Конспект урока технологии в 3 классе по теме:
«Компьютер – инструмент художника. Работа в графическом редакторе Paint.»
Образовательная система «Школа 2100», учебник для 3 класса «Мой инструмент – компьютер», автор А.В.Горячев.
Цели и задачи урока:
обучающие:
Ø познакомить детей с назначением инструмента «кисть», научить приёмам копирования и изменения размера изображения;
Ø закрепить навыки работы с инструментами графического редактора Paint;
развивающие:
Ø развитие мелкой моторики, наглядно – образного мышления, наблюдательности, творческой индивидуальности, коммуникативных навыков;
воспитательные:
Ø воспитание самостоятельности, аккуратности, эстетического вкуса.
Тип урока – комбинированный урок.
Представленный урок является одним из уроков информатики как модуля предмета «Технология».
Введение раннего изучения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования, принятого в 2004 г. В соответствии с базисным учебным планом, утверждённым приказом Министерства образования РФ от 09.03.04. №1312 предмет «Информатика и ИКТ» представлен в 3 – 4 классах в качестве обязательного 20 - 25 часового учебного модуля «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология».
Данный модуль восполняет технологическую компоненту информационной деятельности учащихся и ставит задачу формирования умений использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
Достичь этого учащиеся смогут при обязательных практических занятиях на компьютерах под руководством учителя. Поэтому урок проводился в компьютерном классе, где у каждого учащегося есть возможность работать на ПК, использование учителем ПК и проектора с показом презентации позволило организовать повторение изученного, а также дало возможность переключаться на необходимые компьютерные программы для демонстрации уже знакомых и осваиваемых на данном уроке возможностей компьютера.
План урока.
1. Организационный момент (1минута).
2. Повторение о возможностях ПК (4 минуты).
3. Физкультминутка (1 минута).
4. Повторение о работе в графическом редакторе Paint (3 минуты).
5. Знакомство с инструментом «Кисть» (2 минуты).
6. Совместное открытие знаний (5 минут).
7. Определение порядка работы (5 минут).
8. Физкультминутка (1 минута).
9. Практическая работа (10 минут).
10. Анализ выполненных работ (2 минуты).
11. Итог урока, рефлексия (1 минута).
Обеспечение урока:
У учителя: компьютер с проектором, презентация к уроку, на классной доске - таблица взаимопроверки с именами всех учеников и тремя столбцами: «Работа кистью», «Копирование», «Изменение размера», офтальмологический тренажёр, кружки красного, жёлтого и синего цветов, изображения рыбок (золотая и чёрно-белая);
у учащихся: для работы в группах – лабиринт букв (лист №1) по 2 листа на группу, план ответа (лист №2), маркеры для выделения в лабиринте, конверты с изображениями рыбок для самооценки (по 4 золотых и чёрно-белых), для взаимопроверки – у каждого компьютера ученика – листок с фрагментом сводной таблицы взаимопроверки с именем одного из одноклассников.
Ход урока:
Номер слайда |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
1. Организационный момент. |
|
СЛАЙД 2 |
|
Ученики входят и рассаживаются 3 группами по 4 человека. |
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. - Сегодня на уроке мы продолжим освоение универсального инструмента для работы с информацией. Он учиться помогает, Информацию хранит, В игры с нами он играет, С дисков музыка звучит. - Что это за инструмент? |
-Компьютер.
|
|
СЛАЙД 2.1 |
- Как было сказано в загадке о помощи нам компьютера? |
Ответы учеников. |
|
2. Повторение о возможностях ПК. |
|
|
- Но ведь это далеко не всё. Давайте вспомним, что же ещё можно делать на компьютере. Возьмите на ваших столах листы с №1. Это лабиринт букв. Найдите названия действий, которые можно осуществлять при помощи компьютера. Высветите их маркерами. Работайте в парах, потом проверьте себя группой. |
Работа в парах, проверка в группах – четвёрках. |
СЛАЙД 3 |
- Проверим. Какие же действия можно выполнять при помощи ПК? |
Ответы учеников. |
СЛАЙДЫ 4, 5, 6 |
Ребята отвечают, я открываю слайды с ответами. |
- Можно считать, писать, рисовать. |
- Как именно можно это делать? Давайте вспомним и расскажем. Каждая команда – об одном из действий. О каком именно – решит жребий. Цвет выбранного кружка определит то действие, о котором вы подготовите ответ. |
Представитель каждой команды вытягивает по одному из кружков. Цвет кружков совпадает с выделенным в таблице действием. |
|
- На партах найдите лист №2. Это план ответа. Подготовьте рассказ в группе. |
Ученики сообща составляют рассказ по плану, сигналят о своей готовности, взявшись за руки и подняв их. |
|
- Послушаем ваши рассказы. Пожалуйста, первая команда. |
Ответ представителя команды: для вычислений на ПК существует программа «Калькулятор», чтобы её найти, надо открыть главное меню Пуск | Программы или Все программы | Стандартные | Калькулятор. |
|
- Дополнительный вопрос: с каким видом информации работаем в этой программе? |
- С числовой.
