КОНСПЕКТ ВЕБИНАРА ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

  • docx
  • 26.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Konspekt_vebinara_Zaderzhka_rechevogo_razvitia_u_detey.docx

 

КОНСПЕКТ ВЕБИНАРА

 

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

 

Спикер Кошечкина Татьяна Вячеславовна


Ранний возраст открывает практически безграничные возмож- ности для коррекции. То, что не получится исправить в 7-8 лет, легко корректируется в раннем возрасте. Главное — зафиксировать про- блему, локализовать ее и подобрать оптимальные пути коррекции.

 

В каких случаях родитель начинает задумываться о том, соот- ветствует ли речь ребенка норме?

 

1.             Когда другой человек (специалист, бабушка, соседка) обраща- ет внимание мамы на то, что с ребенком что-то не так.

2.             В ситуации, когда родитель начинает сравнивать своего ре- бенка с другими детьми-ровесниками. «Все уже говорят, а мой…», «Соседский Петя уже стихи читает, а моя короткими фразами общается…».

3.             Родитель видит нарушение со стороны ребенка. При этом он замечает отклонение, зная о норме или вовсе не имея пред- ставление о ней. В этом случае важно определить, что роди- тель считает нормой и какую речь он ожидает от ребенка в данном возрасте.

 

Родитель никогда не обращается к специалисту, когда проблемы нет. Если ребенок с нарушениями даже случайно попал в поле зре- ния специалиста, тот не может игнорировать ситуацию, а должен пригласить родителей и ребенка на диагностику, оценить рече- вое развитие, поделиться своим мнением относительно состояния речи на текущий момент и перспектив, а также дать рекоменда- ции, которым мама может следовать сразу после приема.

 

Если специалист (психолог, педагог раннего развития, ней- ропсихолог) не видит нарушения речевого развития у ребенка, а мама беспокоится на этот счет, то он должен помнить про междис- циплинарный подход и посоветовать маме обратиться к логопеду, неврологу.


 

ШАГ 1

 
ОЦЕНКА КОММУНИКАЦИИ И КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ

 

 

Для понимания того, какая коммуникационная среда создана, необходимо провести предобследование, которое может включать в себя:

скрининговый опросник на наличие аутизма MCHAT-R/F. Ино- гда во время заполнения этого опросника родители впервые

обращают внимание на специфику коммуникации ребёнка;

анкеты О. Е. Громовой “Первые слова” и “Первые фразы” случае, если лексикон ребёнка ещё невелик);

анализ видеофрагментов с ребёнком в привычной ему сре- де, по которому можно понять типичное поведение ребенка.

Длительность видео должна составлять не менее 4-6 минут.

 

Важно посмотреть и сложившийся в семье тип родительского отношения. В рамках диагностической встречи это возможно ре- ализовать, если специалисту удастся понаблюдать за семьей вне кабинета. Хорошо, если есть возможность видеть, как они подни- маются по ступенькам центра или раздеваются.

 

Чтобы определить тип родительского отношения, оказываю- щего сильное влияние на развитие речи, специалист должен за- фиксировать следующие пункты:

1.             регистрацию сигналов, которые ребенок подает родителю;

2.             насколько эти сигналы соответствуют ожиданиям родителя;

3.             в какой форме и как родитель оценивает сигналы;

4.             каким образом он реагирует на сигналы, предоставляет ли родитель доступный образец сигнала.

 

На основании этих критериев можно определить один из четы- рех типов родительского отношения:

1.             поддерживающее отношение;

2.             эгоцентрическое;


3.             гиперсоциализирующее;

4.             отвергающее отношение, которое оказывает самое негатив- ное влияние на развитие речи.

 

Ребенок раннего возраста на диагностической встрече воспри- нимает специалиста как чужого человека. Организация коммуни- кации в условиях диагностического общения происходит через пе- редачу кредита доверия. Как это реализуется в действительности?

1.             мама доброжелательно общается со специалистом, всячески демонстрируя ребенку доверие к нему, как к человеку. Тем са- мым ребенок перестает воспринимать специалиста как «чу- жого».

2.             специалист просит маму устроить игровую ситуацию с при- несенной игрушкой или той, которая понравилась ребенку в кабинете. Постепенно специалист включается в игру, а мама, наоборот, незаметно выходит из зоны коммуникации.

 

В этот момент важно оценить различие и динамику формирова- ния контакта. Специалист отмечает, как меняется коммуникация между мамой и ребенком и между ребенком и чужим человеком, а также каким способом ребенок вступает в контакт: через предме- ты, иллюстрации, через действия или прикосновения.

 

Уже в процессе коммуникации с ребенком необходимо оценить доступные коммуникативные средства, а именно сформирован- ность четырех критериев коммуникации: интерес к человеку, эмо- циональные проявления к нему, инициативные действия, чув- ствительность в отношении к себе. Например, взрослый хмурится, ребёнок понимает, что им недовольны. Взрослый улыбается, и ма- лыш улыбается тоже.


ШАГ 2


ОЦЕНКА ПОНИМАНИЯ РЕЧИ


 

 


Н. С. Жукова выделяет следующие уровни понимания речи:

Нулевой уровень: ребёнок с сохранным слухом не восприни- мает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже

на интонации запрещения или поощрения.

Ситуативный уровень: ребёнок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и на-

звания своих игрушек, может показать части тела у себя, у ро- дителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изо- бражений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту.

Номинативный уровень: ребёнок хорошо ориентируется в на- званиях предметов, изображённых на картинках, но с трудом

ориентируется в названиях действий, изображённых на сю- жетных картинках (идёт, читает и т. п.). Совершенно не пони- мает вопросов косвенных падежей (кому? чему? с кем? и т.п.)

Предикативный уровень: ребёнок знает много названий дей- ствий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей,

поставленных к объектам действий, изображенных на сюжет- ных картинках, различает значение нескольких первообраз- ных предлогов (положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различает грамматических форм слов.

Расчленённый уровень: ребёнок различает изменения зна- чений, вносимых отдельными частями слова приставками,

суффиксами, окончаниями (стол-столы, улетел-прилетел).

Оценивать понимание речи ребенком раннего возраста специ- алист должен только в коммуникативной ситуации. Он обязан об- ратить внимание на следующие нюансы:

насколько ситуативно понимание речи. Как воспринимает ре- бенок одну и ту же инструкцию в разных условиях?

тембровую избирательность. Возможно выполнять просьбы ребенок будет, только услышав знакомый тембр мамы.

локализацию звука

понимание измененных конструкций. Например, ребенок может понимать конструкцию «Как тебя зовут?», но испыты-

вать недоумение при вопросе «А зовут тебя как?» или «Назо- ви свое имя».


ШАГ 3


ОЦЕНКА ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СРЕДСТВ


 

Специалист должен оценить:

Что может произносить ребенок (звуки, звукокомплексы, сло- ва, фразы)?

Использует ли он речевые средства для коммуникации? На- пример, криком или отдельными звуками ребенок просит

что-то.

Связаны ли используемые средства с понятиями? Это особен- но важно оценить в случаях сложных нарушений у ребенка,

например, ДЦП или РАС.

 

 


ШАГ 4


ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ


 

Специалист на этом этапе оценивает:

Моторные функции: каким образом ребенок открывает-за- крывает рот, ест, пьет из трубочки, есть ли у ребенка поперхи-

вания и т.д.

Праксис: каким образом и насколько легко ребенок находит артикуляционную позу, какая опора для этого нужна.

 Гнозис: есть ли представление о схеме собственного тела и собственного артикуляционного аппарата.

 

 


ШАГ 5


ФИКСАЦИЯ УРОВНЯ ЗАДЕРЖКИ


 

На этом этапе специалист должен учитывать эпикризные сроки

те периоды, за которые ребенок приобретает качественно но- вые речевые навыки. Они составляют:

в первый год жизни 1 месяц;

во второй год жизни 3 месяца;

в третий год жизни 6 месяцев


Опираясь на эти сроки, специалист определяет группу развития речи:

В случае диагностирования нормы речевого развития у ребен- ка специалист должен рекомендовать маме через определенный срок прийти еще раз или прислать видеофрагмент, чтобы оценить, соответствует ли и дальнейшее развитие норме. Так, например, для детей с группой нормы и внимания должно быть предусмотре- но консультативное сопровождение (почтовые рассылки, встреча раз в полгода, групповые консультации).

Институт коррекционной педагогики РАО советует использо- вать варианты речевых заключений логопеда для раннего возрас- та, сформулированные Чиркиной Г. В. и Громовой О. Е. :

        Неосложнённая задержка речевого развития.

        Задержка речевого развития при равномерном характере на- рушений в других сферах (двигательной, сенсорной, эмоцио-

нальной и т. п.).

        Грубая задержка речевого развития при парциальных нару- шениях других психических функций.

        Задержка речевого развития в структуре сложного дефекта.

Логопед должен помнить о том, что у него своя область деятель- ности: он не может поставить диагноз РАС или ЗПР. Для этого нуж- ны другие специалисты, и лучше всего действовать в команде, реализуя междисциплинарный подход.


