Урок русского языка во 2 классе
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.
Цели: формировать умение писать с заглавной буквы собственнные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно; развивать речь, умение наблюдать.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные, подбирать примеры таких существительных; писать заглавную букву в именах собственных.
Метапредметные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных задач; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Личностные: осознание значения семьи в жизни человека, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи, формирование умения оценивать собственную учебную деятельность, осознание трудностей и стремление к их преодолению.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Встали дружно.
Повернулись
И друг другу улыбнулись.
2. Актуализация знаний
- Какую тему вы изучали на прошлом уроке? ("Собственные и нарицательные имена существительные")
- Имя существительное - это что такое?
- На какие вопросы отвечают одушевлённые имена существительные? (Кто?)
- Приведите примеры одушевлённых имён существительных
- На какие вопросы отвечают неодушевлённые имена существительные? (Что?)
- Приведите примеры неодушевлённых имён существительных.
- Приведите примеры собственных имён существительных.
- Приведите примеры нарицательных имён существительных.
- Молодцы, вы правильно отвечали на вопросы.
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число.
Словарная работа
- Как позвать ученика, если в классе у двоих ребят одинаковое имя? Как их отличить?
(По фамилии.)
- Фамилия есть у каждого человека. Он получает ее при рождении, также как имя.
- Откройте учебник на стр.55 и найдите это словарное слово. Сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный? Нам нужно запомнить написание безударных гласных. Спишите слово в тетрадь, поставьте ударение, выделите непроверяемую гласную.
- Представьте такую ситуацию: два человека имеют одинаковые имя и фамилию. Как их можно различить? (По отчеству.)
(Учитель рассказывает о значении слова отчество.)
Слово отчество означает «имя по отцу». Человек получает отчество от отца, т. е. к имени детей добавляется имя, указывающее, чьими сыновьями или дочерьми они являются.
- Прочитайте в учебнике на с. 54 словарное слово отец. Сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный? Нам нужно запомнить написание безударной гласной о в начале слова. Запишите это слово рядом с первым, поставьте ударение, выделите непроверяемую гласную.
Орфографическая минутка
- Запишите фамилии и имена ребят нашего класса.
- Подчеркните орфограммы.
- Какую орфограмму выделили во всех словах?
3. Самоопределение к деятельности
- Какие имена собственные вы записали: одушевлённые или неодушевлённые?
- Определите тему урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем, как нужно писать собственные имена существительные, а именно имена, фамилии и отчества.
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.
4. Работа по теме урока
Упр. 92 (с. 54).
Откройте учебники на странице 54 упр. 92. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
- Давайте прочитаем текст. Перечислите, как звали богатырей русских. Запишите в тетради их имена и фамилии.
- Как мы пишем имена и фамилии? (Всегда с заглавной буквы)
Упр. 93 (с. 54).
(Коллективное обсуждение картины, работа по заданиям упражнения.)
- Откройте ваши учебники на стр.65, картина В.М. Васнецова «Богатыри».
Посмотрите на картину.
- Кто здесь изображен? (Богатыри)
- Где они находятся? (на земле русской, в поле)
- Что они сейчас делают? (Охраняют границы земли русской)
- Кого из богатырей вы узнали?
- Кого народ воспевал и прославлял в образах богатырей?
- Где стоят русские витязи?
- Куда они пристально всматриваются?
- Опишите внешний вид богатырей.
- А какой вы увидели на картине природу?
Затем учащиеся готовят связный рассказ в течение 3—5 минут. Несколько ответов заслушиваются, анализируются.
4. Физкультминутка
5. Закрепление пройденного материала
Упр. 94 (с. 55).
6.Подведение итогов урока
- Правописание какой орфограммы закрепляли на уроке?
- К какой группе относятся имена существительные, которые вы записывали?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
- Все ли вам было понятно?
7. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
· если вы считаете что у вам понятно, то о чем мы сегодня говорили, то покажите желтый квадрат
· если не все понятно, то зеленый квадрат
· если вам многое непонятно, то красный квадрат
8. Домашнее задание
Выполнить упр. 95 (стр. 55).
Узнать происхождение своей фамилии, пользуясь специальными справочниками или сайтами Интернета.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.