Конспект урока с использованием инновационных образовательных технологий Тема: «М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки»

  • docx
  • 30.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6 «М.И Глинка – основоположник русской классической музыки».docx

Приложение 6

 

Конспект урока с использованием инновационных образовательных технологий

(3 класс)

 

Тема:

«М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки»

 

Цели урока:

Ø  Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø  Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø  Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø  Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø  Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø  М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент (слушание).

Ø  М. Глинка. Арагонская хота. Обработка для детского оркестра Т. Бейдер. Фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах).

Дополнительный материал:

Ø  Портрет композитора: М.Глинки.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.

Тема урока: М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки

Запись на доске:

 

НАРОДНАЯ МУЗЫКА

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА

СВЕТСКАЯ МУЗЫКА

КЛАССИКА

КЛАССИЧЕСКИЙ – выдающийся, образцовый.

 

Работа по теме урока.

Учитель: - В далекие времена на Руси существовали только народные произведения. Это трудовые и хороводные песни, былины, песни шуточные и плясовые.

В X веке в Русское государство из Византии приходит церковное хоровое пение.

К XVIII начинает создаваться светская музыка. Появляются первые оперы. Балеты, произведения для скрипки и фортепиано. Они исполнялись в музыкальных театрах.

Темы опер и балетов были самыми разными – героическими, лирическими, шуточными.

Первым композитором, поднявшим русскую музыку на мировой уровень, был Михаил Иванович Глинка.

     Детство композитора прошло в деревне, где он часто слышал народные песни. Затем в Санкт-Петербурге Глинка обучался мастерству композиции. Не прошли бесследно и годы его путешествия по Италии – родине оперы.

     Позже Глинка сочиняет две оперы, «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», прославившие русскую музыку, ставшие настоящей классикой. В этих произведениях соединились красота родных русских напевов и композиторское мастерство великого музыканта.

Учитель:

Ø  Как развивалось музыкальное искусство в России?

Ø  Какие оперы М. Глинки открыли «новый» период русской музыки?

Ø  Послушайте увертюру к опере М. Глинки «Руслан и Людмила». По характеру музыки постарайтесь определить, каким ожидается конец оперы – печальным или радостным.

 

Вокально-хоровая работа

Ø  М. Глинка. Арагонская хота. Обработка для детского оркестра Т. Бейдер. Фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах).

 

Итог урока.

Учитель: - Творчество Глинки — свидетельство могучего подъёма национальной культуры. В истории русской музыки Глинка, подобно Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового исторического периода: его произведения определили общенациональное и мировое значение русской музыкальной культуры.

Творчество Глинки глубоко национально: оно выросло на почве русской народной песенности, впитало традиции древнерусского хорового искусства, по-новому в нём претворились достижения русской композиторской школы 18— начала 19 вв. Родоначальник русской музыкальной классики, Глинка определил новое понимание народности в музыке.

Обобщил характерные черты русской народной музыки, он открыл в своих операх мир народной героики, былинного эпоса, народной сказки.

  1. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о музыке России.