Конспект урока русского языка в 3 классе
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка в 3 классе

Оценка 4.6
docx
23.01.2023
Конспект урока русского языка в 3 классе
rodnoy_yazyk.docx

 

 

конспект урока русского языка
"Международный день родного языка"

 

 

 

Учитель начальных классов

Чуносова Елена Владимировна

 

 

Конспект урока русского языка в 3 классе

По теме: «Международный день родного языка».

     Цели:  формирование бережного отношения к родному языку, воспитывать любовь к русскому языку; развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; совершенствование знаний о частях речи.

Ход урока:

1.     Организационный момент. Сообщение темы урока.

Сегодня у нас необычный урок. Он будет посвящен международному дню родного языка.

2.     Работа по теме урока.

1)    Разговор о языке.

     Международный день родного языка был провозглашен ЮНЕСКО в 1999 году и отмечается 21 февраля с 2000 года. (слайд)

    В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках.  «Великими языками» принято называть китайский, индийский, английский – ими пользуются наибольшее количество людей. За ними следуют немецкий, французский, испанский, португальский, японский, арабский и, конечно, русский. Заниматься языком очень интересно и увлекательно.

     В истории русского народа есть пословица: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она говорит нам, что важен не только внешний вид, но и то, что человек думает и говорит. Один мудрец сказал: «Подобно тому, как крепость глиняной посуды проверяют по звону, человека проверяют, по словам, которые, изрекают его уста».

     Приведу вам интересный пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом. Однажды его хозяин велел ему приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и сделал из них три блюда. Хозяину Эзоп сказал: «А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз после распоряжения купить самое худшее, Эзоп опять купил языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войну.

1-й чтец

Не счесть на земле языков и наречий,

Они существуют, наверное, вечно.

Но нам всех дороже наш русский язык,

И каждый из нас к нему с детства привык.

2-й чтец

Но вот незадача, мы русские, вроде,

Однако чего не услышишь в народе:

Слова искажают, коверкают речь.

Мы вас попытаемся предостеречь.

3-й чтец

Не – тама, а там, и не здеся, а здесь,

Однако, приятель, ошибок не счесть.

А высоко, глубоко, что за дела?

Дела, я скажу вам, как сажа бела!

1-й чтец

Ты русский иль чукча? Тогда, если можно,

Расставь ударения, это не сложно.

Досуг, а не досуг, звонит, а не звонит.

Ошибки повсюду: и в школе, и дома.

Таможня, ходатайство и каталог –

Запомни и выучи их назубок.

2-й чтец

На русском писали Достоевский и Горький,

Тургенев, Есенин, Толстой и не только.

Ты будь с языком осторожней, мой друг

И вслушайся в речи друзей и подруг.

3-й чтец

Вы чё, блин, в натуре, достали, бакланы,

Мне ваши уроки, блин, по барабану.

Я перец крутой, и базар мой, что надо.

Ребята, ведь это всего лишь бравада!

1-й чтец

Не бросай свои слова на ветер,

Будь за каждое слово в ответе!

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь!

Эту пословицу с детства ты знаешь!

2-й чтец

«Знай же цену каждому слову!», -

Мы повторяем снова и снова!

Учи! Почитай наш великий язык!

Ведь русский язык и могуч и велик!

(слайд)

     А что говорили о русском языке выдающиеся русские и зарубежные писатели:

     «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Тургенев И.С.

     «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», – И.С.Тургенев.

     «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий, живой», – считал Л.Н.Толстой.

     «Это прекраснейший из всех европейских языков», –писал классик французской литературы  Простер Мериме.

     «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».

Белинский В.Г.

     «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Куприн А.И.

2)    Что такое слово.

     Как известно наша речь состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из слов. Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть.

Всему название дано – и зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, – означено словами.

1-й ученик

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно продать и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

2-й ученик

Каждое слово имеет свой вкус.

