Конспект урока_русский язык_5 класс_Морфемный разбор слова
Оценка 4.9

Конспект урока_русский язык_5 класс_Морфемный разбор слова

Оценка 4.9
docx
19.07.2024
Конспект урока_русский язык_5 класс_Морфемный разбор слова
morfem_razbor_5.docx

Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

 

Предмет: русский язык, урок рефлексии (закрепления и совершенствования знаний)

Тема: «Морфемный разбор слова»

Название: «Законы морфемики»

Продолжительность: 45 минут

Класс: 5 класс

Оборудование: интерактивная доска для презентации PowerPoint

 

В основе урока лежит метапредметный подход к подаче учебного материала. Связующим элементом между этапами урока является чтение учащимися виртуальной энциклопедии, созданной средствами программы PowerPoint.

Сегодня школьники имеют доступ к разнообразной информации в сети Интернет, но мало знают о деятельности выдающихся учёных и деятелей искусства. В целях расширения кругозора пятиклассников изучение темы «Морфемный разбор слова» представлено в виде путешествия по страницам энциклопедии в сопровождении выдающихся учёных, которые помогают учащимся вывести и сформулировать «законы» морфемики, оценить собственные достижения.

 ИКТ позволяют сделать подачу материала интересной, презентабельной; делают энциклопедическую информацию доступной (на уроке учитель, к сожалению, не может на парту каждого ученика положить энциклопедию); помогают организовать физминутку.

            Урок «Законы морфемики» позволит учащимся не только повторить и систематизировать полученные знания о строении слова, но и поможет пятиклассникам посмотреть на науку о языке в системе других научных дисциплин.

 

Конспект урока

 

Цель – обобщить и закрепить знания по разделу «Морфемика».

 

Задачи: 

1)      дать представление о лингвистике как науке, имеющей законы;

2)      совершенствовать навык морфемного разбора слова;

3)      развивать навык осмысленной работы с текстом;

4)      способствовать обогащению словарного запаса учащихся, расширению кругозора;

5)      развивать у пятиклассников навык участия в коллективной учебно-исследовательской деятельности.

 

Ожидаемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты:

      формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;

      мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

      воспитание уважительного отношения и интереса к достижениям науки;

      формирование коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ожидаемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты: получение/закрепление знаний по теме «Морфемика. Морфемный разбор слова», повторение основной лингвистической терминологии и ключевых понятий.

 

Ожидаемые МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты:

      развитие интереса к познавательной деятельности;

      развитие у учащихся умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов и оценивать правильность выполнения учебной задачи;

      развитие навыка анализировать, классифицировать и преобразовывать учебный материал для решения учебных и познавательных задач;

      развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.

Эпиграф к уроку:                                             Слово делится на части,

                                                                           Ах, какое это счастье!

                                                                           Может каждый грамотей

                                                                           Делать слово из частей!

 

Этап урока

Учитель

Учащиеся

УУД

Формулировка темы и задач урока через проблемные вопросы

Сегодня мы будем заниматься наукой (слайд 1).

- С какими науками вы знакомы?

 

- Как называется наука, занимающаяся изучением языка и речи?

Лингвистика, как и другие области научного знания, имеют законы. Мы сегодня попытаемся сформулировать эти законы в области морфемики.

Поможет нам в этом предмет, лежащий в «чёрном ящике».

Угадайте по лексическому значению слова, что скрывает «чёрный ящик».

В ящике находится «научное справочное пособие о разных областях знания, пред-назначенное для широкого круга читателей».

«Цель энциклопедии - собрать знания, рассеянные по свету, привести их в систему, понятную для людей, ныне живущих, и передать тем, кто придёт после нас», - писал знаменитый французский фи­лософ и писатель Дени Дидро.

 

Итак, сегодня на уроке мы продолжим изучать морфе-мику и должны будем открыть её законы. Помогать нам в этом будет энциклопедия. Сформулируете вопросы, на которые нам необходимо будет ответить в ходе урока (ключевые слова даны на слайде 2).

Составьте предложение об энциклопедии. Запись в тетрадь. Синтаксический разбор предложения.

 

 

- Математика, биоло-гия, география, физика, химия и др.

- Лингвистика (языко-знание).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это энциклопедия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какие существуют законы морфемики?

- Как нам может помочь энциклопедия?

