Конспект урока русского языка "Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком" 1 класс программа "Школа России"

  • docx
  • 13.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока русского языка в 1 классе.docx

Тема урока: «Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком».

Программа «Школа России», предмет «Русский язык», 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: организовать деятельность учащихся по формированию умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твёрдые согласные звуки.

Предметные планируемые  результаты: учащиеся научатся находить и объяснять местонахождение мягкого знака  в словах; решать учебные задачи, определять цель задания, отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения;

Познавательные УУД: самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель;

Коммуникативные УУД: принимать участие в работе парами, задавать вопросы;

Личностные УУД: соответствие поведения нормам морали, культуры общения, этикету отношений и этике взаимоотношений, позитивное сотрудничество в разных сферах деятельности.

Ход урока

I.                   Организационный момент.

 

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

 

  II. Актуализация знаний. Целеполагание

 

- Нашу работу на уроке мы начнем с минутки чистописания.

-Откройте  тетради. Запишите число: 28 апреля

- На экране записаны буквы: е  и  ю я  ё  ь(слайд 3)

- Давайте назовем их все вместе.(Дети читают хором)

- Что общего у этих букв?

          -Какая буква лишняя?

-Почему вы так считаете?(Она не обозначает никакого звука)

-Запишите  все буквы красиво  в тетрадь.


          - Ребята,  послушайте сказку:

Жили-были в Азбуке буквы, разные – гласные, согласные.  Ходили, друг к другу в гости.

Буквы жили – не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

Что ты за буква? – возмущались они.

Она не обозначала никакого звука, не умела говорить,  молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Послушаем, что это за слова. Но они зашифрованы загадкой.

Без головы, а в шляпе,

Одна нога – и та без сапога.

                                        (Гвоздь)

Стали буквы составлять слово гвоздь.

ГВОЗД – получается.

Что-то у нас не получается! – говорили буквы. – звук (д) в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твёрдый. – И говорит: - Встану я и обозначу мягкость Д, - и быстро пристроилась в конце.

 - Что получилось? (Гвозди.)

 - Лучше я встану, - сказала Я (Гвоздя.)

 - У нас опять ничего не получается, ведь ты обозначаешь звук (а), - сказали буквы.

Что же делать? Ребята, подскажите!  (Надо поставить Ь!)

Иди к нам, мягкий знак, - позвали буквы.

Он с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец.

Что получилось? (Гвоздь.)

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.

 

– Сделайте вывод, какую роль играет мягкий знак,

 (Обозначает мягкость согласных звуков)

          -Вы догадались,  какая тема у нас сегодня?(Будем изучать букву Мягкий знак (ь)

- Верно. Тема нашего сегодняшнего урока «Мягкий знак»

- Какую цель поставим перед собой на уроке? Чему мы будем учиться?         

Будем учиться…(писать слова с ь)

 

Узнаем…     ( какую работу выполняет ь)

 

-  А что мы  уже знаем о мягком знаке? Для того, чтобы вспомнить, что мы уже знаем о Ь, обратимся к учебнику

Откройте учебники на  стр. 87

Выполним упражнение 1

– Прочитайте стихотворение. О каком растении идет речь?

Почему его так назвали.

– Найдите и прочитайте слова с выделенной буквой. Что вы о ней знаете?

 

Мягкий  знак не обозначает звука.

 Мягкий  знак не может стоять в начале слова, не имеет заглавной буквы.

 

III. Изучение нового материала

Сказка «Фокусник».

Живёт в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягким знаком.

Похвастался Мягкий знак: -Я – самый волшебный! Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – и оно делается совершенно неузнаваемым…

-Почему Мягкий знак хвастался? В чём секрет его фокуса?

- И сейчас мы разгадаем, в чем заключается хитрость мягкого знака.  Для этого выполним упражнение 2 в учебнике на стр.87

-Прочитайте слова в упражнении 2.

(Читает один ученик).

- Сравните слова по написанию и по значению. (Слова разные по написанию и по значению)

- Что обозначает каждое слово?

Шест - длинная палка.

Шесть - это цифра.

Банка - стеклянная посуда.

Банька -помещение, где купаются.

Мел - мягкий белый известняк.

Мель - мелководное место в реке, водоёме.

 

         - Какую хитрость таит в себе мягкий знак? ( Он меняет смысл слова)

-Как в словах обозначена мягкость согласного звука? (Мягким знаком)

 

– Прочитайте последнее задание.

– Выполните это задание самостоятельно. (Спишите в тетрадь пары слов. Подчеркните мягкий знак. )

Мягкий знак - хитрый знак!

Не сказать его ни как.

Он не произносится

Но в слово часто просится.

IV.Закрепление изученного.

- Прочитайте слова (на слайде)

(Дети читают хором)

Карась, пальто, словарь, альбом, окунь, яблонька .

- Что в них общего? (В словах есть мягкий знак. Все слова обозначают предметы.)

- Распределите слова на две группы

 

 карась                  яблонька

 словарь                альбом

окунь                     пальто

- По какому признаку вы это сделали?

- Какое место занимает Ь в словах первого столбика?

(В конце слова)

- Какое место занимает Ь в словах второго столбика?

(В середине слова)

- Запишите по 3 слова из каждого столбика себе в тетрадь.

 

-Какой вывод сделаем? (Мягкий знак может стоять в середине и на конце слова)

- Какая  буква  помогла сделать согласные звуки мягкими?

- Какой сейчас сделаем вывод?

(Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука)

-А давайте наши предположения проверим по учебнику. Откройте на стр. 88. Прочитаем правило. ( Читает ученик).

Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко.

- А сейчас немного отдохнем. Сделаем маленькую физминутку.   (Я называю слова с мягким знаком -  вы хлопаете в ладоши, если в слове нет мягкого знака - вы приседаете)

 Физминутка
Парта, стул, конь, окно, моль, окунь, стол, сок, тетрадь.

V. Закрепление изученного материала

Найдите упражнение 3 (страница 88).

– Прочитайте слова. Произнесите звуки, которые выделены в словах.

– Прочитайте последнее задание.

– Найдите и прочитайте слова, в которых звуков меньше, чем букв.

– Запишите эти слова в тетрадь.

– Из-за чего в этих слова звуков меньше, чем букв?

Выполним упражнение 5 (страница 89).

– Прочитайте. Как вы думаете, в каких словах пишется мягкий знак. Обоснуйте свой ответ.

– Прочитайте последнее задание.  Выполните это задание.

         Работа в парах.

      - Я  предлагаю вам поработать в парах.

 

- Перед вами лежат листочки с рассыпавшимся предложением. Ваша задача - составить предложение и записать его в тетрадь.

 

В, спит, зимой, берлоге, медведь.    ( Зимой медведь спит в берлоге.)

 

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Пословица на доске:

Не гордис   званием,

А гордис   знанием.

-Всё ли правильно написано?

-В чём ошибка?

-Как понимаете смысл пословицы?

-Какими знаниями, полученными сегодня на уроке вы можете гордиться?

Научились…(Научились писать слова с этой буквой)

Узнали…    (Узнали особенность этой буквы, и какую работу она   выполняет в  словах)

- Какой  способ обозначения мягкости согласных мы сегодня узнали?

- Оцените свою работу на уроке.

Выберите, на какую ступеньку вы хотите себя поместить.

https://fs.znanio.ru/d5af0e/b2/90/16de213a0651624cf893b5823f5e067167.jpg