Конспект урока с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий, музыкотерапии, художественного слова Тема: «Древнерусский город-крепость»
Оценка 5

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий, музыкотерапии, художественного слова Тема: «Древнерусский город-крепость»

Оценка 5
docx
13.03.2024
Конспект урока с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий,  музыкотерапии, художественного слова  Тема: «Древнерусский город-крепость»
7 ДРЕВНЕРУССКИЙ ГОРОД-КРЕПОСТЬ.docx

                        Приложение 7

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий,

музыкотерапии, художественного слова

(4 класс)

Тема: «Древнерусский город-крепость»

Цели и задачи:

Ø  познакомить учащихся с конструктивным образом древнерусского города-крепости;

Ø  рассказать об архитектуре города-крепости;

Ø  формировать навыки конструирования из бумаги, владения графическими материалами;

Ø  развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности;

Ø  воспитывать любовь к родному  краю,  используя  произведения  живописи,  литературы  и  музыки.

 

Наглядный и дидактический материалы:

для учителя – методические таблицы, репродукции, схематичный рисунок; для учащихся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА.

Зрительный ряд: репродукции картин И. Билибина «Сказка о царе Салтане», А. М. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III»; рисунок-схема Астраханского Кремля.

Литературный ряд: Н. П. Кончаловская «Как у царских воевод Разин Астрахань берет»; стихотворение Ф. Н. Глинки.

Музыкальный ряд: запись русских народных инструментальных мелодий.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече рада я.

Совершим путешествие в далекие века,

В древнерусские крепости-города.

II. Беседа по теме урока.

- В художественном творчестве широко распространено изображение архитектурных сооружений. Многие исторические события рисуют на фоне архитектурных сооружений. Часто архитектурные постройки встречаются в картинах-пейзажах.

Издавна русский человек селился на богатых лесом берегах озер и рек. Лесные чащи давали ему приют и кров, пищу и материал для построек. Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города, городцы (маленький городок), кремли-крепости.

Слово «город» произошло от «городить», «отгораживать» крепостной стеной – крепостить. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли белокаменные города с куполами храмов, перезвоном колоколов. Летописи рассказывают, что уже в IX веке, на заре русской государственности, были построены города-крепости: Новгород, Ростов Великий, Киев и др.

Героический  образ  крепости-охраны, ограды укоренился в зодчестве и стал одной из самых характерных и ярких особенностей древней архитектуры. Недаром силуэты многих деревянных церквей и звонниц напоминают  нам  былинных  богатырей,  стоящих  заставой  на  русских границах.

Рассмотрите изображение крепости-монастыря. Какие архитектурные объекты можно выделить в древнерусском городе-крепости?

Учитель демонстрирует рисунок-план «Старинный монастырь-крепость» и плакат «Отдельные архитектурные объекты монастыря-крепости». (СЛАЙД)

1)      Старинный монастырь-крепость. План

(СЛАЙД)

Отдельные архитектурные объекты монастыря-крепости:

1) крепостная стена; 2) центральный въезд; 3) однокупольный храм с приделами;

4) угловая башня храма; 5) пятикупольный храм

Ученики. В архитектуре этих древнерусских городов ярко выделены крепостная стена, центральный въезд, однокупольный храм с приделами, угловая башня храма, пятикупольный храм.

Учитель демонстрирует репродукции картин художников с изображением города-крепости.

Учитель. Какие чувства вы испытываете, когда видите эти произведения?

Ученики. Чувство гордости за родную землю, за русский народ. Мы видим неприступные древнерусские города, напоминающие нам о великой истории нашей страны, хранящие память о героическом прошлом наших предков.

Учитель. Что такое архитектура?

Ученики. Архитектура – вид изобразительного искусства, зодчество, искусство проектировать и строить.

Различают три основных вида архитектуры:

1) объемные сооружения – культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания;

2) ландшафтная архитектура – беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков, «малая архитектура»;

3) градостростроительство – создание новых городов и реконструкция старых.

Комплексы построек и открытых пространств составляют архитектурные ансамбли. Архитектор заботится о красоте, практичной пользе и прочности создаваемых сооружений, то есть эстетические, конструктивные и функциональные качества в архитектуре взаимосвязаны.

Архитектура отражает художественный стиль эпохи. Всемирно известные архитектурные сооружения и ансамбли запоминаются как символы стран и городов (пирамиды в Египте, акрополь в Афинах, Колизей в Риме, Эйфелева башня в Париже, Кремль и Красная площадь в Москве).

Что особенного в архитектуре древнерусского города-крепости?

Ученики. В архитектуре города-крепости гармонично связаны красота и мудрость сооружения. Каждый объект архитектуры кремля, как былинный богатырь, стоит на защите города и является эстетическим дополнением к внешнему образу города-крепости.

Учитель. Слово «кремль» вошло в употребление при князе Иване Калите в XIV веке, когда Московскую крепость на Боровицком холме опоясали мощные стрельницы, предшественницы нынешних кремлевских башен.

Слово «кремль» ученые объясняют по-разному. Одни считают, что оно родственно слову «кремень», то есть крепкий. Для этого есть основания, так как Кремль в некоторых источниках назывался Кремником. Другие считают, что это слово происходит от древнерусского «кремь» – крепкий строевой лес.

