Тема: «Мой четвероногий друг-защитник».
Объект: Наши братья меньшие .
Вид искусства: декоративно-прикладное творчество
Цель: учить учащихся изображать собак, передавать пропорции фигуры животных, передавать фактуру шерсти животных, окраску; учить применять полученные знания в практической деятельности, при выполнении упражнении.
Задачи:1)образовательные: расширить знания детей о художниках-анималистах; 2)развивающие: развитие умений в рисовании пластилином, , в прорисовывании мелких деталей ; развитие умения работать с инструментами и материалами (пластилином и стекой); развивать наблюдательность;3)воспитательные: продолжать воспитывать у детей интерес к животным и ответственное, эмоционально - отзывчивое отношение к ним.
Методы: cловесные - рассказ учителя и детей, беседа, инструктаж; наглядный – демонстрация, показ, практический метод, стимулирования и мотивации , метод игры, метод устного контроля, метод контроля и самоконтроля.
Оборудование: фотографии,проектор, презентация, компьютер, картон, пластелин, стека, книги о животных, изображения собак динамические таблицы, репродукции В.Серова и В.Ватагина, книжная выставка о собаках, фрагмент фильма ««Ко мне, Мухтар!»», пластилин, стека, картон.
1.Орг.момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
Я снова рада нашей встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
Хочу с удовольствием слушать я.
Сегодня будем рисовать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтоб занятие каждому пошло впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
- Ребята, проверьте, у каждого из вас на парте должен быть лист белого картона, пластилин, стек, карандаш простой, ластик. Проверьте наличие влажных салфеток и дощечки для работы с пластилином.
2. Вступительная беседа. О чём мы говорили с вами на прошлом занятии? (- Всё живое имеет свой образ, характер, настроение.) Говоря об этом, мы не должны забывать наших маленьких братьев – животных, которые, так же как люди, понимают добро и ласку, чувствуют боль и обиду.
У вас на столах лежат листочки, ваша задача собрать из слов поговорку.(Собака человеку неизменный друг.) (Дети зачитывают свои ответы)
Как вы это понимаете?Какие пословицы вы ещё знаете?
3.Сообщение темы занятия: Как вы думаете, чем сегодня на занятии мы будем заниматься? Тема занятия “Наши меньшие братья”.
4.Постановка учебной задачи. Мы посвятим наше занятие нашим меньшим братьям – животным. На занятии мы научимся рисовать собак. Раскрашивать будем мы сегодня пластилином. Такая техника раскрашивания называется пластилинографией.
5.Слово учителя об анималистическом жанре.
- Кто знает, как называют художников, которые рисуют животных? (Художники- анималисты.)
- Верно. Потому что слово “анималисты” произошло от лат. “animal”- животное. Анималистический жанр в изобразительном искусстве, посвященный братьям нашим меньшим. Героями произведений художников-анималистов выступают звери и птицы. В своих анималисты пытаются соблюсти точность изображения животного и в то же время добавить образу художественной выразительности. Часто зверя наделяют человеческими чертами, поступками и эмоциями. Истоки этого вида искусства лежат ещё в первобытном мире, когда в наскальных рисунках древние люди пытались передать анатомию животного, его красоту и опасность для человека. Скульптурные памятники животных и анималистическая керамика являются неотъемлемой частью истории Древней Африки, Америки и Востока. В Египте боги часто изображались с головами птиц и зверей. На древнегреческих вазах также присутствуют декоративные образы животных. Анималистика была одинаково развита во всех странах. Любимыми персонажами мастеров среднего века были собаки. Верные друзья окружали человека в быту, на прогулке, охоте. Работы анималстов-художников настолько пронзительны, что чувствуешь на себе дыхание и взгляд животного. В произведениях известных художников красота животных показана с большой выразительностью. К таким художникам относится Валентин Александрович Серов. В своих работах он старался передать характер, индивидуальные черты животных. Его работы отличаются внешним изучением натуры, строения животного, они светлы и радостны. Известны его многочисленные наброски, рисунки и иллюстрации к басням И. Крылова. (Показ книг)Другим известным художником- анималистом является Василий Ватагин. Он очень любил животных и всю жизнь изучал их повадки и пластику. Он работал различными художественными материалами – графическими и цветными карандашами, акварелью, тушью, углем, создавал скульптуры, керамические игрушки. Особенно Василий Ватагин любил рисовать животных с натуры, наблюдал за ними. (Просмотр репродукций.)
6.Литературный ряд (Выставка книг)Не только художники посвящали свои произведения животным, но и поэты и писатели. Послушайте небольшое стихотворение С. Михолкова «Щенок» (Читает подготовленный ученик). Также многие писатели рассказывали нам о животных в своих произведениях: Е. Чарушин, В. Бианки учат нас любить и бережно относиться к ним (представляю выставку книг).В устном народном творчестве много есть загадок о животных, в которых тонко подмечены основные внешние и внутренние черты животных.
Очень много фильмов снято о собаках и людях. 1. «Белый Бим Черное ухо» История о собаке, которая, оставшись без хозяина, оказалась на улице. 2 «Ко мне, Мухтар!» Данная история основаная на реальных событиях киноистория 1964 года. Милицейская овчарка, участвует в сотнях операций, помогает раскрывать преступления. Это фильм о взаимной преданности собаки и лейтенанта милиции.3. «Хатико: Самый верный друг» Историю о собаке, которая 9 лет, до самой своей смерти, ждала хозяина на вокзале. 4. «Собачья жизнь» История собаки, проживающая несколько жизней, каждый раз у новых хозяев и в новом теле другой породы.
А какие фильмы о собаках с родителям или самостоятельно смотрели вы?
7Просмотр фрагмента фильма «Ко мне,Мухтар!»
У каждого из вас дома тоже есть собаки, и у вас было задание принести фотографию своей собаки и небольшое сообщение о ней. (Выставка фотографий оформляется на стенде 2-3 ученика зачитывают свое сообщение) В своих рассказах вы сумели передать свою любовь к братьям нашим меньшим и конечно нельзя забывать о том, что содержать животное – это большая ответственность: животным необходимо не только уход, но и доброе отношение к ним, ласка. Животное – это не игрушка, которой можно поиграть и забыть о ней. Есть такое выражение «Собака- друг человека». Как вы это понимаете? А можно ли сказать, что и человек для собаки друг? Почему? Приведите примеры.
8Анализ образца. Сегодня мы будем рисовать собаку. На какие части можно условно разбить фигуру животных? (Голова, шея, туловище, лапы, хвост.)Посмотрите на фотографии своих питомцев, и скажите, каковы особенности строения фигуры собаки? (У собаки более сильные лапы, челюсти.) Из ваших фотографий видно, что существует много разных пород собак и в зависимости от породы, собаки имеют разное строение фигуру, окрас и длину шерсти. Но есть основные правила построения фигуры собак. (Рассматривание схемы)
9.Составление плана работы.*(Этапы выполнения рисунка учитель показывает на доске) Определение критериев оценивания работ.- Посмотрите, в какой последовательности надо работать. Этапы работы (по динамической таблице):
а) работа карандашом: 1. определим расположение листа (зависит от позы животного); 2. намечаем общую высоту, ширину; 3. определяем основные пропорции животного; 4. намечаем общие формы; 5. уточняем формы, прорисовываем мелкие детали;
б) работа в цвете: 1. покрываем одним цветом; 2. добавляем оттенки;
3. покрываем темные части;
4. показываем фактуру шерсти (с помощью стека);
Критерии оценки.
1. Пропорции фигуры животного.
2. Цветовое сочетание окраса шерсти.
3. Выразительность рисунка.5.Практическая самостоятельная работа. - Выполните работу “Мой четвероногий друг”, изобразив любимых животных. (Во время выполнения работы ребята слушают детские песни особаках)
10.Уборка рабочего места - Ребята, уберите свои рабочие места и торопитесь на нашу выставку!
11.Подведение итогов. Оценивание. На доске - выставка работ.
Учитель отмечает, что получилось, что не получилось. Оценивание по озвученным ранее критериям.
12.Обобщение. - Как называется жанр, в котором мы работали? (Анималистический)
-Как называется техника которую мы использовали на уроке? (Пластилинографика)
- С творчеством каких художников-анималистов мы познакомились? ( Серов, Ватагин)
-Какие фильмы про собаку вы бы хотели посмотреть? (Мы должны ответственно относиться к нашим питомцам, ухаживать за ними, любить их, и они ответят нам взаимностью.)
- Как мы должны относиться к братьям нашим меньшим?Какую пользу приносят человеку собаки? (Собаки охраняют дом,помогают спасателям, слепым, милиционерам и т.д.) Общение с собаками благоприятно для хорошего душевного самочувствия человека. И, конечно, мы должны помнить, что мы в ответе за тех, кого приручили.
13.Рефлексия Какую цель мы поставили в начале урока?У каждого на парте лежит солнышко. Нарисуйте на нём своё настроение-(Научиться рисовать собак и раскрашивать их с помощью пластилина.
Дети рисуют рожицы, оценивая тем самым свою работу на уроке.)
Литература:1) Л. Ю. Бушкова «Поурочные разработки по изобразительному искусству»-Москва, «Вако»,2009
2) http://festival.1september.ru/articles/subjects/28 (28.06.2011)
3) https://ucthat-v-skole.ru/-физ.минутки
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.