Конспект урока "Учитесь писать письма"
Оценка 4.9

Конспект урока "Учитесь писать письма"

Оценка 4.9
docx
30.07.2020
Конспект урока "Учитесь писать письма"
Петренко Анастасия Алексеевна МОУ СОШ №8 с. Грушевское.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №8"

с. Грушевское

Александровский район, Ставропольский край

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всероссийский конкурс

Лучший урок письма-2018

Номинация: "Лучшая методическая разработка проведения Урока письма"

Название работы: Учитесь писать письма!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018


Технологическая карта урока русского языка

Составила: учитель русского языка и литературы Петренко А.А.

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, в  двух частях. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова. М: Просвещение, 2015.

Тип урока:  изучение нового материала

Тема урока: Учитесь писать письма!

Цели урока:

предметные:

1.     Организация изучения нового материала.

2.     Формирование  практических навыков  грамотного оформления конверта, учить писать сочинение  в жанре письма

личностные:

1.     Воспитание самостоятельности:

2.     Воспитание культуры общения.

 метапредметные:

1.     Развитие речи учащихся.

2.     Развитие творческих способностей

3.     Развитие познавательного интереса учащихся.

- деятельностная:  Развивать умение правильного обращения в письме, умения выразить свои чувства и мысли на бумаге. Учиться подбирать и выстраивать     содержание письма в соответствии с его жанром.
- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

- содержательная:  познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель  урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.  

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Средства обучения: компьютер, проектор,   учебник, мультимедийная презентация, карточки, цветные жетоны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулировки деятельности учителя и обучающихся.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный.

Мотивация к учебной деятельности,  познавательной активности

Приветствие.

 

 Просмотр фрагмента мультфильма, где дядя Федор пишет письмо родителям «Дорогие мои, мама и папа…»

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

II. Формулирование темы, постановка цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь, просмотрев этот фрагмент, скажите, ребята, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Какова тема нашего урока?  (Мы будем говорить о письме)

Давайте вместе сформулируем цель нашего урока, опираясь на его тему и используя опорные  слова на доске.

Познакомиться, с чем…;

Развить умение …..;

Понять ….

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о письме, будем учиться писать письмо. Почему учиться? Потому, что письмо – это сочинение, которое имеет свою композицию, тему, обязательные части:       обращение, основная часть и заключение.

Наш урок мне хотелось бы назвать вот такой побудительной фразой: "Учитесь писать письма!" Я призываю вас быть соучастниками возрождения искусства эпистолярного сочинительства. И хочу поставить перед вами такие вопросы:  почему так важно  уметь писать письма? Зачем люди вообще придумали письмо? Но на эти вопросы вы ответите в конце урока.

Откройте свои тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

Обучающиеся слушают учителя, формируют тему урока, ставят цели. (Отвечают на вопросы с места).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Целеполагание

Общеучебные

Логические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Практическая часть.

 

 

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторический экскурс.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с раздаточным материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультми

нутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

Коллективная работа

I А сейчас скажите, что такое эпистолярный жанр? (словарь иностранных слов)

Эпистола,-ы,ж.( греч. посылаю,отправляю).Письмо, послание

Эпистолярный,-ая (фр < греч. — см. эпистола]. 1. Относящийся к частной переписке, письмам. Эпистолярное наследие писателя. 2. Имеющий форму переписки. Э. роман (роман в письмах).

В ваших глазах я вижу недоумение: зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить. Но обратите внимание на эпиграф к уроку: «Как хорошо, что люди придумали почту… Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь  и бросишь его в другую душу – ждущую и мятущуюся…» Надежда Тэффи.

 

Скажите, чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?

С развитием техники люди разучились писать письма. Конечно, легче позвонить или отправить SMS. Скажите, а что такое “письмо”? Давайте посмотрим словарь Ожегова и зачитаем:

1.                               Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь.

2.                               Умение писать.

3.                               Система графических знаков для передачи, запечатления речи.

- Как же давно начали писать письма? Обратимся к истории. (Заранее подготовленный ученик)

- С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал “письмо” со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Потом глиняные таблички, берестяные грамоты, письма на пергаменте. Неважно на чем, но человек старался высказать свои мысли и чаяния посредством письма. Уже тогда существовали деловые письма, с помощью которых человек осуществлял обмен информацией, делал предложения и вел переговорное общение. Первыми письмами на Руси были берестяные грамоты. Постепенно, с изобретением бумаги, письма приобрели тот вид, к которому мы сейчас привыкли.

- Ребята, а вы знаете какими бывают письма? Давайте об этом прочитаем в учебнике (стр.101).

Дополнение учителя

1.                    Деловое письмо – сообщение конкретных фактов, короткое по содержанию, пишется очень разборчиво, чаще печатается, чтобы можно было без труда разобрать, если необходимо заверяется печатью, подписями, официальное обращение по имени, отчеству.

2.                    Дружеское письмо – рассказ о делах и событиях вашей жизни близким людям – родственникам, друзьям, более свободная форма изложения, пишется от руки, но разборчиво, аккуратно; уважительное обращение.

3.                    Поздравительное письмо – небольшой текст, куда входят обращение, поздравление, пожелания; как правило, пишется на открытках.

4.                    Письмо в газету – сообщают об общественно-значимых проблемах, т.е. которые волнуют всех людей.

 

- Итак, письма бывают разные. К одному стилю речи они относятся или нет? (нет)

Ещё А.С.Пушкин писал: “Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка”. В письмах мы найдём и штампы официальной речи, и элементы публицистической речи, и образные выражения речи художественной.

Чтобы убедиться в этом, предлагаю каждому   прочитать тексты   в раздаточных материалах – задание 1. Прочитайте их сначала про себя.  Затем   представьте, что именно вы – автор письма и попытайтесь при чтении вслух с наибольшей точностью передать интонацию пишущего.

Текст 1.

Привет, Вован!

Поздравляю тебя с днюхой! Пусть житуха всегда тебя радует,  ведь ты реальный пацан! Предкам привет! Скоро каникулы, так что увидимся.

Ну, все, пока! До встречи. Твой друган Леха.

·  Удалось ли читающему передать интонацию автора письма?

·  Какую разновидность языка (стиль) использует автор письма? (разговорную речь, язык нелитературный). Докажите (цель – общение, много разговорных слов, простых и восклицательных предложений,  неофициальная обстановка)

Текст 2

Отрывок из письма И.С.Тургенева Полине Виардо (знаменитой певице, к которой Тургенев И.С. испытывал особенно нежные чувства во время своего проживания за границей в Париже, во время его или ее отлучек между ними шла переписка).

Спасское. 1868.

«…Кругом было восхитительно красиво; и если Вы когда – нибудь приедете в Спасское, я поведу Вас к этой скамье. <...>  Две великолепные сосны редкой породы растут вплотную друг к другу посреди  хорошенькой лужайки; за ними сквозь свисающие ветви берез виден пруд, или, вернее, Спасское озеро…Вы увидите, это очень красиво».

·           Отличается ли язык письма от предыдущего? Каким языком оно написано, если говорить о функциональных разновидностях языка? (языком художественной литературы).

·           Докажите (цель – воздействие на чувства читателя, используются выразительные средства языка, обороты речи – эпитеты)

О письме мы много знаем, и его мы изучаем.

Раз, два, три, четыре, пять – будем письма мы писать.

Руки вверх мы поднимаем, головою покачаем,

вот присядем  пару раз и подпрыгнем пару  раз.

Глубоко теперь вздохнем и работать вновь начнем.

А теперь давайте рассмотрим алгоритм написания письма. Выполним упр 223.  И посмотрим, есть ли в этом письме все необходимые составляющие.

1.     Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).

2.     Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3.     Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4.     Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5.     Подпись. Дата.

- Что нужно сделать, чтобы письмо дошло до своего адресата? Действительно, необходимо правильно заполнить конверт.

А кто такой “адресат”?

Учащиеся находят в словаре Ожегова лексическое значение слова “адресат”, записывают в тетради.

·         Адресат – тот, кому адресовано письмо.

·         Адресант – тот, кто пишет письмо.

Подумаем, для чего мы пишем письма (какие коммуникативные задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми?)                                                                            

·         Сообщить, оповестить;

·         Поздравить;

·         Извиниться;

·         Поделиться чувствами, впечатлениями;

·         Поблагодарить и т. д.

Эпистолярный жанр – это труд души, обращенный к другому человеку. Помните, адресат ждет от вас писем, полных дружеского расположения и участия.

Конечно же, и  ваше письмо, ребята, обрадует адресата, если вы будете  знать правила написания писем. Сейчас прошу вас  каждого поработать самостоятельно. Составьте такие правила, соединив стрелками начало предложения с фрагментами из правого столбика (см. раздаточные материалы – задание 2).

Совместная проверка (УЧЕНИКИ ПО ОДНОМУ ЗАЧИТЫВАЮТ ПРАВИЛА и идет  сверка со слайдом по одному щелчку – открытию предложения)

- Ребята, согласны ли вы с тем, что  такие правила соблюдать нужно?

 

- А теперь достаньте конверты, мы попробуем их правильно заполнить

Правила заполнения конверта. В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения. А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.

В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.

