Конспект внеклассного мероприятия "Что такое толерантность"

  • docx
  • 11.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала толерантность.docx

 

Реклам

ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ  

«Что такое толерантность»

 

           Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

                                               Задачи:

1) Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.

2) Демонстрация сходства и различия учащихся.

3) Воспитание умения слушать другого человека.

 

Ход занятия:

1.Организационный момент занятия.  

Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне, и нашим гостям  свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

1. Вступление

Учитель:  Я прошу вас продолжите фразу: «Родина для меня ….»

Мир – это….

Мир – это Вселенная. Мир – это наша Земля. Мир - это наша страна. Мир – это наш поселок.  Мир – это наша школа. Мир – это каждый из нас. Как разнообразен мир вокруг нас.  

Скажите, пожалуйста, сколько народностей проживает в нашей республике? А сколько в нашем классе?

Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худенькие, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга.

 Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно уметь всех принимать.

- Как вы думаете, какой теме посвящено наше занятие? А почему мы именно сегодня мы с вами будем говорить об этом, почему нужно уметь всех принимать такими, какие мы есть?      /предположения учащихся/, какое ключевое слово?

 - Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на доске).

– Как вы его понимаете?     /ответы учащихся/

2. Тема нашего занятия «Что такое толерантность?» А проведём мы его в форме деловой игры.     /класс разделён на 3 группы/

 Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному:

  • В английском языке толерантность – это «готовность и способность воспринимать без протеста личность».
  • Во французском языке толерантность – это «уважение свободы другого, его образа мысли».
  • В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».
  • В персидском языке толерантность – это «готовность к примирению».
  • Русский словарь толерантность трактует как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, терпеть иной образ жизни, иное поведение, чувства, мнения, идеи. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

 

Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность? (ответы детей)

 Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий. 

Слово «толерантность» чаще всего переводится как «терпимость». Это — способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности.

  Для этого попробуем вначале поприветствовать друг друга иначе, не так, как принято у нас.

Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:

·         сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

·         потереться носами (Новая Зеландия);

·         пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

·         крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)

·         показать язык (Тибет);

·         очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

·         обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).

Участники расходятся по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке.

4. Давайте попробуем дать характеристику толерантному человеку. У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Выберите те качества, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку.                

/работа в группах/

Конверт 1: снисходительность, злорадство, ложь, добротауважение, конфликт, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.

 Конверт 2: доброта, сердечность, терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание, злость.

Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, сострадание, великодушие.

16 ноября международный день толерантности. Как вы думаете, зачем он?

  4. Работа в микрогруппах.   

   Ребята, давайте разобьёмся на пары и  попробуем решить некоторые ситуации. Предлагаю листок с ситуацией, дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?

Ситуации.

·  В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «глупый», не будем с ним дружить!» Твои  действия.

·  Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?

·  Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой),  потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?

 

   5. Фрагмент из М/Ф: «Голубой щенок»

Примерные вопросы к обсуждению:

- Почему не хотели дружить с щенком?

- Чем он не похож на всех?

- Правильно ли они поступали?

- Как чувствовал себя голубой щенок?

- Вывод.

 6. Игра.

 А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

  • Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

  • Ты поссорился со своей сестрой.

1.     Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

  • Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

  • Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1.     Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.

Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось

 /представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы

Рефлексия

- Ребята! Обратите внимание! У каждой группы на столах  лежит текст со стихотворением, цифрами обозначен порядок. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер.

Слайд 15

1.Что такое толерантность? Доброта, любовь и смех.

2.Что такое толерантность? Счастье, дружба и успех.

3. Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!

4. Мы все имеем равные права, смеяться и грустить,

5. Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

6. Ведь каждый из нас индивидуальность

    И в этом, конечно, и есть уникальность!

7. Различиями нашими мы будем восхищаться!

   Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!

8.Мы разные? Мы равные! И нет преград для дружбы,

   Мы дети все, мы просто дети, нам ссориться не нужно!

9.Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

– В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор.

7. Подведение итогов.  

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

 Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  • Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
  • Имей терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясни свою точку зрения.
  • Подумай, из-за чего возник спор.

8. А сейчас проведем творческую работу. Нарисуем «Дерево толерантности».

«Я раздам вам листья, а вы напишете на них, что по вашему, надо сделать, чтобы  наша школа стала  пространством  толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более  толерантными». Затем листочки приклеиваете на дерево.

 

 

  - В конце  мне бы  хотелось  сказать, что наша школа – это одна большая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье  всегда  царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было  бы ни ссор, ни ругани.

Всем спасибо за внимание!!! :