Конспект урока в 9 классе по теме
«Деловое письмо. Объяснительная записка»
Цель урока: закреплять навыки написания деловой бумаги-
объяснительной записки; совершенствовать
навыки правописания прилагательных; развивать
активизировать и коррегировать речь обучающихся,
расширять словарный запас; воспитывать на материале
урока положительные личностные качества.
Ход урока
1. Организация обучающихся на урок. Готовность к уроку.
-Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на руки, медленно повторяйте вполголоса:
Я в школе на занятии.
Сейчас я начну!
Я радуюсь этому. (Пауза.)
Внимание мое растет.
Голова мыслит ясно. (Пауза.)
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
Запись числа и темы в тетради.
1. Повторение пройденного материала.
1. Игра «Угадай слово»
-А сейчас мне нужен самый смелый ученик.
Условия: один ученик становится лицом к классу, спиной ко мне, я показываю рисунок, на котором показано изображение различных предметов.
(Класс видит картинку, называет как можно больше прилагательных, по которым вышедший ученик должен догадаться, какое существительное изображено на рисунке).
Арбуз – сладкий, большой, полосатый.
Роза – розовая, ароматная, колючая и т.д.
2. Напишите пропущенные имена прилагательные.
У ……ого костра, с ….....ого поля, от ….....его солнца,
С ……ого луга, из ……его села, для ……..ого дела,
От ……ого снега, с …….его севера, от ……ого слова.
Выделите окончания у имен прилагательных.
-Какие окончания прилагательных требуют проверки?
-Как проверить безударные окончания имен прилагательных?
3. Работа по сюжетной картине.
-Рассмотрите картину.
-Нравится ли вам эта картина? Чем?
-Какое время года изображено?
-Кто изображен на картине?
-Что делают дети? Расскажите?
-Какое настроение у детей?
Задание: составить предложение, запись лучшего предложения на доске, разбор по членам предложения.
4. Работа по теме
а) Деловое письмо. Объяснительная записка.
Вступительное слово учителя
-На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с правильным заполнением деловых бумаг.
Как вы можете объяснить выражение «деловое письмо», для чего оно нужно?
(Деловые бумаги занимают большое место в жизни современного человека. Важную роль играет правильно оформленные документы для того чтобы успешно найти работу, потому что о грамотности человека будут судить по написанным документам.
Как показывают наблюдения, выпускники школ часто затрудняются в оформлении простейших документов)
Вспомним, какие виды деловых бумаг мы с вами уже научились заполнять?
(заявление, автобиография, расписка, объявление, заметка в стенгазету и д.р.)
б) Задание определи вид документа.
Прошу зачислить меня в училище по специальности мастер общестроительных работ.
24 сентября учащиеся 9 класса нашей школы участвовали в общешкольных соревнованиях на кубок «Золотая осень»
(заметка)
Я, Сидоров В.И., взял 03.10.2024 г. напрокат велосипед у Павлова К.Ю. и обязуюсь вернуть его 04.10.2025.
05.12.2024 г. в 12.30 в школе состоится праздничный концерт, посвященный Дню Матери.
Физкультминутка
в) Работа над значением слов
- Я думаю, слушая это стихотворение, многие узнали себя. Представьте такую ситуацию все ваши одноклассники пошли на урок физкультуры, а вы прогуляли. На перемене классный руководитель потребовал написать объяснительную записку.
-А как вы думаете, что такое объяснительная записка?
Объяснительная записка – это деловое письмо, где автор объясняет причины нарушения правил.
г) Работа над объяснительной запиской
Прочитайте образец объяснительной записки.
Начальнику пошивочного цеха
Новосельцевой В. Г.
от швеи Ивановой Н.А.
Объяснительная записка
Я, Иванова Надежда Александровна, опоздала с выходом на работу после отпуска в связи с болезнью.
Больничный прилагается.
27.08.2023 г. Иванова
Объяснительная записка – важная деловая бумага. Главное в объяснительной записке – правдивое и убедительное объяснение причины нарушения трудовой дисциплины, совершения неблаговидного поступка и др.
Объяснительная записка – это не только деловая бумага. Это ещё и самовоспитание, умение понять и признать свою вину.
Необходимые пункты объяснительной записки:
o кому адресуется объяснительная записка (наименование адресата располагается по всей ширине первой строки);
o чья объяснительная записка (Ф.И.О. в родительном падеже);
o название деловой бумаги;
o текст объяснительной записки;
o что прилагается к объяснительной записке (например, справка от врача)
o дата объяснительной записки (слева);
o подпись (справа).
д) Задание по карточке
Подчеркни, когда необходимо писать объяснительную записку.
1. При поступлении на работу.
2. При покупке продуктов питания.
3. При нарушении правил дорожного движения.
4. При опоздании на работу.
5. При утере книги в библиотеке.
Подчеркни, какие деловые бумаги ты предоставишь в отдел кадров при поступлении на работу.
1.Заметка.
2.Объявление.
3.Заявление.
4.Расписка.
5.Объяснительная записка.
Взаимопроверка.
е)Работа с учебником
Упр. 92, стр. 79
ж) Задание. Исправь ошибки в оформлении деловых бумаг.
Директору школы № 7
Петровой Г.С.
учащейся 9 класса
Власовой Н.
Объяснительная записка
Я, Власова Нина, получила на временное пользование одну пару лыж.
Директору школы № 2
Петровой Г.С.
Заявление
Я, Симонова Дарья, не пошла на урок физкультуры, потому что не умею кататься на лыжах. Простите меня.
-Можно ли считать данную причину уважительной?
5.Итог урока
-Чему мы научились сегодня на уроке?
-Как в жизни пригодится то, чему мы с вами научились?
6.Домашнее задание
Дома напишите объяснительную записку от своего имени. В объяснении кратко, без подробностей укажите причину отсутствия на занятиях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.