Урок русского языка в 8 классе по теме «Интонация»
Русский язык в умелых руках красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. Куприн
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Словарная работа.
- Выполним в тетради каллиграфическую запись морфемы: -раз- - -раж-
- Вы записали разные фонетические варианты одной и той же морфемы. Что это за морфема?
(это корень с чередованием согласных звуков: -раз- - раж- 3//Ж)
- Из данных слов выберите и запишите слова с этим корнем:
Разжать, возразить, раздражение, заражать, разжалобить, воображение.
- Какие ещё слова с этим корнем вы знаете?
(Возможны варианты: Поразить, Отражать...)
- Посмотрите на
корень -раз- - (-раж-). Легко ли определить
лексическое значение этого корня? Почему?
( Это связанный корень, он употребляется только в сочетании с приставкой и суффиксом)
- Имеет этот корень очень давнюю историю. Известен он ещё в праславянском языке как гегь - «порез», «удар».
- Что могло значить слово «поразить»?
( нанести удар оружием, обычно смертельный)
- А сейчас в каком значении мы употребляем это слово?
( в переносном - «произвести сильное впечатление»)
- Запомним, как пишутся слова с этим корнем.
3. Актуализация знаний о ПП (простом предложении)
Задание на конструирование ПП.
- Над какой большой темой мы с вами сейчас работаем?
( синтаксис ПП, главные и второстепенные члены предложения)
- Значит, для вас не будет большой трудностью составить ПП? (нет)
- Составьте с одним из записанных вами слов (-раз- - -раж-) ПП , соответствующее одной из схем ( на выбор):
1) [- = ]. 2)[-=, = и=].
- Прочитайте схему №1. Чем второе предложение
отличается от
первого?
( оно осложнено однородными сказуемыми) (Ученики составляют и записывают предложение)
- Прочитайте выразительно свои предложения.
4. Постановка учебной задачи.
а) Работа с эпиграфом
- Я тоже приготовила для вас предложение. Эта цитата принадлежит русскому писателю А.И. Куприну.
- Прочитайте выразительно слова Куприна, которые и послужат нам сегодня эпиграфом к уроку: «Русский язык в умелых руках красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
- Как вы понимаете смысл высказывания?
( только тщательно изучая язык, все его элементы, можно овладеть его богатством, уметь глубже и точнее выражать мысли...)
- Согласны с этим мнением?
- А как лучше изучать родной язык? Кто или что являются нашими главными помощниками?
(словари, учебники, художественная литература...надо быть внимательным к слову писателя...)
- Попробуем и мы воспользоваться этим советом и
проведём урок-
исследование.
б) Формулировка темы и цели урока. Работа с предложением.
- Прочитайте (про себя) запись на доске:
Люди сильнее стали.
- Определите, какая синтаксическая единица здесь представлена.
( это предложение; оно выражает мысль...)
- О чём говорится в предложении? Какую мысль оно выражает?
( читаем предложение выразительно, обсуждаем возможные варианты: люди были слабыми - стали сильнее; люди как сталь - крепкие, выносливые)
- Почему возникло такое разночтение? разное
понимание одного и
того же предложения?
(оно по-разному прочитано; с разной интонацией - логическое ударение падает на разные слова, от этого меняется смысл предложения)
- Да, смысл фразы помогла передать именно интонация.
О ней и
пойдёт сегодня речь.
Запись темы урока: Интонация простого предложения.
. - Над какими вопросами будем работать?
(что такое интонация?
какова роль интонации в речи?)
5. Изучение нового материала.
Самостоятельная работа с учебником.
- Обратимся к учебнику, прочитаем и обсудим
самостоятельно в
группах лингвистический текст. (&8, стр. 31)
Задание: составить опорную схему-конспект &8.
- Итак, какой вопрос вы готовы обсудить?
(Что такое интонация?)
- Чтение схемы. Обсуждение. Что осталось непонятным?
6. Выразительное чтение и интонационная характеристика поэтической строки
- Вспомните известные вам строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идёт волшебница зима.
Попробуйте прочитать эту строку выразительно, но с разной интонацией:
1 группа
Произнесите строку так, как будто вы
читаете дневник метеоролога; дайте
интонационную характеристику
предложению.
(повеств., невоскл., цель - сообщить о погоде, интонация спокойная, ровная)
2 группа
Произнесите строку так, как произнёс бы человек который сидит в помещении и грустно смотрит в окно.
(повеств., невоскл., цель - выразить чувство, печали, интонация грустная, произносится предложение эмоционально, спокойно...)
