Конспект урока по ОПК. 4 класс.
Тема: «Спасение»
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи: познакомить с понятием «храм», «церковь», познакомить учащихся внешним видом и устройством православного храма, с назначением, формировать представление о ценности храма для народа; воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию; обогащать словарь учащихся; развивать интерес к знаниям о храмах, к изучению православной культуры,
Планируемые результаты:
Личностные результаты: выразительное чтение поэтических текстов;
Метапредметные результаты: Составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Предметные результаты: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент |
Приветствие; проверка готовности к уроку, организует внимание |
Готовят рабочее место |
2. Актуализация опорных знаний |
1. Проверка д/з Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
Подготовительный этап к изучению новой темы (3 мин). 1. Прослушивание звона колоколов. - Что за звуки открыли наш урок? - О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О православном храме, для чего он нужен людям). - Вы узнали храм на фотографии? (Покровско-Татианинский собор) Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах, какое значение имеет храм для человека. - Были ли вы в храме? Кто впервые привёл вас в храм? (Да. Родители, бабушка, дедушка, родственники) - Что вы там почувствовали? (Чувство спокойствия, трепетности, волнения и т.д.) - Что вам запомнилось и понравилось в храме? (Иконы, музыка, пение, молитва, одежда служителей, роспись и т.д.) |
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
Отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему и цель урока
|
3. Постановка цели и темы урока. Изучение нового материала |
Ставит перед учащимися проблему. 1.Беседа с учащимися (сопровождается просмотром презентации. - Храм – что это? (Храм – особое здание, оно не похоже ни на одно из современных городских строений (предлагается рассмотреть храм на слайде презентации). Остров небесный на грешной земле — - Как вы думаете, почему храм – особенное сооружение? (Храм — это место, куда люди приходят молиться. Для верующего человека храм – это место особого присутствия Бога) -А как вы думаете, на что похож храм? (рассматриваем храм на слайде).(Храм похож на корабль. Высокая колокольня как мачта. Как на мачте корабля реет флаг, так на колокольне сияет крест). - Если бы могли посмотреть на храм сверху, мы бы увидели форму строения. Форма храма может быть разнообразная – иногда корабль, как мы уже говорили. А иногда храмы строят в форме круга, креста, или звезды (просмотр презентации). Форма храма – это символ (знак). Круг – означает бесконечность и вечную жизнь. - Почему церковь сравнивают с кораблём? (Как звезда указывает путь мореплавателям, так и Церковь учит людей правильному или еще говорят праведному пути в жизни). - Что является главным символом для христиан? (Крест – это главный символ или знак христиан. Для христиан крест свят. На кресте был распят Иисус Христос – Спаситель, взявший на себя грехи всего мира и омывший их Своею Кровью. В знак любви ко Христу все христиане носят крест на груди и украшают крестами храмы). - Посмотрите, что мы видим над куполом? (Крест), просмотр слайда). - А как вы думаете, что означает слово окрестность?(Окрестность, это местность, расположенная вокруг креста). - Обычно храмы строились на возвышенных местах, по берегам рек, среди красивой природы. Потом вокруг храмов возникали поселения, села, а потом города. Православные храмы, или церкви, украшают собой все города и села, неотделимы от жизни русского народа. Они - Давайте снова посмотрим на храм. Посмотрите, какая необычная крыша у храма, здание венчают купола. Что напоминает эта форма?(Форма купола похожа на пламя свечи, оно также устремлено вверх. Зажигается свеча. Эта устремленность вверх, к небу, символизирует молитвенную устремленность верующих к Богу). - А что еще напоминает форма купола, как вы думаете? Форма купола еще напоминает шлем древнего богатыря. - Помните былину про Илью Муромца? Что делали богатыри для народа? (Богатыри всегда защищали нашу русскую землю и нашу православную веру). - Знаете ли вы, что Илия Муромец – православный святой? (да) У храма может быть один купол, и три купола, и пять, и семь, и больше. Мы говорили, что у корабля бывает мачта, а у храма мы видим высокую башню – колокольню. Для чего нужна колокольня, как вы думаете?(Название колокольня подразумевает, что на ней располагаются колокола. Колокольню иначе называют еще звонницей). - А почему колокольня такая высокая, как вы думаете? (Чтобы колокольный звон был слышен на всю окрестность). - Для чего звонят в колокола? Для того, чтобы известить о чём то очень важном, в праздники. |
Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.
Слушают учителя, анализируют предложения. |
4. Первичное закрепление |
Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий.
Работа по учебнику. Прочитать параграф 11 на странице 30. Устно разобрать план синтаксического разбора.
Выполнение упражнения 54 Ветер срывает одинокие листочки с деревьев свистит и гудит по ночам в трубах - С чего начнем синтаксический разбор предложения? (с нахождения предикативной/грамматической основы) -Почему? - Подходит ли данное предложения для темы урока? Почему? -Расставить и объяснить знаки препинания, построить схему, выделить и объяснить орфограммы; Наступили холода все чаще по утрам лужицы покрываются
хрупким ледком. |
Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.
Слушают учителя, анализируют предложения, отвечают на вопросы. |
5. Физкультминутка |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Выполняют физкультминутку |
6. Первичный контроль |
Организует работу по применению новых знаний.
Ученица рассказывает подготовленное сообщение о колоколах и колокольном звоне (3 мин): (Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к Богослужению, возвещать тем, кто находится вне храма о важных моментах службы. Бывало, что колокольным звоном созывался народ на вече (собрание), или, ударяя в главный колокол, били в набат при пожарах и бедствиях. Русские колокола отличаются звучностью и певучестью. Литье колоколов - особый вид искусства (один из шедевров – Царь-колокол в Кремле). Ударная часть колокола называется языком, т.е. русский народ считает, что колокол имеет живой голос. Народ на Руси всегда любил колокольный звон, называл его «малиновым». На праздник Пасхи есть традиция - любой желающий может звонить в колокола (апрель нынешнего года – пасхальные дни и есть возможность позвонить в колокола). Прослушивание фрагментов колокольных звонов (1 мин). - Какие чувства вызывает у вас звон колоколов? (Чувство радости, праздника, приближения опасности, ожидания какого-либо важного события)
Игра «Слово - движение» Дети зеркально повторяют движения за учителем. Мы руки к небу превозносим. И милости у Бога просим. Чтоб он помог тебе и мне И всем живущим на Земле. (О. Афонина)
- Давайте перенесёмся в храм на некоторое время. Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем? Здороваемся. Поэтому, входя в храм, христиане что делают? (На мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест) - Как надо одеваться, собираясь идти в храм? На этот вопрос мы ответим позже, после того, как выполним работы в парах. |
Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку. Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.
|
7. Инф-я о д/з |
Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/р: Ответить на вопросы после параграфа. |
Записывают д/р |
8. Подведение итогов, рефлексия |
Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихся, выставляет отметки Рефлексия «Синквейн» |
Анализируют свою деятельность |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.