|
|
- Молодцы! Команда №2, слушаем ваш рассказ. |
Ответ представителя команды: для набора текста на ПК существует программа «Блокнот», чтобы её найти, надо открыть главное меню Пуск | Программы или Все программы | Стандартные | Блокнот. |
|
- Дополнительный вопрос вашей команде: с каким видом информации работаем в этой программе? |
-.С текстовой.
|
|
- Отлично! Команда №3, ваш рассказ. |
Ответ представителя команды: для рисования на ПК существует программа Paint, чтобы её найти, надо открыть главное меню Пуск | Программы или Все программы | Стандартные | Paint. |
|
- Дополнительный вопрос вам: с каким видом информации работаем в этой программе? |
- С графической. |
|
- Все команды хорошо подготовились и дали полные и правильные ответы. |
|
|
|
3. Физкультминутка. |
|
СЛАЙД 7 |
- Немного отдохнём. |
Ученики выполняют вращения руками, плечами. потягивания, наклоны головы. |
|
4. Повторение о работе в графическом редакторе Paint. |
|
- Мы с вами повторили, что изучили о компьютерных программах на предыдущих уроках. Какую из программ мы продолжаем осваивать? |
- Программу Paint. |
|
- Кто расскажет и покажет, как её открыть? Я сворачиваю презентацию и открываю Рабочий стол. |
Один из учеников на моём ПК показывает и комментирует порядок запуска программы Paint. Остальные следят на экране. |
|
|
- Открой её. Спасибо, возвращайся на место. Скажите, что предусмотрено для создания изображений? |
- Инструменты. |
- Где они находятся? |
- На панели инструментов. |
|
- Покажите её. |
Один из учеников показывает на экране. |
|
- Что есть кроме панели инструментов? |
- Палитра. |
|
- Покажите её. |
Один из учеников показывает на экране. |
|
- Что мы производим при помощи различных инструментов? |
- Операции. |
|
- С некоторыми инструментами и операциями вы уже знакомы. Давайте проверим, насколько хорошо вы их запомнили. Сворачиваю Paint, возвращаюсь в презентацию. |
|
|
СЛАЙД 8 |
- Прочитайте вопрос. - Приготовьтесь отвечать. |
|
СЛАЙД 9 |
Одного из ребят приглашаю к экрану показать инструмент на панели инструментов. |
Ученик рассказывает: инструмент «Линия», операция – выполнение прямой линии. |
СЛАЙД 10, 11, 12 |
|
Аналогичные рассказы учеников и показ упомянутых инструментов на экране. |
СЛАЙД 13 |
- Узнайте ещё несколько инструментов. Коль ему работу дашь, Зря трудился карандаш! |
- Это ластик. |
СЛАЙД 13.1 |
- Верно. Вот он. - Как ещё можно избавиться от неудачного элемента? |
- Открыть в меню Правка | Отменить.
|
- Сколько неудачных действий можно отменить? |
- Три последних действия.
