Конспект урока: Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась...», «На железной дороге».
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Конспект урока: Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась...», «На железной дороге».

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
docx
01.03.2020
Конспект урока: Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась...», «На железной дороге».
Урок№ 26. Тема Родины в лирике А. Блока..docx

Предмет: литература

Класс: 11класс

УМК: Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2010 г.)

«Русская литература ХХ века: Учеб. для 11 класса: В 2 ч.» / Под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2009г.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Тема Родины в лирике А. Блока. «Рос­сия», «Река раскинулась...», «На желез­ной дороге».

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Урок №26

Цели: показать значение образа России в творчестве А.А. Блока; развивающие: способствовать    навыка самостоятельной   и совершенствовать умение дополнительными источниками при подготовке к развивать навык материала в соответствии с сообщения; воспитательные: нравственные и эстетические и интерес  к  направлениям в литературе.

Тип: изучения теории и литературы.

Методы: исследовательский, эвристический.

Приемы: беседа.

Виды учащихся: запись материала, работа с материалом, ответы вопросы, анализ стихотворений.

Содержание

1.Орг момент

2.Актуализация знаний, постановка целей урока, определение темы урока:

Родина..Для  литературы эта тема актуальна во все времена. Легко можно назвать стихотворения  о Родине, написанных    М.Ю. Лермонтовым, С. Есениным, А.С. Пушкиным, И.А. Буниным, Н.А. Некрасовым, и, конечно, не является исключением А.А. Блок. Сегодня нам предстоит прочитать  и проанализировать замечательные стихотворения Блока о Родине, обратить внимание на их звучание, тематику, обратиться к образам, выявить их особенности. Итак,  тема урока «Тема Родины в лирике А. Блока». А раскрыть тему Родины нам помогут стихотворения А.А. Блока «Рос­сия», «Река раскинулась...», «На желез­ной дороге».

3.Работа по теме урока. Слово учителя.

Сквозная блоковская тема- тема Родины, России. На одном из своих выступлений , где Александр Блок читал разные свои стихотворения, его попросили прочесть что-нибудь о Родине. «Это всё о России»,- ответил Блок. Он был прав, потому что тема России для не го безгранична.

В письме   К. Станиславскому в декабре 1908 года Блок писал: «...стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни».

Выразительное чтение стихотворения «Россия» заранее подготовленного учащегося

Сообщение учащегося на тему «Стихотворение Блока «Россия». Восприятие, истолкование, оценка.

Слово учителя:

Безусловно, стихотворение «Россия»-самое известное из цикла «Родина», в котором сливаются и чувство безграничной любви к родине, и вера в её возрождение. Очень интересна история написания этого стихотворения. Первая публикация значительно отличается от последующих, потому что содержало вдвое больше строф. Почему же Блок исключил некоторые строфы.

Две строфы, в которых автор говорит о богатстве России:

Сулишь ты горы золотые,

Ты дразнишь дивным мраком недр.

Россия, нищая Россия,

Обетованный край твой щедр!

Конечно, Россия богата ископаемыми, но автор хочет сказать, что любит её не за это. Он принимает её нищей, в этом и проявляется его любовь.

«Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне».

 

Также Блок сократил три строфы, предшествующие концовке. здесь он показывает портрет красавицы крестьянки:

Она пред встречным опускает

Глаза лукавые свои...

… … … … … … … … … … …

Ручей бежит, бурля и пенясь,

Взглянула – взором обожгла,

Мы поравнялись, – подбоченясь,

Как лебедь, плавно прочь пошла...

В данном отрывке образ Родины не сливается с образом женщины, а подменяется им.

В  последнем варианте стихотворения выражены чувства неразделимости судьбы личной и судьбы родины, чувствуется ощущение национальной стихии, любовь к деревенской природе, к традициям отечественной литературы.

Образ тройки вызывает ассоциации с гоголевской Русью – тройкой, но уже последующие строки напоминают Лермонтова с его «странной любовью» к отчизне.

Заключительная строфа – шестистишие. Она возвращает к началу стихотворения – теме тройки, теме пути. Она устремлена в будущее («И невозможное возможно»). А блеснувший «в дали дорожной мгновенный взор из-под платка» и звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращают к непокорной, «разбойной красе» России. Напоминают о «высоких и мятежных днях», приближение которых пророчески предсказано поэтом и в его цикле «На поле Куликовом».

Практическая групповая работа.

Вам предстоит практическая групповая работа по анализу стихотворения «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво». Вашему вниманию представлен план анализ поэтического текста (распечатка у каждого ученика)

Примерный план анализа стихотворения

1.Дата написании.

2.Биографический и фактический комментарий к стихотворению

3.Жанровое своеобразие.

4.Тем а, идея, эмоциональная окраска, интонации, преобладающие в тексте.

5.Композиция стихотворения.

6.Выразительные средства.

7.Ритм,рифма.

8.Образ лирического героя

Результаты работы группы может быть представлен как одним представителем, так и каждым членом группы, отвечающим на один из вопросов.

Чтение и анализ стихотворения «На железной дороге»

Выразительное чтение стихотворения «На железной дороге» заранее подготовленного учащегося.

Беседа по вопросам:

-Когда написано это стихотворение?

-Каким настроением проникнуто это стихотворение?

-Какую грустную историю рассказывает автор в своём стихотворении?

- С чём отождествляет судьбу русской женщины?

-Знаем ли мы что-либо о происхождении этой женщины, об истории её любви?

-С помощью каких выражений автор передаёт свои чувства по отношению к ней?

-Назовите средства выразительности, присутствующие в этом стихотворении.

Вывод: Стихотворение «На железной дороге» проникнуто горечью и грустью. Рассказывая грустную историю о женщине, происхождение которой нам неизвестно, да и история любви тоже довольна тёмная, мы видим разочарованную женщину, у которой рушатся последние надежды. Этот образ символичен. И провести параллель можно с Россией, которую ждут перемены. Символичен и образ дороги. Это новый путь, по которому пойдёт Россия. Интересна и цветовая гамма стихотворения, она также представлена в контрасте. С помощью эпитетов автору удаётся живо передать все явления, а также авторское отношение ко всему происходящему.
    В стихотворении «На железной дороге» очень много многоточий, это указывает на фрагментарность ситуации, на возможное продолжение эмоций и чувств поэта.
4.Этап подведения итогов урока. Слово учителя.

Георгий  Иванов писал: «В «Стихах о России» нет ни одного «былинного» образа, никаких молодечеств и «гой eсu». Но в них – Россия былин и татарского владычества, Россия Лермонтова и Некрасова, волжских скитов и 1905 года... Книга Блока – точно чистый воздух, от соприкосновения с которым рассыпаются в прах стилизаторские мумии «под народ».

Стихи Блока истинно классичны... Это естественная классичность мастера, прошедшего все искусы творческого пути, некоторые из них стоят уже на той ступени просветления простоты, когда стихи, как песня, становятся доступными каждому сердцу.

    Поэзия Александра Блока обогатила русскую литературу. Валерий Брюсов так отзывался о поэзии Блока: «Блок не повторяет чужих тем, но с бесстрашной искренностью черпает содержание своих стихов из глубины своей души…»

5.Этап информирования о выполнении домашнего задания: читать поэму А.А.Блока «Двенадцать»


 

Предме т: литература Класс : 11класс

Предме т: литература Класс : 11класс

К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни»

К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни»

Тем а, идея, эмоциональная окраска, интонации, преобладающие в тексте

Тем а, идея, эмоциональная окраска, интонации, преобладающие в тексте
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей