конспект урока урока к Международному дню распространения грамотности

  • doc
  • 28.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала material_doc.doc

Урок к Международному дню распространения грамотности

Чем больше знаешь, тем больше можешь

Цель:  познакомить учеников с этапами распространения грамотности, привить любовь к русскому языку.

 

Учёба, здравствуй! Школа, здравствуй! Идём за знаньями в поход! Сегодня праздник! Школьный праздник! Встречаем мы учебный год!

Слайд 2-25

В дорогу, девчонки! 
В дорогу, мальчишки! 
По лесенке знаний 
Шагайте смелей! 
Чудесные встречи 
И добрые книжки 
Ступеньками будут на ней.

Припев:
И песенка, и песенка 
В дороге пригодится. 
Учиться надо весело, 
Учиться надо весело! 
Учиться будем весело, 
Чтоб хорошо учиться!

По лесенке знаний
Вы сможете скоро 
Достичь недоступной 
Морской глубины, 
Спуститься под землю, 
Взобраться на горы 
И даже дойти до Луны.

Припев.

Крутые ступеньки 
На лесенке будут, 
Но выверен точно 
Заветный маршрут, 
Чтоб вас подружить 
С удивительным чудом, 
Которое знаньем зовут.

Учиться надо весело. Слова К. Ибряева. Музыка С. Соснина

 

Слайд 26-29

Грамотность — определенная степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Ранее под понятием «грамотный» подразумевали человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле понятие «грамотный» означает не только способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания, но и уметь составлять тексты и анализировать прочитанное, обладать знаниями в какой-либо области, быть готовым к дальнейшему обогащению и развитию своих образовательных возможностей. Образованным людям легче шагать по жизни: перед ними открываются двери, они могут развить задатки, таланты и способности.

Слайд 30-31

Но в современном мире более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Много детей, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира.

Слайд 32

С целью распространения и повышения грамотности среди населения Земли в 1966 году ЮНЕСКО был объявлен всемирный праздник ― Международный день грамотности, который отмечается ежегодно 8 сентября.

Слайд 33

Цель праздника – привлечь внимание к борьбе с неграмотностью и объединить усилия правительств, международных и неправительственных организаций по распространению образования во всем мире.

Слайд 34-39

Ежегодно День грамотности посвящён определённой теме. В разные годы он проходил под девизами: «Значение грамотности для женщин», «Грамотность расширяет личные возможности», «Грамотность и здоровье», «Грамотность обеспечивает устойчивое развитие», «Читая прошлое, пишем будущее», «Грамотность в цифровом мире» и др.

Слайд 40-41

Раз в год ЮНЕСКО присуждает пять премий за распространение грамотности: три премии имени Конфуция (The UNESCO Confucius Prize for Literacy), учрежденные в 2005 году при поддержке правительства КНР, и две премии имени короля Сечжона (The UNESCO King Sejong Literacy Prize), учрежденные в 1989 году при поддержке правительства Южной Кореи.

Слайд 42

В разных странах мира в этот день различные государственные и общественные здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей, читающих книги, газеты и журналы; выдающихся деятелей культуры, политических лидеров, известных спортсменов и т.д.

Слайд 43-45

В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных праздников. Для обучающихся устраивают викторины, олимпиады, КВНы по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать, это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.

 

Слайд 46-55

Что значит быть грамотным?

Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Слово про слово. Автор: Ю. Энтин 

Слайд 56-57

Согласно резолюции ЮНЕСКО 1958 года неграмотными считаются люди, которые не могут прочитать и написать короткое, простое сообщение о своей повседневной жизни. Говоря о человеке, как о грамотном, мы подразумеваем, что он умеет как читать, так и писать.

Слайд 58

Френсис Бэкон утверждал, что чтение создаёт полноценного человека, обсуждение подготавливает его, а письмо завершает его.

Слайд 59-60

Конкретное содержание понятия грамотности менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию человека — от элементарных умений читать, писать, считать к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков (функциональная грамотность).

Слайд 61

 «Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь», - говорил Эдмонд Абу.

Слайд 62

Исторический очерк распространения грамотности на Руси

О распространении грамотности в Древней Руси свидетельствует множество берестяных грамот, раскопанных в Новгороде А.В. Арциховским в 1951 году.

Слайд 63-65

Быстрому распространению письменности способствовало принятие христианства в 988 г., в Киевском государстве появилась потребность в грамотности и в обучении грамоте.  Стали появляться первые школы, которые были созданы князем Владимиром Святославовичем. «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», — сообщалось в Повести временных лет. Князь Ярослав Мудрый расширил круг людей, обучавшихся грамоте, предписав священникам «по городам и иным местам» учить людей, ибо «велика ведь бывает польза от учения книжного».

Слайд 66-67

Найденные при раскопках в Новгороде, Пскове, Смоленске, других русских городах берестяные грамоты наряду с многочисленными эпиграфическими памятниками стали свидетельством широкого распространения грамотности среди городского населения в Киевской Руси. Сохранялась и поддерживалась грамотность в среде торгово-ремесленного населения Новгорода и Пскова в XIV—XV вв., что подтверждают берестяные грамоты и «граффити» (надписи на стенах храмов).

Слайд 68

Вместе с тем уровень грамотности населения Древней Руси был очень низким, даже среди духовенства, для которого грамотность была ремеслом. Потребность в образованных людях в XVI в. значительно возросла, что было связано с развитием экономики, государственного аппарата объединенной страны, международных связей.

Слайд 69-70

В середине XVI столетия произошло крупнейшее событие в истории русской культуры, сыгравшее необычайно важную роль в развитии грамотности и книжности, — возникло книгопечатание. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышел «Апостол» — первая русская датированная печатная книга. Напечатана Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в типографии, созданной по инициативе Ивана IV и митрополита Макария. Главной книгой для школьников стал букварь, впервые изданный в 1574 году Иваном Федоровым.

Слайд 71

XVII в. еще более увеличил потребности в распространении грамотности и просвещения. Развитие городской жизни, оживление торгово-промышленной деятельности, усложнение системы государственного аппарата, рост связей с зарубежными странами требовали большого числа образованных людей. Распространение книг приобрело в этот период значительно более широкие масштабы.

Слайд 72

В 1687 г. в России было открыто первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (академия), предназначавшееся для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы.

Слайд 73

Серьёзное внимание на распространение грамотности первым обратил Пётр Великий. В 1714 г. он учредил арифметические (цифирные) школы, где учили только грамоте и азам арифметики. В такие школы ходили дети солдат и нижних чинов.

Слайд 74

К XVIII веку образование стало более доступным: появились народные училища, которые было разрешено посещать даже крепостным. Подневольные люди могли учиться только в том случае, если помещик решит оплатить их образование.

Слайд 75

Лишь в XIX веке начальное образование стало бесплатным для всех. Крестьяне ходили в приходские школы, обучение в которых длилось всего один год. Дети купцов и ремесленников в течение трех лет посещали уездные училища, а для дворян были созданы гимназии. Крестьян учили только грамоте и счету. Мещан, ремесленников и купцов обучали истории, географии, геометрии и астрономии, а дворян в школах готовили к поступлению в университеты. Общедоступным образование стало после принятия соответствующего закона в 1908 году.

Слайд 76

Первая российская перепись (1897 г.) показала огромное отставание России от абсолютного большинства стран Европы. Грамотность населения составляла лишь 24% (грамотными считались умевшие хотя бы читать; учёт производился для лиц в возрасте от 9 лет и старше). Внутри страны значительными были различия в грамотности населения: в прибалтийских губерниях отмечался её высокий уровень, а в восточной части Российской империи население было практически полностью неграмотным.

