Конспект урока "Становление науки биологии" в стратегии "Зиг-заг"
Оценка 4.6

Конспект урока "Становление науки биологии" в стратегии "Зиг-заг"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
8 кл—10 кл
19.04.2021
Конспект урока "Становление науки биологии" в стратегии "Зиг-заг"
Начальные темы по биологии в 10 классе посвящены становлению биологии как науки и ученым, внесшим вклад в ее развитие. Обычно тема дается очень сухо. Данная разработка урока сделает тему интереснее и доступнее для 15-16-тилетних подростков
Конспект урока История биологии.docx

Конспект урока

 

Данные об учителе: Куртеева Марина Валерьевна, Должность: учитель биологии и химии.

Полное название ОУ (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Сарапула

Предмет: биология  

Класс:  10 

Учебник: Каменский А.А. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.-4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008. – 367 с, ил.

Тема урока: История развития биологии как науки

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Длительность урока:  40 минут

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Дидактические средства: бланки «числовой луч», цветные  карточки для распределения на группы «по интересам», цветные транспаранты на столы для обозначения мест для групп по «интересам»,  распечатки с дополнительной информацией, распечатки с правилами  синквейна для д/з

Оборудование: компьютер, проектор, колокольчик

 

Уровни сформированности способов действий (Уровни усвоения знаний)

Второй уровень (алгоритмический): действие с пониманием оснований того способа, который необходим для решения задачи. Умение действовать по предложенному плану или алгоритму. Применение знаний в знакомой ситуации по образцу.

Третий уровень (продуктивный, практический): преобразование освоенного способа действия применительно к новому контексту. Умение решать задачи-ситуации в интегрированной области знаний, перенесение предметных умений в область синтеза предметов.

Четвертый уровень (продуктивный, творческий):  умение решать проблемы, способы развития мышления применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески.

Цели

Познавательные: выяснить, что биология – комплексная наука, что многие ученые, многих времен и многих стран способствовали становлению и формированию науки биологии; что развитие науки находится в прямой зависимости от социальной, культурной обстановки в обществе, от успехов научно-технического процесса. 

Воспитательные: поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения,

воспитывать умение внимательно слушать и слышать других, уважать чужое мнение, поддерживать других и быть к ним доброжелательными (компетентность толерантность)

Развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного текста,

развивать логическое, аналитическое мышление, развивать умение работать в команде (компетентности: социальная, интеллектуальная)

 

 

 

ХОД УРОКА

 

Стадия вызова

Учитель приветствует учеников и предлагает им повторить имеющиеся знания. На экран последовательно выводятся ребусы по теме «Свойства живых систем», ученики распознают в символичном изображении то или иное свойство живого (развитие, рост, раздражимость, размножение, наследственность, изменчивость, единство хим. состава, обмен веществ). Отвечают устно.

Далее учитель предлагает еще один ребус-фотозагадку. Ученики  размышляют, абстрагируются от деталей и приходят к выводу, что на фотографиях изображены ресурс и инструмент, с помощью которого он добывается. При появлении на экране вопросительного знака учитель задает вопрос: « А что служит инструментом для добычи знаний?». Ученики догадываются, что это методы, а затем переходят к понятию «наука» как результату накопления и систематизации знаний, полученных с помощью методов.  И таким образом, при помощи фото-ребуса учитель подводит учеников к формулировке новой темы «Краткая история развития биологии». Далее озвучиваются цели урока.

Учитель поясняет, что это довольно объемная тема и для её освоения подойдет стратегия «Зиг-заг», напоминает особенности стратегии, инструктирует. Обучающиеся получают индивидуальные распечатки «Числовой луч» и при помощи цветных карточек распределяются в исходных группах по направлениям «ученые», «методы», «науки»,  «регион». Далее они пересаживаются в «кружки по интересам», получают необходимый для работы информационный материл, учитель инструктирует каждую группу. Далее  объявляется время работы - 10 минут. Ученики анализируют предложенную информацию и делают необходимые записи на числовом луче.

 По истечении времени ученики с заполненными по своей теме числовыми лучами возвращаются в исходные группы и обмениваются информацией, дополняют свои записи. На работу в исходных группах также  отводятся 10 минут.

 

Стадия осмысления

Далее в ходе беседы с классом учитель расставляет необходимые акценты. Например о том, что в период Средневековья научные центры  переместились из Европы на Ближний Восток, в Северную Африку, в арабскую Испанию, таким образом сохранив и преумножив знания в том числе и биологические.  Благодаря крестовым походам и культурному обмену между христианами и мусульманами знания вернулись в период Возрождения в Европу. Учитель поясняет, что Вторая мировая  война также послужила «перераспределению» умов и способствовала развитию США как научного центра на планете. Учитель не забывает  подчеркнуть и роль соотечественников во вкладе в развитие науки биологии. Делается умозаключение о том, что в войнах тоже есть плюс – культурный обмен и развитие науки.

В качестве промежуточного вывода на экране появляется анафраза «История науки-это интересный раздел науки истории».

 

Стадия рефлексии

В завершении урока учитель предлагает подвести итог, сформулировать выводы, вернувшись к целям урока, оценить свое эмоциональное состояние. Делается это приемом «Лайк-дизлайк». Учитель зачитывает утверждения, ученики показывают жестом, согласны они с ним (лайк) или не согласны (дизлайк).

Вопросы:

·      На уроке мы обобщили знания по истории развития биологии

·      Я понял/а, что такое научный метод

·      В голове отложилось, что биология – комплексная наука

·      Я потренировался/лась сортировать и систематизировать информацию

·      Отразите ваше самочувствие на уроке

·      Оцените атмосферу на уроке

·      Мне удалось испытать озарение-инсайт

·      У меня получилось перенести знания из области истории и географии

Учитель формулирует дифференцированное домашнее задание.

 

Прощаясь, ставит всем лайки за урок, благодарит учеников за работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

1.     Азимов Айзек. Краткая история биологии. От алхимии до генетики/ Пер. с англ. Л.А. Игоревского.-М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002.-223 с.

2.     Афонькин С.Ю. Секреты наследственности человека.-СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2015.-352 с., ил

3.     Ерофеева Н.Ю. Как создать свою методику преподавания.- М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2019.-224 с.

4.     Каменский А.А. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.-4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008. – 367 с, ил.

5.     Сосновская Р.Л. Общая биология: В 2-х ч. –Саратов: Лицей, 2003.-Ч.1-80 с. – рабочая тетрадь

 

Заполненные бланки числовых лучей

 


 

Конспект урока Данные об учителе:

Конспект урока Данные об учителе:

ХОД УРОКА Стадия вызова Учитель приветствует учеников и предлагает им повторить имеющиеся знания

ХОД УРОКА Стадия вызова Учитель приветствует учеников и предлагает им повторить имеющиеся знания

США как научного центра на планете

США как научного центра на планете

Используемая литература 1.

Используемая литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2021