ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта урока технологии
Для 4 «Р» класса
на тему: «Полезные ископаемые. Буровая вышка»
Выполнила:
студентка группы Ш – 37
Смирнова Анастасия Семёновна
Проверили:
Учитель 4 «Р» класса
Матвеева Лариса Михайловна
___________________
Руководитель от колледжа
Глазырина Елена Валерьевна
___________________
Отметка « » (___________________)
Соликамск,
2020
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема ур. / класс |
«Полезные ископаемые. Буровая вышка» (4 «Р» класс) |
УМК |
- |
Цели деятельности педагога |
Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых; вспомнить технику выполнения аппликации из крупы; выполнить аппликацию из круп «Буровая вышка». |
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний. |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: - проявление интереса к изучению темы; - проявление бережного отношения к природным богатствам.
Метапредметные:
Познавательные: - раскрытие значений понятий: буровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото; Регулятивные: - выполнение учебного задания, используя план, алгоритм; - оценивание результатов своей деятельности. Коммуникативные: - формулирование высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.
Предметные: - выполнение аппликации «Буровая вышка» из круп. |
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, фронтально – индивидуальная. |
Оборудование |
Мультимедиа, картон, кисточки, клей, тарелка с крупами, рис, гречка, пшено, манка, раскраска, презентация, черновики, раздаточный материал (треугольники, квадраты и прямоугольники), макет карты, готовое изделие, карточки с названием круп. |
Организационная структура урока
№ |
Структурные единицы урока |
Деятельность урока |
Предполагаемые ответы и деятельность учащихся |
1 |
Организационный момент |
1 слайд. - Здравствуйте дети, меня зовут Анастасия Семёновна, и сегодня я проведу у вас урок технологии.
- Давайте глазами проверим, все ли готовы к уроку. Я буду вам называть необходимое, а вы посмотрите, лежит ли у вас это на парте. - Картон, кисточки, клей ПВА, тарелка с крупами, рис, гречка, пшено, манка, раскраска, черновик.
- Если все готово, можете тихонечко садиться. |
Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность. |
2 |
Беседа и сообщение темы урока |
Ситуативное задание. - Внимательно послушайте то, что я вам сейчас прочитаю. - Однажды Оля принесла в школу шкатулку. Эта шкатулка досталась Оле от бабушки. В ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая». (2 слайд) Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым и тогда можно купить всё, что хочешь. Оксана сказала, что самое ценное – это золотые украшения, а Серёжа утверждал, что здоровье – вот главное богатство.
- Кто из них прав?
- Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть и долгой, и счастливой? - Давайте определим, что такое ценность? (Ценность – это наше богатство) 3 слайд. - Можно ли увиденное назвать богатством? Уточните, что это за богатства? (Эти богатства – это полезные ископаемые) - Где находятся эти богатства? (Полезные ископаемые находятся на поверхностях Земли и в ее недрах) - Что мы называем полезными ископаемыми? - Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые. - Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. (4 слайд) - На одно из месторождений мы сегодня и отправимся. - Но чтобы узнать, куда мы отправимся, отгадайте загадку. Загадка о нефти. Без нее не побежит, Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета, Отгадайте, что же это? 5 слайд. - Люди знали о существовании нефти ещё в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала тёмная маслянистая жидкость с острым запахом – нефть. У этой жидкости было замечательное свойство – она прекрасно горела. Её наливали в светильники, использовали в военном деле для изготовления «огненных стрел» и «огненных горшков», применяли для смазки колёс и механизмов. Так было до тех пор, пока не изобрели двигатель. - Сегодня нефть является одним из важных для человечества полезных ископаемых, которое используют для производства бензина, керосина, пластмасс, красок, тканей, лекарств и т. д. Её считают «чёрным золотом», по цене она не уступает жёлтому металлу. 6 слайд. - Ребята, перед вами на слайде карта России. - Найдите на карте России месторождения нефти.
- Люди какой профессии занимаются поисками месторождений? 7 слайд. (Геологи занимаются поисками месторождений) - Кто приходит на смену геологам? 8 слайд. (На смену геологам приходят буровики) - Буровики строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. (9 слайд) - Бурение скважин – это одна из основных операций при добыче нефти. Специальными насосами нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам (10 слайд), на специальных судах – танкерах (11 слайд) или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающие комбинаты (12 слайд). 13 слайд. - Внимательно рассмотрите конструкцию буровой вышки. Буровая вышка – это сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. По своей форме она похожа на пирамиду высотой иногда с 13-14- этажный дом. Она имеет 4 ноги, на которые крепятся три площадки. Для большей прочности ноги скреплены между собой специальными тягами. Детали буровой вышки изготавливают из труб, при сборке их соединяют болтами. - А теперь посмотрите на доску. - Сегодня мы с вами сделаем аппликацию «Буровая вышка» из круп. |
Отвечают по поднятой руке, кратко высказывая свою точку зрения. Называют ценности.
- Богатство.
- Полезные ископаемые.
- На поверхности Земли и в земной коре.
Отвечают по поднятой руке.
- Нефть.
- Остров Сахалин, полуостров Ямал, западная Сибирь - Геологи.
