Конспект урока русского языка "Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слов лес, луг".
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка "Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слов лес, луг".

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
1 кл
31.01.2023
Конспект урока русского языка "Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слов лес, луг".
Конспект урока русского языка "Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слов лес, луг".
Русс яз 1 класс.doc

Тема урока

Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Звуковой анализ слов «лук, лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре.

Цель урока

Создание  условий для формирования  у младших школьников фонематических понятий и умений, проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов.

Задачи

обучающая: познакомить со звуковым анализом слов «лук, лес», сравнивать эти слова по звуковой структуре. Познакомить с письмом зигзагов с продвижением руки по странице.

развивающая: развивать фонематический слух, развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

воспитывающая: воспитывать аккуратность при написании; активную позицию на уроке; познавательный интерес к изучаемому материалу.

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

Планируемые результаты

 

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные:

 Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Регулятивные  УУД:  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Предметные: проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов с помощью фишек. Сравнивать, сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками; анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам; составлять алгоритм предстоящих действий;

Тип урока

открытие новых знаний

Методы обучения:

 

·         проблемного обучения

·         репродуктивный

·         объяснительно-иллюстративный

Оборудование

Учебник "Букварь 1 класс, часть 2" авт. карточки со схемами слов.

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Давайте повернемся друг к другу в паре, улыбкой пожелаем успехов сегодня на уроке. Я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

II. Актуализация и постановка учебной задачи.

-  От ваших прекрасных слов в классе стало уютнее и теплее. К нам в гости заглянуло солнышко. ----Ребята, а что оно нам принесло? (2 письма)

Давайте узнаем, что же в них.

Письмо 1.

Солнышко просит отгадать загадки и помочь .

С виду он такой простой, Круглый, крепкий, молодой, Если снимешь кожуру, Вмиг оставишь ты игру, От него заплачешь вдруг, Догадались? Это…(Лук.)   Вывешивание модели на доску.

Письмо 2.

Он зелёный и густой,
Он высокий и большой,
То – еловый, то – дубовый,
То – осиново-сосновый.
У него полно плодов,
Ягод, шишек и грибов.
И протоптанной тропинкой
По нему идут с корзинкой.
(Лес)

-А помочь солнышку нужно чем? Вы уже догадались?   (Будем работать со схемой слова, будем учиться выделять звуки). Правильно, будем работать со звуками, и заселять каждый звук в свой домик.

-  Какую учебную задачу можем поставить перед собой на уроке?  (Научиться выделять звуки). Проводить звуковой анализ слов (основная цель урока)

-  Как вы считаете, сколько слов мы будем анализировать?  (Два).

-  Почему?  (Потому что приготовлены две схемы).

-Может быть, еще какую- то цель перед собой поставим? (Сравнивать между собой звуки).

-Так как это урок русского языка, еще будем ставить какую- то цель перед собой? (развитие мелкой моторики пальцев, аккуратность при письме)

III.Изучение нового материала.

-Но прежде чем мы начнем работу со звуковыми моделями, я прошу вас вспомнить историю про Сашину кашу. ( учили Сашу чисто и правильно говорить, и следить за звуками).

-Произнесем скороговорку:

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

1. Работа со звуковыми моделями и  желтыми фишками.

– а)Определите по схеме, сколько звуков в слове «лук».

- Поучимся читать слово «лук». Будем читать так, чтобы каждый звук очень точно попадал в свой домик.(Учитель ведет указкой вдоль схемы и одновременно поет вместе с детьми (Лллл)-(ууу)-(к), ученики обратной стороной ручки на своих местах).

– Произнесите слово «лук», выделяя первый звук. -  Какой первый звук в этом слове? Обозначим звук [л] фишкой желтого цвета.

– Произнесите слово «лук», выделяя второй звук. -  Какой второй звук в этом слове ? Обозначим звук [у] фишкой желтого цвета.

– Произнесите слово «лук», выделяя третий звук. -  Какой третий звук в этом слове ?Обозначим звук [к] фишкой желтого цвета.

Проанализируем слово  «лес» в парах. Покажите пары. Правила работы в парах:

1. Говори тихо и спокойно.

2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

4. Делай замечания тактично, не груби.

5. Не ссорься.

б) Звуковой анализ слова лес   (работа в парах).

-  Скажите друг другу слово (лес) так, чтобы услышать первый звук. ([ллл*]ес)

-  Какой первый звук в этом слове? 

-  Обозначьте желтой фишкой звук [л*] на схеме слова.

  

 

-Скажите друг другу слово лес так, чтобы услышать второй  звук. (л[ээээ]с)

-  Какой второй звук в этом слове? 

-  Обозначьте фишкой звук [э] на схеме слова.

  

 

Скажите друг другу слово лес так, чтобы услышать третий звук. (ле[с])

-  Какой третий звук в этом слове? 

-  Обозначьте фишкой звук [с] на схеме слова.

  

 

-  Прочитайте слово по схеме.

– Сравните слова «лук» и «лес». Одинаковые или разные в них звуки? (В этих словах нет одинаковых звуков.)

-Чему учились, выполняя это задание? (учились проводить звуковой анализ слов, сравнивали звуки)

Оцените свою работу на данном этапе урока с помощью светофора на листочке под цифрой 1.

Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,

жёлтый —хорошо, но я не совсем в этом разобрался,

 зеленый — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлся

 

2. Работа по картинкам в учебнике. «Назовите следующее слово». С.25 букваря.

 Игра –соревнование.

Первый вариант.