Слайд 77-81

После Октябрьской революции 1917 г. проблема всеобщей грамотности населения выдвигается в качестве важнейшей практической политической задачи. В 1919 году в СССР принят декрет Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В этот процесс включались массовые общественные организации. Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15 должен был иметь школу грамоты. Были созданы курсы ликвидаторов безграмотности в 26 губерниях. Осенью 1923 было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность!», которое к концу года объединяло свыше 100 тысяч членов. Во второй половине 1920-х годов основная работа по ликвидации безграмотности была перенесена в деревню. В течение 10 лет (с 1917 по 1927 гг.) было обучено грамоте до 10 миллионов взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 миллионов человек.

Слайд 82

Данные довоенных советских переписей о быстром росте грамотности (в 1920 - 41,7% грамотных, в 1926 - 51,1%, в 1939 - 81,2%) подтверждают то, что СССР также стал страной сплошной грамотности.

Слайд 83

В послевоенных переписях лиц, не имеющих законченного начального образования, и лиц без образования в составе населения СССР старше 9 лет было: в 1959 - 32,9%, в 1970 - 22,4%, в 1979 - 11,3%, в 1989 - 5,5%.

Слайд 84

По данным Всероссийской переписи населения, в 2010 году уровень грамотности в России достиг 99,8%. Интересно наблюдать и показатели грамотности во временной динамике. В 1926 году было похвально, если человек обладал «умением читать хотя бы по слогам и писать свою фамилию». В опросных листах 2010 года обязательным вопросом становится «наличие ученой степени с указанием ее типа».

Слайд 85

Интересные факты о грамотности

Приведем некоторые интересные факты о грамотности по данным материалов UNESCO Institute for Statistics за 2014.

По данным ЮНЕСКО 2012 года, 781 миллион взрослых людей в возрасте от 15 лет и старше были неграмотными, при этом почти все они (99%) проживали в развивающихся регионах.

Слайд 86

Почти две трети неграмотного взрослого населения в мире (496 миллионов) составляли женщины, причем эта доля оставалась неизменной с 1990 года. Женщины и сейчас составляют более половины неграмотного населения во всех регионах мира. В Восточной и Западной Азии на них приходится почти три четверти неграмотного населения.

Слайд 87

Подавляющее большинство молодых людей в мире являются грамотными: 87 процентов молодых женщин и 92 процента молодых мужчин обладают базовыми навыками чтения и письма.

Слайд 88

В мировом масштабе в период 1990–2012 годов уровень грамотности взрослого населения для мужчин возрос с 82% до 89%, а для женщин — с 69% до 80%.

Слайд 89

За период 1990–2012 годов общемировой уровень грамотности среди молодых женщин возрос с 79% до 87% процентов, а среди молодых мужчин — с 88% до 92%.

Слайд 90

В некоторых частях мира, где многие мальчики и девочки не посещают или бросают школу, уровень грамотности среди молодежи значительно ниже среднемирового показателя.

Слайд 91-92

В странах Африки к югу от Сахары грамотными являются только 64% молодых женщин и 76% молодых мужчин. В Океании и Южной Азии доля молодых мужчин и женщин, имеющих базовые навыки грамотности, значительно ниже среднемировых показателей для каждого пола.

Слайд 93-94

В 2012 году общемировой уровень грамотности среди людей в возрасте от 65 лет и старше составил 70% для женщин и 81% для мужчин.

Наиболее высокий уровень грамотности среди молодежи наблюдается в Японии.

Слайд 95

Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии.

Слайд 96

По данным ОООН, Россия входит в двадцатку самых грамотных стран в мире. А вот по уровню образования, к сожалению, занимает 36 место, уступая многим другим развитым странам. Но стоит учесть, что эти данные были актуальны на 2013 год, когда проводились последние исследования. К 2019 году ситуация явно улучшилась, учитывая общий прогресс развития грамотности в России.