 

 

Личностные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

Решение первого блока учебных задач и формулировка «I закона морфемики»

Учитель организовывает осмысленное чтение учащимися энциклопеди-ческой статьи об А.С. Попове по рабочему листу.

- Текст читаем с карандашом в руке. Что подчёркиваем?

- Посмотрите на экран (слайд 3): мы сжали содержание текста, подчёркивая главное. В каких случаях нам пригодится умение находить в тексте главное и сокращать его объём?

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

 

 

 

 

 

- Подчёркиваем главное в каждом абзаце.

- Так перерабатывать текст необходимо при подготовке пересказа по любому предмету, при подготовке к изложению на уроках русского языка

САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

Познавательные

 

 

 

 

Регулятивные

- Мы познакомились с биографией выдающегося русского физика. Что изучает физика как наука?

- У единиц языка тоже есть определённые свойства. Так, слова в языке бывают изменяемыми и неизменяемыми. 

Как неизменяемость слова влияет на его строение?

- Устно заполните сегменты схемы (слайд 4).

 

 

 

 

 

 

 

- Заполните пропуски в формулировке «I Закона морфемики» на рабочем листе.

- Физика – наука о свойствах тел (массе, объёме, температуре и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

Изменяемые слова (существ., прилаг., глаголы) имеют окончание; неизменяемые (наречия, служебные части речи, некоторые существительные и прилагательные) окончания не имеют.

Запись «I Закона морфемики» на рабочем листе.

Личностные

Коммуникативные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

 

 

 

 

- Выполните упражнение, расположив слова в колонках таблицы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОПРОВЕРКИ

 

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ 5 ПРЕЗЕНТАЦИИ

 

САМОКОНТРОЛЬ И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

Регулятивные

Решение второго блока учебных задач и формулировка «II закона морфемики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗМИНУТКА

- Устно составьте связный текст о Д. Менделееве для энциклопедии (слайд 6).

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

- Что изучает химия? (на слайде молекула глюкозы)

 

 

- И сейчас мы свами повторим, из каких структурных элементов состоит слово.  Как называются эти элементы?

1.    Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных лов (корень)

2.    Часть слова, которая служит для образования формы слова (окончание)

3.    Часть изменяемого слова без окончания (основа)

4.    Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов (приставка)

5.    Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования  слов (суффикс)

 

- В каком термине нет называемой им морфемы?

 

 

- Если бы мы изобразили слово так, как изображают атом, какую морфему мы бы сделали ядром слова?

 

ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

САМООЦЕНКА И

ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

 

- Химия изучает вещества, их свойства и состав.

 

- Слово состоит из морфем: приставки, корня, суффикса, окончания, основы (слайд 7).

 

 

Дети карточками показывают условные обозначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В слове «суффикс» нет суффикса.

 

- Корень.

Личностные

Коммуникативные

На экране последовательно будут появляться слова (слайд 8).

Если слова однокоренные по отношению к первому слову   в столбце, нужно хлопнуть.

Если слова не являются однокоренными, нужно топнуть.

Учащиеся выполняют упражнение

Регулятивные

А теперь интересная справка: в турецком языке слова очень длинные. Турок берет совсем короткое слово – корень – и надстраивает его. Бывает так, что слова растут и становятся длиннее, чем в таком сравнительно простом примере:
Сэв – любовь
Сэвмек – любить
Сэвмемек – не любить
Сэвдермек – заставлять любить
Сэвдермемек – не заставлять любить
В турецком языке новые «кусочки» привлекаются друг к дружке только в конце слова, так что у него вырастает длинный «хвост». Конечно, некоторые русские слова в начале или в конце надставлены. Например, метилпропенилендигидрокинаннаменилакрилическая кислота. СЛАЙД 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для того чтобы правильно определять строение слова, необходимо владеть порядком морфемного разбора. Запишите уточняющую формулировку темы урока.

— Давайте подумаем, а что мы уже знаем по теме «Порядок морфемного разбора слов». Нам предстоит узнать и новое.

Знакомство учащихся с инструкцией «Порядок морфемного разбора»

(Приложение №1).

Сегодня мы будем работать с текстом инструкции, они лежат на партах, а после урока пополнят ваши папки. Читаем самостоятельно план разбора с пояснениями и примерами, используя приѐм «Пометки на полях», который нам помогал читать связные тексты учебника.

