Конспект урока. Типы химических реакций на примере воды.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока. Типы химических реакций на примере воды.
Иконка файла материала Конспект урока. Типы химических реакций на примере воды..docx

Конспект урока.

Типы химических реакций на примере свойств воды»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: Систематизировать знания о видах и типах химических реакций, используя в качестве главного примера свойства воды.             Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций,  научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемами. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, текстом, тестами.

Развивающие:  развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и  демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Оборудование и дидактический материал: Компьютер,  презентация, видеоопыты.

Ход урока

Этапы урока

Методы

Содержание этапов

1. Орг. момент

Приветствие.

Слайд 2. «Вода… 

У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты  сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».

Такие слова написал о воде французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

2. Проверка знаний

Фронтальный опрос учащихся

 

Мы уже изучили 4 основных типа химических реакций в неорганической химии. Давайте вспомним эти типы:

 

1.     Реакции разложения

2.     Реакции соединения

3.     Реакции замещения

4.     Реакции обмена Слайд 3.

Запишите схемы основных типов реакций. Ребята, вы, наверное, догадались, о чем пойдет  речь сегодня на уроке?

о воде – самом знакомом и самом загадочном веществе.

Слайд 4. Запишите тему сегодняшнего урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды».

 

3. Активизация познавательной деятельности (проблемная ситуация)

Возникает вопрос: Почему  типы химических реакций  подробно рассматриваются именно на примере свойств воды, а не на примере какого-то иного вещества? Как вы думаете?

 

4. Изучение нового материала

 

Рассказ

 

 

 

 

 

Роль воды на нашей планете

Вода – это самое распространённое вещество на Земле. Где же в природе встречается вода?

Слайд 5. Взгляните на небо, и вы увидите облака или тучи, которые тянутся на многие километры.

Слайд 6. Вода – единственное вещество, которое в земных условиях встречается во всех агрегатных состояниях.

Слайд 7. Около 71% поверхности нашей Земли покрыто Мировым океаном, составляющим около 97% всех поверхностных вод и половину литосферных.

 

Рассказ с элементами беседы

Слайд 8. Строение молекулы воды. Физические свойства.

Перейдём к следующему вопросу.

Формула воды – Н2О, то есть это соединение, состоящее из двух  атомов водорода и одного атома кислорода, молекула воды имеет угловое строение.  К какому классу соединений относится вода? (оксиды).

Каковы же  физические свойства воды? Прочитайте.

Вы  назвали  физические свойства воды.

 В ней растворены тысячи различных соединений  элементов Периодической системы.

Беседа

 

 

 

Словесно-наглядный

 

 

 

 

 

Объяснение

Слайд 9. Химические свойства воды.

Вода легко вступает в химические реакции и для нее характерны все 4 типа химических реакций, и сегодня мы поговорим о них. Но для начала мы с вами разделимся  на 4 группы. У каждой группы лежат листочки с заданиями. Возьмите и внимательно прочитайте их. На выполнение заданий у вас есть 10 мин.

Слайд 10.Реакции разложения.

Посмотрите видеоопыт. Что вы наблюдали?

2H2O 2H2 + O2

Что является условием для протекания данной реакции? Укажем это в уравнении. К какому типу относится данная реакция?

Слайд 11.

Таким образом, вода может разлагаться под действием постоянного электрического тока на водород и кислород. Данная реакция называется электролизом. Запишите определение электролиза.           

Кроме того, из курса биологии вам известно, что растения разлагают воду на кислород и водород в процессе фотосинтеза. Эта реакция происходит под действием света и называется фотолизом.

Кислород в данном случае выделяется в свободном виде, а образующийся водород, соединяясь с оксидом углерода (IY), образуют органическое вещество – глюкозу.

 

Словесно-наглядный

 

 

 

 

 

 

Объяснение

 

Слайд 12. Реакции соединения. Какие вещества вступили в реакцию? Какое вещество образовалось? Запишем уравнение реакции.

CaO + H2O = Ca(OH)2

К какому типу относится данная реакция?

Реакция оксида металла с водой происходит в том случае, если образуется растворимое основание – щёлочь.

Посмотрим ещё один опыт. Запишем уравнение реакции.

Оксиды неметаллов, взаимодействуя с водой, образуют кислоты, в которых неметалл будет иметь ту же степень окисления, что и в соответствующем оксиде.

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

SiO2 + H2O

 

Слайд 13.

Все кислородсодержащие кислоты и основания называют гидроксидами.

Правило: Вода реагирует с оксидами только в том случае, если образуется растворимый гидроксид.

Почему я записала, что оксид кремния и оксид железа (III) не взаимодействуют с водой?

Посмотрим  таблицу растворимости. Кремниевая кислота и гидроксид железа нерастворимы.

Слайд 14. Щелочные и щелочноземельные металлы с водой могут образовывать щелочи не только с помощью своих оксидов, но и при непосредственном взаимодействии. Это будут реакции замещения.

 активный металл + вода → щёлочь (растворимое основание) + водород 2Na + 2HOH →2NaOH + H2  ↑ 

Демонстрационный опыт: взаимодействие натрия с водой К какому типу относится данная реакция?

Слайд 17. Щелочные и щелочноземельные металлы с водой могут образовывать щёлочи не только с помощью своих оксидов, но и при непосредственном взаимодействии. Только это будут уже реакции замещения.

 

Словесно-наглядный

 

Слайд 18. Если вы обратите внимание на уже знакомую вам таблицу растворимости гидроксидов и солей в воде, то заметите, что в некоторых клетках этой таблицы стоят прочерки, которые обозначают, что данное вещество в водной среде разлагается, или как говорят, гидролизуется.

Посмотрим последний видеофрагмент.

Запишем уравнение реакции.

CaC2 + 2HOH  =  Ca(OH)2↓ + C2H2

Слайд 19. Гидролиз может быть обратимым и необратимым.  Мы рассмотрели пример необратимого гидролиза.

Подведение итогов

Итак:

Подведём итоги урока.

1.     Какие типы химических реакций характерны для воды?

2.     С какими химическими веществами взаимодействует вода?

Какие продукты реакции могут образовываться при реакциях воды с различными веществами?

1.                 Для воды характерны все типы реакций: соединения, разложения, замещения, обмена.

2.                 Электролиз, фотолиз,  гидролиз – реакции с участием воды.

Запишите уравнения следующих реакций с участием воды: 

а)водород  +  кислород

б) оксид натрия   +  азотная кислота

в) калий   +  вода

г)гидроксид  алюминия   +  соляная кислота

д) оксид цинка  +   водород

е) оксид кальция  +  вода

Укажите типы реакций по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции».     

      Проверка  задания 

а)  2Н2  + O2 →  2Н2O  - соединение

б)  Na2О  +  2НNО3 → 2NaNО3 + Н2О -обмен

в)   2K + 2Н2О → 2KОН  + Н2 - замещение

г)   AI(ОН)3  +  3HCI →  AICI3  + Н2О - обмен

д)  ZnOH2 Zn  + Н2О - замещение

е)   CaO  +  H2OCa(OH)2 - соединение

Домашнее задание

Слайд 21. § 33, упр 1, стр 173