Приложение
Конспект урока с использованием инновационных образовательных технологий
5 класс
Тема урока: «Второе путешествие
в музыкальный театр. Балет»
Цель: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.
Задачи:
-личностные
Самоопределение: научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;
Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний;
Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.
-метапредметные
Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации
Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.
Познавательные: выяснить какую роль играет литература в музыке.
-предметные
· учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии
произведения;
· развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его
образное содержание;
· воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,
желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.
Тип урока - урок «открытия» нового знания
Формы работы учащихся: групповая, коллективная , индивидуальная
Методы: ролевая игра
Общенаучные: обобщения, сравнительный.
Педагогические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе
Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный инструмент.
Музыкальный материал:
Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.
Вступление из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.
Темы Феи Сирени и Феи Карабос из балета «Спящая красавица»
П.И. Чайковского.
Наглядный материал:
· Мультимедийная презентация;
· Видеофрагменты балетов;
· Карточки с эмблемами профессий ;
· Карточки музыкальных инструментов симфонического оркестра;
· Таблица «Особенности музыкально-сценического спектакля»;
· Листы для рефлексии.(синквейна)
· Либретто балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского;
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время
|
|||||||||||||||
1 |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Прослушивание Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Вопросы к уч.ся: самостоятельное это произведение или является фрагментом? как оно называется? Какие средства выразительности использовал композитор в развитии образов? |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на уже полученные знания и формулируют тему урока. |
2-3 |
|||||||||||||||
2
|
Этап актуализации и пробного учебного действия |
Виртуальное путешествие в музыкальный театр, знакомство с театрами. Видеопоказ театров. Когда и где возник балет? (Просмотр видеоряда с комментариями учителя) приложение №1 |
Учащиеся смотрят презентацию. Дети выбирают театр для посещения. |
5 |
|||||||||||||||
3
|
Этап выявления места и причины затруднения |
Показ фрагмента из балета. Для постановки балета нужны те же профессии, что и в опере. Вспомните, кто нужен для постановки музыкального спектакля? (показ презентации)
|
Работа в группах.Тем,кто отвечает правильно, раздаются карточки с эмблемой, названной учеником театральной профессии). Остальные карточки с эмблемами раздаются учителем, формирующим группы с учётом индивидуальных интересов и способностей учеников.
|
5 |
|||||||||||||||
4 |
Этап построения проекта выхода из затруднений
|
В каждом музыкальном спектакле есть текст. Как он называется? На столе перед собой вы видите либретто балета «Спящая красавица».
|
Уч.ся отвечают на ряд вопросов: как в театре надо себя вести? место, где располагается оркестр называется?...что такое либретто? (ученики читают либретто) Художники рисуют афишу спектакля (работа с интерактивной доской). |
5 |
|||||||||||||||
5 |
Этап реализации построенного проекта |
А теперь приступаем к постановке спектакля. (Прослушивание Вступления к балету, определение состава музыкальных инструментов оркестра, затем – музыкально-пластическая импровизация под музыку вступления. Остальные ученики после прослушивания определяют, какие музыкальные инструменты были изображены.
|
Музыканты, расположившись в оркестровой яме, начинают репетировать вступление к балету. Занавес ещё закрыт
И вновь – работа художников. Рисуем декорации, подбираем костюмы артистов. (Работа с интерактивной доской).
|
6-7 |
|||||||||||||||
6
|
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Наконец-то на нашей сцене появились артисты балета!
|
Музыкально-пластическая импровизация под музыку: 1.Фея Сирени и Фея Карабос. Остальные ученики отгадывают, кого изображают «артисты». Знакома ли нам эта музыка? (Да) В каком музыкальном фрагменте балета мы её слышали? (Во Вступлении). 1. Музыкально-пластическая импровизация: принцесса Аврора и принц Дезире. Знакома ли нам эта музыка? (Да) Как называется этот танец? (Вальс). Наш спектакль закончен. Аплодисменты всем участникам!
|
6-7 |
|||||||||||||||
7 |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей - оперы и балета.
|
|
5 |
|||||||||||||||
8
|
Этап включения в систему знаний и повторения |
Синквейн Балет
|
(составляется учениками совместно с учителем):
|
5 |
|||||||||||||||
9 |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Домашнее задание (разноуровневое) учебник стр 58-63; составить кроссворд на тему БАЛЕТ; По творческой тетради выполнить задания на стр. 42-43; Нарисовать афишу балета(форма представления материала на выбор учащихся)
|
Домашнее задание комментируется и даются пояснения. |
2 |
Приложение №1
Комментарии учителя. Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции. В старину на сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были бале-
ты-маскарады и балеты на рыцарские и фантастические темы.
Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были
придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них
не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпаниментом к тан-
цам. П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально
для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка
стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор
русский балет получил мировую известность и славу.
После балета «Лебединое озеро» П. Чайковский создал балет «Спящая красавица».
Его-то мы и поставим сейчас собственными силами. Попробуем?
Приложение №2 Использование ЭОР.
1. http://images.yandex.ua/ - картинки
2. Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г.
3. http://window.edu.ru/window/catalog?p_mode=1&p_rubr=2.2.80&p_page=9- единое окно доступа к образовательным ресурсам
4. http://festival.1september.ru/subjects/28/- фестиваль педагогический идей ИЗО и МХК
5. http://school.edu.ru/- Российский образовательный портал. Коллекция музыки и МХК
Список научно-методической литературы.
1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2009г.
2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2009г.
3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2008г.
4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,2008г.
6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.