 

 

Как убеждать родителей обратиться к специалистам, к ло- гопеду? Они уверены, что сейчас дети поздно начинают го- ворить, и ждут речи. К какому специалисту направлять сна- чала: к психологу или неврологу?

 

Нормативность речевого развития сильно поменяла соци- альная среда. В настоящее время проводятся исследования с целью выяснения актуальной нормы: что происходит, в ка- ком возрасте большинство детей из популяции начинают говорить, какие специфики проявляются в формировании разных уровней языковой системы, но это не исследования одного года. Проект запланирован на 10 лет и возможно по- нятие «нормы» изменится.

В случае с родителями, которые не видят нарушений, нужно помнить про стадии принятия горя. Под горем здесь понимаются серьезные нарушения, отставание от нормы. Родитель сначала может игнорировать замечания о наруше- ниях у ребенка, потом злиться, впасть в депрессию и нако- нец-то принять ситуацию. В этом случае, а также при страхах, волнениях родителей, нарушениях поведения или комму- никации поможет психолог. К неврологу же дети ходят на плановые осмотры, начиная с 1 месяца, но при подозрениях, например, на нарушение иннервации мышц речевого аппа- рата, логопед может посоветовать родителям посетить не- вролога.

 

Кто ставит диагноз аутизм? Логопед или психиатр?

 

Логопед не имеет права ставить такой диагноз. Если на кон- сультации у логопеда возникают подозрения на РАС у ре- бенка, он должен: деликатно сказать маме о том, что неплохо было бы обратиться к другим специалистам:

сурдологу, для исключения нарушения слуха;

психиатру, чтобы исключить синдром РАС


 

Насколько уместно принимать ноотропы для развития речи?

Не существует лекарств, после принятия которых ребе- нок заговорит. Любой неврологический препарат имеет собственный эффект, который может быть связан с появ- лением речи, а может и нет. Например, когитум хорошо ра- ботает как тонизирующее средство, но гарантии, что речь появится нет.

 

При задержке речи назначают ЭЭГ. Что покажет данное исследование?

Для логопеда важно посмотреть наличие:

   очагов эпиактивности, при которых не рекомендовано выполнять некоторые артикуляционные упражнения

  корковых нарушений. Иногда логопед видит симптомо- комплекс, но не понимает, с чем он связан. Если ЭЭГ по- кажет функциональные нарушения, нужно подключать не- вролога.

 

Сколько по времени длится диагностика неговорящего ребенка 3-х лет?

Хорошо подготовленный специалист справится за 45 ми- нут. Если у специалиста мало опыта постановки диагности- ческой гипотезы, можно и за несколько встреч не получить результата.

 

Какой доктор может проверить состояние артикуляцион- ного аппарата?

  Ортопед, стоматолог, логопед — каждый со своей сторо- ны.

 

Можно ли избавиться от эхолалии у ребенка с РАС и каким образом?

Важно понимать, что для ребенка с РАС эхолалия не про- сто неудобный для родителей синдром, а это способ взаи- модействия ребенка с окружающим миром. Не стоит отби- рать что-то, если не можете дать ничего взамен!


 

Как правильно дать логопедическое заключение при ЗПР?

 

Рекомендую давать описательную характеристику речи, потому что характеристики речи по Лалаевой или Левиной не подойдут.

 

С чего начинать работу, если ребенок в 3 года говорит только первыми слогами?

Если ребенок готов повторять за родителями, то начинать поправлять. Если у ребенка речевой негативизм, значит родителям нужно организовывать игровые ситуации, по- буждающие отраженную речь.

 

 

Бывает и так, что логопед на обследовании видит симптомоком- плекс, но не может разобраться, почему он возник и о каком нару- шении сигнализирует. Тогда нужна помощь других специалистов: невролога, а может психолога... К кому направить ребенка снача- ла? Какую информацию взять из заключения? В какой момент под- ключиться?

 

Надпись: Ответы на эти вопросы вы получите на полном курсе «Диагно- стика особенностей развития детей от 0 до 6 лет». Стартуем 7 марта 2022 года!

 

6 спикеров из смежных областей в течение 3-х месяцев будут раскрывать особенности междисциплинарного подхода в диагно- стике нарушений развития.

 

Узнать подробную программу выступлений и зарегистриро- ваться на курс можно по ссылке: https://proshkola18.ru/doshkolniki_ normi_razvitia_zjv?utm_source=zjv&utm_medium=kosh&utm_ campaign=konsp_fail&utm_content=rechrazv .


 

Скачано с www.znanio.ru