ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КЛЕТКИ
Цель деятельности учителя: систематизация, обобщение и расширение знаний о строении, многообразии и значении клеток
Результаты изучения темы:
1. Предметные – применяют знания о строении и жизнедеятельности клеток в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.
2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.
3. Метапредметные.
Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей природы.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях физических и химических явлений в природе и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.
Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».
Ход игры.
Учитель. Ребята! Сегодня мы с вами начинаем цикл интеллектуальных игр по курсу «Общая биология». Эта игра первая в этом году, но вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.
Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что…»
Конкурс «Подсказка» по теме «Химический состав клетки»
1. Эти вещества могут быть в клетке в запасе
2. У растений они одни, а у грибов и животных другие
3. В зависимости от количества мономерных звеньев меняются их свойства
(углеводы)
1. Это важное для организма вещество относится к стеролам
2. Это не гормоны, а вещество, которое «засоряет» наши кровеносные сосуды, поэтому
рекламируются продукты с малым содержанием этого вещества
3. Но он необходим нашему организму для образования мембран клеток, а его избытки
сгорают при активном образе жизни
(холестерин)
1. Вступая в реакцию с исходным веществом, они его изменяют
2. Но сами при этом не изменяются
3. Поэтому ничтожно малое их количество может изменить большую массу исходного
вещества
(ферменты)
1. Они похожи на самое важное вещество нашего организма
2. Некоторые из них обладают кроме широко известных функций и ферментативной
активностью
3. Существует 3 вида этих веществ
(РНК)
1. Этот элемент входит в состав костей и зубов.
2. Он также необходим нашему организму для нормального свертывания крови
3. Нарушение обмена этого вещества – одна из причин рахита
(кальций)
Конкурс – кроссворд « Что это за наука»
Ответив на вопросы кроссворда, вы узнаете название одной из наук, имеющих отношение к клетке
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
Ключевое слово - гистология
Конкурс «Дальше, дальше, дальше…..»
Вариант первый
Вариант второй
Вариант третий
Конкурс «Биоаукцион»
Вопрос о принципе, который природа изобрела давно, а человек им теперь пользуется
В биотехнологии, а точнее, в микробиологическом синтезе, используются организмы-сверхпродуценты, которые синтезируют нужные для себя, а тем более, и для человека, вещества. Синтезируют их гораздо больше, чем требуется для самого организма. Обычные организмы, а не сверхпродуценты, синтезируют веществ ровно столько, сколько им требуется в данный момент. Какой же важный принцип организации жизнедеятельности живых организмов нарушают сверхпродуценты?
(принцип обратной связи)
Вопрос о том, что для одних организмов нужно, а для других нет
Это то, что образуется в нашем организме в митохондриях и цитоплазме. От образующегося этого вещества организм избавляется. А для других организмов это вещество, помогающее Земле и Венере удерживать тепло за счет соответствующего эффекта, необходимый продукт одного из видов питания. Полностью это вещество из организма удалять нельзя, так с его помощью регулируется дыхание. Что же это за всем знакомое вещество?
( углекислый газ)
Вопрос о том, за что английский биохимик Фредерик Сенгер получил вторую Нобелевскую премию
В 1958 году Сенгер получил Нобелевскую премию по химии за расшифровку последовательности аминокислот в полипептидных цепях гормона инсулина. На выполнение этой работы ушло несколько лет. Спустя 20 лет совместно с Гилбертом получил вторую Нобелевскую премию за вклад в установлении первичной структуры важного непериодического полимера. За изучение вторичной структуры этого же вещества еще два ученых получили такую же премии. Так за какое вещество Сенгер получил вторую Нобелевскую премию?
( за изучение первичной структуры ДНК)
Вопрос о веществах, без которых невозможно получить необходимые для человека продукты
Эти вещества люди стали применять для своих нужд намного раньше, нежели появились первые представления о том, что это такое. О выделении этих веществ не было речи. Чтобы получить алкоголь или поднять тесто, использовали дрожжи, для створаживания молока – кусочки сычуга, одного из отделов желудка жвачных животных. В дело шли природные хранилища этих веществ. Каких?
(белков-ферментов)
Вопрос о металле, имеющем отношение к дыханию
В крови позвоночных кислород транспортируют атомы железа в составе белка гемоглобина. А в состав крови кальмаров, осьминогов, омаров, лангустов входит другой белок – гемоцианин. Открыт он был в 60-ых годах 19 века, когда биологи заметили, что кровь головоногих моллюсков при прохождении через жабры окрашивается в голубой цвет из-за кислорода, а когда она отдает его – становится бесцветной. Какой же металл имеет отношение к переносу кислорода у головоногих моллюсков?
(медь)
.Подведение итогов
После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.