Слайд 97-98

Сегодня понятие грамотности расширяется, наделяется новыми смыслами. И говоря о грамотном человеке, мы подразумеваем, что он не только обладает первичными навыками счета и письма, но и обладает знаниями в финансовой, юридической, экономической сферах. Грамотность отрывает доступ к книге, которая даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.

Слайд 99-102

Книга – учитель,

Книга – наставница,

Книга – близкий товарищ и друг,

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

В. Боков

 

Но возможность учиться в школе есть у нас, благодаря нашим прадедам, которые воевали в ВОвойне и отдали свою жизнь ради мирного неба над головой!

 

Школьная жизнь - как будто лесенка знаний. Вы поднимаетесь всё выше и выше - от одной ступеньки к другой, более трудной. Надеюсь, все трудности мы преодолеем с вами вместе. Будем учиться не только наукам, но и будем учиться дружить. Ведь главное - чтобы каждый из вас стал хорошим, добрым, надёжным человеком.

Кажется, будто вчера мы стояли, Весёлое время каникул встречали, Которое после учебного года Давно ль началось? Но царица природа неумолима, и месяцы лета В прошлом. И школьная форма надета. Пара минут - и первый звонок Вас позовёт опять на урок. Школьные двери вновь распахнутся, Ну, а сегодня - праздничный час! С праздником я поздравляю всех вас. Встретились снова друзья и подруги, Наверное, много расскажут друг другу: О том, что увидели, где побывали, И что с кем случилось, пока отдыхали, Я тоже порадуюсь - повод же есть - Тому, что мы снова собрались все здесь, Тому, что за лето вы все повзрослели,

Выросли, сил набрались, загорели.

Проучившись вместе 3 года, вы должны понимать друг друга с полуслова. Я предлагаю это проверить. Давайте поиграем. Игра называется "Пойми меня".

Главное условие: не называя слова, рассказать о задуманном предмете.

Тема игры - школа и всё, что с ней связано. Мы разделимся на 2 команды, чтобы чувствовался соревновательный характер игры, которая состоит из 3 конкурсов (динов). За каждый правильный ответ команда получает очко.

I Дин

Вед. Один человек от команды должен суметь объяснить слово, которое записано на карточке, не называя его вслух. Если знает команда, может отвечать. А также можно вести диалог с представителем команды, задавать уточняющие вопросы.

Участникам команд предлагаются карточки со словами:

доска.....линейка

журнал.....отметка

пенал.....тетрадь

Доска.

В старину у школьников вместо тетрадей были маленькие аспидные доски в деревянной рамке. Аспидными они назывались потому, что доски эти были покрыты слоем серовато-чешуйчатого сланца - аспида. Сколько в те времена было школьников, столько и досок. Буквы на них выводили грифелем, стирали тряпочкой. Ничего не скажешь, хороша была доска - тетрадка: писать легко, буквы получались чёткими. Одно плохо - невместительная. Насколько же удобные нынешние тетрадки! С той поры прошло много лет. Взгляните на классную доску. Это ведь тоже доска - тетрадка! Только теперь она вон, какая громадная! На ней пишут не грифелем, а мелом.

Линейка.

Линейка прямолинейна. Она твёрдо усвоила, что кратчайшее расстояние между двумя точками - это прямая линия. Ни один школьник не обойдётся без линейки, которая всегда должна быть под рукой. Как же без неё отметить линию, подчеркнуть карандашом подлежащее и сказуемое, сделать чертёж?

Журнал.

Старику классному журналу лет столько, сколько и самой школе. Сейчас наш классный журнал - сама справедливость. Но было время (правда, очень давно, когда на свете не было ещё наших пап имам), когда классный журнал был не другом, а врагом учеников. Он подсматривал за учениками, ябедничал на них. То и дело в штрафном журнале появлялись, например, такие записи: "Ученик Петров был встречен на улице после 7 часов вечера" или "Ученик Смирнов в коридоре гимназии не соизволил поклониться учителю закона божьего. Оставить на 2 часа после уроков". Часто одна или несколько ябед в журнале служили причиной исключения ученика из учебного заведения с волчьим билетом. Это означало, что его обладатель навсегда лишался права где-нибудь учиться. Нынешние классные журналы рассказывают правду об учениках и желают им только добра.

