Конспект урока русского языка в классе. Тема "СПП с придаточными изъяснительными"
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка в классе. Тема "СПП с придаточными изъяснительными"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл—10 кл
20.09.2020
Конспект урока русского языка в  классе. Тема "СПП с придаточными изъяснительными"
СПП с придаточными изъяснительными 2 урок.docx

Учитель: Королёва Н. В.

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

 

Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными» (2урок)

Цели:

1.   Повторить теоретический материал, посвященный теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»,

2.   Проверить умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

3.   Развивать способности грамотно и быстро определять тип придаточного предложения, верно использовать в письменной и устной речи сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;

4.   Развитие коммуникативных навыков.

Ход урока

1.   Орг. момент

Добрый день, ребята.

«Как приятно знать, что ты что-то узнал» - говорил английский  историк  Генри Бокль, который верил в безграничную силу разума и общественный прогресс. Очень хочется, чтобы сегодняшний урок был для вас приятным временем познания.

На этой оптимистичной ноте начинаем наш урок.

Откройте тетради, запишите число,  классная работа.

2.     Словарная работа.

а) Подберите однокоренное слово к слову оптимистичный – ОПТИМИСТ. Кого называют оптимистом?

б) Подберите антоним к слову оптимист. – ПЕССИМИСТ. Назовите лексическое значение этого слова.  Сомневаетесь – посмотрите в  словаре.    КАРТОЧКИ НА ДОСКЕ: ОПТИМИСТ, ПЕССИМИСТ.

Запишите эти слова в тетради, запомните их значение. Я желаю, чтобы вы несмотря ни на что всегда были оптимистами. Помните, что после любой грозы всегда бывает солнышко.

3.   Проверка домашнего задания.

Прочитайте предложения, записанные на доске,  проанализируйте.

НА ДОСКЕ:         Свет решил, что он умён и очень мил.

И сам не знает поутру, куда поедет ввечеру.

Ей снится, будто бы она идёт по снеговой пустыне.

-Что объединяет эти предложения?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

- где находится придаточное изъяснительное по отношению к главному 

  предложению.

4.     Работа по теме урока.

Задание 1. Комментированное письмо с составлением схем предложений.

         Я хотел узнать, когда выйдет очередной номер журнала.

         Всё, что окружало его, вызывало в нём досаду и раздражение.

         Что написано пером, того не вырубишь топором.

- Назовите вид придаточных.

- где может находится придаточное по отношению к главному?

 

Задание 2. Придумать сложноподчинённые предложения,  добавив придаточные изъяснительные (устно «по цепочке»)

1.     Он почувствовал, …

2.     Я громко закричал ребятам, чтобы…

3.     Сообщение о том, …, взволновало всех собравшихся.

4.     Я мысленно представляю себе, как…

5.     Я помню, когда…

 

Задание 3.  Самостоятельное составление СПП (работа в парах по карточкам)

- Из данных слов составить и записать сложноподчинённые предложения.

1. знать, часть, состоять, по, что, два, из, язык, мы, экзамен, русский

2. понять, совсем,  не, что,  просто, изложение, написать, и, сочинение

3. сдать, мы, что, успешно, надеяться, экзамен.

 

Прочитайте получившиеся предложения.

 

Задание 4. Редактирование предложений (работа с картой самоконтроля)

Уровень 1.

Исправить грамматические ошибки и записать предложения.

1) Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу.

2) Прохожий спросил, что где находится библиотека.

3) Я хотел узнать, что сколько ребят участвуют в спектакле.

 

Уровень 2.

Заменить предложение с прямой речью сложноподчинённым предложением с косвенной речью и записать.

1) «Сегодня холодно», - задумчиво произнёс Борис.

2) «Вы будете дома вечером?», - полюбопытствовал мой знакомый.

3) Он пробормотал: «Я принесу эту вещь для тебя».

(Он пробормотал, что принесёт эту вещь для меня.)

- Встретили ли вы трудности при выполнении этого задания?

Задание 5. Работа с учебником. С 52, упр. 113. Прочитайте предложения, назовите только СПП с придаточными изъяснительными. Запишите их в тетрадь.

 

5.     Итог урока. Рефлексия.

Если вы согласны с утверждением, то поднимите полоску зелёного цвета, если нет – красного.

1.     Получил и закрепил знания, полученные на предыдущих уроках.

2.     Знаю о СПП с придаточными изъяснительными.

3.     Весь урок хлопал ушами

4.     Умею чертить схемы предложений.

5.     Я отвечал на уроке устно.

6.     На уроке чуть не заснул.

7.     И я могу сказать словами Г. Бокля «Как приятно знать, что ты что-то узнал»

Оцените себя по карте самоконтроля.

hello_html_1912480a.jpg

6.     Домашнее задание

С. 56, упр.121. Обратите внимание на написание слов в рамочке.

