Конспект урока русского языка «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова»
ФИО учителя: Ермолаева Ольга Геннадьевна
Класс: 3 «Б»
УМК: «Школа России»; Русский язык, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Тема: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова»
Тип урока: ОНЗ
Цель: сформировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова и объяснять свои действия на основе способов проверки написания слов с непроизносимыми согласными при помощи подбора однокоренных слов.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Технологии: проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающая, технология сотрудничества.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для групповой работы, карточки для индивидуальной работы, алгоритм, карточки с буквосочетаниями, лист самооценки.
Ход урока
|
Название этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1. |
Организационный и мотивационный этап. Цель: мотивировать к учебной деятельности. |
- Прозвенел для нас звонок, начинается урок. - Прочитайте девиз урока: (запись на доске) - Как вы понимаете это стихотворение? - А когда человек становится успешным? Как необходимо трудиться, чтобы быть успешным? Напутствие учителя. - Желаю вам успехов! |
Читают: «В мире много интересного, Нам порою неизвестного. И успех придет к тому, Кто день за днем идет к нему.»
Ответы детей.
|
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. |
Актуализация опорных знаний. Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия |
- Прочитайте слова. Что у них общего? На какое правило? Как проверить парный согласный? Работаем по плану. 1.Называем орфограмму. ЧТО? 2. Указываем место. ГДЕ? 3.Подбираем проверочное слова. КАК?
|
Ногти, шубка , указка, сливки, багаж, праздники. Орфограмма парный согласный. Подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный. Ответы детей.
|
Познавательные – логические – анализ и сравнение объектов с с целью выделения признаков. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
3. |
Выявление места и причины затруднения. Цель: -организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей
|
Среди этих слов нет ли лишнего? Произнесите его. Что заметили? Почему оно лишнее? Звук не произносим, но буквой обозначаем. Как может называться такая орфограмма?
|
Праздники В слове праздники д не проверяется. Непроизносимый согласный в корне слова.
|
Познавательные – самостоятельное построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез.
|
4. |
Целеполагание и построение выхода из затруднения. Цель: построить проект выхода из затруднения. |
Назовите тему урока. Какую учебную задачу поставим сегодня на уроке?
Опираясь на наш алгоритм работы с орфограммами, скажите, а что нужно сделать для этого?
Как нас можно будет назвать, если мы этого добьемся? - Чем мы можем воспользоваться для открытия нового знания? Что поможет узнать новое? Работа в паре. Помните о правилах работы в группе: 1.Один говорит – другой слушает. 2.Работают все. 3. Свое несогласие высказывай вежливо.
Задание на желтых карточках. - Отгадайте загадки. Запишите отгадки в тетрадях. Когда вернемся в дом, Где каждый нам знаком, Что сказать мы не забудем, Если вежливыми будем? (Здравствуйте) Ну-ка, кто из вас ответит Не огонь, а больно жжёт. Летом светит очень ярко, Осенью наоборот. (Солнце) Изо дня в день, из минуты в минутку (Сердце) Чудо -гриб нашел Василий, Он теперь такой (счастливый)
Произнесите первое слово, сравните с написанием. Какой согласный в нём не произносится, но пишется? - Произнесите второе слово. Что заметили? - Найдите несоответствия…т.д. Чем похожи эти слова? Какие непроизносимые согласные? А где находятся эти буквы в словах? Вывод: в некоторых словах в середине слова встречаются сразу три согласных . Такое скопление согласных в русском языке называют «Стечением согласных» -лнц-, -здн-, - стн-, -стл- Ребята, вы верно написали все слова, а что вам помогло? КАК вы действовали, если встречали слова со непроизносимым согласным? Необходимо подобрать проверочные слова. Давайте проверим. |
Непроизносимый согласный в корне слова. Научиться правильно писать слова с непроизносимым согласным. 1. Научиться видеть орфограмму. 2. Научиться проверять ее в слове.
Успешными.
Полученные ранее знания.
- В слове «солнце» не произносится согласный звук л, но буква л пишется. - В слове «счастливый » не произносится согласный звук т, но буква т пишется. - В слове «здравствуйте» не произносится согласный звук в, но буква в пишется. - В слове «сердце» не произносится согласный звук д, но буква д пишется.
Во всех словах есть непроизносимый согласный. Т,Д,В,Л В корне, окружены другими согласными.
Подбирали проверочные слова. |
Регулятивные – целеполагание; планирование, прогнозирование; Познавательные – самостоятельное выделение -формулирование познавательной цели; моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. |
Реализация построенного проекта. Цель: реализовать проект. |
Проверяем каждое слово. Работа с доской. Какие слова являются проверочными? Что произошло с непроизносимым согласным? Какие буквы помогли проверить? Какую учебную задачу выполнили?( Что узнали об орфограмме непроизносимый согласный?)
-Давайте проверим, совпали ли наши предположения с научными знаниями. Работа с учебником с.118.
Что будем делать , чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными?
Работа по составлению алгоритма
|
Однокоренные: Солнце- солнышко Здравствуй-здравый Сердце – сердечко
Гласные и сонорные согласные
Вывод: орфограмма непроизносимый согласный находится в стечении согласных и чтобы правильно написать слова с непроизносимым согласным, необходимо подобрать проверочное слово, в котором произносимый согласный будет четко слышаться.
Алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне: 1. Проговариваем слово орфоэпически и слушаем произносятся ли все согласные звуки. 2. Определяем наличие стечения согласных. 3. Подбираем проверочное слово, где непроизносимый согласный звук будет произноситься отчётливо. 4. Записываем слово.
|
Коммуникативные -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Личностные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков. |
6. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи. |
А что теперь, ребята, будем делать? Какую учебную задачу поставим перед собой? Работа в группах. Работа по алгоритму. Прочитайте предложения. Найдите слова с непроизносимыми согласными , докажите правильность выбора и проверьте их. Каждый участник группы анализирует вслух одно предложение. 1.Я родился и долго жил в областном городе. 2.В лесу свистнул рябчик. 3.Весь сентябрь стояла ненастная погода. 4.Грустное чувство охватило меня при расставании с другом. 5.Крутая лестница вела на чердак. По окончании работы от каждой группы один участник анализирует одно предложение вслух.
Работа со словарными словами. Все ли слова вы смогли проверить? Какие это слова? Значение слов. Что обозначают эти слова? Вспомнить правила поведения на лестнице. Слово чувство входит в состав многих устойчивых словосочетаний. Шестое чувство. (интуиция) Лишиться чувств. (потерять сознание) Чувство собственного достоинства.(самоуважение) Как вы их понимаете? Какую учебную задачу ставили перед собой на этом этапе урока? Выявление затруднений учащихся. |
Поучимся находить в словах непроизносимый согласный и проверять. Выполняют работу в группе. Работая по алгоритму, подбирают однокоренные слова и сравнивают написание корней во всех однокоренных словах. Фиксируют новое знание в речи с опорой на эталон. Научиться находить слова с непроизносимым согласным и проверять их. - (Областной проверяю с помощью родственного слова «область», значит в слове «областной »пишем букву «т» (Аналогично комментируют все группы) Нет. Чувство, лестница. Словарные слова.
Называют правила поведения на лестнице.
|
Регулятивные – контроль, оценка, коррекция; Познавательные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные – управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Личностные – умение выражать свои мысли, -расширение словарного запаса. |
7. |
Физминутка Цель: организовать отдых детей; обеспечить включение школьников в совместную деятельность. |
Раз, два, выше голова. Три, четыре, руки шире. Пять, шесть, всем присесть. Семь, восемь, лень отбросим. |
Физминутку проводят дежурные, выбрав одну из известных. Выполняют движения. |
|
8.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: организовать самопроверку по эталону.
|
Ну а теперь давайте посмотрим, как у вас получиться справиться с заданиями самостоятельно. - Предлагаю поработать на карточках. Первое задание выполняют все, второе задание по желанию. Разноуровневые задания. 1. Вставьте буквы, подобрав проверочные слова. Хрус…нул – Звез…ный – Мес…ность – Трос…ник – Капус…ный - Влас…ный – 2. Найди в тексте ошибки. Запиши правильно слова, в которых допущены ошибки. Погода установилась прелестная. Перестал дуть яростный ветер. Яркое солнце осветило землю. Работа с эталоном. -Посмотрите на эталон и проверьте себя. Если вы выполнили задание без ошибок, рядом поставьте +, если допустили в задании ошибку, поставьте - -Поднимите руки те, кто в заданиях допустил ошибки. Анализ ошибок. Обращение к эталону. - Чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного, что нужно сделать? Вывод.
|
Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
|
Регулятивные – контроль, коррекция; Личностные – самоопределение. Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
10. |
Включение в систему новых знаний и повторение. Цель: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.
|
- Давайте вернёмся к девизу нашего урока. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. И успех придет к тому, Кто день за днем идет к нему.
Прочитайте? Что заметили? Есть ли в этом предложении слова с изученной сегодня на уроке орфограммой? Что подсказало? А еще есть слово, которое на ваш взгляд относится к данной орфограмме, но непроизносимого согласного в нем нет ? Это тема следующего урока. |
Читают девиз урока.
Неизвестного – известие Стечение согласных
Интересного
|
Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Коммуникативные:– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог. |
11.
12.
|
Заключительный этап и рефлексия. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
Домашнее задание Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержание и понимание способов выполнения домашнего задания. |
В начале урока мы сказали, что успешный человек тот, который стремится к своей цели и не отступает, добивается успеха. Какую цель мы поставили на уроке? А теперь оцените на сколько сегодня вы были близки к цели. Прием «Рефлексивная мишень». Кто, ребята, сегодня на уроке был ближе всего к цели? Кто еще не достиг цели? -Что необходимо помнить про непроизносимые согласные, что попасть в десяточку? Вывод.
Инструктаж выполнения упражнения. Упражнение 226 с. 118 Молодцы! Спасибо!
|
Научиться правильно писать слова с непроизносимым согласным. Самооценка. Вывод урока: 1.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем произносятся ли все согласные звуки. 2.Определяем наличие стечения согласных. 3.Подбираем проверочное слово, где непроизносимый согласный звук будет произноситься отчётливо. 4. Записываем слово.
|
Коммуникативные – умение выражать свои мысли. Познавательные –- установление причинно-следственных связей. Регулятивные- - рефлексия способов и условий своих действий. Личностные
–- формирование самоидентификации,
адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.