Тема урока. Стачивание плечевых срезов.
Цели:
1. образовательные:
-совершенствовать навык правильного выполнения трудовых
операций по изготовлению образца,
-совершенствовать умения и навыки учащихся по выполнению
ручных и машинных швейных работ в процессе изготовления
образца;
-совершенствовать ориентировочные и планирующие действия
в процессе подготовки и выполнения практической работы;
2. коррекционно- развивающие:
-совершенствовать общетрудовые умения и навыки;
-развивать умения выполнять самоанализ своей деятельности
и деятельности своих товарищей по трудовой группе;
- развивать моторику мелких пальцев рук при выполнении ручных работ;
3. воспитательные:
-воспитывать стремление к аккуратному выполнению ручных и машинных работ;
- воспитывать настойчивость и трудолюбие в процессе выполнения практической работы.
Наглядность:
Образец обработки горловины подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам,
инструкционная карта, словарь
Оборудование:
крой образца для учащихся и учителя, фартуки, косынки,
линейки, ножницы, карандаши, иглы, нитки, булавки, альбомы,
ручки, дневники, учебники
Тип урока комбинированный с использованием компьютерной технологии.
Ход урока
I. Подготовительная часть
1.Организационный момент.
2.Повторение.
а) . Разминка – устное решение задач на тему «Машинные швы».
3.Выбрать из предлагаемых машинных швов нужные
4. Назовите срезы платья
в) Каким швом обрабатываются плечевые срезы?
К какому виду работы относиться термин сметать, стачать, разутюжить,
А теперь, мы познакомимся с обработкой плечевых срезов.
II. Основная часть.
Сообщение темы урока (на доске) .
Стачивание плечевых срезов. Анализ образца.(Составляется в групповой беседе).
а. Из какой ткани изготовили образец?
б. Из скольких деталей он состоит?
в. Назовите детали.
г. Какие швы применяют при обработке образца?
2.Составление плана работы в групповой беседе.
А теперь, все вместе составим план предстоящей работы
по обработке плечевых срезов.
План работы учащиеся записывают в тетрадь.
III. Показ учителем конкретной операции – инструктаж по работе.
IV. Выяснение степени понятности материала и конкретизация учебного задания разным группам учащихся.
Работа с презентацией.
Последовательность стачивания плечевых срезов.
V. Анализ качества выполненной работы.
1. Точность совмещения плечевых швов изделия
2. Одинаковая ширина припусков в готовом виде.
3. Аккуратность влажно- тепловой обработки.
VI. Дифференцированное задание разным группам учащихся.
Сильным - самостоятельное выполнение работы . Средним – выполнение работы с небольшой помощью учителя. Слабым - уменьшенный размер образца и индивидуальная помощь учителя.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Гимнастика для глаз.
VII. Повторение правил по технике безопасности. при работе на швейной машине.
Дополните предложения:
1. Спрятать волосы под косынку надеть…….
2.Не класть на платформу машины…….
3. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся…….
4. Следить за правильным положением рук, чтобы не проколоть
пальцы…..
5. Перед работой проверить исправность…..
6. Включая машину браться только за корпус….
7. При чистке и смазке машины снимать ногу с…..
VIII.Практическая работа.
Включается аудиокассета со спокойной, медленной музыкой.
II Урок.
Текущий инструктаж.
Наблюдая за учащимися на первом уроке, акцентирую их
внимание на допущенных ошибках, несоблюдении правил
по технике безопасности, организации рабочего места.
Выделяю лучшие работы, показываю их всем и комментирую
положительные моменты при их изготовлении: качество и
аккуратность.
Продолжение практической работы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для мелкой моторики пальцев рук.
Практическая работа.
IX. Итог урока. Анализ качества выполненной работы.
За 10 -15 минут до звонка все учащиеся обмениваются
выполненными работами и анализируют их в соответствии с
« Требованиями к качеству выполненной работы», оценивают
их, используя зрительный и измерительный контроль при
оценке ширины канта, учитель ненавязчиво помогает в оценке работ. Оценки выставляются в журнал и дневники.
Учащиеся оформляют в альбомы образцы плечевых швов
2.1. Перечислите известные вам формы выреза горловины.
2.2. Что такое обтачка?
2.3. Для чего применяют обтачки?
2.4. Покажите линию горловины основы изделия, линию середины основы и обтачки.
2.5. Как выкроить обтачку?
2.6. Способ проверки правильности раскроя обтачки.
1. Формирование знаний и умений.
В начале урока на рабочий стол каждому учащемуся выдается инструкционная карта с подробным описанием пооперационной обработки горловины подкройной обтачкой.
