Конспект урока русского языка «Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. Закрепление».
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка «Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. Закрепление».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
1 кл
31.01.2023
Конспект урока русского языка «Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. Закрепление».
Конспект урока русского языка «Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. Закрепление».
1.doc

                                                   Урок № 95 русского языка

Тема урока: «Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. Закрепление».

Цели:

    Личностные: развивать самоуважение, самоконтроль, умения оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку

   Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; слушать и понимать речь, вести диалог; учиться работать в паре, в группе;

развивать логическое мышление;

   Предметные: научить пользоваться полученными знаниями, преобразовывать их в соответствии с жизненным опытом; уметь применять на практике  в устной и письменной речи

Оборудование: картинки «Добрые волшебники Города Звуков – Тим и Том», таблица, картинка подушка и кирпичи, карточки.

                                                             Ход урока:

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

 Здравствуйте, ребята! Садитесь сначала те учащиеся, чье имя начинается на гласный звук, а теперь садитесь те, чье имя начинается на согласный звук.

Какое у вас настроение, ребята, в начале урока? (Хорошее).

Давайте и начнем наш урок с таким хорошим настроением!

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно,
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

Рр Рр Рр Рр (Дети дают характеристику звуку р)

Ребята (Дети составляют предложения со словом ребята).

Ребята весело играли в мяч на улице. (Запись предложения под диктовку, 1 ученик у доски).

·   1 ученик делит в предложении слова на слоги, 2 – ставит ударение, 3 – подчеркивает гласные)

- Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков

Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим и Том.

- Произнесите каждое имя. Что заметили?

- Какими звуками различаются?

- Одинаковые или разные звуки в этих именах?

- Назовите первые звуки в имени Том.

- А первый звук в имени Тим.

(Первые звуки разные: -т  и –ть).

        - Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья совсем не похожи друг на друга.

- Давайте вместе скажем  т.

- Какой он?

(Твёрдый).

- Скажем звук  Т. Какой он?

(Мягкий).

·   Игра «Твердый – мягкий»

1 ученик работает у доски.

    На доске все гласные перемешались, нужно правильно распределить гласные в 2 группы: 1) которые придают твердость предшествующему согласному; 2) которые придают мягкость предшествующему согласному.

3. Постановка учебной задачи.

- Так как же называются согласные, которые любит Том?

(Твёрдые).

- Как называются согласные, которые любит Тим?

(Мягкие).

- Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?

(По цвету костюма).

- Так над какой темой урока мы будем работать?

(Твёрдые и мягкие согласные).

- Чем же мы будем заниматься на уроке?

(Учиться различать твёрдые и мягкие согласные).

4. Обобщение и систематизация знаний.

1) Проблемная ситуация «Как обозначить на письме мягкость согласных?»

         - Тим и Том любят играть вместе. Вчера они очень хорошо поиграли гласными буквами. А сегодня не могут разобраться, какие гласные Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга.

- А мы с вами можем помочь    нашим братьям?

- Что можете предложить, как распределить гласные между Тимом и Томом?

2). Построение проекта выхода из затруднения. Дифференциация гласных 1 и 2 разряда. Составление таблицы.

Согласные твердые после                                      Согласные мягкие после

а, о, у, ы, э, ъ                                                             я, ё, е, и, ю, ь

Всегда твёрдые                                                          Всегда мягкие

ж, ш, ц                                                                        й, ч, щ

на – ня

во – вё

ру – рю

тэ – те

мы – ми

- Как произносится согласный звук в первом столбике – твёрдо или мягко? Какие это согласные?

(Твёрдые).

- Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные?

(Мягкие).

3). Работа с правилом в учебнике.

- Сделайте вывод, какая работа у гласных 1 ряда, 2 ряда?

- Прочитаем правило на с. 82.

- Ребята, кто заметил в правиле ещё одну букву, которая смягчает согласные?

(Ь – мягкий знак).

5. Физкультминутка. Игра «Делай как я!»

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1). Упражнение в различении согласных в словах.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение» (Устно).

         Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово  - Тома, другое – Тима.

рад – ряд

мал – мял

лук – люк

был – бил

ров – рёв

- Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

Дети сравнивают написание и значение слов.

Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

Работа в парах

 Игра «Обведи согласные своим цветом» /карточки со словами/

    Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие. 

Слова: репа, рядом, вишня, сила, ветка, кино, шляпка, крыша, грибы, сено.

1 группа

Репа, рядом, вишня

Дед посадил репку.

2 парта

Ветка, кино, шляпка

Мы сегодня ходили в кино.

3 парта

Крыша, грибы, сено.

Дети собрали грибы.

Упр. 3 (письменно у доски)

Игра «Кирпич – подушка».

     Если первый звук в слове звучит мягко, запиши  слово под подушкой. Если звук

твёрдый, запиши слово под кирпичом.

Сон, лиса, мир, поле, дом, лето, зима, рыба, кино, мышка, петух

 

 Сон, поле, дом, рыба, мышка

 

 

 

 

Лиса, мир, лето, зима, кино, петух

 

7. Гимнастика для глаз.

1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз.

2. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

3) Словарная работа. Звуко-буквенный анализ слов-отгадок.

- Отгадайте загадки.

1. Озорной мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крошки собирает.            (Воробей).

2. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

 А от голода – кора.          (Заяц).

 - Скажите, какую букву запоминаем в отгадке?

- Проанализируйте слово: сколько слогов, букв, звуков, гласных, согласных твёрдых и мягких.

Воробей – 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласные, 4 согласные:

в, р – твёрдые, б, й – мягкие.

[вараб'эй]

Заяц – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных:

З, ц – твёрдые, й – мягкий.

[зай'ац]

- Составьте предложение со словом воробей.

8. Итог урока. Рефлексия.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных?

-Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные».

- Оцените своё настроение.

Кто доволен своей работой на уроке, тот нарисует на полях солнышко, а кто считает, что ему еще нужно поработать, тот нарисует тучу.

 

 

 

 

 

 

 

рад –

мал –

лук –

был –

ров –

 

 

 


Урок № 95 русского языка Тема урока: «Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция

Урок № 95 русского языка Тема урока: «Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция

Так как же называются согласные, которые любит

Так как же называются согласные, которые любит

Внимательно прочитайте слова.

Внимательно прочитайте слова.

Оцените своё настроение. Кто доволен своей работой на уроке, тот нарисует на полях солнышко, а кто считает, что ему еще нужно поработать, тот нарисует тучу

Оцените своё настроение. Кто доволен своей работой на уроке, тот нарисует на полях солнышко, а кто считает, что ему еще нужно поработать, тот нарисует тучу

рад – мал – лук – был – ров –

рад – мал – лук – был – ров –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2023