Конспект урока русского языка по теме:
«Учимся писать слова с двумя корнями».
Цель урока:
Создать условия для формирования у обучающихся умения правильно писать слова с двумя корнями.
Задачи урока:
- сформировать представление о сложных словах и способе их образования;
-сформировать у обучающихся навыки нахождения сложных слов; расширять знания о составе слова;
- сформировать умение правильно писать в сложных словах соединительные гласные о и е;
-закреплять умение выбора правописания соединительных гласных о и е;
-развивать умение самостоятельно получать знания;
-развивать любознательность, сообразительность, внимательность, орфографическую зоркость;
-развивать речь обучающихся, познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
- создать условия для проявления положительного отношения к урокам русского языка, понимания необходимости учения;
- воспитывать познавательную активность и умение работать в коллективе.
- воспитание уважительного отношения к русскому языку, восхищение его богатством, разнообразием.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
-умение распознавать сложные слова и называть их отличительные особенности;
- умение правильно писать в сложных словах соединительные гласные;
Метапредметные:
Личностные
- следование в поведении моральным и этическим требованиям;
- адекватная самооценка и умение выявлять причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- умение участвовать в составлении плана урока и следовать ему на уроке;
- умение участвовать в рефлексивном этапе урока, в самооценке учебной деятельности по освоению учебного материала.
Познавательные:
-
умение работать с разными видами информации;
- умение ориентироваться в учебнике;
- умение формулировать выводы по изучаемой теме.
Коммуникативные:
- уважительное отношение к мнению одноклассников;
- умение аргументировать своё мнение;
- условие сотрудничать с учителем и сверстниками.
Оборудование: учебник В.Н.Иванова «Русский язык 2 класс, ч.1», рабочая тетрадь №1 на печатной основе, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видеоролик.
Ход урока:
I.Организационный момент.
- Создадим всем хорошее настроение.
- Улыбнулись друг другу.
- Пожелали себе успехов.
- Крепко обняли себя и сказали: «У меня сегодня все получится!» (Презентация, слайд 1)
II. Запись в тетради числа, классная работа.
-Садитесь, ребята, на свои места. Открываем тетрадочки, записываем число и классная работа.
(Дети садятся, пишут)
Девятнадцатое ноября.
Классная работа.
III. Словарная работа.
- А сейчас ребята откройте свои словарики и запишем в них новые словарные слова.
- Слово шофёр. Выделим в нем орфограммы: шофёр. Можно ли проверить правописание этой безударной гласной?
(нет)
-Почему?
(это словаря из словаря, их правописание можно только запомнить)
-Я вам, ребята, предлагаю способ легкого запоминания этих орфограмм – подобрать ассоциативный образ. С чем у нас ассоциируется слово шофер, когда мы его произносим?
(с рулём, он круглый)
-Прекрасно! Да, руль, круглый. Раз он круглый, то и букву о в этом слове легко запомнить, она по форме круглая.
(Презентация, слайд 2)
-Следующее слово яблоко. Выделим в нем орфограммы: яблоко.
- С чем у нас ассоциируется слово яблоко, когда мы его произносим?
(с кругом, яблоко круглое)
-Прекрасно! Да, яблоко, круглое. Раз оно круглое, то и букву о в этом слове легко запомнить, она по форме круглая.
(Презентация, слайд 3)
-Предлагаю, в слове яблоко нарисовать на месте букв –о- яблоки.
-Следующее слово – огород. Выделим в нем орфограммы: огород.
(Презентация, слайд 4)
-С чем у нас ассоциируется слово огород? Попробуйте подобрать ассоциации.
(овощи растут там, копка, копаем огороды)
-Хорошо, молодцы! Овощи обычно какой формы?
(круглой, овальной)
-Вот вам и запоминание первой -0- в слове.
-А вторую можно так запомнить:
огород
в
о
щ
и
-Итак, мы узнали сегодня 3 словарных слова, записали их в словарики и нашли способ запомнить правописание гласных в этих словах. Прочитаем их еще раз: яблоко, огород, осина.
IV. Актуализация знаний.
-А сейчас, ребята, я вам предлагаю отгадать загадки. Запишите слова - отгадки.
Очень многим он знаком,
Если зимнею порою
Тучи небо всё закроют,
И снежинки полетят –
Значит, будет … (снегопад).
Ей набили мясом рот,
И она его жуёт,
Жуёт-жуёт и не глотает -
В тарелку отправляет.
( Мясорубка)
Есть моторчик шумный в нём,
Пыль с ковров он собирает,
Чистоту так соблюдает.
Вовсе это не насос –
Это шумный, – … (Пылесос)
–Теперь я предлагаю вам выделить корень в этих словах. -Какие слова у Вас получились?
( пылесос, снегопад, мясорубка)
-Поменяйтесь тетрадками в паре и проверьте написание с образцом на доске.
(Презентация, слайд 5)
- У правильно записанного слова поставьте +.
-У кого нет ошибок встаньте.
-Хорошо,
-Какие нельзя проверить?
-Кто - то сделал в написании этих гласных ошибки?
-Как проверить их написание узнаем позже.
V.Проблемная ситуация.
- А сейчас посмотрите видеоролик, как разобрали по составу эти слова Коля и Аня и сравним с вашим разбором.
Видеоролик ( с 12 сек -1мин 48 сек)
VI . Этап мотивации и целеполагания.
-Итак, ребята, давайте разберемся в этой проблеме. молодцы.
-Какие безударные гласные в этих словах можно проверить?
(Презентация, слайд 6)
-Кто согласен с мнением Коли, поднимите руки.
(поднимают)
-Кто согласен с мнением Ани, поднимите руки.
(поднимают)
-А есть другие мнения?
( есть)
-Какие?
( В этих словах 2 корня: корень –пыль- и –сос- в слове пылесос;
корень – снег- и –пад- в слове снегопад;
корень –мяс- и -руб- в слове мясорубка)
-А почему у вас по 2 корня?
( слова образованы от двух слов)
-Правильно, ребята, эти слова не простые они имеют 2 корня.
-Тогда, может быть кто то сможет сформулировать нашу тему урока?
(Слова с двумя корнями)
(Презентация, слайд 8)
-Тогда какой будет цель урока?
-Обсудите в парах и предложите свой вариант.
( Предлагают: научиться грамотно писать слова с двумя корнями. )
Учитель фиксирует цель на доске. На 4 ступеньке.
-Ребята, а что будем делать, чтобы научиться писать эти слова? Предложите план действий.
-Какие будут наши шаги для достижения цели?
( - Находить такие слова.
-Узнать, как называются такие слова
- Узнать, как образуются?
-Научиться грамотно писать такие слова.
На доске нарисована
лестница.
![]() |
Запись плана на доске:
- На первой ступеньке запишем свой первый шаг. Какой?
(будем учиться находить слова, состоящие из 2-х корней)
-Отмечу так на ступеньке (рисую дуги корней)
- На второй ступеньке запишем второй шаг. Какой?
(как называются такие слова) ( пишу слово «название» и ставлю ? )
- Что будет на 3-й ступеньке?
( на третьей ступеньке узнаем, как образуются такие слова)
-На четвертой ступеньке ?
(будем учиться составлять самостоятельно такие слова и писать их грамотно)
-Итак, тему мы определили, цель сформулировали и план работы составили. Какие мы молодцы! Хорошее начало, уже полдела. Итак, отправляемся в путь!
V. Изучение нового материала.
-А теперь будем подниматься по нашей лестнице. Что должны узнать на первой ступеньке?
(находить слова, состоящие из 2-х корней)
-Предлагаю вам выполнить упражнение 1 на стр. 100. Прочитайте задание. Что необходимо сделать?
( выписать слова, в которых 2 корня)
-Ребята, у вас текст упражнения на карточках, поработайте сначала индивидуально и найдите такие слова, лишние зачеркните, сравните результат в парах, а теперь в четвёрках.
Пароход, старость, сероватый, самолет, лесоруб, перелесок, мышеловка, пылесос, величайший, гористый, водолаз, землетрясение, садовник.
(Презентация, слайд 9)
-Проверим вашу работу, с каждой группы выходит 1 ученик и зачеркивает лишнее слово.
( выходят по очереди и зачеркивают, вот, что остаётся)
- Пароход, самолет, лесоруб, мышеловка, пылесос, водолаз, землетрясение.
- Правильно мы нашли слова с двумя корнями? Молодцы! Рисую смайлик на первой ступеньке.
-Сколько корней в каждом из этих слов?
(два)
-Как вы думаете их можно назвать простыми словами?
(нет, в простом один корень)
-Так, как же назвать слова с двумя корнями?
(это сложные слова)
-Правильно, молодцы! Мы разгадали один секрет этих слов. У них 2 корня. Рисую смайлик на второй ступеньке.
- Но остался еще один секрет. Готовы его разгадать? (Да!) Тогда посмотрите внимательно, внимательно на сложные слова. Что вы еще заметили? Какой секрет мы еще не разгадали? (слова надо записать в 2 столбика. Корни выделены. Некоторые дети видят соединительные о и е и называют: между корнями в 1-м столбике о, а во 2-м столбике е.
Ребята, мы правильно подметили. А как вы думаете, они относятся к какому-нибудь корню? (Нет!).Тогда зачем они стоят между двумя корнями, как думаете? Какова их роль в таких словах?
Они соединяют 2 корня. Значит, как их назовём, если они соединяют корни?
( соединительные)
- Итак, назовите еще раз соединительные гласные. Сколько их?
( 2 - О и Е)
Молодцы! Вот мы и узнали 2-й секрет сложных слов. У них могут быть соединительными гласные о и е.
- Итак, сделаем вывод: как образуются сложные слова?
( при помощи двух корней и соединительной гласной)
-Правильно, молодцы! Рисую смайлик на третьей ступеньке.
-Правописание соединительных гласных поможет вам запомнить вот такое стихотворение:
Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут.
(Презентация, слайд 10)
-Вот и поднимаемся на 3 ступеньку.
-Предлагаю вам выполнить следующее упражнение , чтобы закрепить это правило. Посмотрите на слайд.
(Презентация, слайд 11)
-Прочитайте задание. Что нужно сделать?
( записать слова в 2 столбика, вставить пропущенные соединительные гласные)
-Первый столбик будет заполнять 1 вариант, 2 столбик 2 вариант.
( выполняют)
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища.
(проверяют)
-Поднимите руки, у кого все верно. Не все пока справились с заданием. Почему?
( первый урок изучаем, когда пишется соединительная гласная О, а когда Е)
- Чему сейчас учились, выполняя это упражнение?
( правописание соединительных гласных в сложных словах, когда пишется О, а когда Е)
-И осталось нам подняться на 4 ступеньку. Чему сейчас будем учиться?
( составлять самостоятельно сложные слова и писать их грамотно)
-Выполним упражнение 3 в учебнике на стр. 101. Прочитайте задание. Что необходимо сделать?
( составить сложные слова )
-Выполнять будете самостоятельно.
( выполняют)
-Прочитаем, что у вас получилось.
(одного спрашиваю, читает 1 столбик)
-Ребята, просигнальте, кто согласен?
( поднимают руку с поднятым большим пальцем )
-Теперь прочитаем слова, которые составили во втором столбике.
(одного спрашиваю, читает 2 столбик)
-Ребята, просигнальте, кто согласен?
( поднимают руку с поднятым большим пальцем )
-Вижу, справились все. Очень хорошо!
-Чему учились сейчас, выполняя это упражнение?
(составлять самостоятельно сложные слова и писать их грамотно)
-Ребята, а вам встречались сложные слова? Какие? Кто может вспомнить?
Хорошо! Здорово, что вы можете привести свои примеры! На самом деле в русс.языке таких слов очень много. Вот видите, ребята, какой у нас чудесный, богатый, красивый русский язык! В нем есть не только простые слова, но и сложные. Все они делают нашу речь разнообразной, красивой, богатой. (Надо восхититься! Эмоции! )
-Мы можем сказать, что достигли 4 ступени?
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
- Какая тема сегодня была на уроке?
(Слова с двумя корнями)
(Презентация, слайд 12)
- Какая цель перед нами была?
Научиться писать слова с двумя корнями
-А как мы этому учились? Что делали? Смотрим на план. Называем наши действия.
- научились распознавать слова, состоящие из 2-х корней,
- узнали, как называются такие слова и как они образуются,
- научились составлять и правильно писать слова с двумя корнями.
-Какие 2 секрета сложных слов мы раскрыли?
(узнали, что у них 2 корня и 2 соединительные гласные,
- Можем мы уверенно сказать, что научились писать сложные слова с 2-мя корнями? Да!
Что же помогло нам узнать такие замечательные сложные слова?
(наш план-лесенка, учебник, учитель, презентация, дружная работа на уроке)
-Посмотрите на нашу лесенку. У вас такие же лесенки на листочках у каждого.
- Как вы оцениваете свою работу? Нарисуйте смайлик на той ступеньке, задание которой вы поняли на уроке и знаете теперь, как его выполнить.
- А теперь поднимите руки, кто достиг 1 ступени? 2 ступени? 3 ступени?4 ступени?
(Дети поднимают руки /встают по очереди и показывают листочки/ с лесенкой и нарисованным смайликом.)
- Считаете ли вы, что все сегодня должны были достичь всех ступеней?
(нет)
-Почему?
(потому что это первый урок по теме)
-Правильно, ребята. На следующих уроках вы будете закреплять полученные сегодня знания.
VII. Оценивание.
VIII. Домашнее задание.
-Придумать и составить 10 сложных слов .
- Молодцы! Урок окончен. Всем спасибо!
Приложение 1.
1. Карточка
Пароход, старость, сероватый, самолет, лесоруб, перелесок, мышеловка, пылесос, величайший, гористый, водолаз, землетрясение, садовник.
2.
![]() |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.