
КОНСПЕКТ ВЕБИНАРА
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ
Спикер — Кошечкина Татьяна Вячеславовна
Ранний возраст открывает практически безграничные возмож-
ности для коррекции. То, что не получится исправить в 7-8 лет,
легко корректируется в раннем
возрасте. Главное — зафиксировать про- блему, локализовать ее и подобрать
оптимальные пути коррекции.
В каких случаях родитель начинает задумываться о том, соот- ветствует ли речь ребенка норме?
1. Когда другой человек (специалист, бабушка, соседка) обраща- ет внимание мамы на то, что с ребенком что-то не так.
2. В ситуации, когда родитель начинает сравнивать своего ре- бенка с другими детьми-ровесниками. «Все уже говорят, а мой…», «Соседский Петя уже стихи читает, а моя короткими фразами общается…».
3. Родитель видит нарушение со стороны ребенка. При этом он замечает отклонение, зная о норме или вовсе не имея пред- ставление о ней. В этом случае важно определить, что роди- тель считает нормой и какую речь он ожидает от ребенка в данном возрасте.
Родитель никогда не обращается к специалисту, когда проблемы нет. Если ребенок с нарушениями даже случайно попал в поле зре- ния специалиста, тот не может игнорировать ситуацию, а должен пригласить родителей и ребенка на диагностику, оценить рече- вое развитие, поделиться своим мнением относительно состояния речи на текущий момент и перспектив, а также дать рекоменда- ции, которым мама может следовать сразу после приема.
Если специалист (психолог, педагог раннего развития, ней- ропсихолог) не видит нарушения речевого развития у ребенка, а мама беспокоится на этот счет, то он должен помнить про междис- циплинарный подход и посоветовать маме обратиться к логопеду, неврологу.


|
![]()
Для понимания того, какая коммуникационная среда создана, необходимо провести предобследование, которое может включать в себя:
▶ скрининговый опросник на наличие аутизма MCHAT-R/F. Ино- гда во время заполнения этого опросника родители впервые
обращают внимание на специфику коммуникации ребёнка;
▶ анкеты О. Е. Громовой “Первые слова” и “Первые фразы” (в случае, если лексикон ребёнка ещё невелик);
▶ анализ видеофрагментов с ребёнком в привычной ему сре- де, по которому можно понять типичное поведение ребенка.
Длительность видео должна составлять не менее 4-6 минут.
Важно посмотреть и сложившийся в семье тип родительского отношения. В рамках диагностической встречи это возможно ре- ализовать, если специалисту удастся понаблюдать за семьей вне кабинета. Хорошо, если есть возможность видеть, как они подни- маются по ступенькам центра или раздеваются.
Чтобы определить тип родительского отношения, оказываю- щего сильное влияние на развитие речи, специалист должен за- фиксировать следующие пункты:
1. регистрацию сигналов, которые ребенок подает родителю;
2. насколько эти сигналы соответствуют ожиданиям родителя;
3. в какой форме и как родитель оценивает сигналы;
4. каким образом он реагирует на сигналы, предоставляет ли родитель доступный образец сигнала.
На основании этих критериев можно определить один из четы- рех типов родительского отношения:
1. поддерживающее отношение;
2. эгоцентрическое;
3.
гиперсоциализирующее;
4. отвергающее отношение, которое оказывает самое негатив- ное влияние на развитие речи.
Ребенок раннего возраста на диагностической встрече воспри- нимает специалиста как чужого человека. Организация коммуни- кации в условиях диагностического общения происходит через пе- редачу кредита доверия. Как это реализуется в действительности?
1. мама доброжелательно общается со специалистом, всячески демонстрируя ребенку доверие к нему, как к человеку. Тем са- мым ребенок перестает воспринимать специалиста как «чу- жого».
2. специалист просит маму устроить игровую ситуацию с при- несенной игрушкой или той, которая понравилась ребенку в кабинете. Постепенно специалист включается в игру, а мама, наоборот, незаметно выходит из зоны коммуникации.
В этот момент важно оценить различие и динамику формирова- ния контакта. Специалист отмечает, как меняется коммуникация между мамой и ребенком и между ребенком и чужим человеком, а также каким способом ребенок вступает в контакт: через предме- ты, иллюстрации, через действия или прикосновения.