Отметка.

Наша система называется пятибалльной, а в некоторых зарубежных школах - двенадцатибальной. 12 - значит "отлично", 11 и 10 - "хорошо", а всё, что ниже 6 - "плохо". А в Германии дети хвастаются единицами и двойками - хорошие оценки, а плохие - пятёрки и четвёрки. Часто случается так, что ребята разных стран сильно удивляли друг друга своими школьными отметками. Пишет, например, в Москву девочка из Германии. В конце письма она сообщает: "А теперь моя милая Машенька, я хочу поделиться с тобой своей радостью. Как раз сегодня учительница выдала нам табели. Знаешь, какие у меня отметки? По арифметике - единица, по немецкому - единица, по истории - двойка. По всем предметам сплошные единицы и двойки. Так что я теперь - двоечница. Чего и тебе желаю". Представляете, как была удивлена Машенька этому известию! И чего думает, бедная подружка радуется, когда ей следовало бы заливаться горючими слезами? Невдомёк Машеньке, что точно так же рассуждает и жалеет её немецкая девочка. Машенька написала ей о своих отметках: по арифметике - 5, по русскому языку - 5, по истории - 4. Но потом всё объяснилось!

Пенал.

У каждого ученика есть небольшой деревянный или пластмассовый сундучок, в котором хранятся бесценные сокровища школьников. Настоящее имя сундучка известно всем: это пенал. Вначале в сундучке хранили перья, а по-латыни "перо" будет "пена", отсюда и название - пенал.

Тетрадь.

Почему тетрадка зовётся тетрадкой? Её имя произошло от греческого "тетро", что значит "сложенный вчетверо". Ведь бумажный лист как раз и складывали в несколько раз, но теперь уже вовсе не вчетверо. А тетрадка так и называется по-прежнему тетрадкой.

II Дин

 

Вед. Отгадайте слово, которое я загадала и получите очко.

глобус.....библиотека

Глобус

Это земной шар. С материками и океанами, горами и пустынями, городами и реками, полюсами и тропинками. Можно такой земной шар поднять рукой. Это модель земного шара, ей пользуются люди самых разных профессий (космонавты, астрономы), а также знакомятся школьники на уроках.

Библиотека

Это есть в любой школе - небольшая комната, где живёт тысяча, а то и больше молчаливых мудрецов. Каждый ученик время от времени заходит сюда, чтобы посоветоваться со своими мудрыми и учёными друзьями. А они всем рады услужить. Эта комната называется…

III Дин

Вед. Этот конкурс ассоциаций. Какие слова вам приходят в голову при произнесении каких-либо слов. Например, когда говорят слово "перемена", я вспоминаю: весело, шум, отдых и т.д. 2 человека от каждой команды выйдут из класса, а командам я сообщу слова, к которым они подберут по 5 слов - ассоциаций. А два ученика постараются сделать как можно больше совпадений.

каникулы.....школа

Подведение итогов игры, награждение

Вед. А сейчас для вас прозвучат указы - напутствия.

Читаю указ! Написан для вас! Писано - переписано. После Сеньки Денисова. Писал Макарко Чёрным огарком В бане на двери. Слушай, не вертись, Уму - разуму учись! Все с сегодняшнего дня В школу допускаются! Все уроки, как всегда, В 8 начинаются! И большим, и маленьким, С веснушками и без Приказано учиться, Стараться, не лениться, Чтоб было чем гордиться! Всем! Всем! Всем! Указ! Сразу после лета, Хотите, вы иль нет, Мальчишкам и девицам - Всем пора учиться. Прогоните скуку прочь Спрячьте под подушки И держите круглый год Ушки на макушке!

Скачано с www.znanio.ru