или прокричать его.)
- Давайте понаблюдаем, как мы произносим два разных слова: гуси и утята. - Можем ли мы произнести первое слово, разбив его на кусочки? - Сколько таких кусочков получилось в слове гуси? - А теперь попробуйте произнести слово утята по кусочкам. - Сколько кусочков во втором слове?
Ориентируясь на звучание и артикуляционные особенности (можно использовать хорошо знакомый прием – подсчет ударов подбородка о ладонь), учащиеся обнаруживают, что в слове гуси два «кусочка», а в слове утята – целых три.
- Такие звуковые кусочки слова называются слогами.
3) Слогообразующая роль гласных звуков.
а) Анализ слов лиса и кот, учащиеся выясняют, что в первом слове два слога, а во втором – один; составляют звуковые модели слов. Обращают внимание на работу рта.)
- Сколько раз мы открываем рот, когда произносим слово лиса? А когда произносим слово кот?
- Сколько гласных в слове лиса? А в слове - кот?
б) Вывод. Проанализировав таким образом слова, дети приходят к выводу: сколько в слове гласных (ртооткрывателей), столько и слогов.
ФИЗМИНУТКА
На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”) Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед) Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу) Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево) Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя) И открыли! (разомкнуть руки)
4) Ударение
а) игровой сюжет.
Три друга Миша, Дима и Кирилл увидели радугу и произносят одно и то же слово радуга по-разному. Первый произносит слово с ударением на последнем слоге, второй – на предпоследнем, третий – на первом. Учитель воспроизводит три разных произношения этого слова и спрашивает, чем они отличаются. Дети замечают, что даже узнать слово при таком произношении непросто. Иностранцы выделяют разные слоги в одном и том же слове. Учитель сообщает, что такое выделение слога (т.е. произнесение его с большей силой, ударяя) называется ударением.
- Кто же из друзей правильно произносит слово радуга?
(Тот, у которого первый слог ударный).
б) Упражнение в нахождении ударного слога. Далее ребята учатся находить ударный слог в словах: сова, оса, рыба, лиса, роза, белка. Можно использовать два способа определения ударения. Первый способ – перестановка ударения в слове (т.е. произнесение его с ударением на первом слоге, на втором, на третьем и т.п.). Второй способ – «позови» слово.
в) Упражнения на определение ударного и безударного гласного.
Катя, Егор, пенал, вода, крыло
Задание записать слова на доске. Отметить красным кружочком гласные звуки. Найти ударный гласный звук. Отметить его.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Рефлексия.
В заключение урока учитель предлагает определить ценность урока, его полезность, проводит рефлексию.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Пригодится ли это знание вам в жизни?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.