На классной доске в два столбца записаны следующие термины:
Сметать Наметать Приметать Выметать |
Стачать Притачать Настрочить |
Урок № 1
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационный момент |
Проверка готовности учащихся к уроку |
Подготовка к уроку |
2. |
Активизация учащихся |
- Кто назовёт мерку, необходимую для построения спинки платья, тот и сядет? - Какая мерка определяет размер изделия? |
Называют мерки: - Сш, Сг, Сб, Дтс, Шс, Шп и др. - Сг |
3. |
Актуализация опорных знаний учащихся |
Предлагается презентация по теме «Обработка срезов горловины и пройм комбинированной подкройной обтачкой» (1 – я часть): (Приложение 1) - Какое изделие мы изготавливаем с вами? - Какое платье называется «цельнокроеным»? (слайд №2) Проверим ответ. - Что в платье мы с вами уже обработали?
- На каком этапе обработки мы с вами остановились? - Чтобы узнать тему нашего урока, давайте разгадаем кроссворд (Приложение 2).
Кроссворд по теме «Цельнокроеное платье»
1.Как называется срез, в который втачивается воротник? 2.Какое изделие мы с вами изготавливали в прошлой четверти? 3.А как называется изделие, которое мы шьём в этой четверти? 4.Продолжите предложение: «На переде платья обрабатывается нагрудная …». 5.Продолжите предложение: «По срезу прокладывается машинная …». 6.Продолжите предложение: «У платья имеются две основные детали: перед и …». 7.Как называется срез, который можно обработать так же, как горловину? (слайд №3) - Какое слово получилось по вертикали? - Какие вы знаете виды обтачек? (слайд №4)
- Почему обтачку называют «подкройной»? (слайд №5)
- Какие срезы в платье можно обработать подкройной обтачкой? (слайд №6) - Какие способы обработки горловины вы ещё знаете? (слайд №7, №8 и №9) |
- Цельнокроеное платье.
- Цельнокроеное платье не имеет шва по линии талии. - Вытачки, боковые и плечевые срезы, застёжку. - На обработке среза горловины.
Ученики получают кроссворд и отвечают на вопросы: 1. горловина,
2. блузка,
3. платье,
4. вытачка,
5. строчка,
6. спинка,
7. пройма.
- ОБТАЧКА
- Обтачки бывают: долевая, поперечная, косая и подкройная. - Она подкраивается по форме среза, который обрабатывается этой обтачкой. - Подкройной обтачкой можно обработать срезы горловины и проймы. - Можно обработать окантовочным швом или косой обтачкой. |
4. |
Сообщение темы урока |
- Именно этим мы с вами и будем заниматься на этом уроке. - Открываем тетрадь и записываем число и тему урока. |
Работа учеников в тетради. |
5. |
Формулирование целей урока, их практической значимости |
Сегодня мы должны выполнить на образце обработку срезов проймы и горловины. А на следующем уроке вы будите обрабатывать срезы горловины и проймы на своём платье. |
|
6. |
Подготовка к практической работе |
Анализ образца - Давайте рассмотрим внимательно образец. - Назовите детали образца.
- Давайте вспомним название срезов деталей спинки и переда. Фронтальное задание: На чертеже основы платья нужно обозначить названия срезов деталей спинки и переда. Теперь внимательно рассмотрим обтачку. - Что необычного в этой обтачке? - Правильно. Такая обтачка называется «комбинированной» потому, что ей можно обработать одновременно несколько срезов: горловину и обе проймы. - Таким образом, подкройные обтачки бывают простые (они обрабатывают только один срез изделия, например, горловину или пройму) и комбинированные. (слайд №10) - А что мы делаем с обтачкой, чтобы она держала форму среза и не растягивалась? Определение и усвоение последовательности выполнения работы по текстовой инструкционной карте Фронтальное задание: Вставить пропущенные слова, согласно терминологии ручных, машинных и утюжильных работ (Приложение 3) Определение и усвоение последовательности выполнения работы по предметной технологической карте Демонстрация образца предметной технологической карты Индивидуальное задание: «Разложить последовательность обработки срезов пройм и горловины комбинированной подкройной обтачкой в нужном порядке». Фронтальное задание: «Расставить карточки предметной инструкционной карты в нужной последовательности». |
- Образец имеет спинку, перед и обтачку.
Выполняют задание: на доске к чертежу прикрепляют название срезов.
- Обтачка имеет необычную форму.
- Обтачка дублируется клеевой прокладкой.
Работают по текстовой инструкционной карте: читают по очереди, вставляя нужные слова.
Один ученик раскладывает последовательность в нужном порядке.
Ученики расставляют карточки с этапами обработки узла в правильной последовательности. |
7. |
Инструктаж по выполнению практической работы |
Фронтальная работа по предметной технологической карте: - Давайте проверим, правильно ли определена последовательность операций по обработке срезов комбинированной подкройной обтачкой. Продолжение демонстрации презентации по теме урока (2 – я часть). Учитель даёт инструкции учащимся о требованиях к оценке результатов практической работы. - Может, что–то не поняли? Задавайте вопросы. - А теперь мы можем приступить к практической работе? Получение учащимися индивидуальных заданий: - Вы получите каждый разные по форме детали переда. - Посмотрите на детали переда. Что вы видите? Задание: выбрать комплект подкройных обтачек, соответствующих вашему крою. - А теперь мы можем приступить к выполнению практической работы? |
Учащиеся определяют правильность раскладки карточек предметной технологической карты.
