Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи", 5 класс
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи", 5 класс

Оценка 4.8
docx
27.07.2020
Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи", 5 класс
конспект урока русского языка.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи

(Урок русского языка в 5 классе)

 

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы

Петренко Анастасия Алексеевна

 

 

 

 

 

 

2013год

Имя прилагательное как часть речи

Урок в 5 классе

Тип урока:     Изучение нового материала.

Цель урока: - Повторить, какая часть речи называется прилагательным;

                        - уточнить, как изменяется имя прилагательное, с чем оно согласуется и какова его синтаксическая роль в предложении;

                     - развивать умение использовать имена прилагательные в речи; 

                     - анализировать, делать выводы;

                     - способствовать воспитанию интереса к уроку русского языка.

Оборудование: раздаточный материал с разноуровневыми заданиями,  презентация, картина И.И. Шишкина.

 

Ход урока.

1.     Организационный  момент.

2.     Вступительное слово.

- Ребята, какую тему мы с вами закончили изучать? (Имя существительное).

- Что вы знаете об имени существительном? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, чувства и отвечает на вопросы кто? что?)

Имя существительное обозначает предмет, иначе говоря, даёт имена предметам и явлениям. Но порой недостаточно назвать только предмет. Какие слова придут в таком случае на помощь? Например, что вы можете сказать об этом кабинете? Возможно, вы отметите, что он светлый или темный, большой, а может быть, красивый и уютный. Что  за слова  вы «приложили», присоединили к существительному «кабинет»? Это имена прилагательные.  Действительно, прилагательное как бы прилагается к имени существительному. Выражаясь более чётко, имя прилагательное зависит от имени существительного. От существительного к прилагательному мы задаем вопрос. Например, кабинет какой? – светлый.

А вы можете себе представить, что радостный день будет всего лишь днём, а добрый человек просто человеком? Конечно, без имён прилагательных сложно было бы передать все краски мира и чувства человека.

- Вы уже, наверное, догадались, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (Об имени прилагательном).

Да, тема нашего урока «Имя прилагательное как часть речи»

- Давайте вместе сформулируем цель нашего урока, опираясь на его тему и используя опорные  слова на доске.

         Повторить, что…;

         уточнить, как…; с чем… и чем… в предложении;

         учиться использовать в речи.

    (Цель нашего урока: повторить какая часть речи называется прилагательным; уточнить, как изменяется прилагательное, с чем оно согласуется и чем является в предложении; учиться использовать имя прилагательное в речи.)

     Знать: Какая часть речи называется прилагательным, и какова его синтаксическая роль.

     Уметь: Использовать имена прилагательные в речи, делая её более яркой, выразительной.

                    - Каким вы хотите, чтобы был сегодняшний урок? Запишите свой ответ.

                      (Я хочу, чтобы сегодняшний урок был весёлым, интересным, чтобы можно было поспорить, чтобы узнали новое.)

                    - Слова какой части речи вы использовали в своих ответах? (Прилагательные.)

              - А теперь обратите внимание на доску, перед вами отрывок из стихотворения. Прочитайте его в таком виде как он сейчас есть. Понравилось ли вам это стихотворение? А чего здесь не хватает? Имен прилагательных. Давайте попробуем вставить их. Как называется стихотворение из которого взят этот отрывок? Кто его автор? А какие еще стихотворения С.Есенина вы знаете, где бы использовались прилагательные? 

Улыбнулись ……   берёзки,  (сонные)

Растрепали   ……    косы,      (шелковые)

Шелестят      ……     серёжки,(зеленые)

И горят          …….    росы.       (серебряные)

- Какую роль играют прилагательные в произведении?  (Являются эпитетами)

     Вывод: Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, красочной и благодаря имени прилагательному, мы смогли отгадать автора и произведение.

     III. Тренировочные упражнения.

         1). Запишите словосочетания: Сонная березка, шелковые косы

                    - Расскажите об имени прилагательном  по плану.

                                                 План.

1.     Что обозначает имя прилагательное?

2.     Как изменяются имена прилагательные?

3.     С какой частью речи согласуются?

4.     Каким членом предложения являются?

2) Работа по карточкам (по вариантам).

 – На партах у вас лежат карточки, прочитайте задание, текст. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Чтение текстов.

 – К какому типу речи относятся эти тексты?

 – Определите стиль текста.

 – Какая главная мысль текста?(1в. – описание осеннего дня; 2 в. – описание осеннего леса).

 – Какова роль прилагательных в раскрытии основной мысли текста?

