Учитель начальных классов
Чуносова Елена Владимировна
Конспект урока русского языка в 3 классе
По теме: «Международный день родного языка».
Цели: формирование бережного отношения к родному языку, воспитывать любовь к русскому языку; развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; совершенствование знаний о частях речи.
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Сегодня у нас необычный урок. Он будет посвящен международному дню родного языка.
2. Работа по теме урока.
1) Разговор о языке.
Международный день родного языка был провозглашен ЮНЕСКО в 1999 году и отмечается 21 февраля с 2000 года. (слайд)
В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. «Великими языками» принято называть китайский, индийский, английский – ими пользуются наибольшее количество людей. За ними следуют немецкий, французский, испанский, португальский, японский, арабский и, конечно, русский. Заниматься языком очень интересно и увлекательно.
В истории русского народа есть пословица: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она говорит нам, что важен не только внешний вид, но и то, что человек думает и говорит. Один мудрец сказал: «Подобно тому, как крепость глиняной посуды проверяют по звону, человека проверяют, по словам, которые, изрекают его уста».
Приведу вам интересный пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом. Однажды его хозяин велел ему приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и сделал из них три блюда. Хозяину Эзоп сказал: «А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз после распоряжения купить самое худшее, Эзоп опять купил языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войну.
1-й чтец
Не счесть на земле языков и наречий,
Они существуют, наверное, вечно.
Но нам всех дороже наш русский язык,
И каждый из нас к нему с детства привык.
2-й чтец
Но вот незадача, мы русские, вроде,
Однако чего не услышишь в народе:
Слова искажают, коверкают речь.
Мы вас попытаемся предостеречь.
3-й чтец
Не – тама, а там, и не здеся, а здесь,
Однако, приятель, ошибок не счесть.
А высоко, глубоко, что за дела?
Дела, я скажу вам, как сажа бела!
1-й чтец
Ты русский иль чукча? Тогда, если можно,
Расставь ударения, это не сложно.
Досуг, а не досуг, звонит, а не звонит.
Ошибки повсюду: и в школе, и дома.
Таможня, ходатайство и каталог –
Запомни и выучи их назубок.
2-й чтец
На русском писали Достоевский и Горький,
Тургенев, Есенин, Толстой и не только.
Ты будь с языком осторожней, мой друг
И вслушайся в речи друзей и подруг.
3-й чтец
Вы чё, блин, в натуре, достали, бакланы,
Мне ваши уроки, блин, по барабану.
Я перец крутой, и базар мой, что надо.
Ребята, ведь это всего лишь бравада!
1-й чтец
Не бросай свои слова на ветер,
Будь за каждое слово в ответе!
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь!
Эту пословицу с детства ты знаешь!
2-й чтец
«Знай же цену каждому слову!», -
Мы повторяем снова и снова!
Учи! Почитай наш великий язык!
Ведь русский язык и могуч и велик!
(слайд)
А что говорили о русском языке выдающиеся русские и зарубежные писатели:
«Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Тургенев И.С.
«О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», – И.С.Тургенев.
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий, живой», – считал Л.Н.Толстой.
«Это прекраснейший из всех европейских языков», –писал классик французской литературы Простер Мериме.
«Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».
Белинский В.Г.
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Куприн А.И.
2) Что такое слово.
Как известно наша речь состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из слов. Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть.
Всему название дано – и зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, – означено словами.
1-й ученик
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно продать и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
2-й ученик
Каждое слово имеет свой вкус.
Одни слова – горьки, как полынь.
Другие – слаще абхазских дынь.
Есть слова, как приправы у горцев,
А есть еще и такие слова,
Что морской воды солоней и горше.
Есть и безвкусные, как трава.
Всякие есть у людей слова.
Я приглашаю вас отправиться в путешествие по стране языкознания.
Итак, начинаем наш турнир.
Сегодня ждут вас старые друзья, узнает каждый их – и вы, и я!
3) Имя существительное.
Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.
(Имя существительное)
Конкурс «Поймай слово»
Я буду называть слова, а вы их будете ловить, т.е. записывать. Девочки – существительные женского рода, а мальчики – мужского рода.
Плащ, стриж, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, врач, дочь, шалаш, печь, мяч, речь, ложь, уж, вещь.
Конкурс «Отгадай слово» (слайд)
Корень из слова СКАЗКА.
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК.
Приставка в слове РАСХОД.
Окончание в слове ДОМ.
(рассказчик)
Корень в слове СНЕЖИНКА.
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ.
Суффикс в слове ЛЕСНИК.
Окончание в слове СТОЛ.
(подснежник)
Конкурс «Ласковый»
Я буду говорить слово, а вы будете превращать его в ласковое, приятное.
Мама (мамочка), солнце (солнышко), брат, кошка, птица, дочка, замок, карандаш.
4) Имя прилагательное.
Даю я признаки предметам – они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь!
(Имя прилагательное)
Конкурс «Опиши игрушку» (слайд)
Учитель показывает на слайде предметы. Задание: написать как можно больше прилагательных, описывающих предмет.
5) Глаголы.
Что для меня предметы – лишь названья,
А я приду – все в действие придет.
(Глагол)
Конкурс «Скажи наоборот»
Скажу я слово высоко, а ты ответишь … (низко).
Скажу я слово далеко, а ты ответишь … (близко).
Скажу я слово трус, ответишь ты … (храбрец).
Теперь начало я скажу, ответишь ты … (конец).
Открыть, лечь, плакать, уходить, говорить, найти, выбежать, заснуть.
Конкурс «Замени одним глаголом»
Дать стрекоча – (убежать), чесать языки – (болтать), водить за нос – (обманывать), прикусить язык – (замолчать), зарубить на носу – (запомнить), падать с ног – (устать).
6) Местоимение.
Я о себе такого мнения: огромна роль моя.
Я делу отдаюсь сполна, я заменяю имена.
(Местоимение)
- Сколько личных местоимений в слове «семья»? (семь – я)
- Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (тык – ва)
- Первый слог – личное местоимение, второй – тоже, что несчастье. Вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (я – беда)
3. Итог урока.
Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали и, надеюсь, узнали для себя что-то новое и интересное. (слайд)
Если ты хочешь судьбу переспорить, если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре, – выучи русский язык.
Он твой наставник, великий, могучий, он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи, – выучи русский язык!
Занятие заканчивается песней Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.