Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Назывные предложения""
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Назывные предложения""

Оценка 4.8
Документация
docx
русский язык
06.02.2020
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Назывные предложения""
конспект составлен с использованием краеведческого материала - поэзии К.Д.Бальмонта, содержит методическое обоснование
конспект -таблица.docx

Урок русского язык в 8 классе по теме

«НАЗЫВНЫЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Методическое обоснование урока

Урок традиционный – урок объяснения нового материала и закрепления его на практике.

Тип урока – комбинированный, словесно-практический.

Цели урока:

I.                   Познавательные:                                                                                                     1) повторить опознавательные признаки односоставных предложений с главным членом сказуемым;                                                                                             2) познакомиться с отличительными чертами  назывных предложений; ролью  назывных предложений в художественной литературе, в речи;                                                                                                         3) учить ими пользоваться в описании для обозначения места и времени.

II.                Практические:                                                                                                    1)учить находить назывные и другие односоставные предложения;                           2) совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику простому предложению,  выделять в нем грамматическую основу;                                                                                 3) формировать умение строить сложные предложения из простых, односоставных в том числе, и составлять связные тесты по данному образцу, 4) проверить умение объяснять орфограммы в корне.

III.           III.Общепредметные:                                                                                          1) продолжать развитие навыков самостоятельной работы над учебной статьей, выработку умения выделять главное,                                         2)совершенствовать слушание  и говорение  в научном стиле как виды речевой деятельности.

Методы и приёмы организации учебной деятельности:
1)методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации  (приемы: беседа, рассказ,  монологическое высказывание );
2)методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации(приемы: наблюдение над языковым материалом, работа по слайду-фотографии);
3)методы передачи информации с помощью практической деятельности (работа с книгой, творческая работа);
4)методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: частично-поисковая деятельность, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи)
5)методы контроля (приемы: фронтальный опрос, тестовые задания, самооценка)

6) Частично-поисковый: на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности.

Формы деятельности учащихся:       

·                  работа с учебником (чтение правила и выявление понимания материала),  раздаточным материалом;

·                  выявление уровня усвоения знаний через решение тестовых заданий;

·                  творческие задания по реконструкции предложений, составление предложений по новой теме;

·                  Выполнение разноуровневых творческих заданий,

·                  работа по орфографии и правописанию слов.

План урока:

1) Организационный момент                                           -2 мин.;
2) Повторение пройденного материала                           -8 мин.;
3) Объяснение нового материала                                     -10 мин.;
4) Закрепление знаний                                                       -20 мин.;
5) Подведение итогов                                                       - 2 мин.;
6) Предъявление и обсуждение домашнего задания     -3 мин.


 

Этап урока

Содержание

I.Организационный  момент.

Цели для учащихся: включиться в деловой ритм урока.

Цели для учителя: создать благоприятную психологическую атмосферу урока, включить учащихся в деловой ритм урока.

 

Приветствие. Проверка готовности к уроку:

-Здравствуйте ребята, садитесь!

Открываем тетради, делаем записи!

II. ПОВТОРЕНИЕ и проверка домашнего задания.

Цели для учащихся: повторить изученный материал по теме, вспомнить виды односоставных предложений, определить практическое значение изучаемого материала и степень его усвоения.

 

Цели для учителя:

- организовать повторение изученного материала, опознавательных признаков  односоставных предложений с главным членом сказуемым,

-показать примеры употребления односоставных предложений в лирике поэта-земляка К.Д.Бальмонта,

-выяснить качество усвоения предыдущего материала по теме «Односоставные предложения ».

 

Методы организации работы: фронтальная беседа, работа со слайдами, подбор примеров, выполнение тестовой работы, взаимопроверка.

 

Формы организации работы:

фронтальная, индивидуальная.

 

Критерии достижения целей и задач:

- учащиеся умеют определить вид односоставного предложения,

-видят различия между односоставными и двусоставными предложениями,

-могут охарактеризовать грамматическую основу предложения.