(«Пометки на полях» – один из приемов технологии развития критического мышления: учащиеся читают план разбора самостоятельно, используя маркировку: + — «знал раньше», ! — «новое для меня», ? — «не понятно»)  

По окончании чтения в беседе выясняем, что знали раньше по этой теме, что было новым и что осталось непонятым.

Почему          важно пользоваться определѐнным порядком?

 

 

- Разберите слова по составу (слайд 10)

 

 

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

 

 

 

- Заполните пропуски в формулировке II закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это научит нас быть внимательными к слову, а значит, грамотными.

 

1 ученик у доски выполняет разбор слов

 

ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ КЛАССОМ

 

САМОКОНТРОЛЬ, САМООЦЕНКА И

ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

Запись «II Закона морфемики» на рабочем листе.

Познавательные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

Решение третьего блока учебных задач и формулировка «III закона морфемики»

 

 

 

- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учёный?

 

 

- А ещё учёный должен много знать и интересоваться трудами своих предшественников.

Я вас хочу познакомить                      с трудом выдающегося лингвиста А.Н. Тихонова – «Школьным словообразо-вательным словарём русского языка», книгой, которая будет полезна любому человеку, изучающему морфемику.

 

По материалам этого словаря я составила упражнение.

 

 

-Трудолюбие, любознательность, умение в заурядном видеть необычное и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные

- Из предложенных в таблице морфем составьте как можно больше слов с корнем -УМ-. Выполняем упражнение в парах.

- Сравните результаты работы с данными словаря (на слайде 11)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

РАБОТА В ПАРАХ

 

 

 

 

 

 

 

САМОКОНТРОЛЬ, САМООЦЕНКА И

ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

 

Регулятивные

Заполните пропуски в формулировке «III Закона морфемики» на рабочем листе.

Запись «III Закона морфемики» на рабочем листе.

Регулятивные

Подведение итогов урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

-          Какие законы мы сформулировали?

-          Чем закон отличается от правила? Почему правила разбора по составу мы назвали законами?

- Что нового позволила узнать энциклопедия?

 

 

 

 

Это поможет вам, ребята, сделать в жизни свои небольшие открытия, и мы, надеюсь, прочитаем о вас на страницах энциклопедий (слайд 12).

 

А чтобы у вас были успехи в области лингвистики, я попрошу вас дома выполнить несколько заданий олимпиадного характера.

 

А сейчас сложите все баллы, которые вы выставляли себе за выполнение заданий в ходе урока. На числовой прямой отметьте получившийся результат (слайд 13). Он позволит мне понять, насколько хорошо каждый из вас усвоил материал.

 

 Спасибо за урок!

 

 

- Закон нельзя нарушать.

 

 

- Мы узнали много нового о выдающихся русских учёных, посмотрели на лингвистику с позиций других наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМООЦЕНКА

Личностные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

 

Источники:

  1. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка (пособие для учащихся). – М.: Просвещение – 2007.
  2. https://ru.wikipedia.org

 

Приложение №1

                                                                Образец морфемного разбора

                   химиком                                                              

1.  Это существительное, так как обозначает предмет: (кем?)  химиком  

2.  Чтобы выделить окончание, надо слово просклонять: химик-ом – химик,  химик-и. Окончание - ом в слове химиком указывает на  то, что слово  муж. рода, употреблено в форме ед. ч., тв. пад. 

3.  Выделяем основу: основа  химик имеет значение «человек, занимающийся химией».

4.  Для выделения корня подберѐм родственные (однокоренные) слова. Так, в словах химик, химический, химия – корень -хим-

5. Приставки в слове нет.

6. Значение «специалист по химии» передаѐтся при помощи таких суффиксов:

-ик- указывает, что речь идѐт о человеке;

Итак: хим-ик-ом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Ожидаемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты : получение/закрепление знаний по теме «Морфемика

Ожидаемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты : получение/закрепление знаний по теме «Морфемика

Помогать нам в этом будет энциклопедия

Помогать нам в этом будет энциклопедия

Помогать нам в этом будет энциклопедия

Помогать нам в этом будет энциклопедия

Выполните упражнение, расположив слова в колонках таблицы

Выполните упражнение, расположив слова в колонках таблицы

Нам предстоит узнать и новое.

Нам предстоит узнать и новое.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учёный? -

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учёный? -

Подведение итогов урока

Подведение итогов урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2024