МБОУ «Осинская СОШ №1 имени Героя РФ В.П.Брюхова»
Конспект урока
«Великие реформы Александра 2»
Автор:
Ожгибесова Елена Александровна,
учитель истории и обществознания
Оса, 2021 г.
Данный урок разработан в соответствии с принципами технологии проблемного обучения, что обусловлено требованиями ФГОС, ориентированными на проблемно-деятельностный подход как основополагающий принцип обучения, на развитие коммуникативных умений и навыков критического мышления. Проблемное обучение представляет собой систему методов и средств обучения, основанных на моделировании реального творческого процесса путем создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.
Цели проблемного обучения: активизация мыслительных процессов студентов путем постановки проблемных вопросов и проблемных задач; усвоение студентами знаний, полученных в ходе самостоятельного решения проблем.
Технология проблемного обучения способствует самостоятельному научному поиску студентов, личностной включенности студентов в процесс обучения, получению учащимися новой информации в ходе решения теоретических и практических проблем, развитию коммуникативных умений.
Тема урока: Великие реформы Александра II (1860-е – 1870-е гг.)
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: выявить особенности преобразований в России в середине XIX века, охарактеризовать реформы Александра II с помощью создания информационного поста в социальной сети «Инстаграм», проанализировать их итоги и последствия
Задачи урока:
· образовательные:
ü охарактеризовать исторический портрет Александра II
ü определить причины проведения реформ в 1860-х-1870-х гг.
ü изучить вопрос реорганизации системы земского и городского управления
ü охарактеризовать судебную реформу 1864 г., выявив её значение для дальнейшего развития судебной системы
ü выявить итоги и значение реформ Александра II
ü закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий, знакомство с историческими персоналиями
· воспитательные:
ü способствовать воспитанию чувства любви к Родине и гордости за историю своего народа, понимания неоднозначности оценки деятельности исторических личностей
· развивающие
ü способствовать развитию у студентов умения обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;
ü способствовать умению проводить комплексный поиск исторической информации в источнике разного типа, систематизировать разнообразную историческую информацию, участвовать в групповой работе, представлять результаты индивидуальной работы.
Технологии: проектная деятельность, проблемное обучение, работа в группах
Термины: уставная грамота, выкупная операция, земства, курия, земские управы, городская дума, городская управа, мировой судья, суд присяжных заседателей, адвокатура (присяжные поверенные), всеобщая воинская повинность, классическая гимназия, реальная гимназия.
Оснащение урока:
1. Мультимедийный проектор с экраном
2. Презентация по теме
3. Учебник «История России» 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение", 2017
4. Портреты Николая I, Александра II, Жуковского В.А.
5. Раздаточный материал (текстовые материалы, схема)
Ход занятия:
|
Этапы занятия |
Содержание этапа |
Время |
|
Деятельность преподавателя
|
Организация деятельности студентов |
|||
1. |
Организационный момент 1. Приветствие, проверка наличия студентов; 2. Формулировка темы. |
Цель: настроить студентов на работу. Здравствуйте, уважаемые студенты. Проверка наличия учеников. Тема занятия «Великие реформы Александра II (1860-е – 1870-е гг.)». |
Слушают. |
2 мин. |
2. |
Актуализация ранее изученного материала
Фронтальный и индивидуальный опрос
|
Вспомним особенности социально-политического и экономического развития Российской империи в годы правления Николая I. 1. В чем заключалась суть династического кризиса декабря 1825 года? 2. Каковы были причины и итоги восстания декабристов? В чем значение этого события для последующего развития страны? 3. Перечислите основные направления внутренней политики в годы царствования Николая I?
|
Отвечают на поставленные вопросы устно. Отдельная часть студентов работает самостоятельно, выполняя задания по индивидуальным карточкам. |
3 мин. |
3. |
1. Постановка цели и задач урока, проблемного вопроса. Изучение нового материала
Закрепление полученных знаний |
Цель этапа: Обеспечить усвоение нового материала.
1. Совместно с учениками обозначается цели и задачи урока 2. Проблемный вопрос: Реформы Александра II имели противоречивые результаты
4. Рассказ преподавателя о причинах преобразований
5. Работа по созданию информационного поста в сети «Инстаграмм»
Ученики по группам работают с материалом в учебнике по указанным вопросам и создают свой продукт. 1 группа – «Земская и городская реформы» 1. По какому принципу строилась избирательная система в земствах и городах? 2. На какие органы делились земская и городская система самоуправления? 3. Что входило в компетенцию земств и городских органов управления? 2 группа – «Судебная реформа» 1. Какие новые принципы были положены в основу суда? 2. Какие виды судов были установлены в ходе реализации реформы? 3.Какие новые элементы появились в системе суда? 4. Какой орган являлся высшей судебной инстанцией? 3 группа – «Военная реформа» 1. Кто подлежал призыву на военную службу? 2. Какие сроки службы были установлены для армии и флота? 3. Кто мог быть освобожден от службы? 4. Какой принцип был положен в основу комплектования армии? 4 группа – «Реформы в области образования» 1. На какие виды стали делиться гимназии? 2. В чём значение нового университетского устава? 3. Какие гимназий появились в 1858 г.? 4. Какие курсы с университетской программой были организованы в 60-70-е гг. XIX в.?
7. Презентация информационных постов в сети «Инстаграм» . Ответ на проблемный вопрос.
|
Ставят цель и задачи урока. Слушают
Записывают.
Групповая работа обучающихся с учебным материалом и создание информационного поста.
Читают. Отвечают на вопросы.
Ученики на основе информационных постов фронтально называют реформы, их содержание и итоги |
35 мин
|
4. |
Обобщение по уроку
|
Общий вывод формулируется совместно с учениками
Домашнее задание (письменно в тетрадях): 1. Работа с историческим источником (приложение 2): Прочитайте приведённые ниже отрывки из сочинений историков, в которых представлены различные оценки императора Александра II и ответьте на вопросы: 1. какие черты характера отмечают исследователи у Александра II? 2. почему реформы 1860-70–х гг. получили наименование «великих», а сам император подобного звания не был удостоен? Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек, осознавший уроки Крымской войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы. Большую роль сыграли и свойства его характера — доброта, сердечность, восприимчивость к идеям гуманизма…. Не будучи реформатором по призванию, по темпераменту, Александр II стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли. Л.Г.Захарова Он чувствовал необходимость новых дельцов и приемов, но, мнительно не уверенный в них, не решался порвать со старыми. Нерешительность верховного двигателя сообщала своеобразный ход реформе. Раз начатая и слабо направляемая, она шла сама собой, осложняясь и двигаясь в силу собственной необходимости, как ком горного снега, сорвавшись с вершины, скатывается вниз огромной лавиной. В минуты беспомощности Александра II выручал тот же недостаток характера, который так вредил всему ходу его преобразовательной деятельности: это его опасливая мнительность... Мнительность становилась источником решимости. Восстание «снизу» — его главное опасение. В.О. Ключевский
2. Ответ на вопрос из учебника (§ 58, стр. 68, вопрос 3), устно: Вскоре после отмены крепостного права в России произошла отмена рабства в США. Можно ли считать, что это события одного порядка? Свой ответ аргументируйте. |
Слушают |
5 мин |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.