- Буровики.
|
3 |
Анализ образца изделия |
- Что это за изделие? Для чего может быть использовано это изделие? (Это аппликация из круп. Она может быть использована для украшения класса). - Какова общая форма аппликации? (Общая форма аппликации - прямоугольная) - Из каких частей состоит аппликация? (Аппликация состоит из основы и самой буровой вышки из круп) - Из каких деталей состоит буровая вышка? (Буровая вышка состоит из нижней, средней и верхней площадок, нижних ног и тяг, а так же их верхних ног и тяг)
- Из какой крупы изготовлена нижняя площадка? (Нижняя площадка изготовлена из гречки) - Из какой крупы изготовлена средняя площадка? (Средняя площадка изготовлена из пшена) - Из какой крупы изготовлена верхняя площадка? (Верхняя площадка изготовлена из риса) - Из какой крупы изготовлены ноги и тяги? (Ноги и тяги изготовлены из манки) - Как соединены детали в аппликации? (Детали в аппликации склеены) - С помощью чего сделано соединение? (Соединение сделано с помощью клея ПВА) |
Отвечают на вопросы учителя. |
4 |
Правила по технике безопасности |
- Мы сегодня будем работать с клеем, поэтому нам нужно вспомнить правила работы с клеем. - Назовите правила работы с клеем, которые вы знаете.
Клей. 15 слайд. - При работе с клеем пользуйся кисточкой, если вы используете клей ПВА. - Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе. - Деталь надо сначала примерить. А потом намазывать клеем. - Руки после работы хорошо вымой с мылом. |
Называют правила работы с клеем. |
5 |
Планирование предстоящей практической деятельности |
- Теперь, когда мы вспомнили правила работы с клеем, давайте составим план, который поможет сделать аппликацию безошибочно. - Смотрите внимательно. - Для начала вы берете раскраску и лист картона. И приклеиваете раскраску к обратной стороне картона.
- После этого вы наносите кисточкой клей на нижнюю площадку вышки. - На это место сыпете гречку и прижимаете, после чего аккуратно стряхиваете остатки на черновик. - Затем наносите кисточкой клей на среднюю площадку вышки. - На среднюю площадку вы сыпете пшено, так же прижимаете и стряхиваете остатки на черновик.
- Теперь наносите кисточкой клей на верхнюю площадку вышки. - На верхнюю площадку вы сыпете рис, затем прижимаете его и стряхиваете остатки на черновик. - После этого вы наносите кисточкой клей на нижние ноги и тяги вышки. - На нижние ноги и тяги вышки вы сыпете манку, прижимаете и стряхиваете остатки на черновик.
- Затем вы наносите кисточкой клей на верхние ноги и тяги вышки. - На верхние ноги и тяги вы так же сыпете манку, прижимаете и стряхиваете остатки на черновик. - Мы с вами составили план выполнения аппликации. - Но прежде, чем вы приступите к выполнению изделия, давайте дадим нашим пальчикам отдохнуть. |
Внимательно слушают учителя. |
6 |
Пальчиковая гимнастика |
- Наши пальчики проснулись, - Потянулись, потянулись… - И встряхнулись.… Выполняем все эти движения. - По ладошке побежали. По ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот. - Побежали, побежали, - Поскакали, поскакали. Изобразите эти движения. - И устали. Сели отдыхать. Потрясите пальцами и положите руки на стол. |
Выполняют пальчиковую гимнастику. |
7 |
Практическая работа по изготовлению изделия |
- Наши пальчики отдохнули, и теперь вы можете приступать к выполнению аппликации. 19 слайд. - План, который мы составили все вместе, вы можете посмотреть на слайде. - Во время вашей работы я буду ходить, и проверять, как у вас получается. - Если у вас возникнут затруднения, поднимите руку. Я подойду и помогу. - Желаю всем успехов.
Практическая деятельность учащихся. Учитель ходит по рядам. В случае необходимости помогает ученикам. Так же учитель промежуточно демонстрирует хорошие работы. - У вас получились замечательные работы. Давайте устроим выставку. Поставьте ваши работы у доски на полочку для мела. |
Выполняют работу, опираясь на составленный план. |
8 |
Итоги урока и рефлексия |
- Сегодня мы с вами узнали, что такое полезные ископаемые. Узнали, как добывается нефть. А так же узнали, что такое буровая вышка, как она устроена, и выполнили аппликацию буровой вышки из круп. - А теперь посмотрите на доску. На доске висит макет карты России. - У вас на партах лежат треугольник – условное обозначение нефти, квадрат – условное обозначение черного угля, и прямоугольник – условное обозначение меди. - Ваша задача приклеить на макет карты треугольник – если у вас все получилось, квадрат – если у вас были сложности, и прямоугольник – если у вас ничего не получилось.
|
Анализируют свою работу на уроке, после чего выходят к доске и приклеивают к макету карты треугольники, квадраты или прямоугольники. |
9 |
Уборка рабочих мест |
- А сейчас приберем рабочее место. - Остатки крупы с черновиков высыпьте в кульки. - Кисточки вытрите салфетками. |
Убирают свои рабочие места. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.