Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе коррекционной программы VIII вида. Урок внеклассного чтения по теме: «Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе коррекционной программы VIII вида. Урок внеклассного чтения по теме: «Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин».
Иконка файла материала урок чтения о счастье. Кучумова И.В..docx

 

Конспект урока внеклассного чтения в 6  классе

коррекционной программы VIII  вида.

Урок внеклассного чтения по теме:

«Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин».

Сведения об авторах:

•   Кучумова Ирина Викторовна

•   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Вильвенская средняя общеобразовательная школа»  п. Вильва ,Добрянский район,  Пермский край

•   Адрес электронной почты          ira.kuchumova.66@mail.ru

•   Должность: учитель русского языка и литературы

2. Предмет: чтение (специальное (коррекционное) обучение и воспитание)

3. 6 класс

4.  Учебник (УМК); Учебник -- И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2013г.

5. Тема урока (занятия): Урок внеклассного чтения по теме:

«Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин».

6. Тип урока: урок внеклассного чтения.

7. Цель:

1. Помочь разобраться в философской категории “счастье” и предложить для обсуждения литературные произведения русских и зарубежных авторов.

2.Обобщить и систематизировать знания по изученным произведениям.

Задачи:

·         Обучающие:

·         продолжить работу по формированию умения анализировать произведение путём включения учащихся в исследовательскую работу;

·         проанализировать путь главных героев к счастью, их поступки.

·         Развивающие:

·         создать условия для развития у учащихся умений давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

·         Воспитательные:

·         воспитывать нравственные качества личности;

·         помочь учащимся осознавать ценность совместной деятельности.

 

8. Оборудование: тексты произведений, портреты писателей, аудиозапись текстов.

9. Список литературы.

Литература:

1.      П.П.Бажов . Сказ «Серебряное копытце».

2.      Джозеф Редьярд Киплинг. Золотая антилопа.

Ресурсы Интернета:

1. Сундучок краеведа | «Бажов и Южный Урал»

chodb.ru›chest/bazhov-p-p.php

2.Л итературная игра "Сказочные джунгли Киплинга"

infourok.ru›literaturnaya…skazochnie…kiplinga…

 

1 урок.

Ход занятия:

1. Слово учителя. Организационный момент.

– Ребята, у каждого человека дома должна быть золотая полка. Писатель Ю. Олеша говорил: «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги». Хочется, чтобы особое место на вашей золотой полке заняли   те произведения, о которых сегодня пойдёт речь.

- Сегодня мы разберём сложную философскую категорию, которая называется “счастье”, постараемся выяснить принципы счастливого человека, узнать, как стать счастливым, поразмышляем о том, что человеку нужно для счастья?

Учёные утверждают, что у них есть все основания считать, что люди с позитивным стилем отношения к жизни живут дольше, имеют больше шансов излечиться от разных тяжёлых недугов и вообще меньше болеют.

2.Обращение к портрету писателя. Беседа с учащимися.

- Посмотрите на портрет этого человека. Чем он привлекает ваше внимание?

https://user32265.clients-cdnnow.ru/originalStorage/da/72/24/0./da72240.jpg

Ответы детей.

Учитель обращает внимание на глаза, поскольку «глаза – зеркало души». ( Добрые и внимательные глаза. У него большая седая борода, он похож на настоящего сказочника. Глаза пожившего, много повидавшего, мудрого человека.).

-А вот что вспоминает писатель Е.Пермяк:

“Я познакомился с любезным, мягким, располагающим к себе человеком лет пятидесяти... Каштановая, шелковистая, хорошая борода...Блуза, подпоясанная широким ремнем. Рабочая кепка. Брюки, заправленные в сапоги. К тому же невысокий рост, маленькие ручки, маленькие ножки и большая красивая голова с высоким лбом. Его широко разрезанные глаза... светились бирюзой. Они излучали доброжелательность. Они были отечески, покровительственно насмешливы. А в глубинах души жило счастье ”.

Работа со словом.

- Что такое бирюза? ( природный минерал голубого или зелёного цвета).

- Объясните смысл словосочетания «светились бирюзой» (были не просто голубыми, от них шёл добрый свет).

- Как вы думаете, какая профессия у этого человека? (Версии детей).

- Почему вы так решили? (Ответы детей).

 3.Знакомство с жизнью и творчеством П.П.Бажова (самостоятельное чтение текста учащимися).

4.Работа в парах. Задание: выделите в тексте те моменты жизни писателя, которые вы считаете счастливыми для него.

В те времена, когда на Урале появились первые медеплавильные заводы,  появился на свет в семье мастера одного из заводов 27 января 1879 года знаменитый писатель  Павел Петрович Бажов. Это  его портрет вы сейчас внимательно рассматривали. В 2019 году отмечается его юбилей. Какой? (140 лет со дня его рождения).

Бажов родился в 1879 году в уральском рабочем городке Сысерти (недалеко от Екатеринбурга). Его отец Петр Васильевич работал на металлургическом заводе. Был хорошим мастером, но с крепким характером, начальству спуску не давал, за что его прозвали «Сверло». Руки у Петра Васильевича были золотые. В семье царили любовь и понимание. Его мать – Августа Степановна рано осиротела, ей пришлось самой зарабатывать на жизнь рукоделием.     Павел был в семье единственным сыном, родители смогли дать ему образование. Поскольку в гимназии учиться было очень дорого, Пашу отдали в духовное училище в Екатеринбурге. Учился он очень хорошо, был переведён в духовную семинарию Перми. А вот дальше учиться ему не пришлось – умер отец, надо было работать, помогать слепнущей матери.

    И пошел Павел Петрович в учителя, работал в сельской школе, потом в духовном училище. Построил небольшой дом в Екатеринбурге, поселился там с мамой, молодой женой, появились дети. Так бы и жила дружная учительская семья, но началась Гражданская война. Она разбросала семью. Жена и дети – в Камышлове, а Павел Петрович - в Перми. Там он был арестован, бежал из тюрьмы в страшный мороз. Легко одетый, он пробирался в Екатеринбург пешком. И был момент, когда он упал на дороге и погиб бы, но мимо проезжал на санях крестьянин, который спрятал Бажова в сено и спас, провезя мимо военных постов.

    А когда после скитаний он нашел свою семью, то увидел в темной избе умирающую жену, маленького мертвого сына и своих троих еле живых голодных детей. Опоздай он немного, и погибла бы вся его семья.

    Павел Петрович воевал в партизанском отряде в Сибири.

    Но вот наступил мир. Он опять стал учителем, журналистом. К сожалению, в годы гражданской войны погибли многие его записи уральских легенд, сказов, которые Бажов много лет собирал. Пришлось все начинать сначала. Но и в мирное время жизнь писателя была не легкой. Очень тяжело пережил он неожиданную гибель своего 19-летнего сына.

    Особенно тяжелым у Бажова был 1937 год. Его несправедливо уволили с работы (он тогда работал редактором). Могли в любой момент арестовать. Бажов целый год не выходил со двора, по ночам писал сказы.

    В 1939 году, друзья решили отметить 60 лет Павлу Петровичу. И на юбилей подарили Бажову первую книжку его сказов. Ее только что напечатали. В нее вошли первые 14 сказов. Они была так хороши, что «Малахитовую шкатулку» даже послали на Международную выставку в Нью-Йорк. Книгу стали часто издавать. «Малахитовая шкатулка» вернула честь Павлу Петровичу. Его не только приняли в Союз писателей, но и назначили руководителем областной писательской организации. За книгу сказов Бажов получил орден Ленина, Государственную премию. Его избрали в Верховный Совет страны. Но в это время уже была война.

    Ему пришлось помогать многим писателям, которые были эвакуированы в Свердловск (Екатеринбург) из Москвы, из Киева. Много работы было у него, как у депутата. Бажов помог очень многим людям.

    Его называли «совестью писателей».

    Он был уже немолод, но отказался от автомобиля и ходил на работу и с работы пешком. А это было расстояние в 13 кварталов!

     Павел Петрович пережил войну, радовался вместе со всеми Победе. Сказы «Малахитовой шкатулки» во время войны помогали солдатам воевать, выживать людям в тылу. В 1950 году болезнь легких свалила Бажова. Похоронили писателя на высоком холме на Ивановском кладбище в Екатеринбурге.

    Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык.

5. Беседа с учащимися.

- Перечислите счастливые, на ваш взгляд, счастливые моменты жизни писателя. Объясните, почему вы считаете их счастливыми. (Любовь и понимание в родительской семье, в собственной семье, любимая работа, счастье быть нужным людям и т.д.).

- Народная мудрость гласит: «Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин». Можно ли эти слова отнести к жизни П.П.Бажова? Докажите справедливость вашего суждения. (Он был трудолюбивым человеком, не растрачивал свой талант понапрасну, а направлял его на помощь людям, и счастье пришло к нему).

VI. Домашнее задание: чтение сказа «Серебряное копытце». Вопрос: «Счастливы ли, на ваш взгляд, герои сказа?»

Урок 2.

1. Работа над содержанием текста сказа «Серебряное копытце». Диалог с учащимися.

-Назовите главных героев. (Кокованя, Даренка, Муренка и Серебряное копытце).

- Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?
(Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)
- А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
(После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)

-Что объединяет Кокованю и Даренку?

(Оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, любопытные, ласковые – именно эти качества объединяют Даренку и Кокованю).

- Ответьте на вопрос, можно ли в нашей жизни встретить таких людей как Кокованя и Даренка? (Скорее всего, да. Есть же люди с такими качествами.)

-Какую роль играла Муренка в сказе? ( Она поддерживала Даренку. Но, когда появился козлик, ушла с ним, выполнив свое назначение.)

- Как жили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? (Жили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)

2.Работа в группах. Задание: раскройте в виде ромашки составляющие их счастья. ( Они – одна семья: забота, понимание, поддержка. Они счастливы от того, что перед ними открылась великая красота: «Кокованя сразу полшапки камней нагрёб, да Дарёнка запросила:- Не тронь, дедо! Завтра днём ещё на это поглядим».

3.Проблемный вопрос: - Богатство в конце сказа исчезает. Можно ли в итоге героев назвать счастливыми? (Для них счастье в том, что надежды и мечты сбываются). - Почему счастье приходит  к ним? (Это люди с чистыми помыслами и доброй душой).

4.Знакомство с жизненным и творческим путём Киплинга и сказкой «Золотая антилопа».

  https://24smi.org/public/media/resize/660x-/celebrity/2018/07/20/vveohjfv201s-rediard-kipling.jpg Джозеф Редьярд Киплинг - английский писатель.
Редьярд Киплинг родился в 1865 году в Бомбее (Индия) в семье профессора Бомбейской школы искусств Джона Локвуда Киплинга и Алисы Киплинг. Имя Редьярд он получил в честь английского озера Редьярд, где познакомились родители. Ранние годы, полные экзотических видов и звуков Индии, были очень счастливыми для будущего писателя. Но в возрасте 5 лет Редьярда и его сестру родители отправляют на учёбу в Англию.

   В течение 6 лет он жил в частном пансионе. «Домом отчаяния» называл Киплинг свою первую английскую школу. Жизнь мальчика в пансионе была невыносимой: хозяйка дома била его, запирала в темной комнате, всячески унижала... Он очень поздно и с большим трудом научился читать, а, получая плохие отметки, старался скрыть их. Однажды, когда Киплинг спрятал свой дневник, хозяйка наклеила мальчику на спину листок с надписью "лжец" и в таком виде отправила его в школу. Со временем Редъярд нашел спасение в чтении. Но его мучительница стала отнимать у него книги. У мальчика началось нервное истощение, он быстро терял зрение. Узнав о происходящем, его мать приехала в Англию, и когда она зашла в комнату сына и наклонилась к нему, чтобы поцеловать на ночь, он инстинктивно загородился от удара.

     В октябре 1882 года Киплинг возвращается в Индию и принимается за работу журналиста. В свободное время он пишет короткие рассказы и стихи. Киплинг прекрасно знал восточный фольклор и воочию видел все красоты природы Востока, что не могло не найти отражения в его творчестве.

Первые продажи его произведений начинаются в 1883 году. В середине 80-х годов Киплинг совершает поездки по Азии и США в качестве корреспондента. В 1889 году он совершает долгое путешествие в Англию, затем посещает Бирму, Китай, Японию. В 1894—95 годах выходят знаменитые «Книга джунглей» и «Вторая книга джунглей».

В 1907 году Киплинг становится первым англичанином, получившим Нобелевскую премию по литературе "за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя". Умер Киплинг в возрасте 70 лет 18 января 1936 года в Лондоне.

5.Работа в парах. Задание: выделите в тексте те моменты жизни писателя, которые вы считаете счастливыми для него.

6.Диалог с учащимися.

- Можно ли его назвать счастливым человеком и применить к его жизни слова народной мудрости? (Он награждён счастливым детством, взамен всем трудностям жизни он награждён любовью к книге и талантом писать великие произведения, известные всему миру).

7. Слушаем сказку «Золотая антилопа» (аудиозапись).

8.Работа в группах.  Сравните сказ «Серебряное копытце» и сказку «Золотая антилопа». Заполните таблицу «Счастье в понимании героев сказа «Серебряное копытце» и сказки «Золотая антилопа».

К чему стремится герой?

Итог стремления

 

- Проанализируйте таблицу и сделайте вывод. Какие жизненные уроки можно извлечь из данной таблицы?

9. Рефлексия.

- К какому человеку обязательно придёт счастье? Какие качества необходимы, чтобы счастье улыбнулось вам?

- Помог ли вам сегодняшний урок сориентироваться в сложном пути к счастью? В чём заключается помощь??

Литература:

1.     П.П.Бажов . Сказ «Серебряное копытце».

2.     Джозеф Редьярд Киплинг. Золотая антилопа.

 

Ресурсы Интернета:

1. Сундучок краеведа | «Бажов и Южный Урал»

chodb.ru›chest/bazhov-p-p.php

2.Л итературная игра "Сказочные джунгли Киплинга"

infourok.ru›literaturnaya…skazochnie…kiplinga…

 


 

Посмотрите также