 

1.Фронтальный  опрос.  Лингвистическая разминка.  

·           Что изучает синтаксис?

·          Какие  предложения  бывают  по  наличию  грамматических  основ?

·          На  какие  группы  делятся  односоставные  предложения?

·          Назовите виды предложений  с  главным  членом  сказуемым .

Охарактеризуйте примеры, данные на слайдах и приведите собственные из домашней работы (упр. 235).


2. РАБОТА со слайдами:

Я рыжий, я русый, я русский.
Я знаю и мудрость и бред.
Иду я – тропинкою узкой,
Приду – как широкий рассвет.

 

Будем, как солнце всегда  - молодое,

Нежно ласкать огневые цветы,

Воздух прозрачный и все золотое.

Я был в России. Грачи кричали.
Весна дышала в мое лицо.
Зачем так много в тебе печали?
Нас обвенчали. Храни кольцо.

 

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

 

3. Самостоятельная работа. Таблица – тест.

1 вариант

2 вариант

1. Найдите определенно-личностное предложение:

A.      Мне хочется снова быть кротким и нежным.

B.      Умей творить из самых малых крох.

C.      Есть в русской природе усталая нежность, 

D.       О, глубокая ночь!

A.     Будем, как солнце всегда  - молодое, Нежно ласкать огневые цветы,

B.     И сердцу так больно.

C.      О, холодная осень! Немая!

D.     Я не знаю мудрости, годной для других.

2. Найдите неопределенно-личное предложение:

A.     Не веришь? Гляди же
В волну золотистых волос.

B.     И сердцу так грустно. И сердце не радо.

C.     Нас обвенчали.

D.     Поля седые. Поля родные.

A.      Ценою страшного паденья          Хотел купить освобожденье

B.      Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

C.       Но я не размышляю над стихом, И, право, никогда – не сочиняю…

D.      И сделали ей незаслуженно больно.

3.Найдите безличное предложение:

A.          Мне хочется снова быть кротким и нежным.

B.          Стаи птиц. Дороги лента.

C.         И, в прошлое открыв таинственную дверцу, Схожу к березам у реки.

D.         Среди людей ты божества наместник.

 

A.     Целую ландыш, в мечту влюбленный,

B.     Месяца не видно.

C.     Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

D.      Низал я янтарные бусы,
Я звенья ковал для кадил.

Взаимопроверка. Выставление оценок.

 

Ключ к тесту на слайде:

1 вариант- 1в, 2с, 3а;

2 вариант – 1а, 2д, 3в.

 

III. Подготовка к восприятию нового материала.

Цели  для учащихся: вспомнить правила написания орфограмм в корне, приставке, НЕ с разными частями речи, сформулировать тему урока.

 

Цели для учителя:

-организовать повторение орфографии, словарную работу,

- подготовить учащихся к осознанному восприятию материала.

 

Методы организации работы:

монологическое высказывание ученика, фронтальный опрос,

 

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Критерии достижения целей: учащиеся могут объяснить изученные орфограммы, умеют выделять грамматическую основу предложения и определять способ ее выражения.

 

1.Наблюдение над языковым материалом.

 

Текст приготовлен на доске и на карточках учащихся. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

 

Задание: вставьте пропущенные буквы, выделите грамматические основы. 


Взаимопроверка. Ученики меняются рабочими листками. И выставляют друг другу балл. 


А…еи рек. З…ркальности …зёр. 
Хрустальный ключ... Бе…гласные затоны. 
Живая ска…ка – страшный тёмный бор. 
Его вершин (не)молкнущие звоны. 

Воздушность ив. Цветы р…дных п…лей. 
Апрельский сон с его улыбкой маю. 
Я целый мир прош…л в мельканье дней, 
Но лучше вас я ничего (не) знаю. 

 

2. Словарная работа :

Затон –1) вдавшийся в берег речной залив, заводь, 2) место стоянки и ремонта речных судов, обычно оборудованное в речном заливе.

