Конспект урока «В мастерской мастера Гжели»

  • docx
  • 25.12.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.Изо ГЖЕЛЬ.docx

 

 

 

 

Конспект урока по изобразительному искусству

Тема

«В мастерской мастера Гжели»

 

I.                  Общая информация

 

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:

Содержательная: формирование у учащихся представлений о керамическом искусстве, росписи «Гжели».

Деятельностная: формирование у учащихся навыков самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческого задания.

Задачи урока:

Задачи

Планируемый результат

1

Формировать у учащихся умение работать определенными методами, принципами и техническими приемами техники «Гжель»

У учащихся формируется умение работать определенными методами, принципами и техническими приемами техники «Гжель»

2

Прививать учащимся интерес к изучению декоративно-прикладного искусства; развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета

Учащимся прививается  интерес к изучению декоративно-прикладного искусства; у учащихся развивается эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета

3

Воспитывать в учащихся такие качества как: аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

В учащихся воспитываются такие качества как: аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

 

Планируемые результаты:

 предметные: осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; овладевают художественным (эстетическим) вкусом; проявляют устойчивый интерес к искусству.

личностные: овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; видят, воспринимают и передают в собственной художественно-творческой деятельности красоту окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи.

   Метапредметные  УУД:

регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.                                    

 познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

   коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация (видеофрагмент по этапам рисования техникой гжель), кисти, гуашь, альбом, вода, раздаточный материал (шаблоны тарелки, основные элементы росписи), таблички с опорными словами (план занятия), доска

 

Оформление доски и

Образец записи классной работы: -

 

 

 


II. Ход урока

 

Этап урока, время

Содержание деятельности

Методы, технологии, средства

 

Деятельность учителя

 

Деятельность

учащихся

Мотивирование на учебную деятельность

Учитель приветствует учащихся:

-Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

            Все ль внимательно глядят?

-Присаживайтесь.

Проверка готовности учащихся к уроку.

-Сегодня нам понадобится гуашь, кисти, учебник и хорошее настроение.

Учащиеся внимательно слушают учителя проверяют готовность к занятию

М: словесный-беседа

Актуализация знаний

-Ребята, предлагаю сегодня нам узнать много нового и интересного об одном из древнейших живописных искусств.

 

- Послушайте стихотворение

 

 

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле.

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели

 

            Вы не слышали о Гжели?

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да!

-Нет!

 

 

М: словесный-беседа,

 

П: стихотворение

 

Т:  технология фронтального обучения

Целеполагание, постановка  проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 минут

-Ребята, кто меня внимательно слушал, без труда ответит, какую технику рисования мы сегодня будем изучать. Так какую? При ответе рука, громко и чётко. Не забываем полным ответом.

 

-Правильно! Молодцы!

 

(2 слайд)

-Какую цель мы с вами можем поставить?

 

-Тогда исходя из цели, какие задачи перед нами на урок?

 

 

-Посмотрите на доску, вы увидите подсказку в виде опорных слов

 

 

 

 

 

-Будем придерживаться нашего плана, ребята?

 

-Замечательно!

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

 

-Сегодня мы будем изучать технику рисования Гжель.

 

 

 

-Познакомиться с росписью «Гжель»

 

-Узнать историю возникновения техники рисования «Гжель»

 

-Воспитывать в себе аккуратность и чувство цвета

 

-Создать своё изделие по мотивам гжельской росписи

 

 

 

-Да!

М: словесный –беседа

 

Т: технология фронтального обучения

 

С: таблички с опорными словами на доске

Поиск путей решения проблемы

 

 

 

 

3 минуты

 

-Теперь, откройте, пожалуйста, ваш учебник на странице 56.

 

-Мы с вами видим стихотворение русского поэта С. Есенина.

 

-Учитель зачитывает стихотворение классу.

 

(3 слайд)

- Взгляните на прекрасные изделия Гжельской росписи.

-Как вы думаете? Какой является основной мотив для росписи, посмотрите пожалуйста.

 

-Да! Верно.

 

-Знаете ребята, я думаю, Гжель наиболее созвучна зимним пейзажем и стихотворением Сергея Есенина.  Ощущение особой нежности, чистоты, хрупкости и тихой радости.

 

- Обратите внимания, как изящно, нанесены узоры. Кстати, а какой цвет использован?

 

-Да, действительно!

 

- От глубокого синего, изменчивого (как тени на снегу или небо) цвета хранят гжельские узоры. Согласны со мной?

