Конспект урока русского языка в 8 классе "Интонация"
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка в 8 классе "Интонация"

Оценка 4.9
doc
05.01.2020
Конспект урока  русского языка в 8 классе "Интонация"
Урок русского языка в 8 классе.doc

Урок русского языка в 8 классе по теме «Интонация»

 

Русский язык в умелых руках красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. Куприн

Ход урока

 

1.Организационный момент.

2.  Словарная работа.

-        Выполним в тетради каллиграфическую запись морфемы: -раз- - -раж-

-        Вы записали разные фонетические варианты одной и той же морфемы. Что это за морфема?

(это корень с чередованием согласных звуков: -раз- - раж-    3//Ж)

-   Из данных слов выберите и запишите слова с этим корнем:

Разжать, возразить, раздражение, заражать, разжалобить, воображение.

-   Какие ещё слова с этим корнем вы знаете?

(Возможны варианты: Поразить, Отражать...)

-   Посмотрите на корень -раз- - (-раж-). Легко ли определить
лексическое значение этого корня? Почему?

( Это связанный корень, он употребляется только в сочетании с приставкой и суффиксом)

-        Имеет этот корень очень давнюю историю. Известен он ещё в праславянском языке как гегь - «порез», «удар».

-        Что могло значить слово «поразить»?

( нанести удар оружием, обычно смертельный)

- А сейчас в каком значении мы употребляем это слово?

( в переносном - «произвести сильное впечатление»)

-   Запомним, как пишутся слова с этим корнем.

3.  Актуализация знаний о ПП (простом предложении)

Задание на конструирование ПП.

-   Над какой большой темой мы с вами сейчас работаем?

( синтаксис ПП, главные и второстепенные члены предложения)

-        Значит, для вас не будет большой трудностью составить ПП? (нет)

-        Составьте с одним из записанных вами слов (-раз- - -раж-) ПП , соответствующее одной из схем ( на выбор):

1) [- = ].  2)[-=, = и=].

-   Прочитайте схему №1. Чем второе предложение отличается от
первого?

( оно осложнено однородными сказуемыми) (Ученики  составляют и записывают предложение)

-   Прочитайте выразительно свои предложения.

4. Постановка учебной задачи.

а)  Работа с эпиграфом

-        Я тоже приготовила для вас предложение. Эта цитата принадлежит русскому писателю А.И. Куприну.

-         Прочитайте выразительно слова Куприна, которые и послужат нам сегодня эпиграфом к уроку: «Русский язык в умелых руках красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

-   Как вы понимаете смысл высказывания?

( только тщательно изучая язык, все его элементы, можно овладеть его богатством, уметь глубже и точнее выражать мысли...)

-        Согласны с этим мнением?

-        А как лучше изучать родной язык? Кто или что являются нашими главными помощниками?

(словари, учебники, художественная литература...надо быть внимательным к слову писателя...)

-   Попробуем и мы воспользоваться этим советом и проведём урок-
исследование.

б)    Формулировка темы и цели урока. Работа с предложением.

-   Прочитайте (про себя) запись на доске:

Люди сильнее стали.

-   Определите, какая синтаксическая единица здесь представлена.

( это предложение; оно выражает мысль...)

-   О чём говорится в предложении? Какую мысль оно выражает?

( читаем предложение выразительно, обсуждаем возможные варианты: люди были слабыми - стали сильнее; люди как сталь - крепкие, выносливые)

-   Почему возникло такое разночтение? разное понимание одного и
того же предложения?

(оно по-разному прочитано; с разной интонацией - логическое ударение падает на разные слова, от этого меняется смысл предложения)

-   Да, смысл фразы помогла передать именно интонация. О ней и
пойдёт сегодня речь.

 

Запись темы урока: Интонация простого предложения.

. -   Над какими вопросами будем работать?

(что такое интонация?

какова роль интонации в речи?)

 

5. Изучение нового материала.

Самостоятельная работа с учебником.

-   Обратимся к учебнику, прочитаем и обсудим самостоятельно в
группах лингвистический текст. (&8, стр. 31)

Задание: составить опорную схему-конспект &8.

-   Итак, какой вопрос вы готовы обсудить?

(Что такое интонация?)

 

-   Чтение схемы. Обсуждение. Что осталось непонятным?

 


   6. Выразительное чтение и интонационная характеристика поэтической строки

 

-   Вспомните известные вам строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идёт волшебница зима.

Попробуйте прочитать эту строку выразительно, но с разной интонацией:

 


1 группа

Произнесите строку так, как будто вы

читаете дневник метеоролога; дайте

интонационную характеристику

предложению.

(повеств., невоскл., цель - сообщить о погоде, интонация спокойная, ровная)

 

 

 

 

 


2 группа

Произнесите строку так, как произнёс бы человек который сидит в помещении и грустно смотрит в окно.

(повеств., невоскл., цель - выразить чувство, печали, интонация грустная, произносится предложение эмоционально, спокойно...)


3 группа

Произнесите строку как человек, который

проснулся и увидел прекрасную зимнюю

картину за окном. Он счастливи хочет

поделиться этим чувством с

окружающими.

