Цель: повторить правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу;
способствовать развитию умения распознавать слова с указанными сочетаниями и правильно их записывать.
Задачи:
1. формирование умения правильно писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу;
формирование
навыков правописания и самоконтроля.
2. Коррегировать недостатки индивидуального развития; совершенствование
навыков письма, развитие орфографической зоркости, устной и письменной речи
учащихся, познавательных интересов.
3. Воспитывать
интерес учащихся к урокам русского языка, чувство коллективизма.
I Орг. момент.
-
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти?
– Сегодня у нас
необыкновенный урок. Урок-путешествие. Путешествие полное приключений,
опасностей и неожиданностей, путешествие по островам океана Знаний.
– Как вы думаете, на каком транспорте путешествуют? (Ответы детей)
Отгадав загадку, вы узнаете на чем отправимся путешествовать мы.
Ходит великан на работу в океан.
Мы
отправимся на корабле в путешествие по островам океана Знаний. Во время нашего
путешествия мы встретимся с различными трудностями, преодолеть которые помогут
нам наши знания русского языка, изученные правила на правописание гласных
после шипящих.
–
Какими качествами должны обладать путешественники? (Упорством,
наблюдательностью, терпением, знаниями)
– Вы обладаете этими качествами? Вот мы и проверим.
– Как вы думаете кто самый главный на корабле? (Капитан)
– Какие профессии есть еще на корабле?
На доске появляется запись (учитель поясняет незнакомые слова):
Матрос,
Юнга (молодой неопытный матрос),
Кок (повар),
Боцман (начальник палубной команды, выполняет хозяйственные работы),
Лоцман (человек, хорошо знающий дно).
II Подготовка к плаванию.
Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны проверить нашу готовность. Проверим порядок на своём рабочем столе, все ли готово к работе.
- А кто знает как называют журналы, в которых ведутся записи на корабле?
Запишем в наших бортовых журналах:
14 декабря.
Классная работа.
Вот почти все готово к путешествию: записи в бортовых журналах, корабль, маршрут. Но посмотрите, чего – то не хватает на нашем корабле?
- Какой флаг поднимем на нашем корабле, из предложенных? ( РФ)
(вниманию детей предложены флаги 4 стран: РФ, Германии, Франции и Болгарии)
- А кто из вас знает, что обозначают цвета нашего флага? (белый – мир, голубой – верность, красный – энергия и сила)
Ну теперь все готово. В путь! ( под музыку – шум моря)
II.
Чистописание
– Мы отправляемся в плавание. Помашем всем тем кто нас провожает.
Счастливого пути! (Машут руками – разминка для рук). А отправляемся мы из порта
Чистописания.
Небольшое волнение на море, как в этих строчках
ЛлЛлЛл
мМмМмМ
III. Словарная работа.
- Вперед! Вот уже мы в море Словарных слов. Мы отплыли от берега, у нас впереди загадочный, долгий, интересный путь по островам океана Знаний, но как бы мы не отплывали далеко мы помним о нашей …… (родине).(слайд с ребусом)
Посмотрите на слово, прочитайте его. Разделите на слоги (ро – ди - на). Назовите гласные и согласные буквы.
Назовите слова – родственники. Какую гласную напишем после р? Запишите слова.
Р.дная, р.дители, р.дился, р.дина.
Составьте предложение с одним из этих слов.
Я люблю своих родителей.
Мы доказали, что умеем хорошо, красиво, правильно и аккуратно писать. Можем продолжить наше путешествие дальше (музыка – шум моря).
- плывем дальше! Полный вперед!
- У моряков должно быть очень хорошим зрение. Как вы думаете почему?
(чтобы во время заметить опасность или остров)
Подготовим наши глазки.
Физминутка – упражнение для глаз.
Незаметно мы оказались около следующего острова «Знатоков».
У нас закончились продукты, необходимо пополнить запасы. Жители этого острова очень много знают, потому что разгадывают ребусы, загадки, много читают книг. Они так просто не отдадут нам продукты, нужно выполнить их задания.
Знатоки хотят проверить нас как много мы знаем о буквах
Беседа:
- сколько букв в алфавите; какие буквы?
- назовите гласные, согласные.
- что вы знаете о согласных звуках?