Одни слова – горьки, как полынь.

Другие – слаще абхазских дынь.

Есть слова, как приправы у горцев,

А есть еще и такие слова,

Что морской воды солоней и горше.

Есть и безвкусные, как трава.

Всякие есть у людей слова.

     Я приглашаю вас отправиться в путешествие по стране языкознания.

Итак, начинаем наш турнир.

Сегодня ждут вас старые друзья, узнает каждый их – и вы, и я!

3)    Имя существительное.

Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.

(Имя существительное)

     Конкурс «Поймай слово»

     Я буду называть слова, а вы их будете ловить, т.е. записывать. Девочки – существительные  женского рода, а мальчики – мужского рода.

     Плащ, стриж, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, врач, дочь, шалаш, печь, мяч, речь, ложь, уж, вещь.

     Конкурс «Отгадай слово» (слайд)

Корень из слова СКАЗКА.

Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК.

Приставка в слове РАСХОД.

Окончание в слове ДОМ.

                                     (рассказчик)

Корень в слове СНЕЖИНКА.

Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ.

Суффикс в слове ЛЕСНИК.

Окончание в слове СТОЛ.

(подснежник)

     Конкурс «Ласковый»

     Я буду говорить слово, а вы будете превращать его в ласковое, приятное.

Мама (мамочка), солнце (солнышко), брат, кошка, птица, дочка, замок, карандаш.

4)    Имя прилагательное.

Даю я признаки предметам – они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь!

(Имя прилагательное)

     Конкурс «Опиши игрушку» (слайд)

     Учитель показывает на слайде предметы. Задание: написать как можно больше прилагательных, описывающих предмет.

5)    Глаголы.

Что для меня предметы – лишь названья,

А я приду – все в действие придет.

(Глагол)

     Конкурс «Скажи наоборот»

Скажу я слово высоко, а ты ответишь … (низко).

Скажу я слово далеко, а ты ответишь … (близко).

Скажу я слово трус, ответишь ты … (храбрец).

Теперь начало я скажу, ответишь ты … (конец).

     Открыть, лечь, плакать, уходить, говорить, найти, выбежать, заснуть.

     Конкурс «Замени одним глаголом»

     Дать стрекоча – (убежать), чесать языки – (болтать), водить за нос – (обманывать), прикусить язык – (замолчать), зарубить на носу – (запомнить), падать с ног – (устать).  

6)    Местоимение.

Я о себе такого мнения: огромна роль моя.

Я делу отдаюсь сполна, я заменяю имена.

(Местоимение)

     - Сколько личных местоимений в слове «семья»? (семь – я)

     - Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (тык – ва)

     - Первый слог – личное местоимение, второй – тоже, что несчастье. Вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (я – беда)

 

3.      Итог урока.

     Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали и, надеюсь, узнали для себя что-то новое и интересное. (слайд)

Если ты хочешь судьбу переспорить, если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре, – выучи русский язык.

Он твой наставник, великий, могучий, он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи, – выучи русский язык!

     Занятие заканчивается песней Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Учитель начальных классов Чуносова

Учитель начальных классов Чуносова

Цели: формирование бережного отношения к родному языку, воспитывать любовь к русскому языку; развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; совершенствование знаний о частях речи

Цели: формирование бережного отношения к родному языку, воспитывать любовь к русскому языку; развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; совершенствование знаний о частях речи

Но вот незадача, мы русские, вроде,

Но вот незадача, мы русские, вроде,

Не бросай свои слова на ветер,

Не бросай свои слова на ветер,

Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть

Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть

Имя существительное. Давно живу я в мире этом, даю названия предметам

Имя существительное. Давно живу я в мире этом, даю названия предметам

Учитель показывает на слайде предметы

Учитель показывает на слайде предметы

Если ты хочешь судьбу переспорить, если ты ищешь отрады цветник,

Если ты хочешь судьбу переспорить, если ты ищешь отрады цветник,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2023