 

3. Дополнительные вопросы:

 

·           Что необычного в этом предложении? 

·           В чем особенность грамматических основ большинства предложений в тексте?

·            Какой частью речи выражен главный член односоставных предложений?

·           Чему же посвящен наш сегодняшний урок?

 

IV.              Формулировка темы урока учащимися

Запись темы в тетрадях.

 

V.               Обсуждение цели урока:

Цели  для учащихся:   сформулировать цели урока.

Цели для учителя: преобразовать содержание обучения в личностно значимое для учеников.

Методы организации работы: фронтальная беседа

Критерии достижения целей и задач: понимание учащимися значимости изучаемой темы.

 

Проблемный вопрос:

 

Зачем, по-вашему, мы знакомимся с видами односоставных предложений?

 

Цель урока:

 познакомиться с особенностями нового типа односоставных предложений, со сферой их употребления, учиться находить подобные предложения,

 характеризовать их и использовать в речи.

VI.Объяснение нового материала.

 

Цели  для учащихся:

самостоятельно познакомиться с основами теоретических знаний о назывных предложениях.

 

Цели для учителя:

- организовать познавательную деятельность школьников,

- учить детей сравнивать языковые явления с целью выявления их сходства и различия.

 

Методы организации работы:

- работа с учебником,

-метод монологического высказывания по плану учителя,

- использование проблемных вопросов,

- нахождение языкового явления,

-метод реконструкции предложений.

 

Формы организации работы:

самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника, коллективная беседа, работа с карточками, поисковая деятельность, работа под руководством учителя.

 

Критерии достижения целей и задач:

- учащиеся могут дать связный рассказ по теме «Особенности назывных предложений»,

- видят изучаемое языковое явление,

- учатся сравнивать его с похожими языковыми явлениями.

Критерии определения уровня внимания и интереса  учащимися к излагаемому материалу:

- активность в ответах на вопросы,

- наличие уточняющих вопросов в сложных местах.

 

1. Самостоятельная работа по учебнику:

Ознакомиться с материалом $24 (стр. 106 - 107);

Рассказать о назывных предложениях по плану.

1)                      Что  такое  назывные  предложения?

2)                      Какое  время  выражают  назывные  предложения?

3)                      В  каких  случаях  назывные  предложения  приобретают  указательное  значение?

4)                      Где  и  с  какой  целью  употребляются  назывные  предложения?

5)                      О чем они сообщают?

2.Дополнительные вопросы учителя к классу:

· В чем состоит главная особенность всех односоставных предложений?

· Чем назывные предложения отличаются от рассмотренных ранее видов односоставных предложений?

· Чем может быть выражен главный член в назывных предложениях?

ДОПОЛНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ:

        Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени. Поэтому назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные предложения со сказуемым было или будет: Осень (назывное предложение). Была осень; Будет осень (двусоставные предложения). 

Очень часто с назывных предложений начинается описание пейзажа, места, где развёртываются события.Н. п. очень кратки, но выразительны. Они создают картину, позволяют как бы увидеть обстановку, в которой происходят описываемые события, как бы вводят в неё.

 Выразительная емкость этих предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия. Поэтому они чаще всего употребляются в художественном и публицистическом стилях речи. Назывные предложения часто составляют цепочки. 
Назывные предложения характеризуются специфической интонацией; они произносятся в замедленном темпе, как бы задумчиво. После них выдерживается более длительная пауза, чем обычно. 

3. Наблюдение над лингвистическим материалом.
Работа под руководством учителя.

  В  данной  теме  есть  своя  сложность.  Давайте  вспомним  примеры  знакомые  вам  с  пятого  класса. Разберем предложения!

Голубое  небо.  Небо  голубое.  (порядок  слов  в  предложении: определение и сказуемое)

 

  Назывные  предложения  могут  быть  распространенными  и  нераспространенными.  Разберем предложения.

Сравните:  Вечер. - Тихий  летний  вечер.