– Назовите слова, которые начинаются с того же звука, что и слово «лук». Выделите интонационно первый звук в этом слове. (Лллук.)

– Как вы произнесли первый звук – мягко или твердо? Значит, вы называете слова, которые начинаются со звука [л].

Второй вариант.

– Назовите слова, которые начинаются с того же звука, что и слово «лес». Выделите интонационно первый звук в этом слове. (Льльльэс.)

– Как вы произнесли первый звук – мягко или твердо? Значит, вы называете слова, которые начинаются со звука [л’].

-Чему учились, выполняя это задание? (учились придумывать слова с нужным звуком, сравнивали звуки)

3. Работа по картинкам в учебнике. «Поиск звуков [л], [л'] в словах-названиях картинок». С.26 букваря.

-Что необходимо сделать в этом задании? (найти слова с таким же звуком)

-Посмотрите внимательно на картинку , какой звук просят выделить голосом? (Первый )

-Произнесем слово. (ЛЛЛупа)

-Что можем сказать о первом звуке в этом слове? (первый согласный звук, твёрдый звук [л])

-Какие слова подойдут? (лось, ложка, волк, игла, юла ). Молодцы! А почему не подходит в эту группу слово лист?

-Посмотрите внимательно на картинку , какой  первый звук в слове лебедь? (мягкий звук [л'])

-Какие слова подойдут?  (лист, лиса, самолёт, цыплёнок, улитка, хлеб).

-Чему учились, выполняя это задание? (учились находить слова с нужным звуком, сравнивали звуки)

-Оцените свою работу на данном этапе урока с помощью светофора на листочке под цифрой 2.

 

4. Работа в прописи. Проведение линий заданной траектории.

-Откройте прописи на с.26.

– Рассмотрите первую верхнюю дорожку. Что необходимо выполнить?

 (Обозначить границы дорожки, обведите голубые линии, и продолжить пунктир, не отрывая ручки от тетради). Следите, чтобы расстояние между штрихами и сами штрихи были одинаковыми.

                     Ела-ела дуб, поломала зуб. (Пила.)

– Чем различаются пилы? На что надо обратить внимание при работе? (Зубцы у пилы должны быть одинаковыми.) - Какой навык письма отрабатываем здесь? (Письмо зигзагов с продвижением руки вправо)

-Следующее задание: Дорожка эта не проста,

Нужна здесь …..плавная черта.

–и последнее задание Дорисуйте тюбик с краской.

-Выбрать из пяти заданий- три, представленных на странице 26, и сделать их.

С.27

-Рассмотрете изображение солнышка на c. 27,что необходимо выполнить? Письмо зигзагов по кругу. -Выполните в воздухе движение, которое потом предстоит выполнить на странице;

Выполнить заданное движение над рисунком в тетради, не касаясь ручкой тетрадного листа;

-Дорисовать солнышко, продвигая руку вокруг солнышка;

- Посмотрите на ежика, здесь, что делаем? Письмо зигзагов дугой

-«Задание похоже на предыдущее, будьте внимательны, здесь важно не запутаться в точках. Сначала мы с вами поработаем обратной стороной ручки. Переверните ручку кончиком стержня вверх, поставьте ее в начало верхней пунктирной линии и потренируйтесь соединять точки, продвигая руку. Теперь так же потренируйтесь в проведении второго и третьего ряда колючек этого симпатичного ежика. А теперь проверьте наклон тетради, возьмите ручку так, как мы это делаем обычно при письме, и проведите необходимые линии, чтобы получился еж».

- дорисовать колючки у ежа обратной стороной ручки;

 -дорисовать ручкой колючки у ежа.

-Оцените свою работу на данном этапе урока с помощью светофора на листочке под цифрой 3.

III. Итог урока.

-  Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили перед собой на уроке?

-  По какому критерию будем себя оценивать?  (Умение выделять звуки).

-  Оцените себя.  (Дети оценивают по шкале и комментируют свою оценку)

-  Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


С виду он такой простой, Круглый, крепкий, молодой, Если снимешь кожуру, Вмиг оставишь ты игру, От него заплачешь вдруг, Догадались? Это…(Лук.)  

 

Он зелёный и густой,
Он высокий и большой,
То – еловый, то – дубовый,
То – осиново-сосновый.
У него полно плодов,
Ягод, шишек и грибов.
И протоптанной тропинкой
По нему идут с корзинкой.
(Лес)

 

 

 

 

 


Тема урока Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками

Тема урока Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками

Тема: Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками

Тема: Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками

Говори тихо и спокойно. 2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра

Говори тихо и спокойно. 2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра

Посмотрите внимательно на картинку , какой первый звук в слове лебедь ? (мягкий звук [л']) -Какие слова подойдут? (лист, лиса, самолёт, цыплёнок, улитка, хлеб)

Посмотрите внимательно на картинку , какой первый звук в слове лебедь ? (мягкий звук [л']) -Какие слова подойдут? (лист, лиса, самолёт, цыплёнок, улитка, хлеб)

Конспект урока русского языка "Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слов лес, луг".

Конспект урока русского языка "Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слов лес, луг".

Конспект урока русского языка "Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слов лес, луг".

Конспект урока русского языка "Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слов лес, луг".

Конспект урока русского языка "Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слов лес, луг".

Конспект урока русского языка "Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слов лес, луг".

Конспект урока русского языка "Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слов лес, луг".

Конспект урока русского языка "Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слов лес, луг".

С виду он такой простой, Круглый, крепкий, молодой,

С виду он такой простой, Круглый, крепкий, молодой,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2023