Конспект урока "Тёплый хлеб"
Оценка 4.9

Конспект урока "Тёплый хлеб"

Оценка 4.9
doc
02.06.2024
Конспект урока "Тёплый хлеб"
Урок литературного чтения 3 класс Паустовский Тёплый хлеб..doc

1.      Урок проводится по УМК «Планета знаний» в 3 классе.

2.      Тема урока Константин Георгиевич Паустовский «Тёплый хлеб».

3.      Цели урока:

работать  со сказкой  К.Г. Паустовского;

развивать речь и обогащать словарный запас детей;

развитие навыка восприятия художественного произведения, творческой деятельности;

осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков героев прочитанных произведений;

продолжить работу по моделированию обложки;

формировать оценочную самостоятельность.

4.      Планируемые результаты:

Личностные: осознание чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; знакомство с культурно-историческим наследием своей страны, общечеловеческими ценностями; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Метапредметные: овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественного произведения (выявление морали), умения высказывать и пояснять свою точку зрения; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметные: формирование читательской компетентностью; овладение приемами понимания прослушанного произведения; умение пользоваться словарем; умение составлять несложные монологические высказывания о героях произведения, правильно называть  сказки из круга детского чтения; различать сказку и рассказ; сравнивать героев сказки; выделять особенности  сказок К.Г. Паустовского.

5.      Урок начинается с темы и целей урока, определение планируемых результатов.

6.      Урок продолжит работа над высказыванием К.Г. Паустовского;

7.      Знакомство с автобиографией автора.

8.      Ученики читают  текст, у каждого он лежит на столе. Дети приходят к выводу, что: «Доброта – бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить, и невозможна сама жизнь»

9.      Физминутка «Конь».

10.  Новый материал – продолжает групповая работа.

11.  Новый материал (Продолжение) -  Знакомство с устаревшими словами.

12.  Физминутка «Подрастает зёрнышко».

13.   Выборочное чтение.

14.  Изготовление модели  обложки.

15.  Кластер.

16.  Рефлексия.

17.  Книжная полка.

18.  Итог урока.

Слайд - 1

Урок литературного чтения 3 класс «Планета знаний»

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

Слайд - 2

Цели урока:

v       работать  со сказкой  К.Г. Паустовского;

v       развивать речь и обогащать словарный запас детей;

v       развитие навыка восприятия художественного произведения, творческой деятельности;

v       осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков героев прочитанных произведений;

v       продолжить работу по моделированию обложки;

            формировать оценочную самостоятельность.

Слайд - 3

Планируемые результаты:

v       Личностные: осознание чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; знакомство с культурно-историческим наследием своей страны, общечеловеческими ценностями; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

v       Метапредметные: овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественного произведения (выявление морали), умения высказывать и пояснять свою точку зрения; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

v       Предметные: формирование читательской компетентностью; овладение приемами понимания прослушанного произведения; умение пользоваться словарем; умение составлять несложные монологические высказывания о героях произведения, правильно называть  сказки из круга детского чтения; различать сказку и рассказ; сравнивать героев сказки; выделять особенности  сказок К.Г. Паустовского.

Ход урока


1. Вступительное слово учителя. Определение цели урока. 
     Константин Георгиевич Паустовский один из самых известных писателей
XX века. Ещё ваши дедушки и бабушки полюбили его произведения, которые одинаково интересны и детям, и взрослым.

      К.Г. Паустовский говорил: «Думать, что твои писания смогут изменить к лучшему жизнь наивно, но писать без веры невозможно».

 Сказки К.Г. Паустовского направляют душу читателя в сторону добра.

Произведение «Тёплый хлеб» мудрая и добрая сказка.

Слайд - 4

«Доброта – бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить, и невозможна сама жизнь», писал К.Г. Паустовский.

1) Актуализация знаний. 

     Сегодня мы начинаем знакомство со сказкой К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». А какие произведения этого автора вам уже знакомы? О чем они? Что вы знаете об авторе?

Слайд - 5

2) Автобиография.

Константин Георгиевич Паустовский   родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Поэзия вошла в жизнь будущего писателя с детских лет. В годы Великой Отечественной войны Константин Георгиевич ездил на фронт в качестве военного корреспондента ТАСС.

Тематика прозы К.Г.Паустовского разнообразна. Он писал о художниках, поэтах, прозаиках, композиторах, о природе.

Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Свое стремление к чуду писатель воплотил в создании сказок — «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Растрепанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша», «Теплый хлеб». Умер Паустовский в Москве 14 июля 1968года.

Слайд – 6

3)Знакомство с произведением.

4) Комментированное чтение сказки.
1)Чтение вслух первого абзаца.
- Когда происходят события? (В годы Гражданской войны).
- Где происходят события? (В обычной русской деревне). 
2) Первое знакомство с героями.
- Назовите героев сказки. (Конь, Панкрат, Филька).
- Что автор говорит о каждом герое? 
Конь был ранен во время войны.  Он  труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем.
Панкрат – мельник, живет в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от нее), умный и проницательный («быстрые глаза»), из-за этого, наверно, его и считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь. 
Филька
– молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя».
- Как это прозвище характеризует героя? (Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает, прежде всего, о себе). 

5)  Анализ завязки.
-  Поразмышляем над тем событием, из-за которого все произошло.
- Вспомните, как называется событие, которое начинает действие. (Завязка).
- Какое событие будет завязкой этой сказки? (Филька обижает коня).
- Как называется та часть сказки, которая была до завязки? (Экспозиция).
- О чем была экспозиция сказки «Теплый хлеб»? (Узнали когда и где происходят события, познакомились с героями).

Слайд - 7

3.       Физминутка  «Конь».

Конь копытом застучал,

Головою покачал,

Низко голову склонил

И воды в реке попил.