 

 Обращается  внимание  учащихся  на  то,  что  распространить  назывные  предложения  могут  только  второстепенные  члены,  относящиеся  к  группе  подлежащего,  то  есть  виды  определений  (согласованных  и  несогласованных)

 Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение  -  двусоставное.

Для  сравнения:

  Зеленая поляна.

Деревья. Облака.

Под дымкою тумана

Безгласная река. (К.Бальмонт)

   В   этом  предложении  есть  второстепенные  члены  с обстоятельственным  значением – ГДЕ?  Значит,  это  неполные  двусоставные  предложения  с  опущенным  сказуемым,  а  обстоятельства  напоминают  о  его  существовании.(об  этом  мы  будем  говорить  на  последующем  уроке)

 

VI.              Формирование знаний и умений

 

Цели  для учащихся:

- выполняя различные тренировочные упражнения, применить полученные знания о назывных предложениях,

- расширить свои знания о данном языковом явлении,

- правильно выполнить все предложенные работы и получить хорошую оценку за урок.

 

Цели для учителя:

- помочь учащимся осмыслить и усвоить знания и умения по теме,

-осуществить первичную проверку усвоения и понимания  материала, умения применять его в стандартных и измененных условиях,

- работать над развитием речи учащихся,

- организовать учебное сотрудничество,

- при коллективном выполнении заданий  создавать атмосферу сотрудничества и заинтересованности

-оценить правильность  выполнения учебных задач.

 

 

Упражнение № 1.

Цель: учиться отличать односоставные назывные предложения от двусоставного неполного и давать им синтаксическую характеристику.

Задание: найдите примеры односоставных назывных предложений, распространенных и нераспространенных, и предложения двусоставного неполного.

Работа выполняется под руководством  сильного ученика.

Установите соответствия

Вечер. Взморье.

Повеств., невоскл, простое,двусост., распр., неосложн.

Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Повеств., невоскл, простое, односост., назывн., нераспр., неосложн.

Близко буря…

Повеств., невоскл, простое, односост., назывн., распр., неосложн.

 

Упражнение № 2

Цель: учиться формулировать мысли по-разному, осуществлять синонимическую замену безличных предложений назывными.

Задание: произведите замену.

Самостоятельная работа в парах.

Глубоко вдохнуть. – Глубокий вдох.

Выдохнуть. – Выдох.

Наклониться. – Наклон.

Повернуться вправо и влево. – Поворот вправо и влево.

Присесть. – Приседание.

 

Дополнительный вопрос:

Какое из составленных предложений двусоставное неполное?

Что за инструкцию мы составили?

Выполним эту физкульминутку!

Упражнение № 3

Цель: учиться  употреблять назывные предложения в составе СП.

Задание: Назывные предложения часто являются составной частью сложных предложений. Вставьте вместо точек назывные предложения, которые явятся частью сложных предложений. Запишите предложения. Объясните постановку знаков препинания.

Коллективная работа.

1.    ….но я не могу уснуть.

2.    …слышен только стук падающих на подоконник капель.

3.    Давно уже улетели птицы ….

4.    … темноту прорезают молнии.

5.    … первые лучи солнца освещают верхушки деревьев старого парка.

Упражнение № 4

Цель: уметь находить назывные предложения в художественных текстах и определять их роль в создании образного строя стихотворения.

Задание: Конст. Бальмонт умел показать “безглагольность покоя” в природе. Его стихам свойственна особая мелодика, душевность.

Устная работа.

Можно ли без глаголов изобразить красоту природы? Назовите изобразительные средства, используемые в этом стихотворении.

Какое значение придают стихотворению подлежащие? (В стихотворении практически нет действия. Подлежащие передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту природы. И… что ни слово – то картина) 

Аллеи рек. Зеркальности озер.

Хрустальный ключ. Безгласные затоны.

Живая сказка -  страшный темный бор.

Его вершин немолкнущие звоны.

 

Воздушность ив. Цветы родных полей.

