Тема урока |
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слов «лук, лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре. |
Цель урока |
Создание условий для формирования у младших школьников фонематических понятий и умений, проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов. |
Задачи |
обучающая: познакомить со звуковым анализом слов «лук, лес», сравнивать эти слова по звуковой структуре. Познакомить с письмом зигзагов с продвижением руки по странице. развивающая: развивать фонематический слух, развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. воспитывающая: воспитывать аккуратность при написании; активную позицию на уроке; познавательный интерес к изучаемому материалу. деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия; |
Планируемые результаты
|
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Регулятивные УУД: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; Предметные: проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов с помощью фишек. Сравнивать, сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками; анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам; составлять алгоритм предстоящих действий; |
Тип урока |
открытие новых знаний |
Методы обучения:
|
· проблемного обучения · репродуктивный · объяснительно-иллюстративный |
Оборудование |
Учебник "Букварь 1 класс, часть 2" авт. карточки со схемами слов. |
Тема: Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Давайте повернемся друг к другу в паре, улыбкой пожелаем успехов сегодня на уроке. Я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
II. Актуализация и постановка учебной задачи.
- От ваших прекрасных слов в классе стало уютнее и теплее. К нам в гости заглянуло солнышко. ----Ребята, а что оно нам принесло? (2 письма)
Давайте узнаем, что же в них.
Письмо 1.
Солнышко просит отгадать загадки и помочь .
С виду он такой простой, Круглый, крепкий, молодой, Если снимешь кожуру, Вмиг оставишь ты игру, От него заплачешь вдруг, Догадались? Это…(Лук.) Вывешивание модели на доску.
Письмо 2.
Он
зелёный и густой,
Он высокий и большой,
То – еловый, то – дубовый,
То – осиново-сосновый.
У него полно плодов,
Ягод, шишек и грибов.
И протоптанной тропинкой
По нему идут с корзинкой.
(Лес)
-А помочь солнышку нужно чем? Вы уже догадались? (Будем работать со схемой слова, будем учиться выделять звуки). Правильно, будем работать со звуками, и заселять каждый звук в свой домик.
- Какую учебную задачу можем поставить перед собой на уроке? (Научиться выделять звуки). Проводить звуковой анализ слов (основная цель урока)
- Как вы считаете, сколько слов мы будем анализировать? (Два).
- Почему? (Потому что приготовлены две схемы).
-Может быть, еще какую- то цель перед собой поставим? (Сравнивать между собой звуки).
-Так как это урок русского языка, еще будем ставить какую- то цель перед собой? (развитие мелкой моторики пальцев, аккуратность при письме)
III.Изучение нового материала.
-Но прежде чем мы начнем работу со звуковыми моделями, я прошу вас вспомнить историю про Сашину кашу. ( учили Сашу чисто и правильно говорить, и следить за звуками).
-Произнесем скороговорку:
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать, и будем выговаривать
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
1. Работа со звуковыми моделями и желтыми фишками.
– а)Определите по схеме, сколько звуков в слове «лук».
- Поучимся читать слово «лук». Будем читать так, чтобы каждый звук очень точно попадал в свой домик.(Учитель ведет указкой вдоль схемы и одновременно поет вместе с детьми (Лллл)-(ууу)-(к), ученики обратной стороной ручки на своих местах).
– Произнесите слово «лук», выделяя первый звук. - Какой первый звук в этом слове? Обозначим звук [л] фишкой желтого цвета.
– Произнесите слово «лук», выделяя второй звук. - Какой второй звук в этом слове ? Обозначим звук [у] фишкой желтого цвета.
– Произнесите слово «лук», выделяя третий звук. - Какой третий звук в этом слове ?Обозначим звук [к] фишкой желтого цвета.
Проанализируем слово «лес» в парах. Покажите пары. Правила работы в парах:
1. Говори тихо и спокойно.
2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.
3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.
4. Делай замечания тактично, не груби.
5. Не ссорься.
б) Звуковой анализ слова лес (работа в парах).
- Скажите друг другу слово (лес) так, чтобы услышать первый звук. ([ллл*]ес)
- Какой первый звук в этом слове?
- Обозначьте желтой фишкой звук [л*] на схеме слова.
-Скажите друг другу слово лес так, чтобы услышать второй звук. (л[ээээ]с)
- Какой второй звук в этом слове?
- Обозначьте фишкой звук [э] на схеме слова.
Скажите друг другу слово лес так, чтобы услышать третий звук. (ле[с])
- Какой третий звук в этом слове?
- Обозначьте фишкой звук [с] на схеме слова.
- Прочитайте слово по схеме.
– Сравните слова «лук» и «лес». Одинаковые или разные в них звуки? (В этих словах нет одинаковых звуков.)