Уже в процессе коммуникации с ребенком необходимо оценить доступные коммуникативные средства, а именно сформирован- ность четырех критериев коммуникации: интерес к человеку, эмо- циональные проявления к нему, инициативные действия, чув- ствительность в отношении к себе. Например, взрослый хмурится, ребёнок понимает, что им недовольны. Взрослый улыбается, и ма- лыш улыбается тоже.
![]() |
Н. С. Жукова выделяет следующие уровни понимания речи:
▶ Нулевой уровень: ребёнок с сохранным слухом не восприни- мает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже
на интонации запрещения или поощрения.
▶ Ситуативный уровень: ребёнок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и на-
звания своих игрушек, может показать части тела у себя, у ро- дителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изо- бражений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту.
▶ Номинативный уровень: ребёнок хорошо ориентируется в на- званиях предметов, изображённых на картинках, но с трудом
ориентируется в названиях действий, изображённых на сю- жетных картинках (идёт, читает и т. п.). Совершенно не пони- мает вопросов косвенных падежей (кому? чему? с кем? и т.п.)
▶ Предикативный уровень: ребёнок знает много названий дей- ствий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей,
поставленных к объектам действий, изображенных на сюжет- ных картинках, различает значение нескольких первообраз- ных предлогов (положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различает грамматических форм слов.
▶ Расчленённый уровень: ребёнок различает изменения зна- чений, вносимых отдельными частями слова – приставками,
суффиксами, окончаниями (стол-столы, улетел-прилетел).
Оценивать понимание речи ребенком раннего возраста специ- алист должен только в коммуникативной ситуации. Он обязан об- ратить внимание на следующие нюансы:
▶ насколько ситуативно понимание речи. Как воспринимает ре- бенок одну и ту же инструкцию в разных условиях?
▶ тембровую избирательность. Возможно выполнять просьбы ребенок будет, только услышав знакомый тембр мамы.
▶ локализацию звука
▶ понимание измененных конструкций. Например, ребенок может понимать конструкцию «Как тебя зовут?», но испыты-
вать недоумение при вопросе «А зовут тебя как?» или «Назо- ви свое имя».
Специалист должен оценить:
▶ Что может произносить ребенок (звуки, звукокомплексы, сло- ва, фразы)?
▶ Использует ли он речевые средства для коммуникации? На- пример, криком или отдельными звуками ребенок просит
что-то.
▶ Связаны ли используемые средства с понятиями? Это особен- но важно оценить в случаях сложных нарушений у ребенка,
например, ДЦП или РАС.
Специалист на этом этапе оценивает:
▶ Моторные функции: каким образом ребенок открывает-за- крывает рот, ест, пьет из трубочки, есть ли у ребенка поперхи-
вания и т.д.
▶ Праксис: каким образом и насколько легко ребенок находит артикуляционную позу, какая опора для этого нужна.
▶ Гнозис: есть ли представление о схеме собственного тела и собственного артикуляционного аппарата.
На этом этапе специалист должен учитывать эпикризные сроки
— те периоды, за которые ребенок приобретает качественно но- вые речевые навыки. Они составляют:
▶ в первый год жизни – 1 месяц;
▶ во второй год жизни – 3 месяца;
▶ в третий год жизни – 6 месяцев
Опираясь на эти сроки, специалист определяет группу развития речи:

В случае диагностирования нормы речевого развития у ребен- ка специалист должен рекомендовать маме через определенный срок прийти еще раз или прислать видеофрагмент, чтобы оценить, соответствует ли и дальнейшее развитие норме. Так, например, для детей с группой нормы и внимания должно быть предусмотре- но консультативное сопровождение (почтовые рассылки, встреча раз в полгода, групповые консультации).
Институт коррекционной педагогики РАО советует использо- вать варианты речевых заключений логопеда для раннего возрас- та, сформулированные Чиркиной Г. В. и Громовой О. Е. :
• Неосложнённая задержка речевого развития.
• Задержка речевого развития при равномерном характере на- рушений в других сферах (двигательной, сенсорной, эмоцио-
нальной и т. п.).
• Грубая задержка речевого развития при парциальных нару- шениях других психических функций.
• Задержка речевого развития в структуре сложного дефекта.
Логопед должен помнить о том, что у него своя область деятель- ности: он не может поставить диагноз РАС или ЗПР. Для этого нуж- ны другие специалисты, и лучше всего — действовать в команде, реализуя междисциплинарный подход.

