Реклам
ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ
«Что такое толерантность»
Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
Задачи:
1) Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.
2) Демонстрация сходства и различия учащихся.
3) Воспитание умения слушать другого человека.
Ход занятия:
1.Организационный момент занятия.
Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне, и нашим гостям свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
1. Вступление
Учитель: Я прошу вас продолжите фразу: «Родина для меня ….»
Мир – это….
Мир – это Вселенная. Мир – это наша Земля. Мир - это наша страна. Мир – это наш поселок. Мир – это наша школа. Мир – это каждый из нас. Как разнообразен мир вокруг нас.
Скажите, пожалуйста, сколько народностей проживает в нашей республике? А сколько в нашем классе?
Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худенькие, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга.
Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно уметь всех принимать.
- Как вы думаете, какой теме посвящено наше занятие? А почему мы именно сегодня мы с вами будем говорить об этом, почему нужно уметь всех принимать такими, какие мы есть? /предположения учащихся/, какое ключевое слово?
- Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на доске).
– Как вы его понимаете? /ответы учащихся/
2. Тема нашего занятия «Что такое толерантность?» А проведём мы его в форме деловой игры. /класс разделён на 3 группы/
Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному:
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
А что же объединяет эти определения? (Ответы).
Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность? (ответы детей)
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.
Слово «толерантность» чаще всего переводится как «терпимость». Это — способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности.
Для этого попробуем вначале поприветствовать друг друга иначе, не так, как принято у нас.
Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:
· сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
· потереться носами (Новая Зеландия);
· пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
· крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
· показать язык (Тибет);
· очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
· обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).
Участники расходятся по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке.
4. Давайте попробуем дать характеристику толерантному человеку. У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Выберите те качества, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку.
/работа в группах/
Конверт 1: снисходительность, злорадство, ложь, доброта, уважение, конфликт, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.
Конверт 2: доброта, сердечность, терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание, злость.
Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, сострадание, великодушие.
16 ноября международный день толерантности. Как вы думаете, зачем он?
4. Работа в микрогруппах.
Ребята, давайте разобьёмся на пары и попробуем решить некоторые ситуации. Предлагаю листок с ситуацией, дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?
Ситуации.
· В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «глупый», не будем с ним дружить!» Твои действия.
· Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?
· Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
5. Фрагмент из М/Ф: «Голубой щенок»
Примерные вопросы к обсуждению:
- Почему не хотели дружить с щенком?
- Чем он не похож на всех?
- Правильно ли они поступали?
- Как чувствовал себя голубой щенок?
- Вывод.
6. Игра.
А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
1. Ты
его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
1. Ты попытаешься
объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
1.
Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
1. Ты устраиваешь
истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.
Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось
/представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы
Рефлексия
- Ребята! Обратите внимание! У каждой группы на столах лежит текст со стихотворением, цифрами обозначен порядок. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер.
Слайд 15
1.Что такое толерантность? Доброта, любовь и смех.
2.Что такое толерантность? Счастье, дружба и успех.
3. Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!
4. Мы все имеем равные права, смеяться и грустить,
5. Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!
6. Ведь каждый из нас индивидуальность
И в этом, конечно, и есть уникальность!
7. Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!
8.Мы разные? Мы равные! И нет преград для дружбы,
Мы дети все, мы просто дети, нам ссориться не нужно!
9.Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
– В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор.
7. Подведение итогов.
В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Памятка.
8. А сейчас проведем творческую работу. Нарисуем «Дерево толерантности».
«Я раздам вам листья, а вы напишете на них, что по вашему, надо сделать, чтобы наша школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными». Затем листочки приклеиваете на дерево.
- В конце мне бы хотелось сказать, что наша школа – это одна большая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
Всем спасибо за внимание!!! :
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.