КОНСПЕКТ ВЕБИНАРА
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ
Спикер — Кошечкина Татьяна Вячеславовна
Ранний возраст открывает практически безграничные возмож-
ности для коррекции. То, что не получится исправить в 7-8 лет,
легко корректируется в раннем
возрасте. Главное — зафиксировать про- блему, локализовать ее и подобрать
оптимальные пути коррекции.
В каких случаях родитель начинает задумываться о том, соот- ветствует ли речь ребенка норме?
1. Когда другой человек (специалист, бабушка, соседка) обраща- ет внимание мамы на то, что с ребенком что-то не так.
2. В ситуации, когда родитель начинает сравнивать своего ре- бенка с другими детьми-ровесниками. «Все уже говорят, а мой…», «Соседский Петя уже стихи читает, а моя короткими фразами общается…».
3. Родитель видит нарушение со стороны ребенка. При этом он замечает отклонение, зная о норме или вовсе не имея пред- ставление о ней. В этом случае важно определить, что роди- тель считает нормой и какую речь он ожидает от ребенка в данном возрасте.
Родитель никогда не обращается к специалисту, когда проблемы нет. Если ребенок с нарушениями даже случайно попал в поле зре- ния специалиста, тот не может игнорировать ситуацию, а должен пригласить родителей и ребенка на диагностику, оценить рече- вое развитие, поделиться своим мнением относительно состояния речи на текущий момент и перспектив, а также дать рекоменда- ции, которым мама может следовать сразу после приема.
Если специалист (психолог, педагог раннего развития, ней- ропсихолог) не видит нарушения речевого развития у ребенка, а мама беспокоится на этот счет, то он должен помнить про междис- циплинарный подход и посоветовать маме обратиться к логопеду, неврологу.
|
Для понимания того, какая коммуникационная среда создана, необходимо провести предобследование, которое может включать в себя:
▶ скрининговый опросник на наличие аутизма MCHAT-R/F. Ино- гда во время заполнения этого опросника родители впервые
обращают внимание на специфику коммуникации ребёнка;
▶ анкеты О. Е. Громовой “Первые слова” и “Первые фразы” (в случае, если лексикон ребёнка ещё невелик);
▶ анализ видеофрагментов с ребёнком в привычной ему сре- де, по которому можно понять типичное поведение ребенка.
Длительность видео должна составлять не менее 4-6 минут.
Важно посмотреть и сложившийся в семье тип родительского отношения. В рамках диагностической встречи это возможно ре- ализовать, если специалисту удастся понаблюдать за семьей вне кабинета. Хорошо, если есть возможность видеть, как они подни- маются по ступенькам центра или раздеваются.
Чтобы определить тип родительского отношения, оказываю- щего сильное влияние на развитие речи, специалист должен за- фиксировать следующие пункты:
1. регистрацию сигналов, которые ребенок подает родителю;
2. насколько эти сигналы соответствуют ожиданиям родителя;
3. в какой форме и как родитель оценивает сигналы;
4. каким образом он реагирует на сигналы, предоставляет ли родитель доступный образец сигнала.
На основании этих критериев можно определить один из четы- рех типов родительского отношения:
1. поддерживающее отношение;
2. эгоцентрическое;
3.
гиперсоциализирующее;
4. отвергающее отношение, которое оказывает самое негатив- ное влияние на развитие речи.
Ребенок раннего возраста на диагностической встрече воспри- нимает специалиста как чужого человека. Организация коммуни- кации в условиях диагностического общения происходит через пе- редачу кредита доверия. Как это реализуется в действительности?
1. мама доброжелательно общается со специалистом, всячески демонстрируя ребенку доверие к нему, как к человеку. Тем са- мым ребенок перестает воспринимать специалиста как «чу- жого».
2. специалист просит маму устроить игровую ситуацию с при- несенной игрушкой или той, которая понравилась ребенку в кабинете. Постепенно специалист включается в игру, а мама, наоборот, незаметно выходит из зоны коммуникации.
