Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе коррекционной программы VIII вида. Урок внеклассного чтения по теме: «Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин».
Оценка 5

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе коррекционной программы VIII вида. Урок внеклассного чтения по теме: «Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
04.10.2022
Конспект урока внеклассного чтения в 6  классе коррекционной программы VIII  вида. Урок внеклассного чтения по теме: «Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин».
Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе коррекционной программы VIII вида. Урок внеклассного чтения по теме: «Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин».
урок чтения о счастье. Кучумова И.В..docx

 

Конспект урока внеклассного чтения в 6  классе

коррекционной программы VIII  вида.

Урок внеклассного чтения по теме:

«Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин».

Сведения об авторах:

•   Кучумова Ирина Викторовна

•   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Вильвенская средняя общеобразовательная школа»  п. Вильва ,Добрянский район,  Пермский край

•   Адрес электронной почты          [email protected]

•   Должность: учитель русского языка и литературы

2. Предмет: чтение (специальное (коррекционное) обучение и воспитание)

3. 6 класс

4.  Учебник (УМК); Учебник -- И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2013г.

5. Тема урока (занятия): Урок внеклассного чтения по теме:

«Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин».

6. Тип урока: урок внеклассного чтения.

7. Цель:

1. Помочь разобраться в философской категории “счастье” и предложить для обсуждения литературные произведения русских и зарубежных авторов.

2.Обобщить и систематизировать знания по изученным произведениям.

Задачи:

·         Обучающие:

·         продолжить работу по формированию умения анализировать произведение путём включения учащихся в исследовательскую работу;

·         проанализировать путь главных героев к счастью, их поступки.

·         Развивающие:

·         создать условия для развития у учащихся умений давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

·         Воспитательные:

·         воспитывать нравственные качества личности;

·         помочь учащимся осознавать ценность совместной деятельности.

 

8. Оборудование: тексты произведений, портреты писателей, аудиозапись текстов.

9. Список литературы.

Литература:

1.      П.П.Бажов . Сказ «Серебряное копытце».

2.      Джозеф Редьярд Киплинг. Золотая антилопа.

Ресурсы Интернета:

1. Сундучок краеведа | «Бажов и Южный Урал»

chodb.ru›chest/bazhov-p-p.php

2.Л итературная игра "Сказочные джунгли Киплинга"

infourok.ru›literaturnaya…skazochnie…kiplinga…

 

1 урок.

Ход занятия:

1. Слово учителя. Организационный момент.

– Ребята, у каждого человека дома должна быть золотая полка. Писатель Ю. Олеша говорил: «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги». Хочется, чтобы особое место на вашей золотой полке заняли   те произведения, о которых сегодня пойдёт речь.

- Сегодня мы разберём сложную философскую категорию, которая называется “счастье”, постараемся выяснить принципы счастливого человека, узнать, как стать счастливым, поразмышляем о том, что человеку нужно для счастья?

Учёные утверждают, что у них есть все основания считать, что люди с позитивным стилем отношения к жизни живут дольше, имеют больше шансов излечиться от разных тяжёлых недугов и вообще меньше болеют.

2.Обращение к портрету писателя. Беседа с учащимися.

- Посмотрите на портрет этого человека. Чем он привлекает ваше внимание?

https://user32265.clients-cdnnow.ru/originalStorage/da/72/24/0./da72240.jpg

Ответы детей.

Учитель обращает внимание на глаза, поскольку «глаза – зеркало души». ( Добрые и внимательные глаза. У него большая седая борода, он похож на настоящего сказочника. Глаза пожившего, много повидавшего, мудрого человека.).

-А вот что вспоминает писатель Е.Пермяк:

“Я познакомился с любезным, мягким, располагающим к себе человеком лет пятидесяти... Каштановая, шелковистая, хорошая борода...Блуза, подпоясанная широким ремнем. Рабочая кепка. Брюки, заправленные в сапоги. К тому же невысокий рост, маленькие ручки, маленькие ножки и большая красивая голова с высоким лбом. Его широко разрезанные глаза... светились бирюзой. Они излучали доброжелательность. Они были отечески, покровительственно насмешливы. А в глубинах души жило счастье ”.

Работа со словом.

- Что такое бирюза? ( природный минерал голубого или зелёного цвета).

- Объясните смысл словосочетания «светились бирюзой» (были не просто голубыми, от них шёл добрый свет).

- Как вы думаете, какая профессия у этого человека? (Версии детей).

- Почему вы так решили? (Ответы детей).

 3.Знакомство с жизнью и творчеством П.П.Бажова (самостоятельное чтение текста учащимися).

4.Работа в парах. Задание: выделите в тексте те моменты жизни писателя, которые вы считаете счастливыми для него.

В те времена, когда на Урале появились первые медеплавильные заводы,  появился на свет в семье мастера одного из заводов 27 января 1879 года знаменитый писатель  Павел Петрович Бажов. Это  его портрет вы сейчас внимательно рассматривали. В 2019 году отмечается его юбилей. Какой? (140 лет со дня его рождения).

Бажов родился в 1879 году в уральском рабочем городке Сысерти (недалеко от Екатеринбурга). Его отец Петр Васильевич работал на металлургическом заводе. Был хорошим мастером, но с крепким характером, начальству спуску не давал, за что его прозвали «Сверло». Руки у Петра Васильевича были золотые. В семье царили любовь и понимание. Его мать – Августа Степановна рано осиротела, ей пришлось самой зарабатывать на жизнь рукоделием.     Павел был в семье единственным сыном, родители смогли дать ему образование. Поскольку в гимназии учиться было очень дорого, Пашу отдали в духовное училище в Екатеринбурге. Учился он очень хорошо, был переведён в духовную семинарию Перми. А вот дальше учиться ему не пришлось – умер отец, надо было работать, помогать слепнущей матери.

    И пошел Павел Петрович в учителя, работал в сельской школе, потом в духовном училище. Построил небольшой дом в Екатеринбурге, поселился там с мамой, молодой женой, появились дети. Так бы и жила дружная учительская семья, но началась Гражданская война. Она разбросала семью. Жена и дети – в Камышлове, а Павел Петрович - в Перми. Там он был арестован, бежал из тюрьмы в страшный мороз. Легко одетый, он пробирался в Екатеринбург пешком. И был момент, когда он упал на дороге и погиб бы, но мимо проезжал на санях крестьянин, который спрятал Бажова в сено и спас, провезя мимо военных постов.

    А когда после скитаний он нашел свою семью, то увидел в темной избе умирающую жену, маленького мертвого сына и своих троих еле живых голодных детей. Опоздай он немного, и погибла бы вся его семья.

    Павел Петрович воевал в партизанском отряде в Сибири.

    Но вот наступил мир. Он опять стал учителем, журналистом. К сожалению, в годы гражданской войны погибли многие его записи уральских легенд, сказов, которые Бажов много лет собирал. Пришлось все начинать сначала. Но и в мирное время жизнь писателя была не легкой. Очень тяжело пережил он неожиданную гибель своего 19-летнего сына.

    Особенно тяжелым у Бажова был 1937 год. Его несправедливо уволили с работы (он тогда работал редактором). Могли в любой момент арестовать. Бажов целый год не выходил со двора, по ночам писал сказы.

    В 1939 году, друзья решили отметить 60 лет Павлу Петровичу. И на юбилей подарили Бажову первую книжку его сказов. Ее только что напечатали. В нее вошли первые 14 сказов. Они была так хороши, что «Малахитовую шкатулку» даже послали на Международную выставку в Нью-Йорк. Книгу стали часто издавать. «Малахитовая шкатулка» вернула честь Павлу Петровичу. Его не только приняли в Союз писателей, но и назначили руководителем областной писательской организации. За книгу сказов Бажов получил орден Ленина, Государственную премию. Его избрали в Верховный Совет страны. Но в это время уже была война.

    Ему пришлось помогать многим писателям, которые были эвакуированы в Свердловск (Екатеринбург) из Москвы, из Киева. Много работы было у него, как у депутата. Бажов помог очень многим людям.

    Его называли «совестью писателей».

    Он был уже немолод, но отказался от автомобиля и ходил на работу и с работы пешком. А это было расстояние в 13 кварталов!

     Павел Петрович пережил войну, радовался вместе со всеми Победе. Сказы «Малахитовой шкатулки» во время войны помогали солдатам воевать, выживать людям в тылу. В 1950 году болезнь легких свалила Бажова. Похоронили писателя на высоком холме на Ивановском кладбище в Екатеринбурге.

    Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык.

5. Беседа с учащимися.

- Перечислите счастливые, на ваш взгляд, счастливые моменты жизни писателя. Объясните, почему вы считаете их счастливыми. (Любовь и понимание в родительской семье, в собственной семье, любимая работа, счастье быть нужным людям и т.д.).

- Народная мудрость гласит: «Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин». Можно ли эти слова отнести к жизни П.П.Бажова? Докажите справедливость вашего суждения. (Он был трудолюбивым человеком, не растрачивал свой талант понапрасну, а направлял его на помощь людям, и счастье пришло к нему).

VI. Домашнее задание: чтение сказа «Серебряное копытце». Вопрос: «Счастливы ли, на ваш взгляд, герои сказа?»

Урок 2.

1. Работа над содержанием текста сказа «Серебряное копытце». Диалог с учащимися.

-Назовите главных героев. (Кокованя, Даренка, Муренка и Серебряное копытце).

- Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?
(Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)
- А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
(После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)

-Что объединяет Кокованю и Даренку?

(Оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, любопытные, ласковые – именно эти качества объединяют Даренку и Кокованю).

- Ответьте на вопрос, можно ли в нашей жизни встретить таких людей как Кокованя и Даренка? (Скорее всего, да. Есть же люди с такими качествами.)

-Какую роль играла Муренка в сказе? ( Она поддерживала Даренку. Но, когда появился козлик, ушла с ним, выполнив свое назначение.)

- Как жили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? (Жили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)

2.Работа в группах. Задание: раскройте в виде ромашки составляющие их счастья. ( Они – одна семья: забота, понимание, поддержка. Они счастливы от того, что перед ними открылась великая красота: «Кокованя сразу полшапки камней нагрёб, да Дарёнка запросила:- Не тронь, дедо! Завтра днём ещё на это поглядим».

3.Проблемный вопрос: - Богатство в конце сказа исчезает. Можно ли в итоге героев назвать счастливыми? (Для них счастье в том, что надежды и мечты сбываются). - Почему счастье приходит  к ним? (Это люди с чистыми помыслами и доброй душой).

4.Знакомство с жизненным и творческим путём Киплинга и сказкой «Золотая антилопа».

  https://24smi.org/public/media/resize/660x-/celebrity/2018/07/20/vveohjfv201s-rediard-kipling.jpg Джозеф Редьярд Киплинг - английский писатель.
Редьярд Киплинг родился в 1865 году в Бомбее (Индия) в семье профессора Бомбейской школы искусств Джона Локвуда Киплинга и Алисы Киплинг. Имя Редьярд он получил в честь английского озера Редьярд, где познакомились родители. Ранние годы, полные экзотических видов и звуков Индии, были очень счастливыми для будущего писателя. Но в возрасте 5 лет Редьярда и его сестру родители отправляют на учёбу в Англию.

   В течение 6 лет он жил в частном пансионе. «Домом отчаяния» называл Киплинг свою первую английскую школу. Жизнь мальчика в пансионе была невыносимой: хозяйка дома била его, запирала в темной комнате, всячески унижала... Он очень поздно и с большим трудом научился читать, а, получая плохие отметки, старался скрыть их. Однажды, когда Киплинг спрятал свой дневник, хозяйка наклеила мальчику на спину листок с надписью "лжец" и в таком виде отправила его в школу. Со временем Редъярд нашел спасение в чтении. Но его мучительница стала отнимать у него книги. У мальчика началось нервное истощение, он быстро терял зрение. Узнав о происходящем, его мать приехала в Англию, и когда она зашла в комнату сына и наклонилась к нему, чтобы поцеловать на ночь, он инстинктивно загородился от удара.

     В октябре 1882 года Киплинг возвращается в Индию и принимается за работу журналиста. В свободное время он пишет короткие рассказы и стихи. Киплинг прекрасно знал восточный фольклор и воочию видел все красоты природы Востока, что не могло не найти отражения в его творчестве.

Первые продажи его произведений начинаются в 1883 году. В середине 80-х годов Киплинг совершает поездки по Азии и США в качестве корреспондента. В 1889 году он совершает долгое путешествие в Англию, затем посещает Бирму, Китай, Японию. В 1894—95 годах выходят знаменитые «Книга джунглей» и «Вторая книга джунглей».

В 1907 году Киплинг становится первым англичанином, получившим Нобелевскую премию по литературе "за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя". Умер Киплинг в возрасте 70 лет 18 января 1936 года в Лондоне.

5.Работа в парах. Задание: выделите в тексте те моменты жизни писателя, которые вы считаете счастливыми для него.

6.Диалог с учащимися.

- Можно ли его назвать счастливым человеком и применить к его жизни слова народной мудрости? (Он награждён счастливым детством, взамен всем трудностям жизни он награждён любовью к книге и талантом писать великие произведения, известные всему миру).

7. Слушаем сказку «Золотая антилопа» (аудиозапись).

8.Работа в группах.  Сравните сказ «Серебряное копытце» и сказку «Золотая антилопа». Заполните таблицу «Счастье в понимании героев сказа «Серебряное копытце» и сказки «Золотая антилопа».

К чему стремится герой?

Итог стремления

 

- Проанализируйте таблицу и сделайте вывод. Какие жизненные уроки можно извлечь из данной таблицы?

9. Рефлексия.

- К какому человеку обязательно придёт счастье? Какие качества необходимы, чтобы счастье улыбнулось вам?

- Помог ли вам сегодняшний урок сориентироваться в сложном пути к счастью? В чём заключается помощь??

Литература:

1.     П.П.Бажов . Сказ «Серебряное копытце».

2.     Джозеф Редьярд Киплинг. Золотая антилопа.

 

Ресурсы Интернета:

1. Сундучок краеведа | «Бажов и Южный Урал»

chodb.ru›chest/bazhov-p-p.php

2.Л итературная игра "Сказочные джунгли Киплинга"

infourok.ru›literaturnaya…skazochnie…kiplinga…

 


 

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе коррекционной программы

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе коррекционной программы

Воспитательные : · воспитывать нравственные качества личности; · помочь учащимся осознавать ценность совместной деятельности

Воспитательные : · воспитывать нравственные качества личности; · помочь учащимся осознавать ценность совместной деятельности

Учёные утверждают, что у них есть все основания считать, что люди с позитивным стилем отношения к жизни живут дольше, имеют больше шансов излечиться от разных…

Учёные утверждают, что у них есть все основания считать, что люди с позитивным стилем отношения к жизни живут дольше, имеют больше шансов излечиться от разных…

Почему вы так решили? (Ответы детей)

Почему вы так решили? (Ответы детей)

Но вот наступил мир. Он опять стал учителем, журналистом

Но вот наступил мир. Он опять стал учителем, журналистом

Перечислите счастливые, на ваш взгляд, счастливые моменты жизни писателя

Перечислите счастливые, на ваш взгляд, счастливые моменты жизни писателя

Ответьте на вопрос, можно ли в нашей жизни встретить таких людей как

Ответьте на вопрос, можно ли в нашей жизни встретить таких людей как

В течение 6 лет он жил в частном пансионе

В течение 6 лет он жил в частном пансионе

Можно ли его назвать счастливым человеком и применить к его жизни слова народной мудрости? (Он награждён счастливым детством, взамен всем трудностям жизни он награждён любовью…

Можно ли его назвать счастливым человеком и применить к его жизни слова народной мудрости? (Он награждён счастливым детством, взамен всем трудностям жизни он награждён любовью…

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе коррекционной программы VIII вида. Урок внеклассного чтения по теме: «Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин».

Конспект урока внеклассного чтения в 6  классе коррекционной программы VIII  вида. Урок внеклассного чтения по теме: «Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2022