 

Теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо писать, вы сами попробуете написать письмо, это будет вашим домашним заданием.

Прочитайте один из советов академика Д. С. Лихачёва:

«Прежде всего одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать пра­вильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите пись­ма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например)».

 

Работа со словарем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком

 

 

 

 

 

 

 

Слушают подготовленного ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с карточками, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетради алгоритм написания письма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетради

 

 

 

 

 

 

Запись в тетради

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

Познавательные

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

Познавательные

Личностные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

IV.Рефлексия.

А теперь, ребята, давайте вернемся к вопросам, поставленным в начале урока:

- Почему так важно  уметь писать письма? (Письма сокращают расстояния, дают возможность, хотя бы на несколько минут, приблизить дорогого вам человека, они в какой-то степени формируют характер человека, шлифуют его. Ведь в письме, как в дневнике, человек сосредотачивается, сам себя систематизирует, итожит, познает себя, объясняет себя другому).

 - Зачем люди вообще придумали письмо? (Письма наполнены теплотой, душевностью, читая письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).

Обратите внимание, ребята, на партах у вас лежат цветные жетоны. Прикрепите их к одному из конвертов, которые вы видите на доске (Конверты «Мне интересно», «Я доволен», «Мне скучно», «Много непонятного», «Появились вопросы»).

Пока дети прикрепляют жетоны, звучит песня «Напиши мне письмо».

Сказать о результатах, полученных в ходе рефлексии (например: Мне приятно, что без внимания остались конверты «Мне скучно», «Много непонятного» и т.п.).

А закончить урок мне хотелось бы словами Надежды Тэффи, эпиграфом нашего урока: «Как хорошо, что люди придумали почту… Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь  и бросишь его в другую душу – ждущую и мятущуюся…» 

Не забывайте о своих близких и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью. Как приятно, придя домой, услышать: “А тебе письмо!” Значит, о тебе помнят, хотят поделиться с тобой своей радостью, узнать, как ты живешь.

Я благодарю вас за поддержку, помощь, активное участие на уроке и желаю дальнейших успехов. Спасибо за урок.

 

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции материала на уроке и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Личностные

 

V.Домашнее задание.

Упражнение 225

(Написать сочинение)

 

 

 

 

 

Приложение

Задание 1

Прочитайте сначала про себя.  Затем   представьте, что именно вы – автор письма и попытайтесь при чтении вслух с наибольшей точностью передать интонацию пишущего.

Текст 1.

Привет, Вован!

Поздравляю тебя с днюхой! Пусть житуха всегда тебя радует,  ведь ты реальный пацан! Предкам привет! Скоро каникулы, так что увидимся.

Ну, все, пока! До встречи. Твой друган Леха.

 

Текст 2

Отрывок из письма И.С.Тургенева Полине Виардо (знаменитой певице, к которой Тургенев И.С. испытывал особенно нежные чувства во время своего проживания за границей в Париже, во время его или ее отлучек между ними шла переписка).

Спасское. 1868.

 

«…Кругом было восхитительно красиво; и если Вы когда – нибудь приедете в Спасское, я поведу Вас к этой скамье. <...>  Две великолепные сосны редкой породы растут вплотную друг к другу посреди  хорошенькой лужайки; за ними сквозь свисающие ветви берез виден пруд, или, вернее, Спасское озеро…Вы увидите, это очень красиво».

 

Задание 2

 

Составьте правила написания письма, соединив стрелками начало предложения с


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №8" с

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №8" с

Технологическая карта урока русского языка

Технологическая карта урока русского языка

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Зачем люди вообще придумали письмо?

Зачем люди вообще придумали письмо?

Работа с учебником

Работа с учебником

Физкультми нутка

Физкультми нутка

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Текст 2 Отрывок из письма И.С

Текст 2 Отрывок из письма И.С

Руки вверх мы поднимаем, головою покачаем, вот присядем пару раз и подпрыгнем пару раз

Руки вверх мы поднимаем, головою покачаем, вот присядем пару раз и подпрыгнем пару раз

Адресант – тот, кто пишет письмо

Адресант – тот, кто пишет письмо

А теперь достаньте конверты, мы попробуем их правильно заполнить

А теперь достаньте конверты, мы попробуем их правильно заполнить

Поэтому пишите пись­ ма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы —…

Поэтому пишите пись­ ма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы —…

IV .Рефлексия. А теперь, ребята, давайте вернемся к вопросам, поставленным в начале урока: -

IV .Рефлексия. А теперь, ребята, давайте вернемся к вопросам, поставленным в начале урока: -

Приложение Задание 1 Прочитайте сначала про себя

Приложение Задание 1 Прочитайте сначала про себя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2020