Тема: Особенности проверочных и проверяемых слов
Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова; видеть орфограмму в слове; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
I. Орг.момент.
II. Актуализация знаний.
1. Орфографическая минутка.
О о
- Какую букву мы сегодня будем прописывать?
- Какие звуки обозначает?
- Дайте характеристику звуку.
- Пропишите букву.
2. Словарная работа.
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.
Я из хлопка, льна и кожи,
Шерстяной бываю тоже.
Меня люди надевают
И со мной не замерзают.
ОДЕЖДА
- Поставите ударение.
- Какая орфограмма в этом слове?
Звуко-буквенный разбор слова.
- Назовите лексическое значение этого слова. (Совокупность предметов, которые покрывают тело.)
- Раз это словарное слово то что надо сделать с орфограммой? (Запомнить)
III. Самоопределение к деятельности.
- Ребятам дали задание выполнить рисунок к сову ЛИСА. Вася нарисовал лису, а Петя леса. (рисунки) Кто из них правильно выполнил задание?
- Почему получились разные рисунки? (Услышали гласный звук по-разному.)
- Можно ли безударную гласную записать на слух? (Нет, надо проверять)
- Какую орфограмму не знал Петя? (Как проверить безударную гласную.)
- Давайте проверим.
ЛИСА – ЛИС
- А как вы думаете, как называются такие слова?
- На этот вопрос мы сегодня с вами и ответим.
Как называются такие слова?
- Поставьте цели:
· узнать, как называются такие слова;
· будем учиться различать эти слова;
· будем развивать навыки грамотного письма.
IV. Тема урока.
1. – Вернемся к паре слов ЛИСА – ЛИС.
- Какое слово нам нужно было проверить? (лиса)
- Как вы думаете, как называется это слово, раз нужно проверить? (проверяемое)
- Какая буква (ударная или безударная) в корне слова? (безуд.)
- Так что значит «проверяемое» слово? (то, которое надо проверить и имеет безударную гласную в корне)
- А каким словом мы проверили гласную? (лис)
- Значит это слово будет каким? (проверочным)
- Что значит проверочное слово? (Проверяемая гласная стоит под ударением)
- Сделаем вывод: проверочное слово - проверяемая гласная стоит под ударением;
проверяемое слово - нужно проверить безударную гласную в корне слова.
- Давайте проверим свои предположения.
- А где мы можем проверить? (в учебнике с. 95)
- А теперь уточним тему нашего урока.
Особенности проверочных и проверяемых слов.
- Какой цели достигли? (узнали, как называются такие слова)
- Что будем делать дальше? (2 цель)
Физминутка.
2. Уч. с.95, упр.145 (выполнение по заданию учебника)
- Каким способом подбирали проверочные слова?
АЛГАРИТМ:
1. Поставить ударение в слове.
2. Найти букву безударного гласного звука.
3. Подобрать проверочное слово, в котором безударная гласная является ударной. (каким способом)
форма слова однокоренное слово
- Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод? С.96, правило.
- Какой цели достигли? (2)
V. Закрепление.
1. Работа в парах с проверкой.
- Подберите для каждого слова проверочные слова, вставьте пропущенные буквы.
зв…нок сн…говик з…ма
л…сок
звонарь снежный
зимний
лесник
звонкий подснежник
зимушка
лесной
звон
снежок зимы лес
- Проверяем: называем сначала проверяемое, потом проверочное слово, букву, которую вставили.
2. Уч. с. 96, упр. 146 (вместе)
VI. Итог.
- Назовите тему урока.
- Чему научились на уроке?
- Какие слова называют проверочными?
- А какие проверочными?
- Что было трудного на уроке?
- Оцените свою работу смайликом на полях.
Д/З с.97, упр.148
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.