В этот момент важно оценить различие и динамику формирова- ния контакта. Специалист отмечает, как меняется коммуникация между мамой и ребенком и между ребенком и чужим человеком, а также каким способом ребенок вступает в контакт: через предме- ты, иллюстрации, через действия или прикосновения.
Уже в процессе коммуникации с ребенком необходимо оценить доступные коммуникативные средства, а именно сформирован- ность четырех критериев коммуникации: интерес к человеку, эмо- циональные проявления к нему, инициативные действия, чув- ствительность в отношении к себе. Например, взрослый хмурится, ребёнок понимает, что им недовольны. Взрослый улыбается, и ма- лыш улыбается тоже.
![]() |
Н. С. Жукова выделяет следующие уровни понимания речи:
▶ Нулевой уровень: ребёнок с сохранным слухом не восприни- мает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже
на интонации запрещения или поощрения.
▶ Ситуативный уровень: ребёнок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и на-
звания своих игрушек, может показать части тела у себя, у ро- дителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изо- бражений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту.
▶ Номинативный уровень: ребёнок хорошо ориентируется в на- званиях предметов, изображённых на картинках, но с трудом
ориентируется в названиях действий, изображённых на сю- жетных картинках (идёт, читает и т. п.). Совершенно не пони- мает вопросов косвенных падежей (кому? чему? с кем? и т.п.)
▶ Предикативный уровень: ребёнок знает много названий дей- ствий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей,
поставленных к объектам действий, изображенных на сюжет- ных картинках, различает значение нескольких первообраз- ных предлогов (положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различает грамматических форм слов.
▶ Расчленённый уровень: ребёнок различает изменения зна- чений, вносимых отдельными частями слова – приставками,
суффиксами, окончаниями (стол-столы, улетел-прилетел).
Оценивать понимание речи ребенком раннего возраста специ- алист должен только в коммуникативной ситуации. Он обязан об- ратить внимание на следующие нюансы:
▶ насколько ситуативно понимание речи. Как воспринимает ре- бенок одну и ту же инструкцию в разных условиях?
▶ тембровую избирательность. Возможно выполнять просьбы ребенок будет, только услышав знакомый тембр мамы.
▶ локализацию звука
▶ понимание измененных конструкций. Например, ребенок может понимать конструкцию «Как тебя зовут?», но испыты-
вать недоумение при вопросе «А зовут тебя как?» или «Назо- ви свое имя».
Специалист должен оценить:
▶ Что может произносить ребенок (звуки, звукокомплексы, сло- ва, фразы)?
▶ Использует ли он речевые средства для коммуникации? На- пример, криком или отдельными звуками ребенок просит
что-то.
▶ Связаны ли используемые средства с понятиями? Это особен- но важно оценить в случаях сложных нарушений у ребенка,
например, ДЦП или РАС.
Специалист на этом этапе оценивает:
▶ Моторные функции: каким образом ребенок открывает-за- крывает рот, ест, пьет из трубочки, есть ли у ребенка поперхи-
вания и т.д.
▶ Праксис: каким образом и насколько легко ребенок находит артикуляционную позу, какая опора для этого нужна.
▶ Гнозис: есть ли представление о схеме собственного тела и собственного артикуляционного аппарата.
На этом этапе специалист должен учитывать эпикризные сроки
— те периоды, за которые ребенок приобретает качественно но- вые речевые навыки. Они составляют:
▶ в первый год жизни – 1 месяц;
▶ во второй год жизни – 3 месяца;
▶ в третий год жизни – 6 месяцев
Опираясь на эти сроки, специалист определяет группу развития речи:
В случае диагностирования нормы речевого развития у ребен- ка специалист должен рекомендовать маме через определенный срок прийти еще раз или прислать видеофрагмент, чтобы оценить, соответствует ли и дальнейшее развитие норме. Так, например, для детей с группой нормы и внимания должно быть предусмотре- но консультативное сопровождение (почтовые рассылки, встреча раз в полгода, групповые консультации).
Институт коррекционной педагогики РАО советует использо- вать варианты речевых заключений логопеда для раннего возрас- та, сформулированные Чиркиной Г. В. и Громовой О. Е. :
• Неосложнённая задержка речевого развития.
• Задержка речевого развития при равномерном характере на- рушений в других сферах (двигательной, сенсорной, эмоцио-
нальной и т. п.).
• Грубая задержка речевого развития при парциальных нару- шениях других психических функций.
• Задержка речевого развития в структуре сложного дефекта.
Логопед должен помнить о том, что у него своя область деятель- ности: он не может поставить диагноз РАС или ЗПР. Для этого нуж- ны другие специалисты, и лучше всего — действовать в команде, реализуя междисциплинарный подход.
Нормативность речевого развития сильно поменяла соци- альная среда.
В настоящее время проводятся исследования с целью выяснения актуальной нормы: что происходит, в ка- ком возрасте большинство детей из
популяции начинают говорить, какие
специфики проявляются в формировании разных
уровней языковой системы, но это не исследования одного года. Проект запланирован на 10 лет и возможно по- нятие
«нормы» изменится.
В случае с родителями, которые не видят нарушений, нужно помнить про стадии принятия горя. Под горем здесь понимаются серьезные нарушения, отставание от нормы. Родитель сначала может игнорировать замечания о наруше- ниях у ребенка, потом злиться, впасть в депрессию и нако- нец-то принять ситуацию. В этом случае, а также при страхах, волнениях родителей, нарушениях поведения или комму- никации поможет психолог. К неврологу же дети ходят на плановые осмотры, начиная с 1 месяца, но при подозрениях, например, на нарушение иннервации мышц речевого аппа- рата, логопед может посоветовать родителям посетить не- вролога.
Логопед не имеет права ставить такой диагноз. Если на
кон- сультации у логопеда возникают
подозрения на РАС у ре- бенка, он должен: деликатно сказать маме о том, что неплохо было бы обратиться к другим специалистам:
— сурдологу, для исключения нарушения слуха;
— психиатру, чтобы исключить синдром РАС
Не существует лекарств, после принятия которых ребе- нок заговорит. Любой неврологический
препарат имеет собственный эффект,
который может быть связан с появ- лением речи, а может и нет. Например,
когитум хорошо ра- ботает
как тонизирующее средство, но гарантии, что речь появится нет.
Для логопеда
важно посмотреть наличие:
— очагов эпиактивности, при которых не рекомендовано выполнять некоторые артикуляционные упражнения
— корковых нарушений. Иногда
логопед видит симптомо- комплекс, но не понимает, с чем он связан. Если ЭЭГ по- кажет функциональные
нарушения, нужно подключать не- вролога.
Хорошо
подготовленный специалист справится за 45 ми-
нут. Если у специалиста мало опыта
постановки диагности- ческой
гипотезы, можно и за несколько встреч не получить результата.
— Ортопед, стоматолог, логопед — каждый со своей сторо- ны.
Важно понимать,
что для ребенка
с РАС эхолалия — не про- сто неудобный для родителей синдром, а это способ взаи-
модействия ребенка с окружающим миром.
Не стоит отби-
рать что-то, если не можете
дать ничего взамен!
Рекомендую
давать описательную характеристику речи, потому что характеристики речи по Лалаевой или Левиной не подойдут.
Если ребенок готов повторять за
родителями, то начинать
поправлять. Если у ребенка речевой негативизм, значит родителям нужно организовывать игровые
ситуации, по- буждающие отраженную речь.
Бывает и так, что логопед на обследовании видит симптомоком- плекс, но не может разобраться, почему он возник и о каком нару- шении сигнализирует. Тогда нужна помощь других специалистов: невролога, а может психолога... К кому направить ребенка снача- ла? Какую информацию взять из заключения? В какой момент под- ключиться?
![]() |
6 спикеров из смежных областей в течение 3-х месяцев будут раскрывать особенности междисциплинарного подхода в диагно- стике нарушений развития.
Узнать подробную программу выступлений и зарегистриро- ваться на курс можно по ссылке: https://proshkola18.ru/doshkolniki_ normi_razvitia_zjv?utm_source=zjv&utm_medium=kosh&utm_ campaign=konsp_fail&utm_content=rechrazv .
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.