Конспект внеклассного мероприятия
Цель: приобщение учащихся к сохранению русских народных традиций празднования Масленицы.
Задачи:
- расширить знания учащихся о русской культуре;
- развивать интерес к своей истории, представлений о народных обрядах;
-приобщать к культурному наследию наших предков через игровую деятельность.
Оборудование и материалы:
Портативная колонка, оформление (картинки и поделки на тему «Масленица»), картинки «Начинки для блинов», 3 горшочка, картонные блины с надписями дней масленичной недели, бубны.
Предварительная работа:
Просмотр видеороликов о народных обрядах, традициях празднования Масленицы, творческие занятия по изготовлению кукол из бумаги, аппликаций, раскрашивание атрибутов праздника.
Основная часть
Музыка
Ведущий 1:
Внимание! Внимание!
Сегодня у нас веселье!
Уселись, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Ведущий 2:
Эта неделя у нас особенная
Всю неделю будем веселиться
Сыграем, спляшем, руками помашем, Ногами потопаем, а то и руками похлопаем!
Ведущие ударяют в бубны.
Ведущий 1:
А по какому поводу мы собрались? (Масленица)
Ой, Масленица – кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяными пирогами!
Сейчас проверим
Ведущий 2:
Игра: Собери слово «Масленица»: у вас есть буквы с номерами. вам нужно выстроиться так, чтобы получилось слово. (у детей пронумерованные буквы, взрослый спрашивает, у кого буква с номером 1 и т.д. прикрепляем к доске, или нанизываем на веревочку.) А теперь все вместе прочитаем слово.
Правильно, ребята! На этой неделе мы празднуем Масленицу! С древнейших времён
одним из самых любимых праздников в народе является Масленица.
Этот праздник не имеет точной даты, но каждый год его отмечают в конце февраля или начале марта, в эти дни провожают зиму и встречают ЧТО? весну.
Масленица - один из самых радостных праздников.
Главный герой этого праздника, КАК ДУМАЕТЕ, ЧТО? – правильно, блин. Круглый, румяный, горячий – символ Солнца.
Считалось, что человек, плохо и скучно проведший праздник Масленицы, будет неудачлив весь следующий год. Блины – это основное угощение и символ Масленицы. Их пекут каждый день, начиная с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье.
Ведущий 1:
Теперь послушаем, что ВЫ знаете о Масленице.
1. Почему праздник называется Масленица?
Само название праздника Масленица произошло от того, что в этот день ели много масляной пищи. Празднуется масленица в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи . Эту неделю называли «сырною неделею». Говорят о веселой и привольной жизни: «Как сыр в масле». В первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, а с четверга работать запрещалось, так как начиналась Широкая Масленица.
Каждый день масленичной недели имеет свое название и требует определенных ритуалов. А вы знаете, как называются дни Масленичной недели? Попробуйте отгадать:
Ведущий 2:
Веселись и радуйся
Утро, день и вечер!
Наступает первый день —
Понедельник…(встреча)
1 день: Понедельник – встреча
Начальный день Масленицы получил название – встреча. В этот день начинали печь блины. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:
Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся
Блинами объедаемся!
Ведущий 1:
А у меня ещё вопрос…
Понедельник пролетел,
Вот и вторник зашумел.
Звучит весёлый наигрыш,
А вторник у нас…(заигрыш)
2 день: вторник – заигрыш
Второй день
Масленицы называется – заигрыш. В эти дни молодые люди высматривали себе
невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и
девушки собирались за общим столом. В этот день проходили игры
всевозможные – день-то Молодежный! Петухи покидают насест, парни выбирают
невест!
Ведущий 2:
Разгулялись, господа,
А на дворе уже среда.
Сладкая маковка
Под названием…(лакомка)
3 день: среда – лакомка
Третий день Масленицы называется – лакомка. На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».
Ведущий 1:
Он и чистый, и широкий –
То четверг уж на пороге.
В этот день ты не зевай,
Он зовётся…(разгуляй)
4 день: четверг – разгуляй
Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые хороводы. В этот день особенно деревенские жители обряжались кто во что хотел. По старинному обычаю в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны.
Ведущий 2:
Вот и пятница пришла,
К зятю тещу привела –
Есть блины, кататься с горки.
Это – (тёщины вечёрки)
5 день: пятница – тёщины вечери
Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло.
Ведущий 1:
А теперь пришла суббота.
Сидеть девчатам дома неохота,
И резвятся, словно белки,
Это…(золовкины посиделки)
6 день: суббота – золовкины посиделки
В субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.
Ведущий 2:
День последний подошёл,
Великий пост с собой привёл.
В последний день едим блины печёные,
А зовётся воскресенье…(прощёное)
7 день: воскресенье – прощённое воскресенье
Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник.
В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают все обиды. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины.
В конце праздника Масленицы сжигали чучело, как символа Зимы, которая заканчивалась, и наступала Весна.
Ведущий 1:
С вами мы поговорили, дни недели повторили.
А сейчас вас ждут забавы, развлечения на славу!
А какой сегодня день недели? (Среда.)
Как он называется? (Лакомка)
3 день: среда – лакомка
В среду теща приглашала на блины зятя.
Вы знаете, кого называют тещей? (ответы детей) Теща – это ваша бабушка, мамина мама, а ваш папа для нее зять.
Ведущий приглашает мальчиков поиграть: Ну, мальчишки выходите, поиграем. Вы пока еще женихи, когда-нибудь будете и зятьями. Проверим, какая семейная жизнь вас ожидает.