(повеств., воскл., цель -передать чувство

восторг, радости, интонация повышенная,

предложение звучит в речи эмоционально)


-        Какой из всех вариантов прочтения больше всего подходит к тому настроению, которое хочет передать поэт?

-        Предлагаю вам послушать эти строки в исполнении известного актёра кино и театра С. Юрского.

(просмотр видеофрагмента)

-   Понравилось вам актёрское исполнение стихов Пушкина? (оно

своеобразно;

Юрский по-своему представляет картину зимы и по-своему передаёт настроение

автора)

-   Можем мы сейчас ответить на вопрос: какова роль интонации в

речи?

(помогает понять смысл предложения; различать чувства и настроения)

 

7. Выразительное чтение и интонационная характеристика текста ( по прозе А.С. Пушкина)

-   Как вы думаете: особенности интонации отражаются на письме?
Паузы? Логическое ударение? Мелодика речи?...

(паузы могут совпадать со знаками препинания (всегда ли так происходит на письме?))

-   Тогда все ли паузы одинаковы по длительности?

(нет, есть длинные, более продолжительные, есть короткие паузы)

-   Как это показывает автор в тексте?

(использует разные знаки препинания...)

-   Как в этом убедиться?

(обратиться к тексту художественного произведения)

-   Над какой повестью мы сейчас работаем на уроке литературы?

(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

-   Вот и обратимся к некоторым эпизодам повести:

а) Описание бурана в степи.

-   Послушайте текст.
(Выразительное чтение отрывка из повести)

Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось с снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»...

-   Как звучит это описание?

(Текст очень динамичен, описание наступления бурана краткое, точное. Пушкин передаёт стремительность в развитии событий, быстра нарастающую тревогу...)

-   Какие паузы, «выраженные» знаками препинания можно назвать
«особыми»,
                                «многозначительными»?

(групповая работа: чтение и интонационный анализ текста)

Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток.

(в этом предложении мы делаем паузу, на её месте стоит точка с запятой. Пауза передаёт волнение ямщика; автору важно подчеркнуть смысл второй части - «но всё поглядывал на восток»)

Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями.

(Пауза ( у Пушкина тут стоит тире- «знак умолчания» ) перед словом «вдруг» неслучайна. Писатель как бы готовит нас к неожиданности. Происходит быстрая смена картины: «мелкий снег» - «повалил хлопьями»

Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»...

(Ив конце абзаца мы делаем долгую паузу, перерыв. Там стоит многоточие - знак недосказанности)

-   Почему так оканчивается это описание?

( Автор даёт читателю возможность «дорисовать» картину метели, стать участником событий, сопереживать героям...)

-   Почему важно соблюдать паузы в речи? Особенно, когда мы читаем
художественное произведение?

(выразительная интонация, паузы помогают «дорисовать» картину природы, передают различные чувства...)

-        Таким образом, интонация является ещё и одним из средств создания художественного образа, характера персонажа.

-        Так, расшифровывая «многозначительную паузу, мы можем по-настоящему понять, оценить героя художественного произведения. А знаменитый режиссёр К.Д. Станиславский говорил, что «...то, что недоступно слову, нередко действует в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь...»

А автор нам порой как бы «подсказывает», ставя «красноречивые» знаки препинания, где нам сделать паузу, остановиться, задуматься...

8. Выводы урока. Подведение итогов.

-        Итак, урок подходит к концу. Но обсуждение нашей темы сегодня не заканчивается: вновь к особенностям интонации мы будем возвращаться, обсуждая каждую новую тему синтаксиса.

-        А теперь подведём итоги:

Ответили мы на поставленные вопросы? (да)

-   Очень коротко обобщим тот материал, который исследовали:

Что такое интонация?

Какова роль интонации в речи?

-    Что помогла нам сделать эти выводы ? (выразительное чтение

художественных произведений)       

-   Какого человека вы назвали бы грамотным, знающим русский язык?

(это тот человек, который не только пишет без ошибок, но и владеет разнообразными интонационными богатствами речи...)

-    То есть тот человек, перефразируем слова А. Куприна, в умелых руках которого русский язык «красив, певуч, выразителен, гибок,послушен, ловок и вместителен».

Руководители групп оценивают работу одноклассников, мотивируют оценку.

10. Выставление оценок.

Домашнее задание: 1. Подготовиться к словарному диктанту (включить слова с корнем -раз- - -раж-); 2. Упр. №50 или самостоятельно подобрать из текста «Капитанской дочки» эпизод, подготовить выразительное чтение, дать интонационную характеристику.

Конспект урока русского языка в 8 классе "Интонация"

Конспект урока  русского языка в 8 классе "Интонация"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Интонация"

Конспект урока  русского языка в 8 классе "Интонация"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Интонация"

Конспект урока  русского языка в 8 классе "Интонация"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Интонация"

Конспект урока  русского языка в 8 классе "Интонация"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Интонация"

Конспект урока  русского языка в 8 классе "Интонация"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2020