|
|
- Что это за инструмент? Хочешь увидеть в работе недостатки? Бери её мышкой и будет всё в порядке! |
- Это лупа. |
|
СЛАЙД 13.2 |
- Правильно. Вот она. |
|
СЛАЙД 13.3 |
- Какой инструмент разбрызгивает краску? - Молодцы, вы отлично запомнили инструменты графического редактора Paint. |
- Распылитель. |
|
5. Знакомство с инструментом «Кисть». |
|
СЛАЙД 14 |
- Сегодня вам предстоит освоить ещё один инструмент. Им пользуются все художники, когда работают красками или гуашью |
|
СЛАЙД 14.1 |
- Это … |
- Кисть. |
СЛАЙД 14.2 |
- Вот она. - Рядом с каким инструментом расположена? |
- Кисть расположена рядом с инструментом «Карандаш». |
- Это не случайно. Сейчас я покажу возможности инструмента «Кисть», а вы сможете сами ответить, почему же эти инструменты рядом. Перехожу из презентации в Paint, показываю, как можно менять толщину линии, делать линию объёмной, получать косые штрихи. |
|
|
- Кто догадался, почему на панели инструментов «Кисть» и «Карандаш» расположены рядом? |
- Одинаково работаем мышью.
|
|
- Какой инструмент предоставляет больше возможностей? |
- Кисть. |
|
СЛАЙД 15 |
- Какова задача на сегодняшний урок? Сворачиваю Paint, возвращаюсь в презентацию. |
- Освоить этот инструмент.
|
- Чьё же изображение мы будем создавать? Это позвоночное животное с холодной кровью, конечностями в виде плавников, дышит жабрами, тело покрыто чешуёй. |
- Это рыба.
|
|
- Что общего у всех рыб? |
- Строение, части тела. |
|
СЛАЙД 16 |
- Я утверждаю: если строение рыб одинаковое, значит все они одинаковы! |
- Нет, разная окраска, форма тела, плавников, образ жизни, … |
СЛАЙД 17 |
- Сейчас вы увидите слайды с фотографиями нескольких рыб. - На что вам, как художникам следует обратить особое внимание? |
Ответы детей. |
|
6. Совместное открытие знаний. |
|
СЛАЙД 18 |
Антиасы – одни из самых ярких и красочных обитателей коралловых рифов. Хвостовой плавник обычно раздвоен, грудные плавники с длинными лучами. |
|
СЛАЙД 19 |
Императорская рыба – ангел – эти рыбы обладают самой разнообразной, пёстрой и яркой окраской. Тело почти круглое, тёмно-голубое с горизонтальными жёлтыми или рыжими полосами. |
|
СЛАЙД 20 |
Амфиприон (рыба-клоун) – весёлые рыбки с оранжевыми круглыми плавниками знакомы вам по мультфильму «В поисках Немо». |
|
СЛАЙД 21 |
Крылатка – Почему её так назвали? - Верно, её другое название – рыба-зебра. |
- Плавники у неё как крылья. |
СЛАЙД 22 |
Рыба – бабочка – её путь в воде непредсказуем как полёт бабочки. Чем примечательна сама рыбка? |
- Длинным носом. |
СЛАЙД 23 |
Лабео – что сразу бросается в глаза?
|
- Яркие плавники, контраст по цвету с чешуёй, есть усы. |
СЛАЙД 24 |
Рыба – хирург так называется из-за похожего на скальпель шипа около хвоста. |
|
СЛАЙД 25 |
- Вы посмотрели презентацию. Какой же вывод о внешнем виде рыб вы как художники можете сделать? |
Ответы детей. |
СЛАЙД 26 |
- Яркие, изящные рыбки вдохновили многих художников на создание картин. А вас? |
|
СЛАЙД 27 |
|
Ответы детей. |
|
7. Определение порядка работы. |
|
|
- Определим порядок работы. Сворачиваю презентацию, возвращаюсь в Paint, удаляю линии. |
|
|
- Помогайте, с чего начнём выполнять рисунок? Выполняю на ПК, ребята наблюдают, советуют. |
- С заливки фона.
|
- Рисуем рыбку. Какой инструмент нужен для рисования туловища? - Верно. Удобнее взять нижний образец, так вы сразу получите закрашенный овал. |
- Эллипс.
|
|
- Какие части рыбки рисуем сейчас? |
- Плавники и хвост. |
|
- Вспомните цель урока – какой инструмент надо освоить? |
- Кисть.
|
|
- Ею выполняем плавники, хвост, а что ещё? |
- Отделяем линией голову, прорисовываем чешуйки. |
|
- Нельзя забыть про … |
- Глазок. |
|
- Как вы считаете, достаточно ли одной рыбки на рисунке? |
- Нет.
|
|
- Посмотрите, как можно сделать несколько рыбок из одной. Будьте внимательны, постарайтесь освоить этот приём. Потребуется клавиша Ctrl, где она на клавиатуре? |
- В нижнем ряду слева.
