Регион: Рязанская область
Город: Сасово
Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
ФИО учителя: Мещерякова Ирина Владимировна
Класс: 11 класс
Предмет: география
Тема: «Япония – страна восходящего солнца»
Базовый учебник: Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 11 кл. Учебник. Базовый уровень- М. Просвещение
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Дополнительный материал:
1) распечатанные интеллект-карты
2) презентация к уроку
3) распечатанный для каждой группы материал о Японии
Цель педагога: организовать учебную деятельность по открытию нового знания по теме «Япония – страна восходящего солнца»
Задачи педагога:
- организовать процесс формулирования темы урока, постановки целей и задач;
- организовать групповую работу по открытию нового знания;
- организовать работу по первичному закреплению открытого знания;
- организовать рефлексивную оценку деятельности учащихся.
Цель урока |
Сформировать целостное представление о стране |
Задачи |
Образовательные: способствовать формированию представлений об основных чертах ЭГП, природных и сырьевых ресурсах, национальном составе, размещении населения, промышленности и сельском хозяйстве страны. Развивающие: создавать условия для развития учебно-организационных умений (определять цель, организовывать свою деятельность, анализировать, сравнивать, делать выводы, оформлять полученные результаты). коммуникативные навыки, совершенствование умения выделять главное. Воспитательные: на конкретных примерах показать специфику и эстетический вкус японцев, способствовать воспитанию уважения к культуре других стран, к мнению и знаниям своих товарищей. |
Планируемые результаты |
Предметные • Уметь работать с разными источниками географической информации. • Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. • Учащийся освоит информацию о природных условиях, наличии природных ресурсов, населении и хозяйстве Японии.
Метапредметные • Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. • Развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
Личностные • Осознание необходимости ответственного отношения к учению, на основе мотивации к обучению и познанию; • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. • Уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; • Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. |
УУД |
Регулятивные: формировать умение самостоятельно формулировать цель урока, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: формировать умение общаться и работать в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, высказывать свои мысли и предположения, включаться в диалог с учителем. Познавательные: формировать умение выполнять логические действия для осуществления учебной деятельности. Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.
|
Организация учащихся |
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, частично-поисковая |
Оборудование |
мультимедийная презентация «Япония», карточки-задания, атласы, учебник. |
Смысловые блоки |
Действия учителя |
Действия учащихся |
ИКТ |
1. Организационный этап урока |
|||
Приветствие класса
|
(Звучит японская мелодия) Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть! В гости не приходят с пустыми руками. Как вы думаете, что находится в шкатулке? Почему вы не можете дать однозначный ответ? Учитель принес сундук и сказал ученикам: - Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но ни один из них не подошел. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно. - Учитель, может, начнем учиться? – робко спросил один ученик. – Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время. Учитель обнял ученика и объявил: - Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад. Таким образом, мы откроем шкатулку в конце урока, и в ней нас будет ждать сюрприз, связанный с темой нашего урока. |
Высказывают предположения |
|
2. Мотивационный этап урока |
|
||
Создание мотивационной установки |
- У меня в руках красный круг. С чем он ассоциируется? - Тогда еще одна подсказка. Учитель перемещает его на лист ватмана на стене кабинета. Что же это такое? Да, это флаг страны, с которой мы сегодня знакомимся на уроке.
|
Обучающиеся дают ответы
|
|
3. Этап актуализации знаний учащихся |
|||
Проверка опорных знаний |
Мы побываем в стране, которую называют очень странно «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
Давайте назовем, что мы видим на экране. |
Слайды на экране: икебана, бонсай, каллиграфия, кимоно, дзюдо, палочки для еды и т.д
|
Слайд1
|
Формулировка темы урока |
Что же это за страна такая? О, вот она – чудесная страна Заветный край мой – Акицусима! Как крылья стрекозы, простёрты острова, Страна Ямато – вот она! Как вы думаете, почему японцы свою страну часто называют страной восходящего солнца? Найдите в учебнике на с.86 как переводится ее название. Итак, добро пожаловать в Японию!
(Звучит японская мелодия)
|
Определяют тему урока
|
Слайд2 |
Формулировка цели и задач урока |
Мы изучаем каждый регион и каждую страну в определенной последовательности. Сегодняшний урок не исключение. С чего же мы начнем? Какие целина сегодняшнем уроке поставим перед собой? |
Определяют цели и задачи урока на основании картинок на доске: опеделить особенности ЭГП, познакомиться с особенностями населения и хозяйства страны
|
Слайд3 |
4. Усвоение новых знаний |
|
||
Работа в группах |
- Ребята, изучать новый материал мы будем в группах. Работая в группах, вы должны уважительно относиться к мнению каждого, как принято в Японии. Пожалуйста определите капитана – сенсея. Каждая группа получает определенную информацию, которую вы должны изучить в группе и зафиксировать в интеллект-карте. На эту работу вам отводится 5 минуты.
- Ребята, вы изучили материал, а теперь вы объединяетесь в группы по цвету стикера на интеллект-карте. Задача каждого – донести полученную информацию своим товарищам в группе. На данную работу вам дается 7 минут.
Проверим, что у вас получилось |
Ребята изучают новый материал и заполняют интеллект-карту
Ребята обмениваются информацией в группе
Проверка заполнения интеллект-карты
|
|
Релаксация - отдых |
А теперь мы мысленно переносимся в Японию. (Звучит японская мелодия) Японцы, встречаясь друг с другом, не пожимают рук. Они улыбаются и учтиво кланяются. Причем, чем больше степень уважения, тем ниже поклон. Если перед тобой начальник – угол равен 450. Поприветствуйте друг друга, учителя, наших гостей. Улыбайтесь! Спасибо. Можно смело отправляться в Японию в гости.
|
Ребята выполняют простейшие движения в японском стиле
|
Слайд4
|
5. Этап закрепления и первичной проверки |
|||
Работа с интеллек-картой |
Вы хорошо поработали. Как же вы усвоили тему о стране? Я буду читать вам фразы, а вы, если согласны, говорите «да», если не согласны – «нет». 1) Япония – крупное островное государство, расположенное в западной части Тихого океана. 2) Главная сельскохозяйственная культура – пшеница. 3) По урожайности лука, зеленого гороха, риса, сахарной свеклы, табака Япония занимает 5 место в мире. 4) Япония – крупнейший экспортер сельскохозяйственной продукции. 5) Промышленность – движущая сила Японской экономики, 2 место в мире после США. 6) Япония - экспортер компьютерной техники, бытовой электроники, автомобилей, стали и чугуна. 7) Главный торговый партнер – Германия |
Игра «Верю - не верю»
Да
Нет, рис Нет, одно из первых мест
Нет, импортер Да
Да
Нет, США |
|
Проверка знаний |
Обратимся еще раз к целям урока. Достигли ли вы заданных целей?
Я предлагаю вам проверить себя. (мини – тест)
1. Япония является П) конституционной монархией Р) президентской республикой C) парламентской республикой Т) республикой смешанного типа
2. Территория Японии расположена в климатических поясах… Ы) умеренный; Э) субтропический; Ю) тропический; Я) все ответы верны.
3. Главное экономическое ядро Японии – остров…. Т) Хонсю; У) Сикоку; Ф) Хоккайдо; Х) Кюсю.
4. Движущая сила Японской экономики…. Ъ) сельское хозяйство; Ь) промышленность; Э) рыболовство; Ю) животноводство.
Какое слово у вас получилось? Молодцы! Значит, данную тему вы усвоили на «отлично» и получаете отметку «5».
|
ПЯТЬ |
Слайд5
Слайд6
Слайд7
Слайд8
Слайд9
Слайд10 |
6. Объяснение домашнего задания |
|||
Обязательное задание |
У вас остался незаполненным один кластер «Д/З». Давайте определим, какой информации не хватает. Для этого решим несколько ребусов. (культура и традиции)? Дома вы еще раз ознакомитесь с информацией в учебнике о Японии (§18) и поработаете с интеллект-картой, дополнив записи. |
Решают ребусы
|
Слайд11-15 |
7. Рефлексивный этап урока |
|||
Рефлексия |
Вы сегодня молодцы, отлично поработали. 1. Было интересно узнать…… 2. Было трудно……… 3. Я понял, что……….. 4. Меня удивило……… 5. Я смог………………. 6. Мне захотелось…….. 7. У меня получилось ……. Вернемся к нашей шкатулке. У японцев есть традиция, когда гости уходят, хозяева дарят им на прощание бумажную птичку – журавлика. Считается, что он приносит людям счастье. Мне тоже нравится эта традиция, и на память об уроке я хочу вам подарить этот символ японской культуры (достает журавликов из шкатулки) - В японском языке есть красивое слово «Аригато», что означает «спасибо». Давайте поблагодарим друг друга за урок. Поверьте, мне очень понравилось общаться с вами! Аригато газаимас! |
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске |
Слайд16
Слайд17 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.