Математика. 1 класс. УМК «Школа 2100» Урок 22 (§ 3.12)
Целое и части
Основные предметные цели:
1. Ввести понятия: целое и части (основу понятий сложения и вычитания).
2. Помочь детям уяснить, что:
– целое состоит из частей;
– если объединить части – получим целое;
– если из целого убрать одну часть – останется другая часть. (На основе представления о соотношении целого и его частей будут решаться в дальнейшем примеры, текстовые задачи на сложение и вычитание и уравнения.)
Оборудование:
1. У учителя: ноутбук, мультимедиапроектор, презентация к уроку.
2. У детей: 2 спичечных коробка на парту, по 1 одинаковой ручке на парту, круги (большой и маленький голубые, большой белый), прямоугольники (большой и маленький), треугольники (зеленые большой и маленький, маленький оранжевый).
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД и ТООУ |
Деятельность учащихся |
Ι. Актуализация знаний (фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах) |
1.Числовой ряд: составить модель числового ряда, нахождение предыдущего и последующего чисел. Игра «Из чего состоит» 2. Работа со спичечными коробками. Возьмите в руки по спичечному коробку. Сколько предметов у вас в руке? Из чего состоит с.к.? Вытащите коробочку. Теперь сколько предметов у вас в руке? Почему? Ведь был один спичечный коробок? (С.к. состоит из двух частей). Положите на парту перед собой с.к. так, как вы видите на слайде (слайд 2). Рядом положите столько прямоугольников, сколько частей в с.к. У вас лежит целый с.к. и два прямоугольника. Что они могут изображать? (с.к.) Из чего состоит с.к.? (коробочка и футляр для нее) и т.д. Подводим детей к пониманию, что целое состоит из частей 3. Перед вами новая ручка. (слайд 3) Снимите колпачок и положите на парту. Что лежит на парте? (ручка и колпачок – части ручки) Из чего состоит ручка? (стержень и корпус). Положите столько кругов, сколько частей ручки мы назвали. Выясняется: – сколько всего кругов? (3) – на какие группы их можно разбить? (На 2; маленькие и большие.) – сколько маленьких кругов? (1) – сколько больших кругов? (2) Все круги – целое. Большие (маленькие) круги – часть.
|
Личностные – воспринимать одноклассников как членов своей команды; – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; – не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
Познавательные – «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схематических рисунков; – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; – придумывать и формулировать на основе рисунков и схематических рисунков «математические рассказы» (условия простых задач); – устно решать простые задачи, после того как педагог сформулирует вопрос к совместно сформулированному условию («математическому рассказу»).
Коммуникативные – активно участвовать в общей дидактической игре «ученик–ученики», организованной педагогом; – активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе игры; – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.
Регулятивные – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; – принимать участие в обсуждении алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий); – выполнять работу в паре, помогая друг другу; – участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного присовместной работе пары; – оценивать свой вклад в работу пары.
Предметные Необходимый уровень – составлять на основе простейших заданных моделей арифметические рассказы; – находить для любого натурального числа на изученном числовом концентре следующее и предыдущее (кроме единицы); – обозначать изученные числа цифрами; – использовать общеупотребимые в математике знаки сравнения и арифметических действий сложения и вычитания; – представлять любое изученное число (кроме единицы) в виде набора меньших чисел; – узнавать и называть изученные геометрические фигуры.
|
Личностные – воспринимать одноклассников как членов своей команды; – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; – не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению. Познавательные – «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков, схематических рисунков и схем; – придумывать и формулировать на основе рисунков и схематических рисунков «математические рассказы»); – находить значения числовых выражений.
Коммуникативные – активно участвовать в общей дидактической игре «ученик–ученики», организованной педагогом; – активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе игры; – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; – участвовать в обсуждениях, работая в паре; – ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; – работать консультантом и помощником для других ребят. Регулятивные – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; – выполнять работу в паре, помогая друг другу; – участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе пары; – оценивать свой вклад в работу пары.
|
II. Открытие нового знания и формулирование темы урока. (Желательна работа в парах) |
1) Проводится работа с геометрическими фигурами. – Перед вами лежат круги. – Сколько их? (3) – Как мы можем назвать все круги? (Целое.) – Соберите их вместе в ладошки. – Уберите (отложите) из целого только маленькие круги. Сколько их? (1) – Как мы их можем назвать? (Часть.) – Какие круги остались в ладошке? (большие) –Сколько их? (2) – Как их можем назвать? (Часть, другая часть.) – Соедините части снова вместе. Что получили? (Целое.) – Как получить целое? (Собрать части вместе.) – Как получить часть? (Из целого забрать другую часть.) 2) Задание № 2 учебника (с. 44). (слайд 4) – Положите перед собой такие же геометрические фигуры. Какие фигуры вы положили? Что общего? Чем отличаются? (далее по учебнику, дети моделируют задания на картинках) - Расскажите, что изображено на каждом рисунке. – Расскажите, на каком рисунке из частей собрали целое. – Подберите математические записи (1 + 2 = 3; 2 + 1 = 3). – Прочитайте записи и объясните, что означает в записи каждый знак. – Расскажите, на каком рисунке из целого убрали часть. (Убрали – зачеркнули). – Подберите математические записи. – Прочитайте записи и объясните, что означает в записи каждый знак. – Как получить целое? (Собрать части вместе.) – Как получить часть? (Из целого забрать другую часть.) 3) Проверяем. Педагог зачитывает текст в оранжевой рамке. - Что нового узнали? - Что у вас получилось лучше всего? - В чём испытали затруднения?
|
||
III. Первичное закрепление. (Желательна работа в парах)
|
Задание № 3 учебника на с. 45. (слайд 5) Рисунок Кати. Рассматриваем рисунок, составляем рассказ и соответствующие выражения, вычисляем их значения и объясняем, какие числа в каждом равенстве обозначают целое, какие – его части. Как получили значение каждого выражения. Дети записывают полученные равенства в задании № 2 рабочей тетради (с. 22).
|
||
IV. Самостоятельная работа. (Возможна работа, как в парах, так и индивидуальная)
|
Задание № 3 учебника на с. 45. Рисунок Пети.
|
||
V. Тренировочные упражнения и задания на повторение.
|
1) Задание № 3 (слайд 6) рабочей тетради (ур.3.12, с. 22) выполняется в парах с последующей проверкой. 2) Задание № 4 (слайд 7) учебника выполняется устно с комментированием (если останется время, после подведения итогов урока)
|
||
VI. Итог урока |
- Что нового узнали? - Что у вас получилось лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Отметьте в учебнике задание, которое понравилось больше всего. - Что вам хотелось узнать на следующем уроке математики? - Как бы оценили своё настроение после урока? - Давайте отметим ваше настроение после сегодняшнего урока в дневнике. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.