ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АМВРОСИЕВСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №4»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
СкубченкоН.В.
2020г.
Тема урока: Склонение имён существительных во множественном числе.
Цель: знакомство с изменением имён существительных по падежам во множественном числе;
развитие умения правильно писать падежные окончания существительных множественного числа.
Планируемые результаты:
Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; находить и выделять необходимую информацию; анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам; уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе.
Регулятивные:
обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по инструкции; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Личностные:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем?); стремиться к самостоятельности в усвоении знаний.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
системно-деятельностный подход; технология сотрудничества
Время реализации урока: 40 минут
Ресурсы: учебник «Русский язык», ч. 1; карточки, презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Каждый день на каждом уроке мы с вами все выше и выше поднимаемся на вершину горы знаний. Сегодня я предлагаю вам взять еще одну высоту.
- На уроке нас ждёт интересная работа. В помощь возьмите внимание, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу!
Девизом нашего урока будут слова: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»
Анализируя слова девиза, можно понять, что на уроке мы будем открывать что-то новое, получать новое знание.
2. Актуализация знаний.
- Запишите сегодняшнее число и классная работа. Подчеркните орфограммы.
Выполните чистописание.
- Прочитайте слова, записанные на доске. (Москва, костёр, дочь)
- Что объединяет эти слова?
- Чем они отличаются?
- Давайте просклоняем эти сущ-е на доске.
Перед началом работы давайте повторим, что мы знаем о существительном
составим таблицу.
|
|
|
|
|
|
|
- Вот это, что открыто, вы уже знаете.
- Но у нас есть неоткрытое знание. Что это может быть?
3.Постановка проблемы. Самоопределение к деятельности.
- На уроке будем говорить о сущ-х мн. числа. Нам нужно выяснить склоняются ли они. Тема нашего урока. (Склонение имён сущ. мн. числа)
- Какие учебные задачи вы поставите пред собой?
Узнать ….(- как определить склонение имени сущ. мн. числа)
Учиться ….(правильно писать падежные окончания имён сущ. мн. Числа)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словарными словами. Откройте учебники на стр. 132 и прочитайте их.
- Кто может объяснить значение этих слов?
Путешествие – поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям. Слово образовалось от двух слов – «путь» и «шествие» (старинное значение – «хождение»).
- А если мы всем классом отправимся в путешествие, то как нас можно будет назвать? (путешественники)
Запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.
- А что вы можете рассказать про это слово?
Это существительное множественного числа. Сложное слово
– разберите данное слово по составу.
- составьте предложение с этим словом.
Путешественники находились очень долго в пути.
- А к какому склонению относится данное слово? (Путешественники – 2 скл.)
- А как вы определили?
Поставили сущ. в начальную форму
Вспомнили правило
Определили склонение
- По этому алгоритму вы будете работать при определении склонения сущ. мн. числа.
- А вот какие окончания имеют существительные множественного числа при склонении вы исследуете сами.
- Физкультминутка
4. Открытие нового знания.
Работа по учебнику
Ребята откройте учебник на странице 131.упражнение 248
–Прочитайте выразительно стихотворение
–Докажите, что все имена существительные употреблены в форме множественного числа.
–По каким признакам вы определили множественное число имен существительных?(«Один предмет – много предметов».)
–Спишите стихотворение.
- Следующее задание вам необходимо просклонять по падежам слова
1 ряд - стены 2 ряд - дома 3 ряд - ночи
- Каждому ряду необходимо:
1. Определить склонение существительного.
2. Просклонять это существительное.
3. Выделить окончания.
- Что вы заметили?
|
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
И.п. |
-ы |
-а |
-и |
Р.п. |
|
-ов |
-ей |
Д.п. |
-ам |
-ам |
-ам |
В.п. |
-ы |
-а |
-и |
Т.п. |
-ами |
-ами |
-ами |
П.п. |
-ах |
-ах |
-ах |
- Существительные множественного числа, разных типов склонения в Д, Т, П. падежах имеют одинаковые окончания.
