5 класс (Виленкин Н. Я. и др.)
Тема: “Вычитание десятичных дробей”.
Цели:
1. Составить и выучить с учащимися алгоритм вычитания десятичных дробей, аналогичный алгоритму сложения.
2. Отработать каждый шаг алгоритма, рассмотреть все частные случаи вычитания десятичных дробей.
3. Обогатить опыт учащихся по выполнению действий с десятичными дробями.
4. Проверить усвоение алгоритма учащимися.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Поприветствуйте их и садитесь. А теперь представьте, что в классе никого нет, только вы и я, вы и я. Не волнуйтесь, всё будет хорошо. Откройте тетради, подпишите число, классная работа.
Вот уже несколько уроков мы изучаем десятичные дроби. И помогает нам в этом клоун, только клоун у нас особенный, математический. И предлагает он нам задачки с умыслом. Вот и сегодня он приготовил нам интересные задачи. Он придумал несколько примеров на сложение, но пока шёл в его сумку попал снег, и запятые стёрлись.
1. Помогите клоуну исправить забавные равенства.
32 + 18 = 5; 3 + 108 = 408; 42 + 17 = 212 .
2. Какое из чисел является лишним в данной последовательности?
0,03; 0,003; 0,030; 0,0300.
3. В нашей стране, ребята, водится много бобров. Хотите узнать длину тела бобра?
Ответ:
Как вы думаете, какова длина его тела? Принимаю любые версии.
Ответы:
Проверить, чья версия была более точной, нам поможет следующее задание:
5,9 |
6,3 |
3,6 |
2,3 |
2,7 |
0 |
3,7 |
4,1 |
1,4 |
Из первой строки выберите наименьшее число, из второй – наибольшее, из третьей ни наименьшее, ни наибольшее. Найдите их сумму, и вы получите ответ.
В каких единицах, по-вашему, мы нашли длину тела бобра?
Ответ:
4. А теперь моя задача
3,2 |
5,1 |
1,9 |
2,6 |
? |
4,5 |
32 |
20 |
12 |
5,2 |
? |
2,63 |
Обнаружьте закономерность между числами первой строки таблицы и найдите пропущенное число второй строки.
Как найти это число?
Ответ: нужно 5,2 – 2,63.
Умеем мы это делать?
Ответ: нет.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Ответ: вычитанием десятичных дробей.
Для чего нам это надо?
Ответ: чтобы решать задачи, примеры, уравнения.
Запишем тему урока.
Вычитание десятичных дробей.
2. Этап введения алгоритма.
Итак, ребята, 5,2 – 2,63 = 2,57. Как проверить, что мы решили пример верно?
Ответ: сложить числа.
Хорошо. Сложите числа и проверьте, правильный мы получили ответ.
Может, кто догадался, как выполнить вычитание этих чисел? Попробуйте сформулировать правило.
Ответ:
Уравнять число знаков после Как будем уравнивать, в строке или в столбике?
запятой.
Записать числа в столбик, чтобы
запятая была строго под запятой. _ 5,20
Выполнить действие вычитание 2,63
поразрядно.
Поставить запятую под запятой
в данных дробях.
Открываем тетрадь алгоритмов и сравним алгоритм сложения десятичных дробей с алгоритмом, который нам предложил … . Нужно нам полностью записывать алгоритм вычитания или можно сделать добавление к алгоритму сложения? Если да, какое? (делаем добавление и еще раз проговариваем алгоритм)
3. Этап усвоения.
Ну а теперь, когда вы освоили правило вычитания десятичных дробей, вам по силам любая задача на вычитание.
(на развороте доски работаю я, дети в тетрадях).
1) 19,76 – 13,54 2) 57,803 – 0,4 3) 100,4 – 2,035 4) 102 – 0,72 5) 57,83 – 6,93
_ 19,76 _ 57,803 _ 100,400 _102,00 _ 57,83
13,54 0,400 2,035 0,72 6,93
1. Составить столбики для всех примеров (проверяем).
2. Уравнять число знаков после запятой.
3. Выполнить действие.
4. Поставить запятую.
Проверяем!
Прочитаем все ответы. В каком примере я допустила ошибку?
Почему?
Ответ:
Хорошо ребята, молодцы.
А как вы думаете, может ли в результате вычитания десятичных дробей получится натуральное число?
Ответ: (приводят пример).
А нуль? Приведите пример.
Вопросы на случай ошибок: как будем поступать, если от нуля нужно вычесть какое-то число?
если в ответе получим число, дробная часть которого заканчивается нулём?
Итоги.
Какие примеры для вас оказались самыми трудными?
Ответ:
Итак, ещё раз проговорим алгоритм вычитания десятичных дробей (компьютерная презентация).
назовите первый шаг
как проверить, что столбики составлены правильно?
|
записываем числа в столбик
запятая под запятой, разряд под разрядом |
второй шаг
как поступаем, если одно из чисел натуральное число? |
уравниваем число знаков после запятой
ставим запятую, приписываем нули |
третий шаг
где надо быть осторожным? (если нет ответа, то спросить: “В каком примере я допустила ошибку? Почему?”)
|
выполняем действие вычитания
если число оканчивается нулём |
четвёртый шаг
выполнили вычитание. Что дальше? Где поставим запятую? И что будем делать дальше? (если нет ответа, то: “Пристально посмотрим на полученные ответы”.)
|
ставим запятую строго под запятой если разность оканчивается нулём, то нули на конце можно отбросить |
Все частные случаи рассмотрели, остался один последний вопрос: “Есть ли способ проверить, что мы правильно решили пример?”
Ответ:
Какой?
Ответ: сложить числа
Молодцы ребята.
4. Этап закрепления.
Алгоритм усвоили, способ проверки знаете, можете работать самостоятельно. Откройте учебник стр. 265, № 1187.
Какие из примеров можно решить устно?
Ответ: а) 2,1 ; б) 11,3 ; в) 4 .
Запишите ответы на своих четвертушках. Назовите ответы. Поднимите руку, кто согласен с … .
Теперь попробуйте выполнить оставшиеся примеры самостоятельно и письменно в тетради, а чтобы мы смогли быстро проверить … (один ученик) выполнит это задание у доски. Полученные ответы запишите на четвертушках.
Ответы: г) 8,3 ; д) 83,562 ; е) 0,61 .
Кто справится с заданием раньше, тому составить и решить свой пример.
Проверяем (если есть ошибки, то: “Ребята, один из ответов был такой… . В чём причина?”). Поднимите руку, кто решил все примеры правильно? Кто сделал одну ошибку? Кто не справился с заданием?
5. Домашнее задание.
Хорошо ребята, а теперь запишите домашнее задание:
1. Составьте и решите задачу на вычитание с числами 4,82 и 2,581.
2. Выучите правило вычитания десятичных дробей.
3. №1229 (первый столбик), №1236 (а).
6. Итоги урока.
Что учились делать сегодня на уроке?
Ответы (предполагаемые):
- вычитать десятичные дроби;
- составлять алгоритм вычитания;
- исправлять ошибки;
- составлять свои примеры;
- находить пропущенные числа;
- проговаривать каждый шаг алгоритма.
Что понравилось на уроке?
Ответы:
А вот мне, ребята, знаете что, понравилось, то, что вы так хорошо сегодня поработали на уроке и я надеюсь, что хорошо усвоили алгоритм вычитания десятичных дробей.
Спасибо за урок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.