 

 

 

 «Правда ли, что…».

Вам предлагаются утверждения. Если утверждение верное, вы пишете «да», неверное – «нет». Каждый правильный ответ – 1 балл.

1.Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главной части сложноподчиненного предложения.

2.Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части только при помощи союзов.

3.Главное и придаточное предложения разделяются запятой.

4.Сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными передается косвенная речь.

5.В конце предложения с косвенным вопросом ставится вопросительный знак.

Ответы:

1.да

2.нет

3.да

4.да

5.нет (взаимопроверка: 5 правильно – «5», 4 правильно – «4», 3 – «3»)

- Поднимите руку, у кого все правильно.

5.Итоги урока. Рефлексия содержания учебного материала

 

 

 

 

 

Карта самоконтроля

            Мне всё понятно. Я молодец!

            У меня не всё получилось, но я старался!

            Мне надо быть внимательнее!

____________________________________________________________________

Карта самоконтроля

            Мне всё понятно. Я молодец!

            У меня не всё получилось, но я старался!

            Мне надо быть внимательнее!

_____________________________________________________________________________________

Карта самоконтроля

            Мне всё понятно. Я молодец!

            У меня не всё получилось, но я старался!

            Мне надо быть внимательнее!

______________________________________________________________________

Карта самоконтроля

            Мне всё понятно. Я молодец!

            У меня не всё получилось, но я старался!

            Мне надо быть внимательнее!

 

Уровень 1.

Исправить грамматические ошибки и записать предложения.

1) Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу.

2) Прохожий спросил, что где находится библиотека.

3) Я хотел узнать, что сколько ребят участвуют в спектакле.

 

Уровень 2.

Заменить предложение с прямой речью сложноподчинённым предложением с косвенной речью и записать.

1) «Сегодня холодно», - задумчиво произнёс Борис.

2) «Вы будете дома вечером?», - полюбопытствовал мой знакомый.

3) Он пробормотал: «Я принесу эту вещь для тебя».

(Он пробормотал, что принесёт эту вещь для меня.)

 

______________________________________________________________________

Уровень 1.

Исправить грамматические ошибки и записать предложения.

1) Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу.

2) Прохожий спросил, что где находится библиотека.

3) Я хотел узнать, что сколько ребят участвуют в спектакле.

 

Уровень 2.

Заменить предложение с прямой речью сложноподчинённым предложением с косвенной речью и записать.

1) «Сегодня холодно», - задумчиво произнёс Борис.

2) «Вы будете дома вечером?», - полюбопытствовал мой знакомый.

3) Он пробормотал: «Я принесу эту вещь для тебя».

(Он пробормотал, что принесёт эту вещь для меня.)

 

Из данных слов составить и записать сложноподчинённые предложения.

 

1. знать, часть, состоять, по, что, два, из, язык, мы, экзамен, русский

2. понять, совсем,  не, что,  просто, изложение, написать, и, сочинение

3. сдать, мы, что, успешно, надеяться, экзамен.

 

_____________________________________________________________________

Из данных слов составить и записать сложноподчинённые предложения.

 

1. знать, часть, состоять, по, что, два, из, язык, мы, экзамен, русский

2. понять, совсем,  не, что,  просто, изложение, написать, и, сочинение

3. сдать, мы, что, успешно, надеяться, экзамен.

 

_______________________________________________________________

Из данных слов составить и записать сложноподчинённые предложения.

 

1. знать, часть, состоять, по, что, два, из, язык, мы, экзамен, русский

2. понять, совсем,  не, что,  просто, изложение, написать, и, сочинение

3. сдать, мы, что, успешно, надеяться, экзамен.

 

_______________________________________________________________________

Из данных слов составить и записать сложноподчинённые предложения.

 

1. знать, часть, состоять, по, что, два, из, язык, мы, экзамен, русский

2. понять, совсем,  не, что,  просто, изложение, написать, и, сочинение

3. сдать, мы, что, успешно, надеяться, экзамен.


 

Учитель: Королёва Н. В. Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Учитель: Королёва Н. В. Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Подберите антоним к слову оптимист

Подберите антоним к слову оптимист

Я мысленно представляю себе, как… 2

Я мысленно представляю себе, как… 2

Задание 5 . Работа с учебником

Задание 5 . Работа с учебником

Правда ли, что…». Вам предлагаются утверждения

Правда ли, что…». Вам предлагаются утверждения

Карта самоконтроля

Карта самоконтроля

Уровень 1. Исправить грамматические ошибки и записать предложения

Уровень 1. Исправить грамматические ошибки и записать предложения

Из данных слов составить и записать сложноподчинённые предложения

Из данных слов составить и записать сложноподчинённые предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020