А где же тёща? А ну-ка, тёща, выходи.
Хороша тёща, коли с зятем ладит.
С доброй тёщей зятю проще.
(Тёща выходит с тарелкой блинов и говорит)
Тёща: Зять давно блинов не ел.
Зять блиночков захотел.
А я тёща не царица –
Печь блины я мастерица.
Я блиночков напекла
И зятёчку поднесла.
Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои.
- Давай узнаем какой будет ваша семейная жизнь. Вот три горшочка. В одном масло, откроешь его, значит жизнь пойдёт у вас кАк по маслу. Во втором горшочке варенье. Откроешь его – жизнь ваша будет непредсказуемой, потому что варенье бывает и сладкое, и с кислинкой. А в третьем горшочке мёд. Откроешь его – жизнь у вас будет как мёд, сладкой.
Участники игры выбирают и открывают по очереди горшочки.
Блин –не клин, брюхо не расколет. А к блинам- угощения. Давайте-ка с вами поиграем в игру «Ням-ням-ням». Правила такие: я говорю название начинки, а вы отвечаете:
«Ням-ням-ням» если нравятся,
«фу-фу-фу» -если вам не понравятся.
Капусточка хрустящая «ням-ням-ням»
Тапки завалящие «фу-фу-фу»
Грибочки соленые «ням-ням-ням» Валенки вареные «фу-фу-фу» Шарики сырные «ням-ням-ням» Салфетки жирные «фу-фу-фу» Молоко сгущеное «ням-ням-ням» Яблоки хрустящие «ням-ням-ням» Селедочка пряная «ням-ням-ням» Грибочки поганые «фу-фу-фу» Шишки еловые «фу-фу-фу» Табуретки новые «фу-фу-фу» Рваные карманы «фу-фу-фу» Воза три сметаны. «ням-ням-ням»
Ведущий 1: Ребята, а вы не знаете, из чего блины делают?
(Ведущие по очереди загадывают загадки. Когда получают ответ, вынимают из сундука отгадку и кладут на, специально приготовленный столик. )
Загадки:
Ведущий 2: Из неё пекут ватрушки, и оладьи, и блины.
Если делаете тесто, положить её должны. Мука
Ведущий 1:Из водицы белой всё, что хочешь делай: Сметану, простоквашу, масло в кашу вашу. Каждый день его ты пей. И для Кота не пожалей. Что это? Загадку отгадать легко. Конечно это … Молоко
Ведущий 2:Мы на хлеб его намажем и добавим к разным кашам. Сделано из молочка. Без него не спечь блинка…..Масло
Ведущий 1:Хоть кристаллик, но не лёд.
Сладкий-сладкий, но не мёд.
Белый – белый, но не снег.
Бывает крепким, как орех.
Если в рот к тебе попал, Там растаял и пропал…… Сахар
Ведущий 2:Хоть на сахар и похожа, вряд ли много съесть ты сможешь. Есть в слезах твоих она. На столе стоит всегда….. Соль
Ведущий 1: За скорлупой – белок, а за белком – желтка глазок…… Яйцо
Хорошо. Вот и насобирали мы продуктов для теста.
Какой праздник на Руси назывался блиноедом? (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год) (Другие её названия: объедуха, жироеда, обируха, обмануха).
то символизируют блины на масленицу? (солнце, луну, звёзды, планеты).
Как на Руси называли блины, в которые запечены какие-либо продукты? (с приплодом, с припёком, с подоплёкой, с присказкой).
Как называются уменьшенные блины? (пончики, оладьи, галушки, клёцки).
Кто в сказке К.И. Чуковского «Путаница» тушил пожар пирогами и блинами? (лисички, кит, крокодил, медведь).
Как называется спортивный снаряд с блинами? (Копье, шест, штанга, молот). (Это металлические диски.)
Теща: Ох, ребята, хочу зятю угодить и большой вкусный блин испечь. Поможете?
В круг скорее становитесь,
Крепче за руки беритесь,
Испечем большой мы блин.
Раз, два, три, начинаем печь блины!
Хороводная игра «Блинок»
Дети становятся в круг, берутся за руки и повторяют слова:
Месим, месим, месим тесто (топающим шагом идут в центр)
Разливайся блинок (расходятся)
Разливайся большой.
Оставайся такой,
Да не подгорай! П-ш-ш-ш (Приседают на корточки)
Ой, подгорел! (2 раза)
Ну что, зятьки понравилось вам мое угощение? Хороши ли блиночки? (Ответы)
Ведущий 1:
Хороводная игра «Блинчик»
Дети встают в круг и передают «блинчик» друг другу со словами:
Ты, катись, горячий блинчик,
Быстро, быстро по рукам,
У кого горячий блинчик,
Тот сейчас станцует нам.
У кого из детей остановился «блинчик», тот выходит в центр круга, показывает любое движение, а ребята за ним повторяют.
Заключение
Ведущий 1:
Масляная неделя продолжается. Мы сегодня поиграли, повеселились.
Давайте еще раз вспомним названия всех дней масляной недели?(Понедельник - «Встреча», вторник – «Заигрыш», среда – «Лакомка», четверг – «Разгуляй», пятница – «Тещины вечорки», суббота – «Золовкины посиделки», воскресение – «Прощеное воскресение»)
А сегодня какой день масляной недели? (среда-лакомка)
Ведущий 2:
Отдохнули мы на славу!
Порезвились, наигрались!
Много новых сил набрались!
Нагуляли аппетит!
Вот теперь и подкрепиться
Нам совсем не повредит!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.