Конспект урока в 11 классе "Япония - страна восходящего солнца"

  • doc
  • 16.04.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект «Япония – страна восходящего солнца».doc

Регион: Рязанская область

Город: Сасово

Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

ФИО учителя: Мещерякова Ирина Владимировна

 

Класс: 11 класс

 

Предмет: география

Тема: «Япония – страна восходящего солнца»

Базовый учебник: Гладкий  Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 11 кл. Учебник. Базовый уровень- М. Просвещение

Тип урока: Урок открытия новых знаний

 

Дополнительный материал:

1) распечатанные интеллект-карты

2) презентация к уроку

3) распечатанный для каждой группы материал о Японии

 

Цель  педагога: организовать  учебную деятельность по открытию нового знания по теме «Япония – страна восходящего солнца»

 

Задачи педагога:

-       организовать процесс формулирования темы урока, постановки целей и задач;

-       организовать групповую работу по открытию нового знания;

-       организовать работу по первичному закреплению открытого знания;

-       организовать рефлексивную оценку деятельности учащихся.

 

 

 

 

 

 

Цель урока

Сформировать целостное  представление о стране

 Задачи

Образовательные: способствовать формированию представлений об основных чертах ЭГП, природных и сырьевых ресурсах, национальном составе, размещении населения, промышленности и сельском хозяйстве страны.

Развивающие: создавать условия для развития учебно-организационных умений (определять цель, организовывать свою деятельность, анализировать, сравнивать, делать выводы, оформлять полученные результаты). коммуникативные навыки, совершенствование умения выделять главное.

Воспитательные: на конкретных примерах  показать специфику и эстетический вкус японцев, способствовать воспитанию уважения к культуре других стран, к мнению и знаниям своих товарищей.

Планируемые результаты

Предметные

•           Уметь работать с разными источниками географической информации.

•           Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

•           Учащийся освоит информацию о природных условиях, наличии природных ресурсов, населении и хозяйстве Японии. 

 

Метапредметные

•           Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

•           Развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

 

Личностные

•           Осознание необходимости ответственного отношения к учению, на основе мотивации к обучению и познанию;

•           Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

•           Уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

•           Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

УУД

Регулятивные: формировать умение самостоятельно формулировать цель урока, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формировать умение общаться и работать в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, высказывать свои мысли и предположения, включаться в диалог с учителем.

Познавательные: формировать умение выполнять логические действия для осуществления учебной деятельности.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.

 

Организация учащихся

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, частично-поисковая

Оборудование

мультимедийная презентация «Япония», карточки-задания, атласы, учебник. 

 

 

Смысловые блоки

Действия учителя

Действия учащихся

ИКТ

1.      Организационный этап урока

Приветствие класса

 

(Звучит японская мелодия)

Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть!

В гости не приходят с пустыми руками. Как вы думаете, что находится в шкатулке?

Почему вы не можете дать однозначный ответ?

Учитель принес сундук и сказал ученикам:

- Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.

Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но ни один из них не подошел. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

- Учитель, может, начнем учиться? – робко спросил один ученик. – Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.

Учитель обнял ученика и объявил:

- Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.

Таким образом, мы откроем шкатулку в конце урока, и в ней нас будет ждать сюрприз, связанный с темой нашего урока.

 

Высказывают предположения

 

2.      Мотивационный этап урока

 

Создание мотивационной установки

- У меня в руках красный круг. С чем он ассоциируется?

- Тогда еще одна подсказка. Учитель перемещает его на лист ватмана

на стене кабинета. Что же это такое?

Да, это флаг страны, с которой мы сегодня знакомимся на уроке.

 

Обучающиеся дают ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Этап актуализации знаний учащихся

Проверка опорных знаний

Мы побываем в стране, которую называют очень странно «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

 

Давайте назовем, что мы видим на экране.

 

 

 

 

 

 

Слайды на экране: икебана, бонсай, каллиграфия, кимоно, дзюдо, палочки для еды и т.д

 

Слайд1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулировка темы урока

Что же это за страна такая?

            О, вот она – чудесная страна

            Заветный край мой – Акицусима!

            Как крылья стрекозы, простёрты острова,

            Страна Ямато – вот она!

Как вы думаете, почему японцы свою страну часто называют страной восходящего солнца? Найдите в учебнике на с.86 как переводится ее название.

Итак, добро пожаловать в Японию!

 

(Звучит японская мелодия)

 

 

Определяют тему урока

 

Слайд2

Формулировка цели и задач урока

Мы изучаем каждый регион и каждую страну в определенной последовательности. Сегодняшний урок не исключение. С чего же мы начнем? Какие целина сегодняшнем уроке поставим перед собой?

