Конспект урока русского языка. Тема: "Разпознание проверяемых и проверочных слов"
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Конспект урока русского языка. Тема: "Разпознание проверяемых и проверочных слов"

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
doc
16.01.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

р.я..doc

Тема.   Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

Цель:   развивать умения распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять ее путем подбора однокоренного проверочного слова.

Планируемые результаты:  учащиеся научатся проверять пар­ные звонкие и глухие согласные в корне слова; сопоставлять про­изношение и написание слов; определять проверяемое и прове­рочное слово.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:

1. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый

результат

I. Организационный

момент

Цельформировать у учащихся правильного отношения к учёбе.

Собирает нас звонок 
На замечательный урок! 
Глазки на меня подняли!

 Подравнялись.

Садитесь!

Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. Классная работа. Закончили работу. Сядьте правильно и приготовьтесь к работе на уроке.

-слушает;

-понимать на слух речь учителя;

- научатся организовывать рабочее место

II.  Актуализация знаний

Цель –  повторить основные вопросы из пройденного;

проверить уровень усвоения пройденного материала, корректировать неусвоенный материал

1.       Минутка чистописания Урок русского языка мы начинаем с минутки чистописания. А какую букву мы будем тренироваться писать, вы узнаете отгадав загадку. Слушайте внимательно!

Тень упала на Трюмо,

Таракан смотрел в окно.

«Таракан», «Трюмо»

Начинаются на... («т»)

- О какой букве идет речь?

Молодцы! Правильно!

Я пишу на доске, а вы в воздухе строчную и заглавную  букву Тт.

С новой строки запишите  строчную и заглавную  букву Тт.  Приступили к работе. Закончили работу.

Дайте характеристику звука, который обозначает буква Т. (Буква Т обозначает звук т, он согласный, парный, глухой, может быть  твердый или мягкий)

Вспомним какие парные согласные мы знаем. (Д-т, в-ф, г-к, ж-ш, з-с)

- характеризуют букву, записывают ее в тетрадь; записывают слова с пропущенной буквой, подбирают проверочное слово, выделяют орфограмму;

 

 

 

 

 

-  научатся характеризовать букву, записывать слова с пропущенной буквой,  выделять орфограмму, подбирать проверочные слова; выполнять фонетический разбор

III. Самоопределение к деятельности

Цель – научить детей определять тему и задачи урока.

Ребята, посмотрите на доску, перед вами записаны слова  прочитаем вместе . (береза, слоны, глаз, указка)

- Какие вы видите в данных словах орфограммы?

Береза- орфограмма безударная гласная, не проверяемая в корне слова.

- Как проверить безударную гласную в корне слова? (Запомнить это словарное слово)

Слоны - безударная гласная в корне слова.

- Как проверить безударную гласную в корне ? (Нужно поставить ударение так чтоб он стал ударным)

 Глаз – слово с парной согласной на конце слова

Указка – слово с парной согласной в корне слова

- А знаете ли вы,  какие слова будут являться проверочными для слов с парной согласной в корне и на конце слова? (нет)

-Исходя из этого давайте сформулируем тему урока.

Тема нашего урока «Проверяемые и проверочные слова»

Определим цель нашего урока  «Различать проверочные и проверяемые слова с парной согласной в корне, на конце слова»

- Чтобы достичь данной цели, как вы думаете на какие вопросы нам необходимо  ответить?

1) Узнать какие слова называются проверяемыми, какие проверочными?

А что мы научимся делать?

2) Научимся отличать проверочные слова от проверяемых?

- отвечают на вопросы; вспоминают правило проверки парных согласных; составляют словосочетания, доказывают какую букву нужно писать на конце слова; вступают в диалог с учителем; ставят перед собой учебные задачи

- научатся давать полные грамотные ответы на вопросы; определять тему и задачи урока

IV. Работа по теме урока

Цель - развивать умения распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять ее путем подбора однокоренного проверочного слова

Будем двигаться к поставленной цели. Обратите внимание на доску, здесь записаны слова.  Морковь, холода, холод, холодный, морковочка, указка, указать, морковный.

Найдите слова с парной  согласной,  по глухости и звонкости правописание которой  нужно проверить согласной буквой. (Морковь, холод, указка)

Почему их нужно проверить? (Мы можем ошибиться в написании буквы, которая обозначает парный по глухости и звонкости согласный звук)

С новой строки с большой буквы запишем эти слова в 1 столбик. Подчеркните парную согласную, которая обозначает парный по глухости и звонкости согласный звук. Как будут называться эти слова?  (Проверяемыми)

Мы можем дать ответ на 1 вопрос. (Какие слова называются проверяемыми) Продолжаем работать дальше над целью нашего урока.

