1. Урок проводится по УМК «Планета знаний» в 3 классе.
2. Тема урока Константин Георгиевич Паустовский «Тёплый хлеб».
3. Цели урока:
работать со сказкой К.Г. Паустовского;
развивать речь и обогащать словарный запас детей;
развитие навыка восприятия художественного произведения, творческой деятельности;
осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков героев прочитанных произведений;
продолжить работу по моделированию обложки;
формировать оценочную самостоятельность.
4. Планируемые результаты:
Личностные: осознание чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; знакомство с культурно-историческим наследием своей страны, общечеловеческими ценностями; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.
Метапредметные: овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественного произведения (выявление морали), умения высказывать и пояснять свою точку зрения; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметные: формирование читательской компетентностью; овладение приемами понимания прослушанного произведения; умение пользоваться словарем; умение составлять несложные монологические высказывания о героях произведения, правильно называть сказки из круга детского чтения; различать сказку и рассказ; сравнивать героев сказки; выделять особенности сказок К.Г. Паустовского.
5. Урок начинается с темы и целей урока, определение планируемых результатов.
6. Урок продолжит работа над высказыванием К.Г. Паустовского;
7. Знакомство с автобиографией автора.
8. Ученики читают текст, у каждого он лежит на столе. Дети приходят к выводу, что: «Доброта – бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить, и невозможна сама жизнь»
9. Физминутка «Конь».
10. Новый материал – продолжает групповая работа.
11. Новый материал (Продолжение) - Знакомство с устаревшими словами.
12. Физминутка «Подрастает зёрнышко».
13. Выборочное чтение.
14. Изготовление модели обложки.
15. Кластер.
16. Рефлексия.
17. Книжная полка.
18. Итог урока.
Слайд - 1
Урок литературного чтения 3 класс «Планета знаний»
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».
Слайд - 2
Цели урока:
v работать со сказкой К.Г. Паустовского;
v развивать речь и обогащать словарный запас детей;
v развитие навыка восприятия художественного произведения, творческой деятельности;
v осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков героев прочитанных произведений;
v продолжить работу по моделированию обложки;
формировать оценочную самостоятельность.
Слайд - 3
Планируемые результаты:
v Личностные: осознание чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; знакомство с культурно-историческим наследием своей страны, общечеловеческими ценностями; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.
v Метапредметные: овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественного произведения (выявление морали), умения высказывать и пояснять свою точку зрения; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
v Предметные: формирование читательской компетентностью; овладение приемами понимания прослушанного произведения; умение пользоваться словарем; умение составлять несложные монологические высказывания о героях произведения, правильно называть сказки из круга детского чтения; различать сказку и рассказ; сравнивать героев сказки; выделять особенности сказок К.Г. Паустовского.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Определение цели
урока.
Константин Георгиевич Паустовский один из самых известных писателей XX века. Ещё
ваши дедушки и бабушки полюбили его произведения, которые одинаково интересны и
детям, и взрослым.
К.Г. Паустовский говорил: «Думать, что твои писания смогут изменить к лучшему жизнь наивно, но писать без веры невозможно».
Сказки К.Г. Паустовского направляют душу читателя в сторону добра.
Произведение «Тёплый хлеб» мудрая и добрая сказка.
Слайд - 4
«Доброта – бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить, и невозможна сама жизнь», писал К.Г. Паустовский.
1) Актуализация знаний.
Сегодня мы начинаем знакомство со сказкой К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». А какие произведения этого автора вам уже знакомы? О чем они? Что вы знаете об авторе?
Слайд - 5
2) Автобиография.
Константин Георгиевич Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Поэзия вошла в жизнь будущего писателя с детских лет. В годы Великой Отечественной войны Константин Георгиевич ездил на фронт в качестве военного корреспондента ТАСС.
Тематика прозы К.Г.Паустовского разнообразна. Он писал о художниках, поэтах, прозаиках, композиторах, о природе.
Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Свое стремление к чуду писатель воплотил в создании сказок — «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Растрепанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша», «Теплый хлеб». Умер Паустовский в Москве 14 июля 1968года.
Слайд – 6
3)Знакомство с произведением.
4) Комментированное чтение сказки.
1)Чтение вслух первого абзаца.
- Когда происходят события? (В годы Гражданской
войны).
- Где происходят события? (В обычной русской
деревне).
2) Первое знакомство с героями.
- Назовите героев сказки. (Конь, Панкрат,
Филька).
- Что автор говорит о каждом герое?
Конь
был ранен во время войны. Он труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу,
помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о
нем.
Панкрат – мельник, живет в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю
деревни или в стороне от нее), умный и проницательный («быстрые глаза»), из-за
этого, наверно, его и считали колдуном. Мало разговаривает, много работает.
Видит человека насквозь.
Филька
– молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему
дали прозвище «Ну Тебя».
- Как это прозвище характеризует героя? (Фильке
наплевать на сверстников, на старших, он думает, прежде всего, о себе).
5) Анализ завязки.
- Поразмышляем над тем событием, из-за которого
все произошло.
- Вспомните, как называется событие, которое
начинает действие. (Завязка).
- Какое событие будет завязкой этой сказки?
(Филька обижает коня).