Снова голову поднял

И по полю поскакал.

4.       Групповая работа.

Задание для группы № 1

Что, по-вашему, в сказке реальное, а что сказочное? Действительно ли это произведение можно считать сказкой? Определите черты народной и авторской сказки.

Задание для группы № 2

В сказке говорится о спасении жителей деревни от гибели. Последите за тем, как возникла стужа, а затем ее сменила оттепель. Что в изображении мороза и оттепели явно от сказки, а что – от изображения живой природы?

Задание для группы № 3

Как бабка объяснила начало мороза? Что понял Филька, слушая этот рассказ?

Задание для группы № 4

Если бы сказка была не писательской, а народной, то как бы вы ее начали и закончили? Какие слова важны для концовки и начала?

Задание для группы № 5

Рабочая тетрадь стр. 53  Задание 3* 

Задание для группы № 6

Рабочая тетрадь стр. 54 - 55  задание 6*.

5.      Проверка групповой работы.

Слайд - 8 

Задание для группы № 1

Что, по-вашему, в сказке реальное, а что сказочное? Действительно ли это произведение можно считать сказкой? Определите черты народной и авторской сказки.

Реальные события

Сказочные события

События происходят в годы Гражданской войны, обычной русской деревне.

Слеза скатилась у коня из глаз. И тотчас засвистел пронзительный ветер, замёрзли колодцы…

Слайд - 9

Задание для группы № 2

В сказке говорится о спасении жителей деревни от гибели. Последите за тем, как возникла стужа, а затем ее сменила оттепель. Что в изображении мороза и оттепели явно от сказки, а что – от изображения живой природы?

Сказочные изображения

Изображения  живой природы

Свист, вызывающий вьюгу, стужу и наказывающий за злой поступок.

Говорящая сорока.

Наступление зимних холодов. Сменяется наступлением оттепели.

Слайд - 10

Задание для группы №3
Как бабка объяснила начало мороза? Что понял Филька, слушая этот рассказ?

 

Бабка

Филька

Рассказ бабки о происшествии 100-летней давности (легенда). 

Решение Фильки идти за помощью к людям. 

Слайд - 11

Задание для группы № 4

Если бы сказка была не писательской, а народной, то как бы вы ее начали и закончили? Какие слова важны для концовки и начала?

(Жили – были, Стали жить поживать…)

Композиция: 
1. Зачин (присказка)

2. Сказочное повествование (герой – дорога – сказочные герои)

3. Концовка. 

Слайд - 12

Задание для группы № 5

Рабочая тетрадь стр. 53

Задание 3* Сравнение

Заполните таблицу «Беда в Бережках». Из – за чего, начался сильный мороз? Запиши.

Первый случая

Второй случая

Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: «Вот тебе! Жуй!» - «Мне хлеб с полу поднять невозможно, - говорит солдат. У меня вместо ноги деревяшка».  (стр. 27)

Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу: «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

- На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди,  копай его мордой из – под снега! Иди,  копай!  (стр. 24)

Слайд - 13

Задание для группы № 6

Рабочая тетрадь стр. 54 - 55  задание 6*.

Кроссворд  «Герои сказки».

1.      Кто обидел коня?                                                                   (Филька)

2.      Какая кличка была у коня?                                                   (Мальчик)

3.      Кто объяснил Фильке, отчего наступил мороз?                 (бабка)

4.      Кто вылечил коня и дал добрый совет мальчику?             (Панкрат).

Слайд - 14

6.      Физминутка  «Подрастает зёрнышко».

Подрастает зёрнышко

(Потянулись)

Потянулось к солнышку.

(Руки вверх.)

С ветерком оно играет,

(Прогнулись.)

Ветерок его качает,

(Наклоны туловища.)

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет!

(Присели.)

Слайд - 15

7.      Знакомство с устаревшими словами.

Кавалерист – всадник.

Ватник – стёганая куртка на вате.

Картуз – фуражка.

Христорадники – попрошайки, нищие.

Камердинер – домашний слуга.

Осокорь – дерево, разновидность тополя.

Застреха – нижний край избы.

Слайд – 16, 17

8.    Выборочное чтение.

Слайд – 18

9.    Творческая работа

Изготовление модели обложки.

- Почему автор так озаглавил своё произведение?

(Хлеб всему голова.)

Слайд – 19

Кластер.

Слайд – 20

Рефлексия

Я узнал (а)…

Было интересно…

Мне понравилось…

Было трудно…

Я научился …

Я попробую…

Меня удивило…

Слайд – 21

Книжная полка.

10. Подведение итогов урока. Оценки.

Итак, черты сказки и реалистического произведения переплетаются в этом произведении.

- А какова же мораль сказки?

-Человек ответственен за свои поступки, злое сердце – холодное сердце, от этого человек может даже умереть.

- Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок.

- Когда люди вместе берутся за дело им многое по силам.

- Человек должен помнить, что человек и природа это одно целое.

 

Слайд – 22

Спасибо за работу!


Урок проводится по УМК «Планета знаний» в 3 классе

Урок проводится по УМК «Планета знаний» в 3 классе

К.Г. Паустовского; v развивать речь и обогащать словарный запас детей; v развитие навыка восприятия художественного произведения, творческой деятельности; v осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков…

К.Г. Паустовского; v развивать речь и обогащать словарный запас детей; v развитие навыка восприятия художественного произведения, творческой деятельности; v осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков…

Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными

Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными

Задание для группы № 4 Если бы сказка была не писательской, а народной, то как бы вы ее начали и закончили?

Задание для группы № 4 Если бы сказка была не писательской, а народной, то как бы вы ее начали и закончили?

Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку

Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку

Слайд – 20 Рефлексия Я узнал (а)…

Слайд – 20 Рефлексия Я узнал (а)…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2024