Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе
коррекционной программы VIII вида.
Урок внеклассного чтения по теме:
«Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин».
Сведения об авторах:
• Кучумова Ирина Викторовна
• Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вильвенская средняя общеобразовательная школа» п. Вильва ,Добрянский район, Пермский край
• Адрес электронной почты [email protected]
• Должность: учитель русского языка и литературы
2. Предмет: чтение (специальное (коррекционное) обучение и воспитание)
3. 6 класс
4. Учебник (УМК); Учебник -- И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2013г.
5. Тема урока (занятия): Урок внеклассного чтения по теме:
«Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин».
6. Тип урока: урок внеклассного чтения.
7. Цель:
1. Помочь разобраться в философской категории “счастье” и предложить для обсуждения литературные произведения русских и зарубежных авторов.
2.Обобщить и систематизировать знания по изученным произведениям.
Задачи:
· Обучающие:
· продолжить работу по формированию умения анализировать произведение путём включения учащихся в исследовательскую работу;
· проанализировать путь главных героев к счастью, их поступки.
· Развивающие:
· создать условия для развития у учащихся умений давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
· Воспитательные:
· воспитывать нравственные качества личности;
· помочь учащимся осознавать ценность совместной деятельности.
8. Оборудование: тексты произведений, портреты писателей, аудиозапись текстов.
9. Список литературы.
Литература:
1. П.П.Бажов . Сказ «Серебряное копытце».
2. Джозеф Редьярд Киплинг. Золотая антилопа.
Ресурсы Интернета:
1. Сундучок краеведа | «Бажов и Южный Урал»
chodb.ru›chest/bazhov-p-p.php
2.Л итературная игра "Сказочные джунгли Киплинга"
infourok.ru›literaturnaya…skazochnie…kiplinga…
1 урок.
Ход занятия:
1. Слово учителя. Организационный момент.
– Ребята, у каждого человека дома должна быть золотая полка. Писатель Ю. Олеша говорил: «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги». Хочется, чтобы особое место на вашей золотой полке заняли те произведения, о которых сегодня пойдёт речь.
- Сегодня мы разберём сложную философскую категорию, которая называется “счастье”, постараемся выяснить принципы счастливого человека, узнать, как стать счастливым, поразмышляем о том, что человеку нужно для счастья?
Учёные утверждают, что у них есть все основания считать, что люди с позитивным стилем отношения к жизни живут дольше, имеют больше шансов излечиться от разных тяжёлых недугов и вообще меньше болеют.
2.Обращение к портрету писателя. Беседа с учащимися.
- Посмотрите на портрет этого человека. Чем он привлекает ваше внимание?
Ответы детей.
Учитель обращает внимание на глаза, поскольку «глаза – зеркало души». ( Добрые и внимательные глаза. У него большая седая борода, он похож на настоящего сказочника. Глаза пожившего, много повидавшего, мудрого человека.).
-А вот что вспоминает писатель Е.Пермяк:
“Я познакомился с любезным, мягким, располагающим к себе человеком лет пятидесяти... Каштановая, шелковистая, хорошая борода...Блуза, подпоясанная широким ремнем. Рабочая кепка. Брюки, заправленные в сапоги. К тому же невысокий рост, маленькие ручки, маленькие ножки и большая красивая голова с высоким лбом. Его широко разрезанные глаза... светились бирюзой. Они излучали доброжелательность. Они были отечески, покровительственно насмешливы. А в глубинах души жило счастье ”.
Работа со словом.
- Что такое бирюза? ( природный минерал голубого или зелёного цвета).
- Объясните смысл словосочетания «светились бирюзой» (были не просто голубыми, от них шёл добрый свет).
- Как вы думаете, какая профессия у этого человека? (Версии детей).
- Почему вы так решили? (Ответы детей).
3.Знакомство с жизнью и творчеством П.П.Бажова (самостоятельное чтение текста учащимися).
4.Работа в парах. Задание: выделите в тексте те моменты жизни писателя, которые вы считаете счастливыми для него.
В те времена, когда на Урале появились первые медеплавильные заводы, появился на свет в семье мастера одного из заводов 27 января 1879 года знаменитый писатель Павел Петрович Бажов. Это его портрет вы сейчас внимательно рассматривали. В 2019 году отмечается его юбилей. Какой? (140 лет со дня его рождения).
Бажов родился в 1879 году в уральском рабочем городке Сысерти (недалеко от Екатеринбурга). Его отец Петр Васильевич работал на металлургическом заводе. Был хорошим мастером, но с крепким характером, начальству спуску не давал, за что его прозвали «Сверло». Руки у Петра Васильевича были золотые. В семье царили любовь и понимание. Его мать – Августа Степановна рано осиротела, ей пришлось самой зарабатывать на жизнь рукоделием. Павел был в семье единственным сыном, родители смогли дать ему образование. Поскольку в гимназии учиться было очень дорого, Пашу отдали в духовное училище в Екатеринбурге. Учился он очень хорошо, был переведён в духовную семинарию Перми. А вот дальше учиться ему не пришлось – умер отец, надо было работать, помогать слепнущей матери.
И пошел Павел Петрович в учителя, работал в сельской школе, потом в духовном училище. Построил небольшой дом в Екатеринбурге, поселился там с мамой, молодой женой, появились дети. Так бы и жила дружная учительская семья, но началась Гражданская война. Она разбросала семью. Жена и дети – в Камышлове, а Павел Петрович - в Перми. Там он был арестован, бежал из тюрьмы в страшный мороз. Легко одетый, он пробирался в Екатеринбург пешком. И был момент, когда он упал на дороге и погиб бы, но мимо проезжал на санях крестьянин, который спрятал Бажова в сено и спас, провезя мимо военных постов.
А когда после скитаний он нашел свою семью, то увидел в темной избе умирающую жену, маленького мертвого сына и своих троих еле живых голодных детей. Опоздай он немного, и погибла бы вся его семья.
Павел Петрович воевал в партизанском отряде в Сибири.
Но вот наступил мир. Он опять стал учителем, журналистом. К сожалению, в годы гражданской войны погибли многие его записи уральских легенд, сказов, которые Бажов много лет собирал. Пришлось все начинать сначала. Но и в мирное время жизнь писателя была не легкой. Очень тяжело пережил он неожиданную гибель своего 19-летнего сына.
Особенно тяжелым у Бажова был 1937 год. Его несправедливо уволили с работы (он тогда работал редактором). Могли в любой момент арестовать. Бажов целый год не выходил со двора, по ночам писал сказы.
В 1939 году, друзья решили отметить 60 лет Павлу Петровичу. И на юбилей подарили Бажову первую книжку его сказов. Ее только что напечатали. В нее вошли первые 14 сказов. Они была так хороши, что «Малахитовую шкатулку» даже послали на Международную выставку в Нью-Йорк. Книгу стали часто издавать. «Малахитовая шкатулка» вернула честь Павлу Петровичу. Его не только приняли в Союз писателей, но и назначили руководителем областной писательской организации. За книгу сказов Бажов получил орден Ленина, Государственную премию. Его избрали в Верховный Совет страны. Но в это время уже была война.
Ему пришлось помогать многим писателям, которые были эвакуированы в Свердловск (Екатеринбург) из Москвы, из Киева. Много работы было у него, как у депутата. Бажов помог очень многим людям.
Его называли «совестью писателей».
Он был уже немолод, но отказался от автомобиля и ходил на работу и с работы пешком. А это было расстояние в 13 кварталов!
Павел Петрович пережил войну, радовался вместе со всеми Победе. Сказы «Малахитовой шкатулки» во время войны помогали солдатам воевать, выживать людям в тылу. В 1950 году болезнь легких свалила Бажова. Похоронили писателя на высоком холме на Ивановском кладбище в Екатеринбурге.
Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык.
5. Беседа с учащимися.
- Перечислите счастливые, на ваш взгляд, счастливые моменты жизни писателя. Объясните, почему вы считаете их счастливыми. (Любовь и понимание в родительской семье, в собственной семье, любимая работа, счастье быть нужным людям и т.д.).
- Народная мудрость гласит: «Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин». Можно ли эти слова отнести к жизни П.П.Бажова? Докажите справедливость вашего суждения. (Он был трудолюбивым человеком, не растрачивал свой талант понапрасну, а направлял его на помощь людям, и счастье пришло к нему).
VI. Домашнее задание: чтение сказа «Серебряное копытце». Вопрос: «Счастливы ли, на ваш взгляд, герои сказа?»
Урок 2.
1. Работа над содержанием текста сказа «Серебряное копытце». Диалог с учащимися.
-Назовите главных героев. (Кокованя, Даренка, Муренка и Серебряное копытце).
- Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в
дом?
(Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив,
одиночество его угнетало.)
- А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
(После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она
чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку
драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и
Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)
-Что объединяет Кокованю и Даренку?
(Оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, любопытные, ласковые – именно эти качества объединяют Даренку и Кокованю).
- Ответьте на вопрос, можно ли в нашей жизни встретить таких людей как Кокованя и Даренка? (Скорее всего, да. Есть же люди с такими качествами.)
-Какую роль играла Муренка в сказе? ( Она поддерживала Даренку. Но, когда появился козлик, ушла с ним, выполнив свое назначение.)
- Как жили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? (Жили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)
2.Работа в группах. Задание: раскройте в виде ромашки составляющие их счастья. ( Они – одна семья: забота, понимание, поддержка. Они счастливы от того, что перед ними открылась великая красота: «Кокованя сразу полшапки камней нагрёб, да Дарёнка запросила:- Не тронь, дедо! Завтра днём ещё на это поглядим».
3.Проблемный вопрос: - Богатство в конце сказа исчезает. Можно ли в итоге героев назвать счастливыми? (Для них счастье в том, что надежды и мечты сбываются). - Почему счастье приходит к ним? (Это люди с чистыми помыслами и доброй душой).
4.Знакомство с жизненным и творческим путём Киплинга и сказкой «Золотая антилопа».
Джозеф Редьярд Киплинг - английский писатель.
Редьярд Киплинг родился в 1865 году в Бомбее (Индия) в семье профессора
Бомбейской школы искусств Джона Локвуда Киплинга и Алисы Киплинг. Имя Редьярд
он получил в честь английского озера Редьярд, где познакомились родители.
Ранние годы, полные экзотических видов и звуков Индии, были очень счастливыми
для будущего писателя. Но в возрасте 5 лет Редьярда и его сестру родители
отправляют на учёбу в Англию.
В течение 6 лет он жил в частном пансионе. «Домом отчаяния» называл Киплинг свою первую английскую школу. Жизнь мальчика в пансионе была невыносимой: хозяйка дома била его, запирала в темной комнате, всячески унижала... Он очень поздно и с большим трудом научился читать, а, получая плохие отметки, старался скрыть их. Однажды, когда Киплинг спрятал свой дневник, хозяйка наклеила мальчику на спину листок с надписью "лжец" и в таком виде отправила его в школу. Со временем Редъярд нашел спасение в чтении. Но его мучительница стала отнимать у него книги. У мальчика началось нервное истощение, он быстро терял зрение. Узнав о происходящем, его мать приехала в Англию, и когда она зашла в комнату сына и наклонилась к нему, чтобы поцеловать на ночь, он инстинктивно загородился от удара.
В октябре 1882 года Киплинг возвращается в Индию и принимается за работу журналиста. В свободное время он пишет короткие рассказы и стихи. Киплинг прекрасно знал восточный фольклор и воочию видел все красоты природы Востока, что не могло не найти отражения в его творчестве.
Первые продажи его произведений начинаются в 1883 году. В середине 80-х годов Киплинг совершает поездки по Азии и США в качестве корреспондента. В 1889 году он совершает долгое путешествие в Англию, затем посещает Бирму, Китай, Японию. В 1894—95 годах выходят знаменитые «Книга джунглей» и «Вторая книга джунглей».
В 1907 году Киплинг становится первым англичанином, получившим Нобелевскую премию по литературе "за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя". Умер Киплинг в возрасте 70 лет 18 января 1936 года в Лондоне.
5.Работа в парах. Задание: выделите в тексте те моменты жизни писателя, которые вы считаете счастливыми для него.
6.Диалог с учащимися.
- Можно ли его назвать счастливым человеком и применить к его жизни слова народной мудрости? (Он награждён счастливым детством, взамен всем трудностям жизни он награждён любовью к книге и талантом писать великие произведения, известные всему миру).
7. Слушаем сказку «Золотая антилопа» (аудиозапись).
8.Работа в группах. Сравните сказ «Серебряное копытце» и сказку «Золотая антилопа». Заполните таблицу «Счастье в понимании героев сказа «Серебряное копытце» и сказки «Золотая антилопа».
К чему стремится герой? |
Итог стремления |
- Проанализируйте таблицу и сделайте вывод. Какие жизненные уроки можно извлечь из данной таблицы?
9. Рефлексия.
- К какому человеку обязательно придёт счастье? Какие качества необходимы, чтобы счастье улыбнулось вам?
- Помог ли вам сегодняшний урок сориентироваться в сложном пути к счастью? В чём заключается помощь??
Литература:
1. П.П.Бажов . Сказ «Серебряное копытце».
2. Джозеф Редьярд Киплинг. Золотая антилопа.
Ресурсы Интернета:
1. Сундучок краеведа | «Бажов и Южный Урал»
chodb.ru›chest/bazhov-p-p.php
2.Л итературная игра "Сказочные джунгли Киплинга"
infourok.ru›literaturnaya…skazochnie…kiplinga…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.