- что делает согласный звук мягким? Твердым?
- что это за буквы
Ш, ж,щ,ч (шипящие согласные)
- жители острова довольны нашими ответами и удивлены, что мы знаем уже о шипящих согласных.
Работа над правилом.
- Знатоки спрашиваю, что еще мы знаем о шипящих согласных, давайте откроем учебники на стр. 105 и вспомним что еще мы знаем о правописании данных букв с гласными.
Чтение правила учащимися.
Знатоки предлагают нам следующее задание.
Упражнение 20 стр. 105, читаем задание.
Что нужно сделать?
- Работу выполняем у доски, записываем слова вставляем пропущенные буквы.
- Первое слово с какой буквы начнем писать? Почему?
Жители острова знатоков довольны нашей работой, пополнили наши запасы и отпускают плыть дальше!
- но на прощанье просят с ними потанцевать.
Физминутка (звучит мелодия песни «Чунга - чанга»)
- плывем дальше, полный вперед!
IV. Актуализация и систематизация знаний.
- Мы приближаемся к острову Повторения, вдали виден мыс Ошибок.
- Ребята, нас приветствуют жители острова Повторения, давайте и мы их поприветствуем (машем руками), ребята выше, мы ведь рады встречи с ними.
- Ребята жители острова рассказали мне, что не так давно на берегу нашли судовой журнал и оттуда выпал странный листок. На нём записаны слова, но соленая океанская вода размыла чернила, а жители острова повторения не знают правильно ли они вставили недостающие буквы. Поможем?
У вас на столах лежат сигнальные карточки, читаем слово если вы считаете что правильно то показываем - зеленый цвет, если нет – красный. Задание понятно?
Роща, зайчята, лыжы, мышы, ежи, чяйка, чюлки, чай, щука.
- На какую орфограмму данные слова?
Давайте запишем эти слова в свою бортовую тетрадь, может когда – нибудь и нам они пригодятся.
Жители острова просят нас, чтобы мы их научили различать, когда писать букву а, и, и букву у.
- Давайте еще раз вспомним, о правописании гласных с шипящими. (ребята рассказывают правило)
А сейчас давайте поиграем.
- Я читаю слова: если в слове есть шипящий звук -хлопаете в ладоши.
- Готовы?
- Д. Да!
Солнце, солнышко, облако, шутка, цветок, чаща, дождь, весна, ручей, ручьи.
- Молодцы! Хорошо.
-Игра «Договорите правило».
Сочетания жи-ши
Только... (с буквой и пиши) приведите свои примеры на данное правило
Сочетания чу-щу
Только... (с буквой у пишу)
Чаща, дача и печать –
Нужно…(с буквой а писать).
VIII. Итог урока.
Наше путешествие подходит к концу, и мы с вами возвращаемся на свой остров.
IX. Домашнее задание.
Сегодня мы показали хорошие знания русского языка на острове Знатоков, помогли разобраться со странным листком из бортового журнала на острове Повторения, но мы не должны останавливаться на этом, на каждом уроке мы будем изучать все новое и новое, чтобы потом смело путешествовать по океану знаний, а для этого вы должны правильно, аккуратно выполнять домашнее заданее.
Задание для 1 группы (сильные).
- Перед вами лежит текст «Роща». Прочитайте его.
Роща.
Рощ_ми называют небольшие леса. Есть сосновые, дубовые рощи. Ч_десная берёзовая рощ_ за наш_м селом. Мы ч__сто ходим в рощ_. Как там хорошо! Стуч_т пёстрые дятлы. Свищ_т синицы. Трещ_т сороки. Пахнут душ_стые ландыш_. Быстро бегают муравьи.
- Выпишите слова с пробелами (пропущенными буквами) и подчеркните орфограммы .
Задание для 2 группы (средние).
- Выпишите слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Подчеркните орфограммы.
Утром у мамы много дел. Я помогаю ей. В чашках душистый чай. На тарелке свежий хлеб и масло. Часы зовут в путь. Мама спешит на работу. Я иду в школу.
Задание для 3 группы (слабые).
- Измените слова так, чтобы они обозначили много предметов. Напиши.
Образец: Карандаши,...
Карандаш, гараж, шалаш, груша, морж, ерш.
Оценки за работу на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.