Кремлевое дерево, выросшее на просторе, на краю леса – особенно крепкое.

Как же выбирали место для постройки древнерусского города-крепости? Где обычно строили Кремль? Кто и где выбрал место для постройки Московского Кремля?

Ученики. Обычно города-крепости строили на стрелке при слиянии рек. Юрий Долгорукий выбрал место для заставы-крепости: удобный для обороны холм на месте слияния узенькой лесной речки Неглинной с полноводной, чистой Москвой-рекой. Так и появилась крепость в лесу, которая должна была сторожить дальние окраины земли суздальской. Удачное географическое положение укрепило и выделило крепость, которая и постепенно стала городом Москва.

Учитель. Какие  строительные  материалы использовали для постройки?

Ученики. Крепкое дерево, камень, кирпич.

III. Знакомство с конструктивным образом города-крепости на примере Астраханского Кремля.

Учитель. Посмотрите на этот схематический рисунок. Астраханский кремль расположен на западной стороне Заячьего бугра в виде узкого прямоугольного треугольника. На углах и по сторонам его сооружены башни, соединенные между собой крепостными стенами. Каждая сторона этого треугольника укреплена тремя башнями, из которых каждая угловая принадлежала двум сторонам    (СЛАЙД)

Башни были проездные и глухие. Проездные башни были более высокими, с толстыми стенами. Их проезды закрывались массивными деревянными воротами, окованными железными листами.

Сверху башни завершались зубцами, на которых были устроены деревянные шатры со сторожевыми вышками. На Пречистинской башне (Колокольне) в караульной вышке висел сторожевой колокол.

О чем говорит слово сторожевые?

Ученики. Там были сторожа, караульные.

Учитель. Самой мощной является Крымская башня, расположенная на западной стороне. Отсюда, со стороны Крыма, чаще всего исходила опасность для города. Толщина ее стен достигает 3,5 метра. Ни время, ни войны не могли разрушить башню, она до сих пор сохранилась в первоначальном виде.

Артиллерийская башня находилась рядом с артиллерийским двором.

Вход в кремль осуществлялся через центральный вход – Колокольню. Это главная проездная башня кремля. Она имеет три проезда. Высота этого четырехъярусного строения 80 метров.

Строения кремля были не только красивы, но и надежны. Во время осады в любом из них можно было укрыться от неприятеля. Да и стены, усиленные башнями, могли выдержать любой штурм.

Чтение отрывка из стихотворения Н. Кончаловской «Как у царских воевод Разин Астрахань берет».

Что за дым плывет над водами,

Смоляной, тяжелый дым?

То расстелется разводами,

То стоит столбом седым.

И трещит, пылая в пламени,

Тот, что в Астрахань пришел, –

С золотым орлом на знамени

Боевой корабль «Орел»…

А в то время месть народная

В город Астрахань вошла,

Хоть готовили заранее

Гарнизоны на валу –

Ядра, камни для метания

И кипящую смолу…

Учитель. Мастер постройки предлагает поделиться впечатлениями, которые возникли у вас от увиденного и услышанного.

Физкультминутка

IV. Самостоятельная работа учащихся.

1. Чтение стихотворения.

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен

Весь пестреешь ты в садах:

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

Кто Царь-колокол подымет?

Кто Царь-пушку повернет?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот?!

                           Ф. Н. Глинка

2. Ознакомление с таблицей «Варианты конструирования крепостных башен древнерусского города». (СЛАЙД)

3. Задание: выполнить элементы отдельных построек древнерусского города-крепости.

Этапы работы:

I этап – определение пропорций крепостной башни на бумаги;

II этап – конструирование стен крепостной башни;

III этап – конструирование крыши;

IV этап – декор конструкции крепостной башни.

Учитель поясняет работу по конструированию крыши:

Ÿ вариант А – преобразование крыш, согнутых из полосок бумаги, разрезанием и складыванием ребра в противоположном направлении;

Ÿ вариант Б – сочетание различных конструкций из полосок бумаги для создания пластического образа (конструирование из полос бумаги сгибанием и скручиванием полосок бумаги).

V. Итог урока.

Выставка лучших работ.

Мастер постройки и мастер украшения анализируют и оценивают работы учащихся по критериям:

а) соблюдение пропорций зданий;

б) законченность;

в) выразительность;

г) аккуратность.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: подобрать иллюстрации с изображением древних соборов.


 

Приложение 7 Конспект урока с использованием здоровьесберегающих,

Приложение 7 Конспект урока с использованием здоровьесберегающих,

Учитель демонстрирует рисунок-план «Старинный монастырь-крепость» и плакат «Отдельные архитектурные объекты монастыря-крепости»

Учитель демонстрирует рисунок-план «Старинный монастырь-крепость» и плакат «Отдельные архитектурные объекты монастыря-крепости»

Неглинной с полноводной, чистой

Неглинной с полноводной, чистой

Учитель . Мастер постройки предлагает поделиться впечатлениями, которые возникли у вас от увиденного и услышанного

Учитель . Мастер постройки предлагает поделиться впечатлениями, которые возникли у вас от увиденного и услышанного
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2024