Конспект урока по изобразительному искусству
Тема
«В мастерской мастера Гжели»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:
Содержательная: формирование у учащихся представлений о керамическом искусстве, росписи «Гжели».
Деятельностная: формирование у учащихся навыков самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческого задания.
Задачи урока:
№ |
Задачи |
Планируемый результат |
1 |
Формировать у учащихся умение работать определенными методами, принципами и техническими приемами техники «Гжель» |
У учащихся формируется умение работать определенными методами, принципами и техническими приемами техники «Гжель» |
2 |
Прививать учащимся интерес к изучению декоративно-прикладного искусства; развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета |
Учащимся прививается интерес к изучению декоративно-прикладного искусства; у учащихся развивается эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета |
3 |
Воспитывать в учащихся такие качества как: аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание. |
В учащихся воспитываются такие качества как: аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание. |
Планируемые результаты:
предметные: осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; овладевают художественным (эстетическим) вкусом; проявляют устойчивый интерес к искусству.
личностные: овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; видят, воспринимают и передают в собственной художественно-творческой деятельности красоту окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи.
Метапредметные УУД:
регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация (видеофрагмент по этапам рисования техникой гжель), кисти, гуашь, альбом, вода, раздаточный материал (шаблоны тарелки, основные элементы росписи), таблички с опорными словами (план занятия), доска
Оформление доски и
Образец записи классной работы: -
Этап урока, время |
Содержание деятельности |
Методы, технологии, средства
|
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
||
Мотивирование на учебную деятельность |
Учитель приветствует учащихся: -Проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? -Присаживайтесь. Проверка готовности учащихся к уроку. -Сегодня нам понадобится гуашь, кисти, учебник и хорошее настроение. |
Учащиеся внимательно слушают учителя проверяют готовность к занятию |
М: словесный-беседа |
Актуализация знаний |
-Ребята, предлагаю сегодня нам узнать много нового и интересного об одном из древнейших живописных искусств.
- Послушайте стихотворение
Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками На белом фарфоре, Как на заснеженном поле. Из-под белого снежочка Растут синие цветочки. Неужели, неужели
Вы не слышали о Гжели?
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
-Да! -Нет!
|
М: словесный-беседа,
П: стихотворение
Т: технология фронтального обучения |
Целеполагание, постановка проблемы
5 минут |
-Ребята, кто меня внимательно слушал, без труда ответит, какую технику рисования мы сегодня будем изучать. Так какую? При ответе рука, громко и чётко. Не забываем полным ответом.
-Правильно! Молодцы!
(2 слайд) -Какую цель мы с вами можем поставить?
-Тогда исходя из цели, какие задачи перед нами на урок?
-Посмотрите на доску, вы увидите подсказку в виде опорных слов
-Будем придерживаться нашего плана, ребята?
-Замечательно!
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
-Сегодня мы будем изучать технику рисования Гжель.
-Познакомиться с росписью «Гжель»
-Узнать историю возникновения техники рисования «Гжель»
-Воспитывать в себе аккуратность и чувство цвета
-Создать своё изделие по мотивам гжельской росписи
-Да! |
М: словесный –беседа
Т: технология фронтального обучения
С: таблички с опорными словами на доске |
Поиск путей решения проблемы
3 минуты |
-Теперь, откройте, пожалуйста, ваш учебник на странице 56.
-Мы с вами видим стихотворение русского поэта С. Есенина.
-Учитель зачитывает стихотворение классу.
(3 слайд) - Взгляните на прекрасные изделия Гжельской росписи. -Как вы думаете? Какой является основной мотив для росписи, посмотрите пожалуйста.
-Да! Верно.
-Знаете ребята, я думаю, Гжель наиболее созвучна зимним пейзажем и стихотворением Сергея Есенина. Ощущение особой нежности, чистоты, хрупкости и тихой радости.
- Обратите внимания, как изящно, нанесены узоры. Кстати, а какой цвет использован?
-Да, действительно!
- От глубокого синего, изменчивого (как тени на снегу или небо) цвета хранят гжельские узоры. Согласны со мной?