При склонении имена существительные во множ. числе не делятся на 1, 2, 3 скл
5. Первичное закрепление.
- А сейчас, пользуясь нашими выводами и правилом в учебнике на странице 131, будем учиться определять склонение имён сущ. мн. числа, а также правильно писать падежные окончания сущ. мн. числа.
Перед тем как мы продолжим работу, вспомним склонения имен существительных в единственном числе.
Работа по учебнику (упражнение 249).
С хохолками – хохолок (2 скл.), свиристели – свиристель (3 скл.), метели – метель (3 скл.), деревья – дерево (2 скл.), птицы – птица (1 скл.), с огоньками – огонёк (2 скл.), снегири – снегирь (2 скл.).
Упражнение 250.
1 склонение. Столиц, ромашк, ракет, деревн.
2 склонение. Вокзал, библиотекар, путешественник, комбайн, календар, трамва, инженер, пассажир, корабл, яблок.
3 склонение. Кроват, площад, скатерт, мыш.
3) Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Уровень 1.
Определи падеж выделенных существительных.
На кормушке сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Уровень 2.
Найди существительные во множественном числе, определи их падеж.
На кормушке сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
6. Домашнее задание, инструктаж по его проведению.
Стр.132 упр.252. Повторить словарные слова
7. Оценивание
Для того чтобы узнать поднялись ли вы выше по горе знаний я предлагаю вам оценить на какой ступени горы знаний вы находитесь.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Итак, ребята, какие знания вы сегодня на уроке приобрели?
(Научились склонять сущ. во мн. числе, писать падежные окончания сущ. мн. числа)
Где можете применить свои знания? (В жизни, на к/р, с/р)
И.п. |
что? |
берёзы |
Р.п. |
чего? |
|
Д.п. |
|
|
В.п. |
|
|
Т.п. |
|
|
П.п. |
|
|
И.п. |
что? |
столы |
Р.п. |
чего? |
|
Д.п. |
|
|
В.п. |
|
|
Т.п. |
|
|
П.п. |
|
|
И.п. |
кто? |
мыши |
Р.п. |
кого? |
|
Д.п. |
|
|
В.п. |
|
|
Т.п. |
|
|
П.п. |
|
|
Ф.И.______________________ Уровень 1. Определи падеж выделенных существительных. На кормушке сидя, птицы Чистят клювики свои. Тут щеглы, чижи, синицы И проныры воробьи. |
Ф.И.______________________ Уровень 1. Определи падеж выделенных существительных. На кормушке сидя, птицы Чистят клювики свои. Тут щеглы, чижи, синицы И проныры воробьи. |
Ф.И.______________________
Уровень 2. Найди существительные во множественном числе, определи их падеж. На кормушке сидя, птицы Чистят клювики свои. Тут щеглы, чижи, синицы И проныры воробьи. |
Ф.И.______________________
Уровень 2. Найди существительные во множественном числе, определи их падеж. На кормушке сидя, птицы Чистят клювики свои. Тут щеглы, чижи, синицы И проныры воробьи. |
Ф.И.______________________ Уровень 1. Определи падеж выделенных существительных. На кормушке сидя, птицы Чистят клювики свои. Тут щеглы, чижи, синицы И проныры воробьи. |
Ф.И.______________________ Уровень 1. Определи падеж выделенных существительных. На кормушке сидя, птицы Чистят клювики свои. Тут щеглы, чижи, синицы И проныры воробьи. |
Ф.И.______________________ Уровень 2. Найди существительные во множественном числе, определи их падеж. На кормушке сидя, птицы Чистят клювики свои. Тут щеглы, чижи, синицы И проныры воробьи. |
Ф.И.______________________ Уровень 2. Найди существительные во множественном числе, определи их падеж. На кормушке сидя, птицы Чистят клювики свои. Тут щеглы, чижи, синицы И проныры воробьи. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.