– Озаглавьте тексты.

(1 в. – «Красота осеннего дня». 2 в. – «Краски осеннего леса».)

 – Определите, какими членами предложения являются прилагательные в тексте? (Определениями.)

 – А еще какими членами предложения могут быть прилагательные?

 – Какие выразительные средства использует автор, чтобы создать яркую картину этого времени года? Выпишите в тетрадь свои примеры из текста.

- Как вы понимаете выражение «березы, осыпанные сусальной позолотой»?

- Объясните правописание слов с пропущенными буквами.

- Разберите по составу слова: 1в. – осиновая, 2в. – багряные.

 3) Выборочный диктант (выписать только имена прилагательные, определить их род, число и падеж)

Слабым ученикам учитель раздает карточки с текстом, сильные на слух определяют и выписывают имена прилагательные, далее производится взаимопроверка.

  4а) Творческое задание.

 А теперь посмотрите на картину. Кто автор этой картины? Как она называется? (И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу») А на каких уроках вы встречались с этой картиной? Какие картины Шишкина вы еще знаете? И.И.Шишкин известен как мастер изображения леса, он как никто другой умеет столь точно и глубоко прописать величие и красоту леса. Представьте себе такую картину:

     Раннее солнечное утро в сосновом царстве. Безмятежная тишина. Величавые сосны охраняют тайну лесной поляны. Дремлют старые пни на мягкой постели из хвои, вдыхают смолистый воздух.

      -А теперь продолжите описание миниатюры, опишите медведицу, медвежат. (О медведице и медвежатах.)

      -Придумайте окончание миниатюры. (Медведица что-то  говорит детям.)

(Данное задание выполняют мотивированные на учебу учащиеся и те, кто пожелает)

4б) А остальные составят  словесный портрет своего лучшего друга, используя слова, записанные на доске.

Высокий, низкий, худой, красивый, большой, маленький, темноволосый, светловолосый, голубоглазый, кареглазый, хороший, верный, настоящий, веселый, хмурый, злой, воспитанный, приветливый, гостеприимный, интеллигентный, дружелюбный, прекрасный, отзывчивый.

          IV. Итог урока:

                                 Ребята, понравился ли урок?

  Чем он полезен?

(Он научил нас использовать имена прилагательные в речи и тем самым делать свою речь более образной и выразительной.)

Домашнее задание:  § 102.       «3» – упражнение 577;       «4» – упражнение 575;       «5» – сочинение-описание на тему «Осенний день», используя имена прилагательные.

Приложение 1

 

1 вариант:

Сначала прочитайте текст без выделенных слов, затем – авторский вариант. Какой из вариантов вам больше нравится? Ответ подчеркните: первый или второй. Озаглавьте текст.

Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, серую, почти белую. Краски к…зались особенно мя…кими из-за осенней мглы, неподвижно в…севшей в воздухе. А когда шли дожди, мя…кость красок см…нялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли заг…рать вд…ли, как багряные пожары. В сосновых чащах др…жали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.

(К.Паустовский)

2 вариант

В рассказе «Лес и степь», который входит в «Записки охотника», И.С.Тургенев говорит о красоте русского пейзажа. Подчеркните прилагательные как члены предложения, которые помогают читателю «увидеть» красоту осеннего дня. Озаглавьте текст.

А осе…ий, ясный, немно…ко х…лодный, утром м…розный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся з…лотая, красиво рисуется на (бледно) голубом небе, когда ни…кое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая …синовая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и ле…ко стоять голой…

 

Приложение 2

Выпишите только имена прилагательные, определить их род, число и падеж.

Многое в нем мне упорно нравилось, даже изящная его наружность… Он был высокий, стройный; лицо его было продолговатое, всегда бледное; белокурые волосы, большие голубые глаза, кроткие и задумчивые, в которых вдруг порывами, блистала иногда самая простодушная, самая детская веселость. Полные небольшие пунцовые губы его, превосходно обрисованные, почти всегда имели какую-то серьезную складку: тем неожиданнее была на них наивная и простодушная улыбка.

(Ф.Достоевский)

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»

Имя прилагательное как часть речи

Имя прилагательное как часть речи

Знать: Какая часть речи называется прилагательным, и какова его синтаксическая роль

Знать: Какая часть речи называется прилагательным, и какова его синтаксическая роль

Озаглавьте тексты. (1 в. – «Красота осеннего дня»

Озаглавьте тексты. (1 в. – «Красота осеннего дня»

Приложение 1 1 вариант:

Приложение 1 1 вариант:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2020