Как убеждать
родителей обратиться к специалистам, к ло- гопеду?
Они уверены, что сейчас дети поздно начинают го- ворить, и ждут речи. К какому специалисту направлять сна- чала: к психологу или неврологу?
Нормативность речевого развития сильно поменяла соци- альная среда.
В настоящее время проводятся исследования с целью выяснения актуальной нормы: что происходит, в ка- ком возрасте большинство детей из
популяции начинают говорить, какие
специфики проявляются в формировании разных
уровней языковой системы, но это не исследования одного года. Проект запланирован на 10 лет и возможно по- нятие
«нормы» изменится.
В случае с родителями, которые не видят нарушений, нужно помнить про стадии принятия горя. Под горем здесь понимаются серьезные нарушения, отставание от нормы. Родитель сначала может игнорировать замечания о наруше- ниях у ребенка, потом злиться, впасть в депрессию и нако- нец-то принять ситуацию. В этом случае, а также при страхах, волнениях родителей, нарушениях поведения или комму- никации поможет психолог. К неврологу же дети ходят на плановые осмотры, начиная с 1 месяца, но при подозрениях, например, на нарушение иннервации мышц речевого аппа- рата, логопед может посоветовать родителям посетить не- вролога.
Кто ставит
диагноз аутизм? Логопед
или психиатр?
Логопед не имеет права ставить такой диагноз. Если на
кон- сультации у логопеда возникают
подозрения на РАС у ре- бенка, он должен: деликатно сказать маме о том, что неплохо было бы обратиться к другим специалистам:
— сурдологу, для исключения нарушения слуха;
— психиатру, чтобы исключить синдром РАС
Насколько уместно
принимать ноотропы для развития речи?
Не существует лекарств, после принятия которых ребе- нок заговорит. Любой неврологический
препарат имеет собственный эффект,
который может быть связан с появ- лением речи, а может и нет. Например,
когитум хорошо ра- ботает
как тонизирующее средство, но гарантии, что речь появится нет.
При задержке
речи назначают ЭЭГ. Что покажет
данное исследование?
Для логопеда
важно посмотреть наличие:
— очагов эпиактивности, при которых не рекомендовано выполнять некоторые артикуляционные упражнения
—
корковых нарушений. Иногда
логопед видит симптомо- комплекс, но не понимает, с чем он связан. Если ЭЭГ по- кажет функциональные
нарушения, нужно подключать не- вролога.
Хорошо
подготовленный специалист справится за 45 ми-
нут. Если у специалиста мало опыта
постановки диагности- ческой
гипотезы, можно и за несколько встреч не получить результата.
Какой доктор может проверить
состояние артикуляцион- ного аппарата?— Ортопед, стоматолог, логопед — каждый со своей сторо- ны.
Можно ли избавиться от эхолалии у ребенка с РАС и каким образом?
Важно понимать,
что для ребенка
с РАС эхолалия — не про- сто неудобный для родителей синдром, а это способ взаи-
модействия ребенка с окружающим миром.
Не стоит отби-
рать что-то, если не можете
дать ничего взамен!
Как правильно
дать логопедическое заключение при ЗПР?
Рекомендую
давать описательную характеристику речи, потому что характеристики речи по Лалаевой или Левиной не подойдут.
С
чего начинать работу, если ребенок в 3 года говорит только первыми слогами?
Если ребенок готов повторять за
родителями, то начинать
поправлять. Если у ребенка речевой негативизм, значит родителям нужно организовывать игровые
ситуации, по- буждающие отраженную речь.
Бывает и так, что логопед на обследовании видит симптомоком- плекс, но не может разобраться, почему он возник и о каком нару- шении сигнализирует. Тогда нужна помощь других специалистов: невролога, а может психолога... К кому направить ребенка снача- ла? Какую информацию взять из заключения? В какой момент под- ключиться?
![]() |
6 спикеров из смежных областей в течение 3-х месяцев будут раскрывать особенности междисциплинарного подхода в диагно- стике нарушений развития.
Узнать подробную программу выступлений и зарегистриро- ваться на курс можно по ссылке: https://proshkola18.ru/doshkolniki_ normi_razvitia_zjv?utm_source=zjv&utm_medium=kosh&utm_ campaign=konsp_fail&utm_content=rechrazv .
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.