А теперь скажите в каких словах мы не можем ошибиться. (Морковочка, холода, указать, морковный, холодный) Почему вы решили,  что мы не можем в них ошибиться?  Запишите эти слова во 2-ой столбик. Выделите орфограммы.

Обратимся к нашим вопросам. На какой вопрос мы еще ответили ? ( Какие слова мы называем проверочными?)

Сделаем вывод: Какое слово мы можем назвать проверяемым? (Это слово, в котором надо проверить букву обозначающий парный по глухости и звонкости согласный звук)

Какие слова сможем назвать проверочными?(Это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным и звонким звуком Н )

Такое правило у нас получилось, сравним его с правилом от тетушки совы.

Откройте учебник на стр.21

—  Прочитай вслух правило от тетушки Совы.

Что скажите? Совпало?

Отдохнем все встали около парт выполним физминутку

- работают по учебнику, выполняют упражнения по заданию; отвечают на вопросы, вступают в диалог с учителем; читают правило

- научатся проверять пар­ные звонкие и глухие согласные в корне слова; сопоставлять про­изношение и написание слов; определять проверяемое и прове­рочное слово

V. Физкультминутка.

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Руки - вверх, хлопок над головой,

Руки – вниз, хлопок – другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки на голову кладём

И вразвалочку идём.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы – шалунишки.

Но закончилась игра,

И учиться нам пора.

 

 

VI.  Закрепление изученного.

Цель –  развивать умения распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять ее

Ребята, что еще нужно сделать чтобы достичь цели? (Научиться отличать проверочные слова от проверяемых)

Над этим вопросом мы и будем сейчас работать

Найдите упражнение 33.

Самостоятельно про себя прочитайте задание.

- Как вы поняли это задание, что нужно сделать в этом упражнении. (Найти для каждого проверяемого слова,  проверочное)

Выполним все вместе, я записываю на доске, а один ученик с места комментирует.

Рыбка- это проверяемое слово, ищем поверочное слово, рыбы.

Запишите проверяемое слово ногти, найдите проверочное слово ноготь.

Мы научились отличать проверочные слова от проверяемых? (Да) Чем отличается проверяемое слово от проверочного?

Остальные слова в этом упражнении, вы запишете самостоятельно в тетради.

Задание каждый выполнит самостоятельно. Приступите к выполнению задания. Время выполнения 3-5 минут.

Закончили работу.

А теперь сверьте свои ответы с моими.

У кого все ответы совпали поднимите зеленый сигнал.

Желтый сигнал поднимут те у кого не совпало 1-2 ответа.

—  Какие слова для проверки вы подобрали? Как произносится звук в этих словах?

—  Почему в проверочном слове согласный звук слышится четко? (После него стоит гласный.)Так какое будет проверочное слово глаз, указка.

На этом наш урок подходит к концу.

- выполняют упражнения по учебнику (самостоятельно, с комментированием); проверяют, работают в парах;

 

 

- научатся проверять пар­ные звонкие и глухие согласные в корне слова; сопоставлять про­изношение и написание слов; определять проверяемое и прове­рочное слово

VIII. Итог урока

— Вернемся к цели нашего урока.

- Какая была цель нашего урока? (Различать проверочные и проверяемые слова с парной согласной в корне, на конце слова)

- Можете ли вы сказать про себя, что научились различать проверяемые слова и проверочные? (Почему?)

- Кто считает, что он достиг цели урока? Поднимите зеленый круг.

—  Кому нужна моя помощь? Поднимите желтый круг!

Домашнее задание

Откроем дневники и запишем домашнее задание. Правило стр. 21 з. 32 стр.20

И в заключении урока я прошу ребята вас оценить свою работу на уроке. У вас на партах лежат карточки, на которых написаны предложения. Начало предложения в 1 столбце, а слова для продолжения во втором столбце. Подчеркните слово которое

- отвечают на вопросы

- научатся проверять пар­ные звонкие и глухие согласные в корне слова; сопоставлять про­изношение и написание слов;

VII. Рефлексия

Цель – учить учащихся объективно оценивать свою работу на уроке

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

-  оценивают свою работу на уроке

 

- научатся оценивать свою работу на уроке

 

скачать по прямой ссылке