Конспект урока русского языка на тему "Ударение в словах. Гласные ударные и безударные."
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка на тему "Ударение в словах. Гласные ударные и безударные."

Оценка 4.9
doc
14.04.2020
Конспект урока русского языка на тему "Ударение в словах. Гласные ударные и безударные."
Ударение в словах. Гласные ударные и безударные..doc

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема. Ударение в словах. Гласные ударные и безударные.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Цель. Дать представление учащимся об ударении в слове, научить различать ударные и безударные звуки. Развивать наблюдательность на примере слов, различающихся ударением, фонематический слух, внимание. Воспитывать мотивацию к уроку.

Оборудование.

ХОД УРОКА

I.      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

УЧИТЕЛЬ.


Проверь–ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, книга и тетрадка?

(садитесь)

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок.


II.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.            Повторение пройденного.

 Сколько букв в русском алфавите? (В русском алфавите 33 буквы.)

А сколько гласных букв? (Гласных букв - 10.)
Каким цветом выделены гласные буквы? (Гласные буквы выделены красным цветом.)
УЧИТЕЛЬ. Молодцы, ребята!

2.            Изучение нового материала. Знакомство с ударением.

1)   Сообщение темы и цели урока.

Во время чтения стихотворения учителем  дети прочитывают  слоги, которые в это время показывает учитель, отрабатывая навыки чтения.


Дружат гласная с согласной,                                                                                                                                Составляя вместе слог.                                                                                                                                                    «Ма» и «ша», запомни «Маша»,                                                                                                                                                 К нам явились на урок.                                                                                                                                           Если слоги встанут рядом,                                                                                                                                Получаются слова.                                                                                                                                                       «Ты» и «ква»,                                                                                                                                                                                                             А вместе «тыква».                                                                                                                                                                 «Со» и «ва» - читай: «сова».                                                                                                                                   Соединили мы два слова –                                                                                                                                           И предложение готово!                                                                                                                                               Дождь идет! Гремит гроза!                                                                                                                                            Улетела стрекоза.


 

- Сегодня на уроке мы будем учиться делить слова на слоги и находить ударный слог

2) Деление слов на слоги. Слог как минимальная произносительная единица. (5 мин.)

- Ранее мы с вами выяснили, что слово состоит из звуков. А можно ли слово поделить на кусочки? (на слоги)

(Учащиеся высказывают свое мнение. Кто-то может заметить, что мы иногда произносим слова по каким-то кусочкам, например, если нам нужно произнести слово медленно или прокричать его.)

- Давайте понаблюдаем, как мы произносим два разных слова: гуси и утята.                                                 - Можем ли мы произнести первое слово, разбив его на кусочки?                                                                           - Сколько таких кусочков получилось в слове гуси?                                                                                                 - А теперь попробуйте произнести слово утята по кусочкам.                                                                                          - Сколько кусочков во втором слове?

Ориентируясь на звучание и артикуляционные особенности (можно использовать хорошо знакомый прием – подсчет ударов подбородка о ладонь), учащиеся обнаруживают, что в слове гуси два «кусочка», а в слове утята – целых три.

- Такие звуковые кусочки слова называются слогами.

 3) Слогообразующая роль гласных звуков.

а) Анализ слов  лиса и кот, учащиеся выясняют, что в первом слове два слога, а во втором – один; составляют звуковые модели слов. Обращают внимание на работу рта.)

- Сколько раз мы открываем рот, когда произносим слово лиса? А когда произносим слово кот?

- Сколько гласных в слове лиса? А в слове - кот?

б) Вывод. Проанализировав таким образом слова, дети приходят к выводу: сколько в слове гласных (ртооткрывателей), столько и слогов.

ФИЗМИНУТКА

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)                                                                                Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)                                                             Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)                                                                Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)                                                               Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)                                                                  И открыли! (разомкнуть руки)

4) Ударение

а) игровой сюжет.  

 Три друга Миша, Дима и Кирилл увидели радугу и  произносят одно и то же слово радуга по-разному. Первый произносит слово с ударением на последнем слоге, второй – на предпоследнем, третий – на первом. Учитель воспроизводит три разных произношения этого слова и спрашивает, чем они отличаются. Дети замечают, что даже узнать слово при таком произношении непросто. Иностранцы выделяют разные слоги в одном и том же слове. Учитель сообщает, что такое выделение слога (т.е.  произнесение его с большей силой, ударяя) называется ударением.

- Кто же из друзей правильно произносит слово радуга?

(Тот, у которого первый слог ударный).

б)  Упражнение в нахождении ударного слога. Далее ребята учатся находить ударный слог в словах: сова, оса, рыба, лиса, роза, белка. Можно использовать два способа определения ударения. Первый способ – перестановка ударения в слове (т.е. произнесение его с ударением на первом слоге, на втором, на третьем и т.п.). Второй способ – «позови» слово.

в) Упражнения на определение ударного и безударного гласного.

Катя, Егор, пенал, вода, крыло

Задание записать слова на доске. Отметить красным кружочком гласные звуки. Найти ударный гласный звук. Отметить его.

 

III.           ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Рефлексия.

В заключение урока учитель предлагает  определить ценность урока, его полезность,  проводит рефлексию.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Пригодится ли это знание вам в жизни?


РУССКИЙ ЯЗЫК Тема. Ударение в словах

РУССКИЙ ЯЗЫК Тема. Ударение в словах

Учащиеся высказывают свое мнение

Учащиеся высказывают свое мнение

Учитель сообщает, что такое выделение слога (т

Учитель сообщает, что такое выделение слога (т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020