Предмет – русский язык
Класс – 6
Учитель – Касимова О.В.
Дата ________
Тема: Закрепление по теме «Склонение имён прилагательных».
Цель: Закрепить умения учащихся грамотно писать безударные окончания имен прилагательных.
Задачи:
1. Развивать умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными и с помощью вопросов проверять безударные окончания имен прилагательных; обогащать словарный запас учащихся.
2. Развивать память, внимание, логическое мышление; совершенствовать устную и письменную речь, грамматический строй речи.
3. Развивать навык самооценки, умение поддерживать на уроке доброжелательную атмосферу; работать в коллективе, быть собранным, сдержанным на протяжении всего урока. Воспитывать интерес к предмету.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Работа с пословицей.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Наблюдение над склонением имён прилагательных.
1. Наблюдение над зависимостью окончания имени прилагательного от падежа имени существительного.
– Как имена прилагательные зависят от существительных в словосочетании, предложении? (Прилагательное стоит в том же роде, числе, что и существительное, с которым оно связано.)
– Как вы думаете, будет ли влиять падеж имени существительного на падеж прилагательного, с которым оно связано?
– Давайте понаблюдаем. Прочитайте пословицы (записаны на доске):
Родная земля и в горсти милá. С родная земли умри – не сходи. Береги землю любимая, как мать родимая.
– Что можете сказать? (Во 2-м и 3-м предложениях формы существительного и прилагательного не согласованы. Нет связи между существительным и прилагательным в предложении; теряется смысл предложения.)
– Как исправить ошибку? (Изменить окончания прилагательных.)
– Но ведь окончание прилагательного в женском роде -ая соответствует женскому роду существительных земля, мать? (Это относится к начальной форме – именительному падежу единственного числа.)
– Да, вы правы. Если существительное употреблено в предложении в форме косвенного падежа, то и родовое окончание прилагательного, связанного с существительным по смыслу, тоже должно измениться.
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы повторим правила о прилагательных, будем отрабатывать навык проверки безударных окончаний прилагательных.
IV. Работа над темой урока.
Фронтальная работа (у доски).
Поставь вопросы к именам прилагательным и допиши их окончания.
Бумага (как____?) бел_____
Погода (как____?) весен_____
Дом (как_____?) больш______
Небо (как_____?) син______
Человек (как_____?) сильн______
Озера (как______?) глубок_______
Комментированный диктант.
Устно задавай вопросы. Допиши окончания имён прилагательных и укажи падеж.
Соседн______ дом (_____п)
У соседн______ реки (_____п)
В соседн______ деревне (_____п)
К соседн______ дому (_____п)
О зимн______ ёлке (______п)
У зимн______ сторожки (______п)
V. Закрепление материала.
Прочитай текст. Спиши. Подчеркни прилагательные, обозначь
их число, род и падеж. Выдели окончания.
Ёлка.
Высокая ель росла в дремучем лесу. С ветки на ветку прыгала рыжая белка. Дятел
угощался её вкусными шишками.
VI. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
VII. Словарно-орфографическая работа.
Выборочный диктант.
Весь день стояла прекрасная погода. Над шоссе поднимался лёгкий туман. В середине пути мы решили остановиться на отдых. Перекусили мы на берегу океана. Брат съел пачку печенья, а сестрёнка дольку апельсина. Теперь можно было ехать дальше. В городе мы встретили маму на перроне центрального вокзала.
VIII. Коррекционное задание.
- Напишите ответы на вопросы. Определите род и падеж имён прилагательных в получившемся тексте. Выделите окончания.
Куда вошли ребята? (берёзовая роща). Кого увидели дети? (шустрый заяц). Чему все радовались? (солнечная погода)
IX. Самостоятельная работа.
Карточка.
Спишите, поставив словосочетания из скобок в нужном падеже. Выделите окончания прилагательных.
Летом
я вставал (раннее утро) и
шёл в поле. Там собирал
цветы и дышал (свежий, ароматный воздух). С интересом я наблюдал
восход солнца.
На
(безоблачное
небо)
всходит солнце.
В жару я уходил в
сад и отдыхал в
(тенистая беседка). Вечерами я
заслушивался (чудесные песни)
соловья. Иногда я удил рыбу на (ближнее озеро).
X. Подведение итогов:
-Как проверить безударные окончания имен прилагательных?
XI. Домашнее задание.
- С. 224-225 – вопросы и задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.