- Как называется та часть сказки, которая была
до завязки? (Экспозиция).
- О чем была экспозиция сказки «Теплый хлеб»?
(Узнали когда и где происходят события, познакомились с героями).
Слайд - 7
3. Физминутка «Конь».
Конь копытом застучал,
Головою покачал,
Низко голову склонил
И воды в реке попил.
Снова голову поднял
И по полю поскакал.
4. Групповая работа.
Задание для группы № 1
Что, по-вашему, в сказке реальное, а что сказочное? Действительно ли это произведение можно считать сказкой? Определите черты народной и авторской сказки.
Задание для группы № 2
В сказке говорится о спасении жителей деревни от гибели. Последите за тем, как возникла стужа, а затем ее сменила оттепель. Что в изображении мороза и оттепели явно от сказки, а что – от изображения живой природы?
Задание для группы № 3
Как бабка объяснила начало мороза? Что понял Филька, слушая этот рассказ?
Задание для группы № 4
Если бы сказка была не писательской, а народной, то как бы вы ее начали и закончили? Какие слова важны для концовки и начала?
Задание для группы № 5
Рабочая тетрадь стр. 53 Задание 3*
Задание для группы № 6
Рабочая тетрадь стр. 54 - 55 задание 6*.
5. Проверка групповой работы.
Слайд - 8
Задание для группы № 1
Что, по-вашему, в сказке реальное, а что сказочное? Действительно ли это произведение можно считать сказкой? Определите черты народной и авторской сказки.
Реальные события |
Сказочные события |
События происходят в годы Гражданской войны, обычной русской деревне. |
Слеза скатилась у коня из глаз. И тотчас засвистел пронзительный ветер, замёрзли колодцы… |
Слайд - 9
Задание для группы № 2
В сказке говорится о спасении жителей деревни от гибели. Последите за тем, как возникла стужа, а затем ее сменила оттепель. Что в изображении мороза и оттепели явно от сказки, а что – от изображения живой природы?
Сказочные изображения |
Изображения живой природы |
Свист, вызывающий вьюгу, стужу и наказывающий за злой поступок. Говорящая сорока. |
Наступление зимних холодов. Сменяется наступлением оттепели. |
Слайд - 10
Задание для группы №3
Как бабка объяснила начало мороза? Что понял Филька, слушая этот рассказ?
Бабка |
Филька |
Рассказ бабки о происшествии 100-летней давности (легенда). |
Решение Фильки идти за помощью к людям. |
Слайд - 11
Задание для группы № 4
Если бы сказка была не писательской, а народной, то как бы вы ее начали и закончили? Какие слова важны для концовки и начала?
(Жили – были, Стали жить поживать…)
Композиция:
1. Зачин (присказка)
2. Сказочное повествование (герой – дорога – сказочные герои)
3. Концовка.
Слайд - 12
Задание для группы № 5
Рабочая тетрадь стр. 53
Задание 3* Сравнение
Заполните таблицу «Беда в Бережках». Из – за чего, начался сильный мороз? Запиши.
Первый случая |
Второй случая |
Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: «Вот тебе! Жуй!» - «Мне хлеб с полу поднять невозможно, - говорит солдат. У меня вместо ноги деревяшка». (стр. 27) |
Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу: «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал: - На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из – под снега! Иди, копай! (стр. 24) |
Слайд - 13
Задание для группы № 6
Рабочая тетрадь стр. 54 - 55 задание 6*.
Кроссворд «Герои сказки».
1. Кто обидел коня? (Филька)
2. Какая кличка была у коня? (Мальчик)
3. Кто объяснил Фильке, отчего наступил мороз? (бабка)
4. Кто вылечил коня и дал добрый совет мальчику? (Панкрат).
Слайд - 14
6. Физминутка «Подрастает зёрнышко».
Подрастает зёрнышко
(Потянулись)
Потянулось к солнышку.
(Руки вверх.)
С ветерком оно играет,
(Прогнулись.)
Ветерок его качает,
(Наклоны туловища.)
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет!
(Присели.)
Слайд - 15
7. Знакомство с устаревшими словами.
Кавалерист – всадник.
Ватник – стёганая куртка на вате.
Картуз – фуражка.
Христорадники – попрошайки, нищие.
Камердинер – домашний слуга.
Осокорь – дерево, разновидность тополя.
Застреха – нижний край избы.
Слайд – 16, 17
8. Выборочное чтение.
Слайд – 18
9. Творческая работа
Изготовление модели обложки.
- Почему автор так озаглавил своё произведение?
(Хлеб всему голова.)
Слайд – 19
Кластер.
Слайд – 20
Рефлексия
Я узнал (а)…
Было интересно…
Мне понравилось…
Было трудно…
Я научился …
Я попробую…
Меня удивило…
Слайд – 21
Книжная полка.
10. Подведение итогов урока. Оценки.
Итак, черты сказки и реалистического произведения переплетаются в этом произведении.
- А какова же мораль сказки?
-Человек ответственен за свои поступки, злое сердце – холодное сердце, от этого человек может даже умереть.
- Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок.
- Когда люди вместе берутся за дело им многое по силам.
- Человек должен помнить, что человек и природа это одно целое.
Слайд – 22
Спасибо за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.