3 группа
Произнесите строку как человек, который
проснулся и увидел прекрасную зимнюю
картину за окном. Он счастливи хочет
поделиться этим чувством с
окружающими.
(повеств., воскл., цель -передать чувство
восторг, радости, интонация повышенная,
предложение звучит в речи эмоционально)
- Какой из всех вариантов прочтения больше всего подходит к тому настроению, которое хочет передать поэт?
- Предлагаю вам послушать эти строки в исполнении известного актёра кино и театра С. Юрского.
(просмотр видеофрагмента)
- Понравилось вам актёрское исполнение стихов Пушкина? (оно
своеобразно;
Юрский по-своему представляет картину зимы и по-своему передаёт настроение
автора)
- Можем мы сейчас ответить на вопрос: какова роль интонации в
речи?
(помогает понять смысл предложения; различать чувства и настроения)
7. Выразительное чтение и интонационная характеристика текста ( по прозе А.С. Пушкина)
- Как вы думаете: особенности интонации отражаются
на письме?
Паузы? Логическое ударение? Мелодика речи?...
(паузы могут совпадать со знаками препинания (всегда ли так происходит на письме?))
- Тогда все ли паузы одинаковы по длительности?
(нет, есть длинные, более продолжительные, есть короткие паузы)
- Как это показывает автор в тексте?
(использует разные знаки препинания...)
- Как в этом убедиться?
(обратиться к тексту художественного произведения)
- Над какой повестью мы сейчас работаем на уроке литературы?
(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
- Вот и обратимся к некоторым эпизодам повести:
а) Описание бурана в степи.
- Послушайте текст.
(Выразительное чтение отрывка из
повести)
Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось с снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»...
- Как звучит это описание?
(Текст очень динамичен, описание наступления бурана краткое, точное. Пушкин передаёт стремительность в развитии событий, быстра нарастающую тревогу...)
- Какие паузы, «выраженные» знаками препинания можно
назвать
«особыми», «многозначительными»?
(групповая работа: чтение и интонационный анализ текста)
Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток.
(в этом предложении мы делаем паузу, на её месте стоит точка с запятой. Пауза передаёт волнение ямщика; автору важно подчеркнуть смысл второй части - «но всё поглядывал на восток»)
Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями.
(Пауза ( у Пушкина тут стоит тире- «знак умолчания» ) перед словом «вдруг» неслучайна. Писатель как бы готовит нас к неожиданности. Происходит быстрая смена картины: «мелкий снег» - «повалил хлопьями»
Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»...
(Ив конце абзаца мы делаем долгую паузу, перерыв. Там стоит многоточие - знак недосказанности)
- Почему так оканчивается это описание?
( Автор даёт читателю возможность «дорисовать» картину метели, стать участником событий, сопереживать героям...)
- Почему важно соблюдать паузы в речи? Особенно,
когда мы читаем
художественное произведение?
(выразительная интонация, паузы помогают «дорисовать» картину природы, передают различные чувства...)
- Таким образом, интонация является ещё и одним из средств создания художественного образа, характера персонажа.
- Так, расшифровывая «многозначительную паузу, мы можем по-настоящему понять, оценить героя художественного произведения. А знаменитый режиссёр К.Д. Станиславский говорил, что «...то, что недоступно слову, нередко действует в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь...»
А автор нам порой как бы «подсказывает», ставя «красноречивые» знаки препинания, где нам сделать паузу, остановиться, задуматься...
8. Выводы урока. Подведение итогов.
- Итак, урок подходит к концу. Но обсуждение нашей темы сегодня не заканчивается: вновь к особенностям интонации мы будем возвращаться, обсуждая каждую новую тему синтаксиса.
- А теперь подведём итоги:
Ответили мы на поставленные вопросы? (да)
- Очень коротко обобщим тот материал, который исследовали:
Что такое интонация?
Какова роль интонации в речи?
- Что помогла нам сделать эти выводы ? (выразительное чтение
художественных произведений)
- Какого человека вы назвали бы грамотным, знающим русский язык?
(это тот человек, который не только пишет без ошибок, но и владеет разнообразными интонационными богатствами речи...)
- То есть тот человек, перефразируем слова А. Куприна, в умелых руках которого русский язык «красив, певуч, выразителен, гибок,послушен, ловок и вместителен».
Руководители групп оценивают работу одноклассников, мотивируют оценку.
10. Выставление оценок.
Домашнее задание: 1. Подготовиться к словарному диктанту (включить слова с корнем -раз- - -раж-); 2. Упр. №50 или самостоятельно подобрать из текста «Капитанской дочки» эпизод, подготовить выразительное чтение, дать интонационную характеристику.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.