-Чему учились, выполняя это задание? (учились проводить звуковой анализ слов, сравнивали звуки)
Оцените свою работу на данном этапе урока с помощью светофора на листочке под цифрой 1.
Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,
жёлтый —хорошо, но я не совсем в этом разобрался,
зеленый — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлся
2. Работа по картинкам в учебнике. «Назовите следующее слово». С.25 букваря.
Игра –соревнование.
Первый вариант.
– Назовите слова, которые начинаются с того же звука, что и слово «лук». Выделите интонационно первый звук в этом слове. (Лллук.)
– Как вы произнесли первый звук – мягко или твердо? Значит, вы называете слова, которые начинаются со звука [л].
Второй вариант.
– Назовите слова, которые начинаются с того же звука, что и слово «лес». Выделите интонационно первый звук в этом слове. (Льльльэс.)
– Как вы произнесли первый звук – мягко или твердо? Значит, вы называете слова, которые начинаются со звука [л’].
-Чему учились, выполняя это задание? (учились придумывать слова с нужным звуком, сравнивали звуки)
3. Работа по картинкам в учебнике. «Поиск звуков [л], [л'] в словах-названиях картинок». С.26 букваря.
-Что необходимо сделать в этом задании? (найти слова с таким же звуком)
-Посмотрите внимательно на картинку , какой звук просят выделить голосом? (Первый )
-Произнесем слово. (ЛЛЛупа)
-Что можем сказать о первом звуке в этом слове? (первый согласный звук, твёрдый звук [л])
-Какие слова подойдут? (лось, ложка, волк, игла, юла ). Молодцы! А почему не подходит в эту группу слово лист?
-Посмотрите внимательно на картинку , какой первый звук в слове лебедь? (мягкий звук [л'])
-Какие слова подойдут? (лист, лиса, самолёт, цыплёнок, улитка, хлеб).
-Чему учились, выполняя это задание? (учились находить слова с нужным звуком, сравнивали звуки)
-Оцените свою работу на данном этапе урока с помощью светофора на листочке под цифрой 2.
4. Работа в прописи. Проведение линий заданной траектории.
-Откройте прописи на с.26.
– Рассмотрите первую верхнюю дорожку. Что необходимо выполнить?
(Обозначить границы дорожки, обведите голубые линии, и продолжить пунктир, не отрывая ручки от тетради). Следите, чтобы расстояние между штрихами и сами штрихи были одинаковыми.
Ела-ела дуб, поломала зуб. (Пила.)
– Чем различаются пилы? На что надо обратить внимание при работе? (Зубцы у пилы должны быть одинаковыми.) - Какой навык письма отрабатываем здесь? (Письмо зигзагов с продвижением руки вправо)
-Следующее задание: Дорожка эта не проста,
Нужна здесь …..плавная черта.
–и последнее задание Дорисуйте тюбик с краской.
-Выбрать из пяти заданий- три, представленных на странице 26, и сделать их.
С.27
-Рассмотрете изображение солнышка на c. 27,что необходимо выполнить? Письмо зигзагов по кругу. -Выполните в воздухе движение, которое потом предстоит выполнить на странице;
Выполнить заданное движение над рисунком в тетради, не касаясь ручкой тетрадного листа;
-Дорисовать солнышко, продвигая руку вокруг солнышка;
- Посмотрите на ежика, здесь, что делаем? Письмо зигзагов дугой
-«Задание похоже на предыдущее, будьте внимательны, здесь важно не запутаться в точках. Сначала мы с вами поработаем обратной стороной ручки. Переверните ручку кончиком стержня вверх, поставьте ее в начало верхней пунктирной линии и потренируйтесь соединять точки, продвигая руку. Теперь так же потренируйтесь в проведении второго и третьего ряда колючек этого симпатичного ежика. А теперь проверьте наклон тетради, возьмите ручку так, как мы это делаем обычно при письме, и проведите необходимые линии, чтобы получился еж».
- дорисовать колючки у ежа обратной стороной ручки;
-дорисовать ручкой колючки у ежа.
-Оцените свою работу на данном этапе урока с помощью светофора на листочке под цифрой 3.
III. Итог урока.
- Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили перед собой на уроке? - По какому критерию будем себя оценивать? (Умение выделять звуки). - Оцените себя. (Дети оценивают по шкале и комментируют свою оценку) |
- Спасибо за урок!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С виду он такой простой, Круглый, крепкий, молодой, Если снимешь кожуру, Вмиг оставишь ты игру, От него заплачешь вдруг, Догадались? Это…(Лук.)
Он зелёный и густой,
Он высокий и большой,
То – еловый, то – дубовый,
То – осиново-сосновый.
У него полно плодов,
Ягод, шишек и грибов.
И протоптанной тропинкой
По нему идут с корзинкой.
(Лес)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.