 

- Кто бы мог подумать, что все эти лепестки, усики и листья наносят без предварительной карандашной разметки.

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

является растительный орнамент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Синий

 

 

 

 

 

-да

М: словесный-беседа, практический (работа с учебником)

 

С: учебник «Изобразительное искусство» (укажу позже автора и УМК)

 

Т: технология фронтального обучения.

Решение проблемы

 

 

 

 

 

2 минуты

- Как и у всякой росписи, у гжели есть своя история…

 

-Хотите её послушать?

 

(4 слайд)

- В полусотне вёрст на восток от стольного княжьего города тянулись дремучие леса, и среди лесов, на суглинистых нечернозёмных угодьях стояла Гжельская волость. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела.

     Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

  Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

 

-Вот такая вот, ребята, история.

 

 (5 слайд)

-А сейчас, посмотрите на экран, обратите на основные элементы данной росписи. При практической работе, мы с вами будем использовать эти элементы.

 

-Сейчас раздам вам по одному листку на парту основных элементов гжельской росписи.

Учитель вместе с учащимися проговаривают элементы:

-Сеточка, полоски, цветы

 

 

(6 -8 слайд)

-А кто заметил основной цветок гжельской росписи? Что это?

 

-Да! Действительно !

Учащиеся активно участвуют на уроке, слушают учителя

 

 

 

Да!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Роза

 

 

 

М: словесный-беседа

 

С: компьютер, презентация, наглядный материал (основные элементы росписи)

 

Т: ИКТ, технология фронтального обучения

Физ.минутка.

 

 

 

-Предлагаю немного отдохнуть.

 

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке,

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

 

(Дети поднимают руки над головой и делают

хватательные движения, словно ловят снежинки.)

 

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

 

(Потягивания – руки в стороны.)

 

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

 

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Учащиеся выполняют физ.минутку

Т: здоровьесберегающая технология

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

 

10 минут

 -Молодцы! Присаживайтесь.

 

-Пришло время-творения!

 

-Сейчас, я раздам вам по одному шаблону керамической тарелки на парту, представим, что она у нас керамическая. Сегодня мы  мастера с вами.

 

-Приготовьте, пожалуйста, гуашь и воду с кистью. Покажите посадкой вашу готовность.

 

-Хорошо!

 

-Следуя нашему плану занятия, нам нужно расписать нашу посуду.

 

(9 слайд)

-Класс, внимание, сейчас я включу видеофрагмент, где художник последовательно украшает росписью Гжель свою работу. У нас это- тарелка.

 

-Я делаю вместе с вами.

 

-Какие будут критерии оценивания ?

 

-Молодцы!

 

-Ну что, мы расписали нашу керамическую тарелку. Сейчас прошу убрать всё лишнее со стола. Аккуратно и тихо. Покажите посадкой, что вы готовы к дальнейшему шагу.

 

-Умнички!

Учащиеся расписывают тарелку гуашью вместе с учителем, опираясь на видеофрагмент.

М: словесный- беседа, практический-индивидуальная работа

 

С: раздаточный материал (шаблоны тарелки), гуашь, кисть, вода

 

Т: ИКТ (видеофрагмент этапов рисования)

 

 

Оценивание

 

5 минут

 

-Ребята, предлагаю оценить свою работу, послушайте, пожалуйста, внимательно. 

 

-Подпишите свою работу на обратной стороне.

 

-Встаньте тихо-тихо и

 

-Кто считает, что работа выполнена на 5, положите на первую парту третьего ряда. Аккуратно.  

 

-Кто считает, что работа выполнена на 4, положите на первую парту второго ряда.

 

-И кто считает, что  выполнил на 3, положите на первую парту третьего ряда.

 

-Молодцы! Прекрасная керамическая посуда у нас получилась.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке

М: словесный- беседа

 

П: самоанализ «Оценка»

Рефлексия учебной деятельности

 

 

5 минут

 

-Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

 

 

– С каким народным промыслом мы познакомились?

 

– Что в нем особенного?

 

 

 

 

 

– Чем он вам понравился?

 

 

-Хорошо! Спасибо за занятие!

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

 

 

 

 

 

 

 

-Мы знакомились с росписью Гжель

 

 

-Я думаю, особенности в том, что роспись  только в синих оттенках

-Еще главный цветок в росписи-роза

-Используется растительный орнамент

-Напоминает зиму

 

-Очень красиво, нежно

М: словесный- беседа

П: «Вопрос-ответ»