- Кто бы мог подумать, что все эти лепестки, усики и листья наносят без предварительной карандашной разметки. |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
является растительный орнамент
-Синий
-да |
М: словесный-беседа, практический (работа с учебником)
С: учебник «Изобразительное искусство» (укажу позже автора и УМК)
Т: технология фронтального обучения. |
Решение проблемы
2 минуты |
- Как и у всякой росписи, у гжели есть своя история…
-Хотите её послушать?
(4 слайд) - В полусотне вёрст на восток от стольного княжьего города тянулись дремучие леса, и среди лесов, на суглинистых нечернозёмных угодьях стояла Гжельская волость. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
-Вот такая вот, ребята, история.
(5 слайд) -А сейчас, посмотрите на экран, обратите на основные элементы данной росписи. При практической работе, мы с вами будем использовать эти элементы.
-Сейчас раздам вам по одному листку на парту основных элементов гжельской росписи. Учитель вместе с учащимися проговаривают элементы: -Сеточка, полоски, цветы
(6 -8 слайд) -А кто заметил основной цветок гжельской росписи? Что это?
-Да! Действительно ! |
Учащиеся активно участвуют на уроке, слушают учителя
Да!
-Роза
|
М: словесный-беседа
С: компьютер, презентация, наглядный материал (основные элементы росписи)
Т: ИКТ, технология фронтального обучения |
Физ.минутка.
|
-Предлагаю немного отдохнуть.
С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке, Будем их ловить руками И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги.
(Потягивания – руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.) |
Учащиеся выполняют физ.минутку |
Т: здоровьесберегающая технология |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний
10 минут |
-Молодцы! Присаживайтесь.
-Пришло время-творения!
-Сейчас, я раздам вам по одному шаблону керамической тарелки на парту, представим, что она у нас керамическая. Сегодня мы мастера с вами.
-Приготовьте, пожалуйста, гуашь и воду с кистью. Покажите посадкой вашу готовность.
-Хорошо!
-Следуя нашему плану занятия, нам нужно расписать нашу посуду.
(9 слайд) -Класс, внимание, сейчас я включу видеофрагмент, где художник последовательно украшает росписью Гжель свою работу. У нас это- тарелка.
-Я делаю вместе с вами.
-Какие будут критерии оценивания ?
-Молодцы!
-Ну что, мы расписали нашу керамическую тарелку. Сейчас прошу убрать всё лишнее со стола. Аккуратно и тихо. Покажите посадкой, что вы готовы к дальнейшему шагу.
-Умнички! |
Учащиеся расписывают тарелку гуашью вместе с учителем, опираясь на видеофрагмент. |
М: словесный- беседа, практический-индивидуальная работа
С: раздаточный материал (шаблоны тарелки), гуашь, кисть, вода
Т: ИКТ (видеофрагмент этапов рисования)
|
Оценивание
5 минут |
-Ребята, предлагаю оценить свою работу, послушайте, пожалуйста, внимательно.
-Подпишите свою работу на обратной стороне.
-Встаньте тихо-тихо и
-Кто считает, что работа выполнена на 5, положите на первую парту третьего ряда. Аккуратно.
-Кто считает, что работа выполнена на 4, положите на первую парту второго ряда.
-И кто считает, что выполнил на 3, положите на первую парту третьего ряда.
-Молодцы! Прекрасная керамическая посуда у нас получилась. |
Учащиеся оценивают свою работу на уроке |
М: словесный- беседа
П: самоанализ «Оценка» |
Рефлексия учебной деятельности
5 минут |
-Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса!
– С каким народным промыслом мы познакомились?
– Что в нем особенного?
– Чем он вам понравился?
-Хорошо! Спасибо за занятие! |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
-Мы знакомились с росписью Гжель
-Я думаю, особенности в том, что роспись только в синих оттенках -Еще главный цветок в росписи-роза -Используется растительный орнамент -Напоминает зиму
-Очень красиво, нежно |
М: словесный- беседа П: «Вопрос-ответ» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.