Химия
11 класс
Общая химия. 11 класс. О.С.Габриелян
Базовый уровень обучения
Тема урока: Периодический закон и строение атома
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 4
Место урока в системе уроков по теме: заключительный
Цель урока:
Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся о периодическом законе и строении атома
Задачи урока:
Обучающая:
Закрепить знания о взаимосвязи свойств элементов, строении атомов и положении в Периодической системе, о роли Периодического закона в развитии науки.
Развивающая:
Продолжить
формирование умений работать с информацией, кратко и четко формулировать свои
мысли; развивать коммуникативную компетентность обучающихся, развивать
познавательный интерес учащихся к предмету химия;
содействовать развитиюхимически грамотной речи учащихся; развитие мыслительных
процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);продолжить формирование мировоззрения
учащихся на основе представлений о значении закона Д.И. Менделеева и периодической
системы химических элементов.
Воспитательная:
Воспитывать самостоятельность, культуру общения, чувство патриотизма на основе понимания научного подвига Д.И.Менделеева
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
О.С. Габриелян. Химия, 11 класс. - Изд. "Дрофа".
Планируемые результаты:
В результате изучения данной темы на базовом уровне в 11 классе ученик должен:
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, относительные атомная масса, ион, изотопы, электроотрицательность, валентность, степень окисления,;
- основные законы химии: периодический закон Д.И.Мнделеева;
уметь:
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, окислитель и восстановитель;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;
Техническое обеспечение урока:
таблицы: “Периодическая система химических элементов”, “Расположение электронов по орбиталям в атомах первых двадцати элементов”, “Форма электронных облаков и последовательность заполнения подуровней электронами”, тесты, карточки для опроса
Содержание урока
I. Организационный момент.
II. Проверочная работа (см. приложение 1)
III. Актуализация знаний (фронтальное обсуждение вопросов)
«Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов». 1марта 1869г.
Современная формулировка: «Свойства химических элементов и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов».
2. Как определить заряд ядра атома? (По порядковому номеру элемента)
Атом состоит из ядра и электронов, вращающихся вокруг ядра. Ядро состоит из протонов и нейтронов. Число протонов равно числу электронов, поэтому атом электрически нейтрален
4. Назовите число протонов, электронов, нейтронов в атоме натрия, ионе натрия, атоме хлора, ионе хлора.
(Атома натрия: 11 протонов, 11 электронов, 23-11= 12 нейтронов;
иона натрия: 11 протонов, 10 электронов, 12 нейтронов;
атома хлора: 17 протонов, 17 электронов, 18 нейтронов;
иона хлора: 17 протонов, 18 электронов, 18 нейтронов).
(По номеру периода узнать число энергетических уровней, по номеру группы – число валентных электронов)
(Электронное облако представляет собой область пространства вокруг ядра атома. Электронная орбиталь – область околоядерного пространства, в котором наиболее вероятно пребывание электрона).
(Шарообразные – s-электроны, гантелеобразные – p-электроны, лепесткообразные – d-электроны и f-электроны. Формы электронных облаков зависят от энергии электрона).
Электроны в атомах обладают различным запасом энергии, которую они поглощают или излучают определенными порциями – так называемыми квантами. Значение энергии электрона в атомах задается главным квантовым числом n. Переход электрона из одного квантового состояния в другое связан со скачкообразным изменением энергии. При этом электроны могут переходить на второй и более удаленные энергетические уровни. Максимальное число электронов на энергетическом уровне определяется по формуле N = 2n2, n – главное квантовое число (номер энергетического уровня).
Число подуровней соответствует номеру энергетического уровня:
Размещение электронов по подуровням:
На одной орбитали могут находиться 2 электрона с противоположными спинами, т.е. вращаются вокруг своей оси в разные стороны.
11. Составить электронные формулы атомов элементов К, Са, Sc, Ti, V, Cr.
Вопросы:
На каком слое помещаются очередные электроны? (У элементов главных подгрупп - на последнем, у элементов побочных подгрупп – на предпоследнем).
Какими элементами являются? (s, d).
Почему заполняются электронами 4s, а затем 3р орбитали? (Сначала электронами заполняются орбитали с меньшей энергией).
Для ясности запишем ряд возрастания энергии электронов –
1s< 2s< 2p< 3s< 3p< 4s< 3d< 4p< 5s< 4d< 5p< 6s< 4f< 5d< 6p< 7s
Для облегчения усвоения такой вариант (по горизонтали слева направо) –
1s |
|||
2s |
|||
2p |
3s |
||
3p |
4s |
||
3d |
4p |
5s |
|
4d |
5p |
6s |
|
4f |
5d |
6p |
7s |
На свойства элементов влияют электроны последнего энергетического уровня. Что можно сказать о свойствах d-элементов?
(Так как на последнем энергетическом уровне одинаковое число электронов, то и свойства элементов похожи. D-элементы – это амфотерные элементы. Они находятся в побочных подгруппах больших периодов).
IV. Закрепление.
По положению элемента в периодической системе возможно:
- предсказать его металлические и неметаллические свойства. Металлы расположены в левом нижнем углу, а неметаллы – в ее правом верхнем углу системы, в главных подгруппах;
- определить значения высшей и низшей валентности и степени окисления элемента;
- установить формулу высшего оксида, гидроксида элемента и определить его свойства (основные, кислотные или амфотерные);
В процессе изучения химии знания о закономерностях периодической системы расширяются и углубляются. Благодаря этому появляются новые возможности предсказания свойств химических элементов и их соединений.
V.Самостоятельная работа.
(Приложение 2)
VI. Домашнее задание. §3, в.1-3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.