Конспект урока с использованием инновационных образовательных технологий Тема урока: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

  • docx
  • 30.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок втор путеш театр.docx

Приложение

Конспект урока с использованием инновационных образовательных технологий

 5 класс


          Тема урока: «
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

         Цель: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

         Задачи:

-личностные 

Самоопределение: научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний;

Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.

           -метапредметные

           Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации

           Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.

           Познавательные: выяснить  какую роль играет литература в музыке.

           -предметные

·          учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии

произведения;

·        развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его

образное содержание;

·        воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,

желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.

 

Тип урока - урок «открытия» нового знания

Формы работы учащихся: групповая, коллективная , индивидуальная

Методы: ролевая игра

Общенаучные: обобщения, сравнительный.

Педагогические:  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе

Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный инструмент.

Музыкальный материал:

                Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

                Вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

                Вступление из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

                Темы Феи Сирени и Феи Карабос из балета «Спящая красавица»

                П.И. Чайковского.

 

Наглядный материал:

·        Мультимедийная презентация;

·        Видеофрагменты балетов;

·        Карточки с эмблемами профессий ;

·        Карточки музыкальных инструментов симфонического оркестра;

·        Таблица «Особенности музыкально-сценического спектакля»;

·        Листы для рефлексии.(синквейна)

·        Либретто балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и ход  урока

                                                                          СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

 

 

Деятельность ученика

Время

 

 

1

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Прослушивание                Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Вопросы к уч.ся: самостоятельное это произведение или является фрагментом? как оно называется? Какие средства выразительности использовал композитор в развитии образов?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на уже полученные знания и формулируют тему урока.

2-3

2

 

Этап актуализации и пробного учебного действия

Виртуальное путешествие в музыкальный театр, знакомство с театрами. Видеопоказ театров. Когда и где возник балет? (Просмотр видеоряда с комментариями учителя)

приложение №1

Учащиеся смотрят презентацию.

Дети выбирают театр для посещения.

5

3

 

Этап выявления места и причины затруднения

Показ фрагмента из балета.

Для постановки балета нужны те же профессии, что и в опере.

     Вспомните, кто нужен для постановки музыкального спектакля?

(показ презентации)

 

 

Работа в группах.Тем,кто отвечает правильно, раздаются карточки с эмблемой, названной учеником театральной профессии). Остальные карточки с эмблемами раздаются учителем, формирующим группы с учётом индивидуальных интересов и способностей  учеников.

 

5

4

Этап построения проекта выхода из затруднений

 

 

 

 

В каждом музыкальном спектакле есть текст. Как он называется?  На столе перед собой вы видите либретто балета «Спящая красавица».

 

 

 

 

 

 

 

Уч.ся отвечают  на ряд вопросов: как в театре надо себя вести?

 место, где располагается оркестр называется?...что такое либретто?

(ученики читают либретто)

Художники рисуют афишу спектакля (работа с интерактивной доской).

5

5

Этап реализации построенного проекта

А теперь приступаем к постановке спектакля.

(Прослушивание Вступления к балету, определение состава музыкальных инструментов оркестра, затем – музыкально-пластическая импровизация под музыку вступления.  Остальные ученики после прослушивания определяют, какие музыкальные инструменты были изображены.

 

Музыканты, расположившись в оркестровой яме, начинают репетировать вступление к балету. Занавес ещё закрыт

 

 

 

 

И вновь – работа художников. Рисуем декорации, подбираем костюмы артистов.

(Работа с интерактивной доской).

 

6-7

6

 

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Наконец-то  на нашей сцене появились артисты балета!

 

Музыкально-пластическая импровизация под музыку:

1.Фея Сирени и Фея Карабос. Остальные ученики отгадывают, кого изображают «артисты».

Знакома ли нам эта музыка? (Да) В каком музыкальном фрагменте балета мы её слышали? (Во Вступлении).

1.     Музыкально-пластическая импровизация: принцесса Аврора и принц Дезире.

Знакома ли нам эта музыка? (Да)  Как называется этот танец? (Вальс).

Наш спектакль закончен. Аплодисменты всем участникам!

 

6-7

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей  - оперы и балета.

     

 

 

Опера

Балет

Роль вокала

главная

отсутствует

Роль танца

Второсте-пенная

главная

оркестр

симфонический

симфони-

ческий

                   либретто

5

8

 

Этап включения в систему знаний и повторения

Синквейн Балет

 

(составляется  учениками совместно с учителем):

 

5

9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Домашнее задание (разноуровневое) учебник стр 58-63;

составить кроссворд на тему БАЛЕТ;

По творческой тетради выполнить задания на стр. 42-43;

Нарисовать афишу балета(форма представления материала на выбор учащихся)

 

Домашнее задание комментируется и даются пояснения.

2

 

                                                           

 

                                                                   Приложение №1

           Комментарии учителя. Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции.  В старину  на  сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были бале-

ты-маскарады  и балеты на рыцарские и фантастические темы. 

           Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были

       придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них

       не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпаниментом к тан-

       цам. П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально

       для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка

       стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор

       русский балет получил мировую известность и славу. 

       После балета «Лебединое озеро» П. Чайковский создал балет «Спящая красавица».

       Его-то мы и поставим сейчас собственными силами. Попробуем?

 

                                            Приложение №2 Использование ЭОР.

1. http://images.yandex.ua/ - картинки

2. Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г.

            3. http://window.edu.ru/window/catalog?p_mode=1&p_rubr=2.2.80&p_page=9- единое окно доступа к образовательным ресурсам

            4. http://festival.1september.ru/subjects/28/- фестиваль педагогический идей ИЗО и МХК

            5. http://school.edu.ru/- Российский образовательный портал. Коллекция музыки и МХК

 

 

                           

 

 

 

                                                  Список научно-методической литературы.

1.     «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2009г.

2.     «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2009г.

3.     «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2008г.

4.     Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

5.     «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,2008г.

6.     Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.


 

Скачано с www.znanio.ru