Апрельский сон с его улыбкой маю.

Я целый мир прошел в мельканье дней,

Но лучше вас я ничего не знаю.

Вывод: Назывные предложения помогают создавать удивительные, волнующие образы.

Упражнение № 5

Цель: учиться употреблять  назывные предложения в речи

Задание:   написать  по образцу небольшое  сочинение – миниатюру,  используя  односоставные  предложения.

На  экране  осенняя  зарисовка.  Учитель  читает  образец.

   Осень.  Осиновая гора. Хорошо  в  лесу. Яркий наряд деревьев. Прозрачный,  чистый  воздух.  Еще  тепло,  но  по  утрам  бывает  прохладно.  Осенняя  свежесть  бодрит,  вливает  новые  силы.  Пахнет  грибами.  Шуршат  листья  под  ногами.  Светло  и  радостно  шагать  по  осеннему  нарядному  лесу.

  А  теперь  попробуйте  самостоятельно  в  группах  составить  описание  зимнего  дня,  леса. Написание  сочинения – миниатюры. 

 

или

2 вариант: задание на выбор(для слабоуспевающего учащегося):

Распространить предложения согласованными и несогласованными определениями.

Утро. Дорога. Лес.  Воздух. Деревья.

 

Методы организации работы:

- доказательство принадлежности языкового материала  к указанному виду,

- нахождение языкового материала,

- преобразование языкового явления,

- частичный языковой анализ,

- конструирование предложений,

- сочинение.

 

Формы организации работы:  фронтальная,  индивидуальная, под руководством сильного ученика, парная.

 

Критерии достижения целей и задач:

- правильность выполнения предложенных заданий,

- понимание изучаемого материала,

- активность учащихся,

- хорошие оценки за работу.

VIII. Подведение  итогов  урока.  

Цели  для учащихся: обобщить полученные на уроке знания.

Цели для учителя: установить соответствие  между поставленными  задачами урока и его  результатами

Методы организации работы: фронтальный опрос.

Критерии достижения целей и задач:

- осознанные и точные ответы на вопросы.

 

 

- Какие предложения называются назывными?

- В чем их особенность?

- Какими частями речи обычно выражен главный член назывных предложений?

- Какую роль играют назывные предложения в художественных текстах?

 

IX. Рефлексия

Цели  для учащихся: выразить свое отношение  к уроку и своей работе над новой темой

Цели для учителя: проверить психоэмоциональное состояние учащихся, эффективность мотивации деятельности

Методы организации работы:  работа с таблицей.

Формы организации работы: индивидуальная .

 

 

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

X. Домашняя  работа: 

параграф  24,  упражнение   № 243 или

сочинение-миниатюру на тему

 «Мой любимый уголок природы. Вид из окна»

 

 


 

Урок русского язык в 8 классе по теме «НАЗЫВНЫЕ

Урок русского язык в 8 классе по теме «НАЗЫВНЫЕ

Преобладал творческий характер познавательной деятельности

Преобладал творческий характер познавательной деятельности

Этап урокаСодержание

Этап урокаСодержание

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная

Наблюдение над языковым материалом

Наблюдение над языковым материалом

Формы организации работы: самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника, коллективная беседа, работа с карточками, поисковая деятельность, работа под руководством учителя

Формы организации работы: самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника, коллективная беседа, работа с карточками, поисковая деятельность, работа под руководством учителя

Цели для учителя: - помочь учащимся осмыслить и усвоить знания и умения по теме, -осуществить первичную проверку усвоения и понимания материала, умения применять его в…

Цели для учителя: - помочь учащимся осмыслить и усвоить знания и умения по теме, -осуществить первичную проверку усвоения и понимания материала, умения применять его в…

Устная работа. Можно ли без глаголов изобразить красоту природы?

Устная работа. Можно ли без глаголов изобразить красоту природы?

Методы организации работы: фронтальный опрос

Методы организации работы: фронтальный опрос
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020