Конспект урока «Великие реформы Александра 2»

  • docx
  • 09.09.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока Великие реформы Александра 2.docx

 

 

 

МБОУ «Осинская СОШ №1 имени Героя РФ В.П.Брюхова»

 

 

Конспект урока

 

«Великие реформы Александра 2»

 

Автор:

Ожгибесова Елена Александровна,

учитель истории и обществознания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оса, 2021 г.

 

       Данный урок разработан в соответствии с принципами технологии проблемного обучения, что обусловлено требованиями ФГОС, ориентированными на проблемно-деятельностный подход как основополагающий принцип обучения, на развитие коммуникативных умений и навыков критического мышления. Проблемное обучение  представляет собой систему методов и средств обучения, основанных на моделировании реального творческого процесса путем создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.

        Цели проблемного обучения: активизация мыслительных процессов студентов путем постановки проблемных вопросов и проблемных задач; усвоение студентами знаний, полученных в ходе самостоятельного решения проблем.

Технология проблемного обучения способствует самостоятельному научному поиску студентов, личностной включенности студентов в процесс обучения, получению учащимися новой информации в ходе решения теоретических и практических проблем, развитию коммуникативных умений.

 

Тема урока: Великие реформы Александра II (1860-е – 1870-е гг.)

 

Тип  урока: комбинированный урок

 

Цель  урока: выявить особенности преобразований в России в середине XIX века, охарактеризовать реформы  Александра II с помощью создания информационного поста в социальной сети «Инстаграм», проанализировать их итоги и последствия

Задачи урока:

·        образовательные:

ü охарактеризовать исторический портрет Александра II

ü определить причины проведения реформ в 1860-х-1870-х гг.

ü изучить вопрос реорганизации системы земского и городского управления

ü охарактеризовать судебную реформу 1864 г., выявив её значение для дальнейшего развития судебной системы

ü выявить итоги и значение реформ Александра II

ü закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий, знакомство с историческими персоналиями

·        воспитательные:

ü способствовать воспитанию чувства любви к Родине и гордости за   историю своего  народа, понимания неоднозначности оценки деятельности исторических  личностей

·        развивающие

ü способствовать развитию у студентов  умения обобщать  и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;

ü способствовать умению проводить комплексный поиск исторической информации в источнике разного типа, систематизировать разнообразную  историческую информацию, участвовать в групповой работе, представлять  результаты индивидуальной работы.

 

Технологии: проектная деятельность, проблемное обучение, работа в группах

 

Термины: уставная грамота, выкупная операция, земства, курия, земские управы, городская дума, городская управа, мировой судья, суд присяжных заседателей, адвокатура (присяжные поверенные), всеобщая воинская повинность, классическая гимназия, реальная гимназия.

 

Оснащение урока:

1.     Мультимедийный проектор с экраном

2.     Презентация по теме

3.     Учебник «История России» 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение", 2017

4.     Портреты Николая I, Александра II, Жуковского В.А.

5.      Раздаточный материал (текстовые материалы, схема)

 

Ход занятия:

 

Этапы занятия

Содержание этапа

Время

Деятельность преподавателя

 

Организация деятельности студентов

1.       

Организационный момент

1.      Приветствие, проверка наличия студентов;

2.      Формулировка темы.

Цель: настроить студентов на работу.

Здравствуйте, уважаемые студенты.

Проверка наличия учеников.

Тема занятия «Великие реформы Александра II (1860-е – 1870-е гг.)».

 

Слушают.

2 мин.

2.       

Актуализация ранее изученного материала 

 

Фронтальный и индивидуальный опрос

 

Вспомним особенности социально-политического и экономического развития Российской империи в годы правления Николая I.

1. В чем заключалась суть династического кризиса декабря 1825 года?

2. Каковы были причины и итоги восстания декабристов? В чем значение этого события для последующего развития страны?

3. Перечислите основные направления внутренней политики в годы царствования Николая I?

 

Отвечают на поставленные вопросы устно.

Отдельная часть студентов работает самостоятельно, выполняя задания по индивидуальным карточкам.

3 мин.

3.       

1. Постановка цели и задач урока, проблемного вопроса.

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление полученных знаний

Цель этапа: Обеспечить усвоение нового материала.

 

1. Совместно с учениками обозначается цели и задачи урока

2. Проблемный вопрос: Реформы Александра II имели противоречивые результаты

 

4. Рассказ преподавателя о причинах преобразований

 

5. Работа по созданию информационного поста в сети «Инстаграмм»

 

Ученики по группам работают с материалом в учебнике по указанным вопросам и создают свой продукт.

1 группа – «Земская и городская реформы»

1. По какому принципу строилась избирательная система в земствах и городах?

2. На какие органы делились земская и городская система самоуправления?

3. Что входило в компетенцию земств и городских органов управления?

2 группа – «Судебная реформа»

1. Какие новые принципы были положены в основу суда?

2. Какие виды судов были установлены в ходе реализации реформы?

3.Какие новые элементы появились в системе суда?

4. Какой орган являлся высшей судебной инстанцией?

3 группа – «Военная реформа»

1. Кто подлежал призыву на военную службу?

2. Какие сроки службы были установлены для армии и флота?

3. Кто мог быть освобожден от службы?

4. Какой принцип был положен в основу комплектования армии?

4 группа – «Реформы в области образования»

1. На какие виды стали делиться гимназии?

2. В чём значение нового университетского устава?

3. Какие гимназий появились в 1858 г.?

4. Какие курсы с университетской программой были организованы в 60-70-е гг. XIX в.?

 

 

7. Презентация информационных постов в сети «Инстаграм» .

Ответ на проблемный вопрос.

 

 

Ставят цель и задачи урока.

Слушают

 

 

 

Записывают.

 

 

Групповая работа обучающихся с учебным материалом и создание информационного поста.

 

 

 

Читают.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики на основе информационных постов фронтально называют реформы, их содержание и итоги

35 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.       

Обобщение по уроку   

 

Общий вывод формулируется совместно с учениками

 

Домашнее задание (письменно в тетрадях):

1. Работа с историческим источником (приложение 2):

Прочитайте приведённые ниже отрывки из сочинений историков, в которых представлены различные оценки императора Александра II и ответьте на вопросы:

1. какие черты характера отмечают исследователи у Александра II?

2. почему реформы 1860-70–х гг. получили наименование «великих», а сам император подобного звания не был удостоен?

Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек, осознавший уроки Крымской войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы. Большую роль сыграли и свойства его характера — доброта, сердечность, восприимчивость к идеям гуманизма…. Не будучи реформатором по призванию, по темпераменту, Александр II стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли.

Л.Г.Захарова

Он чувствовал необходимость новых дельцов и приемов, но, мнительно не уверенный в них, не решался порвать со старыми. Нерешительность верховного двигателя сообщала своеобразный ход реформе. Раз начатая и слабо направляемая, она шла сама собой, осложняясь и двигаясь в силу собственной необходимости, как ком горного снега, сорвавшись с вершины, скатывается вниз огромной лавиной. В минуты беспомощности Александра II выручал тот же недостаток характера, который так вредил всему ходу его преобразовательной деятельности: это его опасливая мнительность... Мнительность становилась источником решимости. Восстание «снизу» — его главное опасение.

В.О. Ключевский

 

2. Ответ на вопрос из учебника (§ 58, стр. 68, вопрос 3), устно:

Вскоре после отмены крепостного права в России произошла отмена рабства в США. Можно ли считать, что это события одного порядка? Свой ответ аргументируйте.

Слушают

5 мин