Конспект урока русского языка в 3 классе
Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов.
Цель: способствовать развитию умения определять значение и употребление глаголов в речи
Задачи: - повторить, имеющиеся у детей знания о частях речи;
- формирование умения выделять глагол среди других частей речи;
- обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;
- определение роли глагола в предложении.
Предметные:
-проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям
общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Личностные:
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
логические – осуществляют анализ, классификацию, сравнение.
Регулятивные: - формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- оценивать ход и результат выполнения задания;
- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
- корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом. Коммуникативные: - управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий;
- уметь работать в парах
- внимательно слушать друг друга;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- работа с материалом учебника;
- искать и выделять необходимую информацию.
Тип урока: Урок систематизации знаний.
Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина); карточка с заданием для работы в паре, в группе.
Использована проблемная ситуация, которая мотивирует дальнейшую деятельность детей на уроке.
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом.
- А теперь посмотрите на доску и прочитайте высказывание.
- Как вы объясните данную пословицу?
Кто не стыдится спрашивать, узнает многое.
-Если человек что-то хочет узнать или чего-то не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать
Не то беда, что мы всегда Чего – нибудь не знаем,
А то беда, что иногда Незнание скрываем.
А если знаешь сам,
Чего не знаешь, не умеешь, Тогда добьёшься своего, Узнаешь, поумнеешь.
1. Cловарная работа
- Прочитайте слова. (На доске: с…рень, инт..ресный, ч…рный, …дуван..чик, п..мидор, ж…вотн..е, а (кк, к)…уратный, к…(лл,л)..ктивный)
- Что вы о них можете сказать?
- На какие 2 группы можно разделить? Запишите каждую группу в отдельный столбик, вставьте пропущенные буквы.
- Обменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку.
- Что вы знаете об имени существительном?
- Что знаете об имени прилагательном?
2. - Ваше следующее задание: расшифровать тему нашего урока.
- Уберите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:
П |
Х |
Г |
Л |
С |
Ш |
А |
Г |
К |
О |
Л |
-Какое слово получилось? (Глагол)
- Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас?
- Какие задачи мы должны сегодня решить? (Вспомнить, что называется глаголом. Что обозначает, на какие вопросы отвечает, будем тренироваться в поиске глаголов в предложениях)
- Глагол – это самая сложная часть речи русского языка.
Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И. Даля мы читаем: «Глагол - это словесная речь человека, разумный говор, язык»
А ещё - «Глаголь» — старинное название буквы «г».
Ученые подсчитали, что глагол занимает 2 место после существительного по частоте употребления в речи.
1. Наблюдение над ролью глаголов в речи (Текст на карточке)
- Прочитайте текст.
- Назовите части речи, которые использованы в тексте.
- Что вы можете сказать о тексте? (Понравился ли вам текст? Всё ли было понятно?)
- Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен?
- Давайте попробуем оживить текс. Что для этого нужно сделать? Слова, какой части речи надо использовать? (Глаголы)
- Запишите текст, который у вас получился.
(Учащиеся записывают предложения, называют орфограммы, подбирают проверочные слова.)
- Как изменился второй текст?
- Почему неподвижная картинка ожила? (В тексте появилось действие)
- С помощью, какой части речи это произошло? ( С помощью глаголов)
- Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события)
- На какие вопросы отвечают?
- Что обозначают?
- Сравним выводы с выводами в учебнике на стр. 52
V. Продолжение работы над темой урока.
1. Закрепление изученного материала.
– Что вы можете рассказать о первом предложении в записанном тексте. (По классу карточки с характеристикой предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное, восклицательное, невосклицательное, простое, сложное,
распространенное, нераспространенное)
(Учащиеся выбирают подходящие карточки)
- Чем отличается первое предложение от четвертого? (Первое предложение нераспространенное, а четвертое распространенное)
-Как вы определили?
- Подчеркнем грамматическую основу: 1 вариант в первом предложении, 2 вариант - в четвертом.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа по парте.
- Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)
- Подчеркните грамматическую основу в других предложениях.
2. Включение в систему знаний и повторение (Работа по учебнику)
- Ребята, как вы считаете, почему дятла называют трудолюбивым? (Ему надо построить дупло, добыть пропитание или сок, вылечить дерево и вырастить потомство)
- А какого человека могут назвать трудолюбивым? (Высказывания детей: не ленится, любит трудиться, выполнять работу) Какой антоним к слову трудолюбивый?
(Ленивый)
- В продолжение этой темы прочитаем стихотворение в № 101 стр. 56
- Какова главная мысль стихотворения?
- Выпишите глаголы. (Проверка: учащиеся по цепочке называют глагол вместе с вопросом)
- Рассмотрите рисунки. Составьте по ним предложения и запишите. Над глаголом укажите часть речи: гл. (Один ученик у доски)
- Найдите последнее задание в упражнении. Выполните его.
-Какую пословицу выписали (Рабочие руки не знают скуки)
3. Самостоятельная работа
- Выполните задание № 96 стр. 54.
4. Самопроверка.(Дети сравнивают работу с образцом )
- Подведем итог урока.
- Что такое глагол? (Часть речи)
- На какие вопросы отвечает? (Что делать? Что сделать?)
- Что обозначает? (Действие предмета)
- Каким членом предложения является? (Сказуемым)
- Кто испытывал трудности сегодня на уроке? Какие?
- Что понравилось? Чем урок запомнится?
VII. Домашнее задание. Стр. 52, правило, № 98.
VIII.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.