- Нет, нужен крой.
- Срез горловины переда у всех разной формы. Учащиеся выбирают нужные обтачки.
- Нет, мы не повторили правила безопасной работы в швейной мастерской. |
8. |
Инструктаж по ОТ и правилам ТБ |
- Давайте повторим правила безопасной работы в швейной мастерской. Продолжите предложения: 1. Во время выполнения ручных работ игла находится… 2. Булавки вкалываются в ткань в направлении… 3. Во время работы с утюгом необходимо следить, чтобы шнур… 4. Руки во время включения и выключения электрического утюга должны быть… 5. Во время работы с электроутюгом нужно стоять на… 6. Перед началом работы на швейной машине нужно из ткани убрать… 7. Во время вдевания нитки в машинную иглу нужно обязательно убрать ногу … 8. Во время работы швейной машины нельзя близко наклоняться … |
… в руках или игольнице
… от себя
… не касался подошвы утюга
… сухими
… резиновом коврике
… все иголки и булавки
… с педали машины
… к движущимся частям машины
|
9. |
Подведение итогов 1-го урока |
Итак, что мы должны обработать на последующих уроках?
Оценка работы учащихся за теоретические знания учащихся |
- Мы будем обрабатывать образец изделия комбинированной подкройной обтачкой.
|
10. |
Подготовка к перемене |
- Скоро будет звонок, поэтому приведите в порядок своё рабочее место. |
Убирают свои места |
Урок № 2
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационный момент |
Проверка деятельности учащихся к уроку |
Подготовка к уроку |
2. |
Активизация учащихся |
- Сядет тот, кто назовёт операцию ручных или утюжильных работ |
Называют операции: - сметать, приметать, выметать, обметать, наметать, приутюжить, разутюжить, заутюжить. |
3. |
Гимнастика для развития мелкой моторики рук |
Учитель показывает упражнения «замок», сжимание и разжимание кулаков
|
Повторяют за учителем |
4. |
Выполнение практической работы |
Контролирует выполнение практической работы. |
Выполнение практической работы под руководством учителя |
5. |
Подведение итогов 2-го урока |
Промежуточные итоги выполнения работы. Предварительный анализ работы учащихся, разбор ошибок, сделанных учениками |
Отчёт учащихся о проделанной работе, ставят цели на следующий урок |
6. |
Подготовка к перемене |
- Скоро будет звонок, поэтому приведите в порядок своё рабочее место. |
Убирают свои места |
Урок № 3
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационный момент |
Проверка деятельности учащихся к уроку |
Подготовка к уроку |
2. |
Активизация учащихся |
Учитель демонстрирует образцы с различной обработкой среза горловины. - Назовите способы обработки горловины изделия. |
Называют способы: - окантовочным швом, косой обтачкой, подкройной обтачкой |
3. |
Определение промежуточных результатов выполненной работы |
- Кто уже выполнил практическую работу? - Кому осталось выполнить только этап № 5 |
Ученики отвечают |
4. |
Завершение практической работы учащимися |
Контролирует выполнение практической работы. |
Завершение практической работы под руководством учителя |
5. |
Гимнастика для развития мелкой моторики рук |
Учитель показывает упражнения: Написать в воздухе ручкой цифры от 0 до 9 и проследить за этим глазами |
Повторяют за учителем |
6. |
Анализ выполненной практической работы |
Учитель раздаёт учащимся листы «Оценка качества выполненной работы». (Приложение 4) Выставление оценок за практическую работу, согласно критериям качества(Приложение 5) |
Заполняют листы. |
7. |
Выставка работ учащихся |
Учитель выставляет работы и предлагает коллективно выбрать самую лучшую работу из всех |
Оценивают работы и выбирают лучшую работу |
8. |
Резерв. Сообщение дополнительных сведений по изучаемому материалу, расширяющему представления учеников |
Предлагается презентация по изучаемой теме «Платье – футляр»(Приложение 6) Вопросы по презентации: - Назвать отличительные признаки платья – футляра.
- Какие аксессуары подходят к этому изделию?
- Для каких мероприятий предназначено платье – футляр? |
Смотрят презентацию на ПК.
- Платье – футляр узкое, по фигуре, без воротника и рукавов, с закруглённым срезом горловины, длиной до колена. - Платье – футляр носят с туфлями на высоком каблуке, с маленькими сумочками (клатч), с ремнями на талии и используют такие украшения: нитку жемчуга или необычную брошку. - Его можно одевать на официальное мероприятие, на деловую встречу или вечеринку. |
9. |
Подведение итогов урока |
- Чему вы научились на уроке? - Что у вас больше всего вызвало затруднения в работе? |
Отвечают на вопросы |
10. |
Домашнее задание |
Выдача домашнего задания: «Нарисовать эскиз модели платья – футляра по заготовке» |
|
11. |
Уборка швейной мастерской |
Контролирует уборку учащимися швейной мастерской, своих рабочих мест. Готовит учащихся к перемене |
Убирают свои рабочие места, подают дневники для выставления оценок |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.