|
|
Показываю и комментирую: Выделение произвольной области | Без фона | С нажатой клавишей Ctrl перетащить изображение на свободное место. - Интересен ли рисунок? Что хочется изменить в нём? |
- Все рыбки одинаковые, хочется изменить размер рыбок. |
|
- Посмотрите, как изменять размер. Показываю и комментирую: Выделение произвольной области | Без фона | Подводим указатель мыши к уголку, появляется стрелочка, направленная в обе стороны, она позволяет увеличить/уменьшить изображение. |
|
|
|
- Итак, я с вашей помощью выполнила рисунок рыбок. Что ещё кроме рыбок может быть на ваших рисунках? |
Ответы учеников. |
СЛАЙД 28 |
- Мы составили план работы. Прочитаем его. |
|
|
8. Физкультминутка - гимнастика для глаз на офтальмологическом тренажёре, потягивания. |
|
|
9. Практическая работа. |
|
|
- О чём надо помнить, работая за компьютером?
|
- О ТБ, расстоянии от монитора до глаз, правильной посадке, бережном обращении с техникой. |
|
- Пересаживайтесь, выполняйте рисунок. Не забывайте о составленном плане работы. Я контролирую, помогаю в случае затруднений. По окончании работы по рисованию рыбок закрываю презентацию. |
Ученики работают за компьютерами. |
|
10. Анализ выполненных работ. |
|
|
- Время заканчивать работу. Повернитесь ко мне. - А сейчас выполним взаимопроверку. Что было новым сегодня на уроке? |
- Инструмент «Кисть», операции «Копирование», «Изменение размера).
|
|
- Вам предстоит оценить, удалось ли вашему однокласснику научиться приёмам работы с кистью, копировать и менять размер. Рядом с клавиатурой возьмите листочки с таблицей. Вы видите, чью именно работу вам надо оценить. Если ученик показал новые приёмы в работе, ставьте + в соответствующую колонку, если приём не показан – оставьте клетку пустой. Заполните таблички и сдайте их дежурным. Сохраните свои рисунки в нашей папке, выключайте компьютер, возвращайтесь на места. |
Ребята заполняют таблицы, сдают их дежурным, сохраняют рисунок, выключают ПК и приходят за парты.
|
|
На основании собранных таблиц я с дежурными заполняю сводную таблицу на классной доске. - Посмотрите, какая таблица у нас получилась. Сделайте вывод. |
- Все ребята научились работать кистью, копировать, все изменяли размеры своих рыбок.
|
|
11. Итог урока, рефлексия. |
|
|
- Я очень рада, что вы освоили новые приёмы работы в графическом редакторе Paint и хочу знать, довольны ли вы сами своей работой? На доске вы видите двух рыбок – золотую и серую (прикрепляю на доску). Такие же рыбки лежат в ваших конвертах. Если вы довольны собой, покажите золотую, если нет – другую рыбку. |
Ребята поднимают, просматривают карточки друг у друга. |
|
- Приятно и радостно видеть целый аквариум золотых рыбок. Пора загадывать желание, которое ваша рыбка обязательно исполнит, надо лишь немного ей помочь своим усердием и прилежанием! Спасибо всем. Урок окончен. |
|
Лист 1
Лабиринт букв
У |
В |
П |
Г |
Р |
И |
С |
С |
Ч |
И |
С |
А |
Ц |
О |
Й |
Ф |
Т |
Х |
Т |
Г |
В |
Ю |
Ж |
А |
Т |
Ь |
Т |
А |
Лист 2
План ответа:
Лист взаимопроверки ( для ученика)
Автор (ы) |
Работа кистью |
Копирование |
Изменение размера |
Ваня и Семён |
|
|
|
Сводная таблица на классной доске
Автор (ы) |
Работа кистью |
Копирование |
Изменение размера |
Ваня и Семён |
|
|
|
Кристина |
|
|
|
Данила |
|
|
|
Ася и Арина |
|
|
|
Ксюша |
|
|
|
Соня |
|
|
|
Ваня |
|
|
|
Аня |
|
|
|
Полина |
|
|
|
Боря |
|
|
|
Изображение рыбки (выполняется цветной вариант и чёрно-белый для каждого ученика).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.