Определяют цели и задачи урока на основании картинок на доске: опеделить особенности ЭГП, познакомиться с особенностями населения и хозяйства страны

 

 

 

 

Слайд3

4.      Усвоение новых знаний

 

Работа в группах

- Ребята, изучать новый материал мы будем в группах. Работая в группах, вы должны уважительно относиться к мнению каждого, как принято в Японии. Пожалуйста определите капитана – сенсея.

Каждая группа получает определенную информацию, которую вы должны изучить в группе и зафиксировать в интеллект-карте.

На эту работу вам отводится 5 минуты.

 

- Ребята, вы изучили  материал, а теперь вы объединяетесь в группы по цвету стикера на интеллект-карте. Задача  каждого – донести полученную информацию своим товарищам в группе.

На данную работу вам дается 7 минут.

 

Проверим, что у вас получилось

Ребята изучают новый материал и заполняют интеллект-карту

 

 

 

 

Ребята обмениваются информацией в группе

 

Проверка заполнения интеллект-карты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Релаксация - отдых

А теперь мы мысленно переносимся в Японию.

(Звучит японская мелодия)

Японцы, встречаясь друг с другом, не пожимают рук. Они улыбаются и учтиво кланяются. Причем, чем больше степень уважения, тем ниже поклон. Если перед тобой начальник – угол равен 450. Поприветствуйте друг друга, учителя, наших гостей. Улыбайтесь! Спасибо. Можно смело отправляться в Японию в гости.

 

Ребята выполняют простейшие движения в японском стиле

 

Слайд4

 

5.      Этап закрепления и первичной проверки

Работа с интеллек-картой

Вы хорошо поработали. Как же вы усвоили тему о стране? Я буду читать вам фразы, а вы, если согласны, говорите «да», если не согласны – «нет».  

1) Япония – крупное островное государство, расположенное в западной части Тихого океана.

2) Главная сельскохозяйственная культура – пшеница.

3) По урожайности лука, зеленого гороха, риса, сахарной свеклы, табака Япония занимает 5 место в мире.

4) Япония – крупнейший экспортер сельскохозяйственной продукции.

5) Промышленность – движущая сила Японской экономики, 2 место в мире после США.

6) Япония - экспортер компьютерной техники, бытовой электроники, автомобилей, стали и чугуна.

7) Главный торговый партнер – Германия

Игра «Верю - не верю»

 

 

Да

 

Нет, рис

Нет, одно из первых мест

 

Нет, импортер

Да

 

Да

 

Нет, США

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка знаний

Обратимся еще раз к целям урока. Достигли ли вы заданных целей?

 

Я предлагаю вам проверить себя. (мини – тест)

 

1. Япония является

П) конституционной монархией

Р) президентской республикой

C) парламентской республикой

Т) республикой смешанного типа

 

2. Территория Японии расположена в климатических поясах…

Ы) умеренный;

Э) субтропический;

Ю) тропический;

Я) все ответы верны.

 

3. Главное экономическое ядро Японии – остров….

Т) Хонсю;

У) Сикоку;

Ф) Хоккайдо;

Х) Кюсю.

 

4. Движущая сила Японской экономики….

Ъ) сельское хозяйство;

Ь) промышленность;

Э) рыболовство;

Ю) животноводство.

 

Какое слово у вас получилось?

Молодцы! Значит, данную тему вы усвоили на «отлично» и получаете отметку «5».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЯТЬ

Слайд5

 

 

 

 

Слайд6

 

 

 

 

 

Слайд7

 

 

 

 

 

 

Слайд8

 

 

 

 

Слайд9

 

 

 

 

Слайд10

6.      Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

У вас остался незаполненным один кластер «Д/З». Давайте определим, какой информации не хватает. Для этого решим несколько ребусов. (культура и традиции)?

Дома вы еще раз ознакомитесь с информацией в учебнике о Японии (§18) и поработаете с интеллект-картой, дополнив записи.

 

Решают ребусы  

 

Слайд11-15

7.      Рефлексивный этап урока

Рефлексия

Вы сегодня молодцы, отлично поработали.

1. Было интересно узнать……

2. Было трудно………

3. Я понял, что………..

4. Меня удивило………

5. Я смог……………….

6. Мне захотелось……..

7. У меня получилось …….

Вернемся к нашей шкатулке. У японцев есть традиция, когда гости уходят, хозяева дарят им на прощание бумажную птичку – журавлика. Считается, что он приносит людям счастье. Мне тоже нравится эта традиция, и на память об уроке я хочу вам подарить этот символ японской культуры (достает журавликов из шкатулки)

- В японском языке есть красивое слово «Аригато», что означает «спасибо». Давайте поблагодарим друг друга за урок. Поверьте, мне очень понравилось общаться с вами! Аригато газаимас!

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

Слайд16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд17